Дело № 2-177/2022 копия
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Александровск 19 мая 2022 года
Александровский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Горлановой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Ендальцевой О.В.,
с участием представителя истца помощника прокурора г. Александровска Скородумовой И.В.,
представителя ответчика администрации Александровского муниципального округа Пермского края Шибановой Ю.В.,
представителя третьего лица управления образования администрации Александровского муниципального округа Пермского края Борцовой Е.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора
г. Александровска в интересах неопределенного круга лиц к администрации Александровского городского округа Пермского края о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства, а именно, организовать перевозку в МБОУ «СОШ п. Яйва» обучающихся, проживающих в п. Люзень,
у с т а н о в и л:
Прокурор г. Александровска обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Александровского городского округа Пермского края о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства, а именно, организовать перевозку в МБОУ «СОШ п. Яйва» обучающихся, проживающих в п. Люзень.
В обоснование иска указано, что прокуратурой г. Александровска Пермского каря на основании поступившего обращения граждан проведена проверка исполнения законодательства в сфере образования, в части перевозки учащихся до образовательного учреждения и обратно. Проверкой установлено, на территории п. Люзень г. Александровска Пермского края проживает 17 учащихся (с 1 по 9 класс). Постановлением администрации Александровского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № «О закреплении муниципальных общеобразовательных организаций за территориями Александровского муниципального округа» муниципальные общеобразовательные организации закреплены за территориями Александровского муниципального округа. В соответствии с приложением к данному постановлению пос. Люзень закреплен за образовательным учреждением МБОУ «Средняя общеобразовательная школа п. Яйва». Расстояние от указанного населённого пункта до школы составляет 10-12 километров. Для школьников, проживающих в пос. Люзень, перевозка на школьных автобусах в общеобразовательное учреждение в рп. Яйву и обратно не организована. Транспортное обслуживание (автобусное сообщение) между населенными пунктами не осуществляется. В соответствии с Уставом МБОУ «Средняя общеобразовательная школа п. Яйва» учредителем данного учебного заведения является администрация Александровского муниципального округа. Обязанность по организации бесплатной перевозки учащихся в образовательном учреждении во всех случаях лежит на учредителе образовательного учреждения. Таким образом, в нарушение закона администрацией Александровского муниципального округа бесплатная перевозка обучающихся из пос. Люзень до образовательного учреждения в рп. Яйва и обратно не организована. Прокуратурой г. Александровска ДД.ММ.ГГГГ по указанному факту нарушения законодательства внесено представление главе муниципального округа - главе администрации Александровского муниципального округа об устранении нарушений законодательства в сфере образования. Из ответа на представление администрация Александровского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что принято решение организовать межведомственную комиссию, с привлечением представителей органов ГИБДД с выездом на место по мере таяния снега, для решения вопроса о возможности использования дороги. Представление в настоящее время не исполнено, документов об исполнении представления не предоставлено. Бездействие администрации Александровского муниципального округа нарушает право несовершеннолетних, проживающих в п. Люзень, на образование, его общедоступность и бесплатность, что не допустимо. Истец просит возложить на администрацию Александровского муниципального округа не позднее 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения указанных требований законодательства, а именно: организовать перевозку на школьных автобусах в МБОУ «СОШ
п. Яйва» в рп. Яйву и обратно обучающихся, проживающих в пос. Люзень г. Александровска Пермского края.
Представитель истца Скородумова И.В. в судебном заседании поддержала исковое заявление по изложенным в нем доводам, пояснила, что до настоящего времени выявленные нарушения ответчиком не устранены. Уточнила исковые требования в части срока исполнения решения суда, просила возложить на администрацию Александровского муниципального округа устранить нарушения требований законодательства, а именно: до ДД.ММ.ГГГГ организовать перевозку на школьных автобусах в МБОУ «СОШ п. Яйва» в рп. Яйву и обратно обучающихся, проживающих в пос. Люзень г. Александровска Пермского края.
Представитель ответчика администрации Александровского муниципального округа Пермского края Шибанова Ю.В. с иском согласилась в части, признала, что перевозка детей в образовательное учреждение должна быть организована, не согласилась со сроком исполнения обязанностей, просила установить 6-месячный срок для исполнения обязанностей с момента вступления решения суда в законную силу. Указала, что ответчику необходимо включаться в какую-нибудь программу, в настоящее время в бюджете не имеется финансовой возможности для устранения указанных в иске нарушений законодательства.
