УИД 02RS0001-01-2021-001992-17 Дело № 12-150/2021
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
21 апреля 2021 года г. Горно-Алтайск
Судья Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай Сумачаков И.Н., рассмотрев в судебном заседании жалобу министра экономического развития Республики Алтай Тупикина В.В. на постановление начальника отдела – старшего судебного пристава межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств и розыску Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай Решетовой А.Г. от 26 января 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника отдела – старшего судебного пристава межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств и розыску Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай Решетовой А.Г. от 26 января 2021 г. Министерство экономического развития Республики Алтай признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, министр экономического развития Республики Алтай Тупикин В.В. обратился в суд с жалобой о его отмене и прекращении производства по делу по тем основаниям, что вина в неисполнении судебного решения у министерства отсутствует, при вынесении постановления не учтена реальная возможность приобретения жилого помещения на территории <адрес>. Последовательность формирования специализированого жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа предусмотрен Порядком формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включения и исключения жилого помещения из указанного специализированного жилищного фонда, утвержденным Постановлением Правительства Республики Алтай от 19.11.2019 г. № 321 (далее по тексту – Порядок). Приобретение жилых помещений осуществляется министерством в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Таким образом, исполнение решения суда связано с необходимостью совершения комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещения данной категории граждан. 26.01.2021 г. подано 30 извещений (15 - <адрес> и 15 - <адрес>), аукцион по которым признан несостоявшимся в связи с тем, что на участие в аукционе не было подано ни одной заявки. 17.03.2021 г. аукцион по 15 извещениям (<адрес>) признан несостоявшимся в связи с тем, что на участие в аукционе не было подано ни одной заявки. 18.03.2021 г. аукцион по 11 извещениям (4 - <адрес> и 3 - <адрес>) признан несостоявшимся в связи с тем, что на участие в аукционе не было подано ни одной заявки. На 19.03.2021 г. размещено всего 45 извещений (15 - <адрес>, 9 - <адрес>, 4 - <адрес>, 4 - <адрес>, 4 - <адрес>, 4 - <адрес>, 5 - <адрес>, 5 - <адрес>, 2 - <адрес>, 4 - <адрес>, 4 - <адрес>, 4 - <адрес>, 4 - <адрес>), срок окончания заявок 26.03.2021 г. На стадии опубликования еще 32 заявки. Министерством предпринимаются все возможные меры к приобретению жилых помещений и формированию специализированного жилищного фонда <адрес> для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. В целях расширения дефицита жилых помещений для детей-сирот принято решение о необходимости увеличения в 2021-2022 годах строительства жилых помещений. Возобновлены строительные работы в <адрес> многоквартирного жилого дома по <адрес>, планируемый срок сдачи июль 2021 года.
Представитель Министерства экономического развития Республики Алтай в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.
Начальник отдела – старший судебный пристав Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Республике Алтай Решетова А.Г. в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы, полагала, что постановление является законным и обоснованным.
Судья, выслушав участников производства, изучив и проверив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, считает, что оснований для отмены обжалуемого постановления не имеется.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении обязательному выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно ч. 2 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом.
В случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 113 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Неисполнение должником соответствующих требований после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ административным правонарушением является неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Из материалов дела следует, что 09 сентября 2020 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП и розыску УФССП России по Республики Алтай С. в отношении Министерства экономического развития Республики Алтай возбуждено исполнительное производство №-ИП на основании исполнительного листа серии <данные изъяты> №, выданного Горно-Алтайским городским судом Республики Алтай 04 сентября 2020 года, предмет исполнения: обязать Министерство экономического развития Республики Алтай предоставить А. жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории г. Горно-Алтайска Республики Алтай, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.
В ходе исполнительных действий по исполнительному производству №-ИП судебным приставом-исполнителем Т. 22 октября 2020 года вынесено постановление о взыскании с должника Министерства экономического развития Республики Алтай исполнительского сбора в размере 50 000 рублей за неисполнение в срок, установленный для добровольного исполнения.
13 ноября 2020 года Министерству экономического развития Республики Алтай вручено требование об исполнении исполнительного листа серии <данные изъяты> №, выданного Горно-Алтайским городским судом Республики Алтай, в срок до 16 ноября 2020 года.
Министерством экономического развития Республики Алтай в установленный срок до 16 ноября 2020 года требование об исполнении исполнительного листа серии <данные изъяты> № не исполнено.
В этой связи министерство постановлением по делу об административном правонарушении от 20.11.2020 г. признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 19.01.2020 г. Министерству экономического развития Республики Алтай установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 22 января 2021 года. Однако в данный вновь установленный срок требование об исполнении исполнительного листа серии ФС № также не исполнено, что послужило основанием для составления судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Республике Алтай Т. протокола об административном правонарушении № от 26.01.2021 г.
