Решение по делу № 2-816/2024 от 16.05.2024

Дело № 2-816/2024 Решение в окончательной форме

УИД: 51RS0007-01-2024-001237-11 изготовлено 10 июня 2024 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

5 июня 2024 г. г. Апатиты

Апатитский городской суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Алексеевой А.А.,

при секретаре судебного заседания Васильевой М.А.,

с участием прокурора Карпухиной А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Апатиты в защиту интересов неопределенного круга лиц к Государственному областному бюджетному учреждению здравоохранения «Областной специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики» об устранении нарушений законодательства об антитеррористической защищенности,

установил:

Прокурор города Апатиты обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к государственному областному бюджетному учреждению здравоохранения «Областной специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики» (далее – ГОБУЗ «ОСДР») об устранении нарушений законодательства об антитеррористической защищенности.

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой города Апатиты проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» в деятельности ГОБУЗ «ОСДР», в ходе которой установлено, что согласно акту обследования и категорирования, а также в соответствии с утвержденным 22 марта 2023 г. паспортом безопасности ГОБУЗ «ОСДР» расположенного по адресу: <адрес>, присвоена третья категория, однако в нарушение подпункта «г» пункта 16.1, подпункта «а» пункта 17 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 2017 г. № 8, мероприятия по обеспечению охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций не осуществляется.

Просит обязать ГОБУЗ «ОСДР», расположенное по адресу: <адрес>, в срок до 25 августа 2024 г. обеспечить охрану зданий, в которых расположено учреждение здравоохранения, путем привлечения сотрудников охранных организаций.

В судебном заседании помощник прокурора города Апатиты Карпухина А.И. поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика не явился, о времени и месте судебного заседания извещен в установленном законом порядке, просил дело рассмотреть в его отсутствие. Из письменного отзыва на исковое заявление следует, что исковое требования признают, поясняют, что Учреждение реализует свою деятельность за счет предоставленных Министерством субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг, платных услуг не оказывает, соответственно собственными средствами не располагает. Заключение контракта с охранным предприятием возможно при условии выделения дополнительных средств Министерством. Дополнительных средств по данному вопросу Министерством не выделено. Просит установить срок обеспечения охраны здания до 31 марта 2025 г.

Представитель третьего лица Министерства здравоохранения Мурманской области не явился, о времени и месте судебного заседания извещен в установленном законом порядке, просил дело рассмотреть в его отсутствие. Из письменного отзыва на исковое заявление следует, что срок исполнения требования, указанного в исковом заявлении, определен прокуратурой без учета законодательства, регулирующего порядок и сроки проведения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территории) и требований законодательства о контрактной системе. Заявленный срок до 25 августа 2024 г. на выполнение всех запланированных мероприятий не отвечает принципу исполнимости судебного акта. С учетом того, что закон Мурманской области от 18 декабря 2023 г. № 2949-01-ЗМО «Об областном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» сформирован с учетом финансовой нагрузки на региональный бюджет, Министерством направлена в Министерство финансов Мурманской области информация о потребности в средствах на проведение мероприятий по антитеррористической защищенности объектов учреждений здравоохранения для рассмотрения данного вопроса выделения средств из резервного фонда Правительства Мурманской области. До настоящего времени решение по обозначенному вопросу не принято.

Суд, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.

Заслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

Статьей 18 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья.

Аналогичные положения прописаны в статье 41 Конституции Российской Федерации.

Согласно положениям пункта 2 части 1 статьи 79 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская организация обязана организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и с учетом стандартов медицинской помощи.

Подпунктом «а» пункта 4 статьи 3 Федерального закона от 6 марта 2006г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» установлено, что под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц, по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

Исходя из положений статьи 2 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», основными принципами противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; приоритет мер предупреждения терроризма.

Пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» определено, что антитеррористическая защищенность объекта (территории) – состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации (далее – Концепция), основными задачами противодействия терроризму являются, в том числе, обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

В силу подпункта «б» пункта 13 Концепции одним из направлений предупреждения (профилактики) терроризма является осуществление мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Согласно части 3.1 статьи 5 Федерального закона от 6 марта 2006 г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму» юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 2017 г. № 8 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).