Представитель третьего лица управления образования администрации Александровского муниципального округа Пермского края Борцова Е.Л. в судебном заседании пояснила, что обязанность по осуществлению подвоза учащихся у них имеется, но не решен вопрос с дорогой и транспортом, когда данные вопросы будут решены, перевозка детей будет осуществляться. Указала, что срок запрашиваемый прокурором для исполнения обязанностей нереальный, до ДД.ММ.ГГГГ организовать перевозку детей из п. Яйва в п. Люзень и обратно невозможно. Просила увеличить срок для исполнения решения.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования заявлены законно и обоснованно.
Важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных организациях гарантируется (части 1 и 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации) на основе конституционного принципа юридического равенства.
Статьей 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-Ф3) установлено, что в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.
В соответствии с п. 7, 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» к вопросам местного значения муниципального округа относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального, городского округа; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
В соответствии с частью 5 статьи 63 Федерального закона № 273-ФЗ органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей.
В силу ч. 2 ст. 34 Закона № 273-Ф3 обучающимся предоставляются меры социальной поддержки и стимулирования, в том числе, транспортное обеспечение в соответствии со статьей 40 данного Закона.
В соответствии со ст. 40 Федерального закона № 273-ФЗ транспортное обеспечение обучающихся включает в себя организацию их бесплатной перевозки до образовательных организаций и обратно в случаях, установленных частью 2 настоящей статьи, а также предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации мер социальной поддержки при проезде на общественном транспорте. Организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями, входящими в состав одного муниципального района, между населенными пунктами в составе муниципального или городского округа осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций. Организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями, входящими в состав разных муниципальных районов, между муниципальными округами, между городскими округами, между муниципальным округом и городским округом, между поселением и муниципальным округом или городским округом осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций в случае, если на территориях указанных муниципальных образований не обеспечена транспортная доступность соответствующих образовательных организаций по месту жительства обучающихся.
Частью 3 ст. 40 вышеуказанного закона определено, что расходы учредителя муниципальной образовательной организации, реализующей основные общеобразовательные программы, на организацию бесплатной перевозки обучающихся в данной образовательной организации и проживающих на территории иного муниципального района, муниципального округа или городского округа подлежат компенсации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, и учитываются в межбюджетных отношениях.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой города Александровска проведена проверка исполнения законодательства в сфере образования, в части подвоза учащихся до образовательного учреждения и обратно.
В ходе проведенной проверки было установлено, что постановлением администрации Александровского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № за территорией Александровского муниципального района – п. Люзень закреплена муниципальная общеобразовательная организация – МБОУ «Средняя общеобразовательная школа пос. Яйва» (л.д. 14-18).
Согласно информации Управления образования администрации Александровского муниципального округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №, предоставленной прокурору, подвоз детей, проживающих в п. Люзень от места проживания к месту обучения школьным автотранспортом не организован, в связи с тем, что состояние дороги Соликамск-Кунгур до
п. Люзень не соответствует техническим требованиям и не обеспечивает безопасность при перевозке детей (л.д. 12).
Также в данной информации указано, что в ДД.ММ.ГГГГ года было обращение от жителей п. Люзень в адрес Губернатора Пермского края по вопросу организации доставки обучающихся в общеобразовательное учреждение п. Яйвы, на которое администрацией Александровского муниципального района Пермского края был дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ №, где указано, что в ДД.ММ.ГГГГ было проведено обследование дорожных условий автомобильной дороги Кунгур-Соликамск-Люзень, в ходе которого установлено, что организация регулярного транспортного сообщения невозможна по причине несоответствия конструкции, схемы продольного профиля дороги и невозможностью выполнения требований безопасности при организации перевозки пассажиров общественным транспортом (л.д. 13).
В ходе проверки установлено, что администрацией Александровского муниципального округа Пермского края бесплатная перевозка обучающихся из п. Люзень до образовательного учреждения и обратно не организована.
Данные обстоятельства отражены в представлении прокурора г. Александровска от ДД.ММ.ГГГГ, направленном в адрес главы муниципального округа – главы администрации Александровского муниципального округа об устранении нарушений законодательства в сфере образования (л.д. 7-10).
Данное представление прокурора г. Александровска администрацией Александровского муниципального округа не оспорено, из ответа на представление администрация Александровского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что принято решение организовать межведомственную комиссию, с привлечением представителей органов ГИБДД с выездом на место по мере таяния снега, для решения вопроса о возможности использования дороги (л.д. 11).
В настоящее время представление не исполнено, документов об исполнении представления суду не предоставлено.
