Решение по делу № 2-422/2016 от 15.09.2016

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Дело № 2-422/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 октября 2016 года                                                                 с. Ленинское ЕАО

Ленинский районный суд ЕАО в составе:

судьи Шариповой Ю.Ф.,

с участием

помощника прокурора Ленинского района ЕАО Моисеенко А.А.,

представителя ответчика администрации МО «Ленинский муниципальный район» Малеевой М.В.,

представителя ответчика МКОУ СОШ с. Бабстово Фирсовой Г.В.,

при секретаре Зуфаровой С.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в защиту неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа с. Бабстово», администрации муниципального образования «Ленинский муниципальный район» Еврейской автономной области об обязании совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ленинского района ЕАО обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц с иском к МКОУ СОШ с. Бабстово, администрации МО «Ленинский муниципальный район» ЕАО об обязании совершить определенные действия, указывая, что прокуратурой Ленинского района ЕАО в порядке надзорной деятельности в общеобразовательных организациях Ленинского муниципального района проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 06.03.20006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», по результатам которой выявлены определенные нарушения в МКОУ СОШ с. Бабстово, а именно: установлен факт отсутствия системы видеонаблюдения.

Исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, обязанных финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму, одним из которых является установка систем видеонаблюдения в образовательных учреждениях. Принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность. Особое значение данные меры приобретают в условиях пребывания несовершеннолетних учащихся и работников образовательного учреждения. Таким образом, антитеррористическая защищенность МКОУ СОШ с. Бабстово ввиду отсутствия систем видеонаблюдения не соответствует имеющей место обстановке и предъявляемым требованиям, способствует несанкционированному доступу в него посторонних лиц, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности несовершеннолетних детей, работников учреждения и иных лиц, пребывающих в образовательном учреждении, влечет нарушение их права на охрану жизни и здоровья. Количество лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, определить не представляется возможным. Эта категория лиц непостоянна и персонально изменчива, поэтому настоящее исковое заявление направляется в интересах неопределенного круга.

Просит суд обязать администрацию МО «Ленинский муниципальный район» ЕАО произвести финансирование МКОУ СОШ с. Бабстово за счет средств районного бюджета для оборудования образовательной организации системой видеонаблюдения в срок до 01.07.2017; обязать МКОУ СОШ с. Бабстово установить систему видеонаблюдения на территории и в зданиях учреждения, расположенных по адресам: ЕАО, Ленинский район, с. Бабстово, ул. Оборонная, 20 и ул. Ленина, 37, в срок до 01.07.2017.

В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района ЕАО Моисеенко А.А. заявленные требования уточнил, просил суд обязать администрацию МО «Ленинский муниципальный район» ЕАО произвести финансирование МКОУ СОШ с. Бабстово за счет средств районного бюджета для оборудования образовательной организации системой видеонаблюдения в срок до 01.07.2017; обязать МКОУ СОШ с. Бабстово установить систему видеонаблюдения на территории и в зданиях учреждения в срок до 01.09.2017. По существу привел доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации МО «Ленинский муниципальный район» ЕАО Малеева М.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что руководством школы принят достаточный комплекс мер, направленных на антитеррористическую защищенность общеобразовательного учреждения, а именно: оба здания огорожены, ведется журнал учета посетителей, вахтером осуществляется контрольно-пропускной режим, проводится инструктаж по повышению бдительности.

В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в зданиях и сооружениях общеобразовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения. Данные меры МКОУ СОШ с. Бабстово приняты. Ни Федеральным законом № 384-ФЗ, ни Сводом правил перечень данных мер не конкретизирован.

В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ от 25.03.2015 № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)» антитеррористическая защищенность мест массового пребывания людей должна соответствовать характеру угроз, оперативной обстановке, обеспечивать наиболее эффективное и экономное использование сил и средств, задействованных в обеспечении безопасности мест массового пребывания людей. Полагает, что принятые на сегодняшний день в школе меры соответствуют оперативной обстановке и отвечают принципу эффективного и экономного использования средств.

В связи с изложенным, просит в удовлетворении иска отказать.

Представитель ответчика МКОУ СОШ с. Бабстово Фирсова Г.В., действующая в силу должностных полномочий, в судебном заседании исковые требования не признала. Суду пояснила, что в школе отсутствует система видеонаблюдения, в ней нет необходимости. Нормы, указанные прокурором, носят рекомендательный характер.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии со статьями 2, 20, 41 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находится под защитой государства.

В силу ч. 1 ст. 45, ч. 1 ст. 46 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Согласно п. 3 ст. 3 «Конвенции о правах ребенка» государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в общеобразовательных учреждениях.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» основополагающими принципами противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, а также приоритет мер предупреждения терроризма.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма), выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Согласно п. 6.48 «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утвержденного Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».

Из приложения «В» к вышеприведенному Своду правил следует, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты).

В соответствии с пунктами 2 и 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, а также создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Как указано в п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Частью 7 той же нормы Федерального закона установлено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в том числе, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 вышеназванного Федерального закона охрана здоровья обучающихся включает в себя, в частности, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Согласно п.п. 3, 5, 7 ст.9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий; осуществление иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере образования.

Как следует из ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 вышеуказанного закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений.