26 января 2011 года начальником отдела - старшим судебным приставом Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств и розыску Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай Решетовой А.Г. рассмотрено дело об административном правонарушении, предусмотрено ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в отношении Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай, по делу вынесено обжалуемое постановление.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, характеризуется противоправным бездействием, которое выражается в неисполнении должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Вывод начальника отдела - старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств и розыску Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай Решетовой А.Г. о наличии в действиях министерства состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Факт совершения и виновность министерства в совершенном правонарушении подтверждается собранными по делу доказательствами, которые были оценены должностным лицом в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ и сомнений не вызывают.
Доводы жалобы о том, что вина в неисполнении судебного решения у министерства отсутствует, так как исполнение решения суда связано с необходимостью совершения комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещения данной категории граждан, в данном случае не влекут отмену постановления по делу об административном правонарушении, поскольку участие других органов власти в реализации государственной политики по защите имущественных прав и законных интересов детей-сирот не освобождает Министерство экономического развития Республики Алтай от административной ответственности за неисполнение вступившего в законную силу судебного акта, поскольку исходя из положений законодательства об исполнительном производстве доказательствами невозможности исполнения в установленный срок могут быть признаны лишь чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства, каковых по делу не усматривается.
Министерство экономического развития Республики Алтай в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, не предприняло все возможные меры для исполнения требований исполнительного документа. Иного в материалах дела не имеется, соответствующих документов министерством ни в службу судебных приставов, ни в суд не предоставлено.
Действительно, Порядок определяет последовательность формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включения жилого помещения в специализированный жилищный фонд и исключения жилого помещения из специализированного жилищного фонда, а также способы формирования специализированного жилищного фонда. Однако данный Порядок никак не связан с исполнительным производством, возбужденным на основании исполнительного документа. Формирование специализированного жилищного фонда для данной категории граждан не поставлено в зависимость от возбужденных исполнительных производств и требований об исполнении исполнительного документа. Специализированный жилищный фонд не формируется на основании принятых судом решений о предоставлении жилых помещений.
В силу требований закона (статья 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», статья 13 ГПК РФ) вступившие в законную силу судебные акты обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В нарушение этих требований до настоящего времени вступивший в законную силу судебный акт от 20.07.2020 года о предоставлении А. жилого помещения не исполнен, что противоречит пункту 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в соответствии с которым каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки. При этом в соответствии с правовыми позициями, выработанными Европейским Судом по правам человека, Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в его Постановлении № 5 от 10 октября 2003 года «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», сроки судебного разбирательства по гражданским делам в смысле пункта 1 статьи 6 указанной Конвенции начинают исчисляться со времени поступления искового заявления, а заканчивается в момент исполнения судебного акта.
Длительное неисполнение судебного решения противоречит интересам взыскателя и приводит к нарушению его права на эффективную судебную защиту и судопроизводство в разумные сроки, что с учетом социальной значимости защищаемых в судебном порядке прав лиц, которые относятся к наиболее уязвимому слою населения, являются достаточным основанием для привлечения государственного органа, к административной ответственности по соответствующей статье КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств тому, что министерство приняло все меры для надлежащего исполнения исполнительного документа, а также доказательств, свидетельствующих о наличии объективно непреодолимых для должника обстоятельств, препятствующих исполнить требования данного документа, Министерством экономического развития Республики Алтай в материалы дела не представлено. Доводы министерства объективными доказательствами не подтверждены.
Доводы министерства носят обобщенный характер, которые не являются относимыми конкретно к данному делу. В материалах дела не имеется документов, подтверждающих принятие министерством комплекса мер, предусмотренных Порядок, для предоставления конкретно А. жилого помещения в <адрес>.
То обстоятельство, что объявлялся аукцион на приобретение жилья для детей-сирот в других населенных пунктах Республики Алтай, правового значения по делу не имеет, поскольку А. жилое помещение необходимо предоставить в <адрес>. Опубликование извещений на приобретение жилья для детей-сирот в <адрес> материалами дела также не подтверждается.
Более того, опубликованные министерством извещения на приобретение жилых помещений для указанной категории граждан не свидетельствуют об отсутствии вины Министерства экономического развития Республики Алтай в совершении административного правонарушения, поскольку указанные действия не привели к исполнению решения суда в установленный срок, перечисленные меры являются недостаточными и не освобождают от административной ответственности, предусмотренный ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Доводы жалобы о принимаемых министерством мерах к приобретению жилых помещений и формированию специализированного жилищного фонда <адрес> для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, объективными доказательствами не подтверждены.
Недостаточное финансирование также не является основанием, исключающим в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ административную ответственность Министерства экономического развития Республики Алтай за совершение вмененного деяния.
Наказание министерству назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ. Поскольку ранее министерство привлекалось к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ за неисполнение судебного решения об обязании предоставить жилое помещение А., то должностным лицом службы судебных приставов обоснованно назначено министерству наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, в отношении министерства судьей не установлены.
При таких обстоятельствах судья находит постановление законным, вынесенным в соответствии со ст.ст. 25.1, 29.10 КоАП РФ, следовательно, не подлежащим отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств и розыску Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай Решетовой А.Г. от 26 января 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении Министерства экономического развития Республики Алтай оставить без изменения, жалобу министра экономического развития Республики Алтай Тупикина В.В. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии в Верховный Суд Республики Алтай.
Судья И.Н. Сумачаков