дело № 2а-190/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Воронежская область
р.п. Кантемировка «28» марта 2019 года
Кантемировский районный суд, Воронежской области в составе председательствующего по делу судьи Зигуновой Е.Н.;
при секретаре Волоховой Т.В.;
с участием административного истца Жилкиной М.Н.;
представителя административного истца в соответствии с ч. 5 ст. 57 КАС РФ - Кабаковой Е.Е.,
представителя административного ответчика МБУ «Управление городского хозяйства» Бережного С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Жилкиной Марины Николаевны к Муниципальному образованию Кантемировское городское поселение Кантемировского муниципального района Воронежской области в лице администрации Кантемировского городского поселения и Муниципальному бюджетному учреждению «Управление городского хозяйства» о признании незаконным бездействий,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с указанным выше исковым заявлением к Муниципальному образованию Кантемировское городское поселение Кантемировского муниципального района Воронежской области в лице администрации Кантемировского городского поселения в котором указывает, что она является жителем рабочего поселка Кантемировка Кантемировского района Воронежской области и пользуется дорогами и тротуарами в р.п. Кантемировка. Участок тротуара по ул. Школьной напротив домов 21-23 рабочего поселка Кантемировка полностью занесен снегом, что не соответствует требованиям, установленным п. 8.5 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Согласно п. 1 ГОСТ Р 50597-2017 «Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды». Тротуар ни разу не был очищен в течение зимнего сезона 2018-2019 гг., снег не был обработан каким-либо фрикционными материалами, профилактические мероприятия против образования зимней скользкости также не проводились. В результате этого Жилкина М.Н. и остальные пешеходы вынуждены двигаться по проезжей части ул. Школьной. Лица, ответственные за содержание тротуара, бездействуют, тем самым нарушают права Жилкиной М.Н. на безопасность дорожного движения, создают угрозу ее жизни и здоровью.
Согласно п. 8.5 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» на покрытии тротуаров, служебных проходов мостовых сооружений, пешеходных, велосипедных дорожек и на остановочных пунктах маршрутных транспортных средств в городах и сельских поселениях не допускается наличие снега и зимней скользкости после окончания работ по их устранению, выполняемых в сроки по таблице 8.4. Согласно указанной таблице 8.4 рыхлый и талый снег на покрытии тротуара, на котором интенсивность движения составляет менее 100 чел. в час (самый неинтенсивный из приведенных в таблице), должен быть удален в срок не более 3 часов с момента окончания снегопада. На момент обращения в суд 27.02.2019 снег с поверхности тротуара не убран. Административный истец осуществляла видеосъемку заснеженной поверхности тротуара в 14.58 по московскому времени 26.02.2019 и в 10.30 по московскому времени 27.02.2019. Снегопада в период времени между проведением съемок не наблюдалось.
Лицом, ответственным за состояние автомобильных дорог, в рабочем поселке Кантемировка является муниципальное образование - Кантемировское городское поселение Кантемировского района Воронежской области в лице администрации Кантемировского городского поселения Кантемировского района Воронежской области. С учетом изложенного следует однозначный вывод о том, что административным ответчиком не исполняется публичная обязанность по содержанию дороги по ул. Школьная р.п. Кантемировка (бездействие), что создает угрозу для её жизни и здоровья. Считает, что замедление исполнения решения суда об обязании административного ответчика провести уборку снега на тротуаре по ул. Школьная в р.п. Кантемировка может привести к причинению ей вреда жизни и здоровью и иных участников дорожного движения.
Просит суд признать незаконным бездействие административного ответчика по содержанию участка дороги, располагающегося напротив домов 21-23 по ул. Школьная муниципального образования Кантемировское городское поселение Кантемировского муниципального района Воронежской области, обязать произвести снегоочистку тротуара напротив домов 21-23 по ул. Школьная муниципального образования Кантемировское городское поселение Кантемировского муниципального района Воронежской области в соответствии с требованиями ГОСТР 50597-2017, в случае удовлетворения административного иска обратить решение суда к немедленному исполнению.
На административное исковое заявление Жилкиной М.Н. административный ответчик администрация Кантемировского городского поселения подала письменные возражения (л.д. 13-16), суть которых сводится к тому, что администрация поселения является ненадлежащим административным ответчиком, надлежащим административным ответчиком является МБУ «Управление городского хозяйства».
14.03.2019 года определением Кантемировского районного суда, Воронежской области для участия в деле в качестве соответчика привлечено МБУ «Управление городского хозяйства».
Заявлением поданным суду в ходе рассмотрения административного искового заявления административный истец Жилкина М.Н. отказалась от части исковых требований в части обязания произвести снегоочистку тротуара напротив домов 21-23 по ул. Школьная муниципального образования Кантемировское городское поселение Кантемировского муниципального района Воронежской области в соответствии с требованиями ГОСТР 50597-2017, в случае удовлетворения административного иска обратить решение суда к немедленному исполнению. (л.д. 85-86)
Определением Кантемировского районного суда Воронежской области от 28 марта 2019года производство по делу в данной части прекращено.
В судебном заседании административный истец Жилкина М.Н. и её представитель Кабакова Е.Е. в оставшейся части административные исковые требования поддержали, просили признать незаконным бездействие административных ответчиков по содержанию участка дороги, располагающегося напротив домов 21-23 по ул. Школьная муниципального образования Кантемировское городское поселение Кантемировского муниципального района Воронежской области, настаивая на том, что администрация Кантемировского городского поселения в том числе является надлежащим ответчиком.
Представитель административного ответчика МБУ «Управление городского хозяйства» Бережной С.А., с иском не согласился, суду показал, что участок тротуара указанный административным истцом действительно в период до 27.02.2019года не был очищен, поскольку на это отсутствуют средства, кроме того были частые снегопады, в послеобеденное время снег был очищен, но доказательств этому кроме отчета МБУ «Управление городского хозяйства» о проделанной работе бригады за 27.02.2019года представить не может. В какой то мере доводы изложенные в иске считает обоснованными.
