ШЕСТОЙ КАССАЦИОННОЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-521/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
27 ноября 2019 года город Самара
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Юдкин А.А., рассмотрев жалобу должностного лица – главы администрации Октябрьского внутригородского района городского округа Самара ФИО1 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 29 Октябрьского судебного района г. Самары Самарской области от 19 августа 2019 года, решение судьи Октябрьского районного суда г. Самары от 4 октября 2019 года, вынесенные в отношении главы администрации Октябрьского внутригородского района городского округа Самара ФИО1, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 29 Октябрьского судебного района г. Самары Самарской области от 19 августа 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Октябрьского районного суда г. Самары от 4 октября 2019 года, глава администрации Октябрьского внутригородского района городского округа Самара ФИО1 (далее по тексту – ФИО1) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
В жалобе, поданной в ФИО2 кассационный суд общей юрисдикции, ФИО1 просит отменить состоявшиеся в отношении него судебные акты, прекратить производство по делу в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, а также обязать возвратить ему сумму уплаченного административного штрафа.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1.1 статьи 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, осуществляющего исполнительно-распорядительные полномочия, порядка предоставления государственной услуги в случае, если нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением данной государственной услуги, осуществляется нормативными правовыми актами Российской Федерации, повлекшее не предоставление государственной услуги заявителю либо предоставление государственной услуги заявителю с нарушением установленных сроков, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги (пункт 1 статьи 2 Федерального закона № 210-ФЗ).
Как следует из материалов дела, 18 апреля 2019 года в администрацию Октябрьского внутригородского района городского округа Самара (при участии МБУ Октябрьского внутригородского района городского округа Самара «Перспектива») поступило заявление ООО «Специализированный застройщик «Великран-инвест» о присвоении адреса объекту незавершенного строительства с приложением полного пакета документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги.
По итогам рассмотрения указанного заявления администрацией Октябрьского района городского округа Самара принято решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги - вынесено постановление администрации Октябрьского района городского округа Самара от 20 мая 2019 года № 162 «Об отказе в присвоении адреса жилым домам, подземному паркингу и трансформаторной подстанции, расположенным в границах улиц Московское шоссе, пер. Тупой, пр. Карла Маркса и ул. Булкина».
В качестве оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги в указанном решении обозначено не предоставление документов (обязанность по представлению которых лежит на заявителе), позволяющих правомерно выполнить требования п. 25 ч. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 года № 1221 «Об утверждении правил присвоения, изменения и аннулирования адресов».
Согласно пункту 25 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 года № 1221, решение о присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса подлежит обязательному внесению уполномоченным органом в государственный адресный реестр в течение 3 рабочих дней со дня принятия такого решения.
По данному факту 1 августа 2019 года прокурором Октябрьского района г. Самары вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – главы администрации Октябрьского внутригородского района городского округа Самара ФИО1
При рассмотрении дела мировой судья, с выводами которого согласился судья районного суда, пришел к выводам о том, что в действиях должностного лица ФИО1 содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно нарушение порядка предоставления государственной услуги, повлекшее не предоставление государственной услуги заявителю.
В связи с чем действия должностного лица ФИО1 переквалифицированы с части 2 статьи 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 1.1 статьи 5.63 указанного Кодекса.
С такими выводами мирового судьи и судьи районного суда согласиться нельзя по следующим основаниям.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образует нарушение должностным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего исполнительно-распорядительные полномочия, порядка предоставления государственной услуги.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 года № 1221 утверждены Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов, пункт 6 которых полномочия по присвоению, изменению или аннулированию адресов относит полномочиям органов местного самоуправления.
Пунктом 27 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесены полномочия по присвоению адресов объектам адресации.
По смыслу положений пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», определяющего понятие муниципальной услуги, деятельность по присвоению адреса является муниципальной услугой.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» установлено, что предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
Порядок предоставления муниципальной услуги по присвоению, изменению, аннулированию и регистрации адресов объектов недвижимости установлен Административным регламентом, утвержденным постановлением главы администрации Октябрьского внутригородского района городского округа Самара от 18 февраля 2016 года № 12.
Таким образом, нарушение порядка предоставления муниципальных услуг не образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, выводы мирового судьи, поддержанные судьей районного суда, о квалификации действий ФИО1 по части 1.1 статьи 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не основаны на законе. Состав указанного административного правонарушения в его действиях отсутствует.
Пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.
Поскольку в действиях ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судебные акты подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.
Ходатайство заявителя об обязании произвести возврат уплаченного им по постановлению мирового судьи административного штрафа удовлетворению не подлежит, поскольку это не предусмотрено нормами действующего Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Возврат суммы штрафа, уплаченного по постановлению мирового судьи судебного участка № Октябрьского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, отмененному настоящим постановлением, осуществляется по заявлению плательщика соответствующим администратором доходов бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
жалобу главы администрации Октябрьского внутригородского района городского округа Самара ФИО1 удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка № 29 Октябрьского судебного района г. Самары Самарской области от 19 августа 2019 года, решение судьи Октябрьского районного суда г. Самары от 4 октября 2019 года, вынесенные в отношении главы администрации Октябрьского внутригородского района городского округа Самара ФИО1, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья А.А. Юдкин