Администрация МО «Ленинский муниципальный район» ЕАО согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» входит в структуру органов местного самоуправления.

Таким образом, МКОУ СОШ с. Бабстово и администрация МО «Ленинский муниципальный район» ЕАО являются субъектами, на которые законодателем возложена обязанность исполнения требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности здания образовательного учреждения.

Согласно Уставу МКОУ СОШ с. Бабстово является унитарной некоммерческой организацией, предметом деятельности которой является образовательная деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования (п. 1.3, 2.2). Учредителем учреждения является МО «Ленинский муниципальный район» ЕАО (п. 1.5). Финансовое обеспечение деятельности образовательного учреждения осуществляется за счет средств местного бюджета на основании бюджетной сметы (п. 1.6). Фактический адрес учреждения: ЕАО, Ленинский район, с. Бабстово, ул. Ленина, д. 37 и ЕАО, Ленинский район, с. Бабстово, ул. Оборонная, д. 20 (п. 1.11).

Объект права - школа, расположенный по адресу: ЕАО, Ленинский район, с. Бабстово, ул. Оборонная, д. 20, находится в оперативном управлении муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Бабстово», что следует из свидетельства о государственной регистрации права от 25.04.2011.

Также в оперативном управлении муниципального общеобразовательного учреждения находится объект права - начальная школа, расположенный по адресу: ЕАО, Ленинский район, с. Бабстово, ул. Ленина, д. 37 (свидетельство о государственной регистрации права от 06.05.2011).

Постановлением администрации Ленинского муниципального района от 29.03.2016 № 193 МКОУ СОШ с. Бабстово включено в Перечень объектов массового пребывания населения муниципального уровня значимости.

В судебном заседании установлено, что здания МКОУ СОШ с. Бабстово не оснащены системой видеонаблюдения для технического контроля за обстановкой.

Данное обстоятельство подтверждается актом проверки от 16.08.2016, имеющимся в материалах дела, и не оспаривалось представителями ответчиков в судебном заседании.

В силу п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом РФ и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

Приказом Рособразования от 11.11.2009 № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений», органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано: предусмотреть в бюджетах субъектов РФ и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений (в первую очередь - учреждений с постоянным пребыванием детей) современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников), контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения, а также первичными средствами пожаротушения, индивидуальными средствами защиты органов дыхания фильтрующего действия для эвакуации людей при пожаре, сертифицированными в области пожарной безопасности.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что требования, заявленные прокурором, законны, обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Доводы представителя администрации о том, что в целях минимизации совершения террористических актов в МКОУ СОШ с. Бабстово предпринят ряд мер, направленных на уменьшение возможности криминальных проявлений, не могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных прокурором требований, поскольку отсутствие постоянного видеонаблюдения отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, так как не обеспечивается постоянный контроль и предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, что, в свою очередь, может способствовать совершению противоправных действий в отношении детей, работников учреждения. Достижение полной антитеррористической защищенности может быть осуществлено лишь при комплексном функционировании всех предусмотренных законодательством мер антитеррористической направленности.

Доводы представителей ответчиков о том, что действующим законодательством на образовательное учреждение и орган местного самоуправления не возложено прямой обязанности по установлению систем видеонаблюдения в общеобразовательных учреждениях основаны на ошибочном толковании норм материального права. Как следует из приведенных выше правовых норм, они содержат императивные предписания в отношении образовательных учреждений.

В соответствии с положениями ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса сторон.

Разрешая в соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ вопрос о сроке, в течение которого решение суда должно быть исполнено, суд, считает, что срок, заявленный прокурором, отвечает вышеуказанным требованиям.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

В силу п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

В связи с чем, администрация МО «Ленинский муниципальный район» ЕАО освобождается от уплаты государственной пошлины по настоящему гражданскому делу, а с МКОУ СОШ с. Бабстово в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 150 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.56, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в защиту неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа с. Бабстово», администрации муниципального образования «Ленинский муниципальный район» Еврейской автономной области об обязании совершить определенные действия удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Ленинский муниципальный район» Еврейской автономной области произвести финансирование муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Бабстово» за счет средств районного бюджета для оборудования образовательного учреждения системой видеонаблюдения в срок до 01.07.2017 года.

Обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Бабстово» установить систему видеонаблюдения на территории и в здании учреждения, расположенном по адресу: ЕАО, Ленинский район, с. Бабстово, ул. Оборонная, 20 и на территории и в здании учреждения, расположенном по адресу: ЕАО, Ленинский район, с. Бабстово, ул. Ленина, 37, в срок до 01.09.2017.

Взыскать с муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Бабстово» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 150 (сто пятьдесят) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Еврейской автономной области через Ленинский районный суд Еврейской автономной области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                       Ю.Ф. Шарипова

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-422/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор района
Ответчики
администрация муниципального образованиня "Ленинский муниципальный район" ЕАО
Средняя общеобразовательная школа с. Бабстово
Суд
Ленинский районный суд Еврейской автономной области
Дело на сайте суда
leninsky.brb.sudrf.ru
15.09.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.09.2016Передача материалов судье
19.09.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.09.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.10.2016Подготовка дела (собеседование)
05.10.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.10.2016Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее