61RS0022-01-2023-005135-60

№ 2-4707/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Таганрог Ростовской области 31 октября 2023 года

Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Бондаренко Н.А.,

при секретаре судебного заседания Кратко А.С.,

с участием помощника прокурора г.Таганрога - Ищенко И.П.,

представителя ответчика администрации г. Таганрога - Клевченя М.В., на основании доверенности от 25.02.2022,

представителя третьего лица УКС г. Таганрога - Тимошенко Л.А., на основании доверенности от 20.09.2023,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Таганрога, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации г. Таганрога, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных исковых требований относительно предмета иска, Комитета по управлению имуществом г. Таганрога, Управления капитального строительства г. Таганрога, о возложении обязанности по сносу расселенного аварийного жилого дома,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском, указав в обоснование своих требований на следующие обстоятельства.

В ходе проведенной прокуратурой г. Таганрога проверки исполнения администрацией г. Таганрога жилищного законодательства в сфере ликвидации аварийных домов установлено, что на территории <адрес> расположен многоквартирный дом, который на основании Постановления Администрации г. Таганрога от 24.05.2013 признан аварийным и подлежащим сносу.

Процедура переселения жителей указанного дома в благоустроенные жилые помещения, а также выплаты им выкупной стоимости завершена, помещения и земельный участок изъяты в муниципальную собственность, граждане фактически освободили жилые помещения, однако меры к сносу дома администрацией города не приняты, снос не осуществлен.

По изложенным основаниям истец просит суд обязать администрацию г. Таганрога произвести снос расселенного аварийного жилого дома по адресу: <адрес>

В ходе рассмотрения дела в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета иска привлечены Комитет по управлению имуществом г. Таганрога, Управление капитального строительства г. Таганрога.

В судебном заседании помощник прокурора г. Таганрога Ищенко И.П. исковые требования поддержал и просил их удовлетворить по изложенным в иске основаниям. Обратил внимание суда на то, что администрация г.Таганрога длительное время не исполняла обязанности по сносу аварийного жилища, полагал, что отсрочка будет затрагивать права и свободы граждан.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации г. Таганрога Клевченя М.В., действующая на основании доверенности от 25.02.2022, возражала против удовлетворения исковых требований, указав, что Администрация г. Таганрога является ненадлежащим ответчиком, полномочия по сносу дома находятся в ведении УКС по г. Таганрогу, которым предпринимаются меры для сноса дома. Если исковые требования будут удовлетворены, просила предоставить отсрочку решения суда на 6 месяцев с учетом соблюдения процедуры финансирования и установленного порядка сноса дома.

В судебном заседании третье лицо, не заявляющее самостоятельных исковых требований относительно предмета иска, представитель Управления капитального строительства г. Таганрога Тимошенко Л.А., действующая на основании доверенности от 20.09.2023, поддержала доводы письменного отзыва, указав, что многоквартирный дом на территории <адрес> признан аварийным на основании Постановления Администрации г. Таганрога еще в 2013 года, полномочия по сносу помещений возложено на УКС г. Таганрога только с 15.11.2022. На данный период времени предпринимаются меры по осуществлению сноса многоквартирного дома, разработаны сметы на проектные (изыскательские) работы, получены коммерческие предложения, произведен расчет начальной максимальной цены контракта на разработку проектной документации. Срок разработки проекта организации работ и сметной документации по сносу объектов капитального строительства составляет 3 месяца. На данный период времени проходит реализация выделения финансирования по сносу дома. С учетом времени осуществления закупочных процедур, времени на исполнение контракта на снос дома, получения финансирования, срок реализации составит не менее 6 месяцев, в связи с чем, заявлено об отсрочке исполнения сноса дома не менее чем на 6 месяцев.

Представитель третьего лица – КУИ г. Таганрога в судебное заседание своего представителя не направил, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, направлено заявление, в котором заявлено о рассмотрении дела в отсутствие. Дело рассмотрено в отсутствие представителя КУИ г. Таганрога в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, письменные доказательства, суд приходит к следующему:

Статьей 2 Жилищного кодекса РФ закреплено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Пунктом 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищных законодательством.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

Согласно ст. 56.11 Земельного кодекса Российской Федерации заключенное соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для сноса объектов недвижимого имущества, расположенных на изъятом земельном участке.

С момента прекращения права частной собственности на изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества на них возникает право собственности муниципального образования в случае, если такой земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества изъяты для муниципальных нужд.

В силу п. 12 ст. 26 Федерального закона от 31.12.2014 № 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае, если на земельном участке, изъятом для государственных или муниципальных нужд, расположены изъятые вместе с таким земельным участком и подлежащие сносу объекты недвижимости, их снос осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об их изъятии, либо лицом, которому предоставлен земельный участок, на котором расположены указанные объекты недвижимости. Принятие решения о таком сносе не требуется. В случае, если указанные объекты недвижимости изъяты в собственность Российской Федерации, внесение сведений о них в реестр федерального имущества не осуществляется.

В случае, если ранее права на указанные объекты недвижимости не были зарегистрированы, государственная регистрация прав, перехода, прекращения прав не осуществляется.

Непригодные для проживания дома ухудшают внешний облик города, сдерживают развитие инфраструктуры, что снижает инвестиционную привлекательность территории города.

Наличие свободного доступа в аварийные жилые дома создает условия для совершения правонарушений в данных помещениях, в том числе поджога, является реальной угрозой причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Прокуратурой г. Таганрога проведена проверка исполнения администрацией г. Таганрога законодательства в сфере ликвидации аварийных домов, в ходе которой установлено, что на территории <адрес>, расположен многоквартирный дом, который на основании Постановления Администрации г. Таганрога от 24.05.2013 признан аварийным и подлежащим сносу.

Процедура переселения жителей указанного дома в благоустроенные жилые помещения, а также выплаты им выкупной стоимости завершена, помещения и земельный участок изъяты в муниципальную собственность, граждане фактически освободили жилые помещения, однако меры к сносу дома администрацией города не приняты, снос дома не осуществлен.

Одной из целей и задачей, а также ожидаемым результатом муниципальной программы, утвержденной постановлением администрации г. Таганрога от 13.11.2018 «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения города Таганрога», является ликвидация аварийного, подлежащего сносу жилищного фонда.

Таким образом, снос расселенных аварийных домов на территории города является обязанностью органа местного самоуправления.

Мероприятия по сносу аварийного дома на территории <адрес>, не выполнены до настоящего времени с 2013 года.

По факту бездействия Администрации г. Таганрога при ликвидации аварийного жилищного фонда прокуратурой г. Таганрога 12.07.2023 внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства.

В нарушение указанных требований мероприятия по сносу аварийного дома в городе Таганроге не выполняются на протяжении 10 лет, беспрепятственное проникновение в заброшенное помещение создает условие для совершения противоправных действий.

Кроме того, аварийные неснесенные дома ухудшают внешний облик города, сдерживают развитие инфраструктуры, что снижает инвестиционную привлекательность территории города.

Наличие свободного доступа в неснесенные аварийные жилые дома не исключает возможность совершения правонарушений в данных помещениях, в том числе поджога, создают реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, опасность для сохранности имущества третьих лиц.

Из материалов дела следует, что на данный период предпринимаются меры по осуществлению организации сноса многоквартирного дома, что подтверждается представленными документами, при этом, на день вынесения решения суда снос многоквартирного дома не произведен.

Доводы Администрации г. Таганрога о том, что в данном случае привлечен ненадлежащий ответчик не могут быть приняты во внимание, поскольку в силу п. 12 ст. 26 Федерального закона от 31.12.2014 № 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» при изъятии для муниципальных нужд, земельных участков, на которых расположены подлежащие сносу объекты недвижимости, обязанность по их сносу возложена на орган местного самоуправления, принявшими решение об их изъятии, которым в данном случае является Администрация г. Таганрога.

Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

При таком положении суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных исковых требований прокурора г.Таганрога в интересах неопределенного круга лиц, в связи с чем иск подлежит удовлетворению с предоставлением отсрочки исполнения решения на 6 месяцев с учетом разумного срока для организации подготовки к сносу многоквартирного дома.

Руководствуясь ст.ст. 167, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, - ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ 08 ░░░░░░ 2023 ░░░░.

2-4707/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г.Таганрога
Ответчики
Администрация г.Таганрога
Другие
Комитет по управлению имуществом г. Таганрога
Управление капитального строительства г.Таганрога
Суд
Таганрогский городской суд Ростовской области
Судья
Бондаренко Наталия Александровна
Дело на сайте суда
taganrogsky.ros.sudrf.ru
24.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.07.2023Передача материалов судье
28.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.08.2023Подготовка дела (собеседование)
18.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.10.2023Судебное заседание
31.10.2023Судебное заседание
08.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее