Дело 2-37/2019
УИД 29RS0003-01-2018-000904-27
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
01 февраля 2019 года с. Яренск
Вилегодский районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего Мининой Н.В.,
при секретаре Кузнецовой Е.А.,
с участием прокурора – помощника прокурора Ленского района Архангельской области Кулижных А.А.,
представителя ответчика администрации МО «Ленский муниципальный район» Кокшарова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленского района Архангельской области в интересах неопределённого круга лиц, в защиту прав несовершеннолетних к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Сойгинская средняя школа» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства к антитеррористической защищенности образовательного учреждения, администрации муниципального образования «Ленский муниципальный район» об обязании обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений требований законодательства к антитеррористической защищенности образовательного учреждения,
установил:
И.о. прокурора Ленского района Архангельской области в интересах неопределённого круга лиц, в защиту прав несовершеннолетних обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Сойгинская средняя школа» (далее - учреждение) об обязании в срок до 01.09.2019 установить при входе в здание школы, расположенном по адресу: Архангельская область, Ленский район, п. Сойга, ул. Центральная, дом 6, систему видеонаблюдения, обеспечивающую контроль за обстановкой на территории, прилегающей к зданию школы и контроль за обстановкой внутри здания школы; к администрации муниципального образования «Ленский муниципальный район» (далее - администрация) об обязании в срок до 01.07.2019 обеспечить финансирование мероприятий по установке при входе в здание школы, расположенном по адресу: Архангельская область, Ленский район, п. Сойга, ул. Центральная, дом 6, систему видеонаблюдения, обеспечивающую контроль за обстановкой на территории, прилегающей к зданию школы и контроль за обстановкой внутри здания школы.
Заявленные требования истец мотивирует тем, что прокуратурой района в декабре 2018 года проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасности детей в образовательных организациях, в том числе по вопросу антитеррористической защищенности объектов, выявлено, что в учреждении в нарушение п. 8 ч. 1 ст. 41 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ч. 13 ст. 30 Закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», п. 6.48 СП 1 18.13330.2012 Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009 отсутствует система видеонаблюдения, что свидетельствует о непринятии учреждением комплекса мер по обеспечению безопасности учащихся в ходе учебного процесса.
В судебном заседании помощник прокурора Ленского района Архангельской области Кулижных А.А. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Просит установить срок исполнения решения суда в отношении МБОУ «Сойгинская СШ» до 01.09.2019 и в отношении администрации МО «Ленский муниципальный район» – до 01.07.2019.
Ответчик МБОУ «Сойгинская СШ», надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направили, просили рассмотреть дело в их отсутствие, с исковыми требованиями об обязании установить при входе в здание школы, расположенном по адресу: Архангельская область, Ленский район, п. Сойга, ул. Центральная, дом 6, систему видеонаблюдения, обеспечивающую контроль за обстановкой на территории, прилегающей к зданию школы и контроль за обстановкой внутри здания школы согласны. Последствия признания иска, предусмотренные ст. ст. 39, 173 ГПК РФ, разъяснены и понятны. Однако просят установить срок исполнения решения суда до 01 января 2020 года.
Представитель ответчика администрации МО «Ленский муниципальный район» Кокшаров А.В. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований прокурора Ленского района Архангельской области об обязании в срок до 01.07.2019 обеспечить финансирование мероприятий по установке при входе в здание школы, расположенном по адресу: Архангельская область, Ленский район, п. Сойга, ул. Центральная, дом 6, систему видеонаблюдения, обеспечивающую контроль за обстановкой на территории, прилегающей к зданию школы и контроль за обстановкой внутри здания школы, не возражает.
Третье лицо отдел образования администрации МО «Ленский муниципальный район», надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направили, просили рассмотреть дело в их отсутствие, с исковыми требованиями прокурора согласны.
Заслушав пояснения представителей сторон и третьего лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Суд принимает признание ответчиками иска, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, и находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.
Принятие судом признания ответчиками иска обоснованно следующим.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В пункте 3 статьи 3 "Конвенции о правах ребенка" указано, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
В силу п. п. 1 и 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ) одним из основных принципов противодействия терроризму является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер его предупреждения.
Как следует из содержания п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения и воспитания обучающихся, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательной организации (ч. 6 ст. 28 Закона № 273-ФЗ).
К компетенции образовательной организации относится материально- техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с Государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными требованиями и образовательными стандартами (п. 2 ч. 3 ст. 28 Закона № 273-Ф3). Образовательная организация несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ, а также несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательной организации.
В силу положений ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения, предусмотрено, что в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, в предусмотренных законодательством РФ случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В соответствии с п. 6.48 «СП 1 18.13330.2012 Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утвержденного приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «службы 112».
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма на территории муниципального района, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма. Пункт 11 ч. 1 ст. 15 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относит организацию предоставления общедоступного и бесплатного основного общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
В судебном заседании установлено, что здание учреждения, расположенное по адресу: Архангельская область Ленский район п. Сойга, ул. Центральная, дом 6, находится в муниципальной собственности МО «Ленский муниципальный район», что подтверждается выпиской из реестра муниципального имущества.
В силу Устава учреждения расположено по адресу: Архангельская область Ленский район п. Сойга, ул. Центральная, дом 6. Учредителем учреждения и собственником имущества является муниципальное образование «Ленский муниципальный район». Пункт 1.5 Устава учреждения определяет, что функции и полномочия учредителя от имени МО «Ленский муниципальный район» осуществляются администрацией МО «Ленский муниципальный район», Отделом образования администрации МО «Ленский муниципальный район» в установленном администрацией района порядке. Функции и полномочия собственника имущества учреждения от имени МО «Ленский муниципальный район» осуществляют администрация.
Согласно пункту 1.12 Устава к компетенции учреждения относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.
Судом установлено и не оспаривается ответчиками, что в здании учреждения отсутствуют система видеонаблюдения, что нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала общеобразовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение, отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, так как не обеспечивается надлежащая антитеррористическая устойчивость объекта.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
С учетом позиции прокурора, мнения ответчиков относительно срока, необходимого для устранения нарушения закона, учитывая интересы неопределенного круга лиц на охрану здоровья, благоприятные и безопасные условия получения образования, суд находит возможным установить срок исполнения решения суда в отношении учреждения до 01.09.2019 и в отношении администрации – до 01.07.2019.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований освобождаются от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с п. 19 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Таким образом, с ответчика МБОУ «Сойгинская средняя школа» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 150 рублей 00 копеек.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Ленского района Архангельской области, заявленные в интересах неопределённого круга лиц, в защиту прав несовершеннолетних к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Сойгинская средняя школа» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства к антитеррористической защищенности образовательного учреждения, администрации муниципального образования «Ленский муниципальный район» об обязании обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений требований законодательства к антитеррористической защищенности образовательного учреждения удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сойгинская средняя школа» в срок до 01.09.2019 установить при входе в здание школы, расположенном по адресу: Архангельская область, Ленский район, п. Сойга, ул. Центральная, дом 6, систему видеонаблюдения, обеспечивающую контроль за обстановкой на территории, прилегающей к зданию школы и контроль за обстановкой внутри здания школы.
Обязать администрацию муниципального образования «Ленский муниципальный район» в срок до 01.07.2019 обеспечить финансирование мероприятий по установке при входе в здание школы, расположенном по адресу: Архангельская область, Ленский район, п. Сойга, ул. Центральная, дом 6, систему видеонаблюдения, обеспечивающую контроль за обстановкой на территории, прилегающей к зданию школы и контроль за обстановкой внутри здания школы.
Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сойгинская средняя школа» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 150 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельский областной суд через Вилегодский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий: Н.В. Минина