Административный ответчик администрация Кантемировского городского поселения о времени, дате и месте судебного заседания извещены своевременно, надлежащим образом, в суд не явились, представив письменное заявление о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д.77).
Руководствуясь ст.150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.
Судом из письменных доказательств установлено, что участок тротуара по ул. Школьной напротив домов 21-23 рабочего поселка Кантемировка в период 26-27 февраля 2019года полностью был занесен снегом, что не соответствовало требованиям, установленным п. 8.5 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы.. /л.д. 8/, что не оспаривается административными ответчиками. В соответствии с выпиской из реестра муниципального реестра от 04.03.2019 года, следует, что дорога по улице Школьная, р.п. Кантемировка, Кантемировского района, Воронежской области принадлежит на праве собственности муниципальному образованию Кантемировское городское поселение /л.д. 17/, балансодержателем указано МБУ «Управление городского хозяйства». Согласно копии паспорта гражданина РФ, следует, что Жилкина М.Н. является жителем р.п. Кантемировка и зарегистрирована по адресу: <адрес>. (л.д.47)
Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд установил, что требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В силу пункта 5 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
В силу пункта 4 статьи 6 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч. 2, ст. 12 Закона РФ от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесены к вопросам местного значения городского поселения.
По смыслу статьи 3 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно статьи 3 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, а также соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги. Органом исполнительной власти Кантемировского городского поселения является Администрация Кантемировского городского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области (пункт 2 статьи 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения").
Согласно Устава Кантемировского городского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области ( л.д.60-76) статья 7 К вопросам местного значения Кантемировского городского поселения относятся: …5) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Кантемировского городского поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Кантемировского городского поселения, а так же осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. (л.д.61 оборот)
Решением № 50 от 05.02.2016года принятым на 7 сессии Совета народных депутатов Кантемировского городского поселения для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения создано муниципальной бюджетное учреждение. (л.д.18)
Как следует из Устава МБУ «Управление городского хозяйства» ( л.д.19-22) статья 2 основные цели деятельности учреждения: … 2.1.2 реализация полномочий органов местного самоуправления в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Кантемировского городского поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а так же осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. (л.д.20 оборот)
При таких обстоятельствах, именно администрация Кантемировского городского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области и МБУ «Управление городского хозяйства» являются ответственными за организацию дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, и именно они обязаны содержать и ремонтировать переданные им в управление автомобильные дороги в соответствии с нормативными требованиями, так как причинами таких нарушений является ненадлежащее исполнение вопросов местного значения в области контроля за использованием автомобильных дорог и их сохранностью.
При этом, передача администрацией Кантемировского городского поселения, Кантемировского района, Воронежской области части возложенных на нее обязанностей по содержанию и ремонту автомобильных дорог на МБУ «Управление городского хозяйства», а также «дефицит» местного бюджета, не освобождает орган местного самоуправления, на который данные обязанности возложены в силу закона, от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение таковых.
Административными ответчиками не представлено относимых и допустимых доказательств надлежащего содержания автомобильных дорог и тротуаров Кантемировского городского поселения в указанный истцом зимний период.
Установив указанные выше обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца, поскольку административные ответчики не исполняют возложенной обязанности по надлежащему содержанию автомобильных дорог и тротуаров в зимний период, а доказательств обратного в соответствии со статьей 62 КАС РФ административными ответчиками суду не представлено.
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве административных истцов или административных ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Вместе с тем Налоговый кодекс Российской Федерации не регулирует вопросы, связанные с возмещением судебных расходов.
В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Из анализа приведенных законоположений следует, что выступающие в качестве административных ответчиков государственные органы в случае удовлетворения административного иска не освобождены от возмещения судебных расходов, включая уплаченную административным истцом при обращении в суд государственную пошлину.
Таким образом, в соответствии со ст. 111 КАС РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчиков в пользу истца подлежит взысканию судебные расходы понесенные административным истцом за составление искового заявления в сумме 7000 рублей (л.д.88-91) и за оплату госпошлины в сумме 300 руб.(л.д.7)
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Жилкиной Марины Николаевны к Муниципальному образованию Кантемировское городское поселение Кантемировского муниципального района Воронежской области в лице администрации Кантемировского городского поселения и Муниципальному бюджетному учреждению «Управление городского хозяйства» о признании незаконным бездействий удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Муниципального образования Кантемировское городское поселение Кантемировского муниципального района Воронежской области в лице администрации Кантемировского городского поселения и Муниципального бюджетного учреждения «Управление городского хозяйства» по содержанию участка дороги, располагающегося напротив домов 21-23 по ул. Школьная муниципального образования Кантемировское городское поселение Кантемировского муниципального района Воронежской области.
Взыскать в равных долях с Администрации Кантемировского городского поселения, Кантемировского муниципального района, Воронежской области, 396730, Воронежская область, Кантемировский район, р.п. Кантемировка, ул. Победы, 17, ИНН 3612001655, дата регистрации 24.10.1997 года и Муниципального бюджетного учреждения «Управление городского хозяйства», 396730, Воронежская область р.п. Кантемировка ул. Буденного, д. 23а, 3612004247, дата регистрации 20.02.2016года в пользу Жилкиной Марины Николаевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, проживающей по адресу: <адрес>, судебные расходы в размере 7300 (семь тысяч триста) рублей.
Настоящее решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд, путем принесения апелляционной жалобы через районный суд в течение одного месяца с момента принятия решения судом в окончательной форме.
Изготовлено в совещательной комнате.
Судья Е.Н. Зигунова