Согласно акту обследования дорожных условий на автомобильной дороге «Кунгур-Соликамск-Люзень от ДД.ММ.ГГГГ комиссия по проведению обследования дорожных условий на автомобильной дороге «Кунгур-Соликамск-Люзень, утвержденная распоряжением администрации Александровского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ №-р, выявила над участком дорожного полотна протянута воздушная линия электропередач 110 кВ, автомобильная дорога имеет крутые спуск и подъем, дорога пересекает подземный участок газопровода, имеет нарушения дорожного полотна в виде ямочности.
Из акта обследования дорожных условий на автомобильной дороге Яйва-Подслудное-Люзень от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сотрудниками администрации Александровского муниципального округа проведен визуальный осмотр автомобильной дороги до п. Люзень, выявлено, что автомобильная дорога имеет затяжные круты спуски и подъемы, в нескольких местах дорогу пересекают линии электропередач высокого и низкого напряжения, имеется железнодорожный переезд со шлагбаумом, под дорогой расположен подземный участок магистрального газопровода, дорога имеет множественную ямочность, колейность, в связи с чем пришли к выводу, что автомобильная дорога Яйва-Подслудное-Люзень не соответствует нормативному состоянию, необходимо произвести работы по ремонту дороги.
ОМВД России по Александровскому муниципальному округу в ходе повседневного надзора за состоянием улично-дорожной сети ДД.ММ.ГГГГ выявлен недостаток в содержании дорог, а именно на автодороге Кунгур-Соликамск-Люзень на проезжей части дороги многочисленные выбоины глубиной от 4 см и выше (нарушены требования п. 5.2, п.п. 5.2.4 ГОСТР 50597-2017). В адрес собственника дорог – администрации Александровского муниципального округа вынесено предостережение от ДД.ММ.ГГГГ об устранении недостатка.
Распространяя государственные гарантии на предусмотренное частью 2 статьи 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право обучающихся на бесплатную перевозку от места проживания, находящегося в одном населенном пункте, до образовательной организации, находящейся в другом населенном пункте, федеральный законодатель преследовал конституционно обусловленную цель создания равных условий для получения образования детьми, проживающими в тех населенных пунктах, где отсутствуют соответствующие образовательные организации, прежде всего, в малонаселенных и труднодоступных местностях.
Буквальное толкование части 2 статьи 40 Федерального закона № 273-ФЗ сводится к тому, что организация бесплатной перевозки обучающихся между населенными пунктами обеспечивается соответствующими органами местного самоуправления того муниципального образования, которое является учредителем образовательной организации.
При этом дети, проживающие на территории того населенного пункта, в котором отсутствуют соответствующие образовательные организации, не должны находиться в заведомо худшем положении по сравнению со своими сверстниками, проживающими в непосредственной близости от образовательных учреждений.
Таким образом, оценив представленные сторонами спора доказательства в их совокупности, суд полагает, что администрацией Александровского муниципального округа Пермского края допущены нарушения законодательства об в сфере образования, выразившееся в не организации бесплатной перевозки обучающихся из пос. Люзень до образовательного учреждения в рп. Яйва и обратно, что существенно нарушает их права, предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Срок для исполнения обязанностей, предложенный прокурором г. Александровска до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до начала следующего учебного года, суд находит разумным и достаточным для исполнения обязанностей.
Доводы представителя ответчика и представителя третьего лица о том, что в проекте бюджета не заложены денежные средства для устранения указанных нарушений законодательства, о недостаточности срока для обеспечения финансирования подлежат отклонению, поскольку отсутствие финансирования не может являться основанием для неисполнения требований, установленных законом. При этом ответчик не лишен возможности обратиться в суд с заявлением в порядке ст. 203 ГПК РФ.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора г. Александровска о возложении на администрацию Александровского муниципального округа устранить нарушения требований законодательства в сфере образования, а именно: организовать перевозку на школьных автобусах в МБОУ «СОШ п. Яйва» в рп. Яйву и обратно обучающихся, проживающих в пос. Люзень г. Александровска Пермского края, подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора г. Александровска в интересах неопределенного круга лиц к администрации Александровского городского округа Пермского края о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства, а именно, организовать перевозку в МБОУ «СОШ п. Яйва» обучающихся, проживающих в п. Люзень, удовлетворить в полном объеме.
Возложить на администрацию Александровского муниципального округа Пермского края обязанность устранить нарушения требований законодательства в сфере образования до ДД.ММ.ГГГГ, а именно: организовать перевозку на школьных автобусах в МБОУ «СОШ п. Яйва» в рп. Яйву и обратно обучающихся, проживающих в пос. Люзень г. Александровска Пермского края.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Александровский городской суд Пермского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий подпись Н.Н. Горланова
Мотивированное решение составлено 26.05.2022.
Судья /подпись/
Копия верна.
Судья Н.Н. Горланова