В соответствии с пунктом 15 Требований антитеррористическая защищенность объекта (территории) независимо от его категории обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных, в частности, на воспрепятствование неправомерному проникновению на объект (территорию), на выявление потенциальных нарушителей, установленных на объекте (территории) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки совершения террористического акта или его совершения.

Пунктом 16 Требований предусмотрено, что в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляются мероприятия по определению должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по антитеррористической защищенности объекта (территории), по обеспечению защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объекта (территории), которое достигается посредством подготовки и переподготовки должностных лиц (работников) по вопросам работы со служебной информацией ограниченного распространения.

Согласно пункту 16.1 Требований на объектах (территориях), которым присвоена третья категория, помимо мероприятий, предусмотренных пунктом 16 настоящих требований, дополнительно осуществляются мероприятия: а) организация и обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов на объекте (территории), контроль их функционирования; б) разработка и реализация комплекса мер по выявлению, предупреждению и устранению причин неправомерного проникновения на объект (территорию); в) своевременное выявление, предупреждение и пресечение действий лиц, направленных на совершение преступлений террористического характера; г) обеспечение охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций и при необходимости оснащение объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны; д) применение к нарушителям пропускного и внутриобъектового режимов мер дисциплинарного характера; е) организация санкционированного допуска лиц и автотранспортных средств на объект (территорию); ж) исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории); з) контроль состояния систем подземных коммуникаций, стоянок автотранспорта, складских помещений; и) создание резерва материальных средств для ликвидации последствий террористического акта.

Общие требования к порядку организации оказания охранных услуг на объектах медицинских организаций независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности установлены «ГОСТ Р 59588-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Обеспечение безопасности медицинских организаций. Оказание охранных услуг на объектах медицинских организаций. Общие требования» (далее – ГОСТ Р 59588-2021).

Согласно пункту 4.2 ГОСТ Р 59588-2021 охрану объектов медицинских организаций и их имущества следует организовывать в том числе совместно с обеспечением пропускного и внутриобъектового режимов на охраняемых объектах.

Пунктами 5.2, 6.6. ГОСТ Р 59588-2021 для обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов и охраны имущества медицинской организации предусмотрено наличие стационарного поста охраны (рабочего места охранника).

Как установлено судом, ГОБУЗ «ОСДР» осуществляет оказание услуг в сфере здравоохранения, целями деятельности которого являются содержание и обслуживание детей раннего возраста, а также оказание реабилитационной помощи, нуждающимся в ней детям. Предметом деятельности Учреждения является круглосуточное содержание, воспитание, оказание медицинской помощи, комплексной медико-психологической и педагогической реабилитации, защиты прав и законных интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей, имеющих родителей (законных представителей), и временно помещенных в дом ребенка в соответствии с законодательством Российской Федерации с рождения до четырехлетнего возраста, оказание реабилитационной помощи детям-инвалидам и детям с профильной патологией, воспитывающимся в семьях в возрасте до семи лет (при необходимости до десяти лет), а также детям, нуждающимся в реабилитации после стационарного лечения при патологии нервной системы на курсах с одним из родителей (пункту 2.1-2.2) (л.д. 72-83).

Как следует из материалов дела, по результатам проведенного обследования и категорирования данному объекту присвоена 3 категория опасности.

В ходе проведенной прокуратурой города Апатиты 23 апреля 2024 г. проверки соблюдения требований Федерального закона от 6 марта 2006 г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму» установлено невыполнение мероприятий по обеспечению охраны ГОБУЗ «ОСДР» путем привлечения сотрудников охранных организаций в нарушение пункта 16.1 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации.

В связи с наличием указанных нарушений главному врачу ГОБУЗ «ОСДР» внесено представление об устранении вышеуказанных нарушений, которое не исполнено, что подтверждается справкой о проведении проверки (<.....>).

Как установлено судом, представление прокуратуры города фактически до настоящего времени в части предмета иска не исполнено. В судебном порядке не обжаловано.

Согласно Уставу ГОБУЗ «ОСДР» является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, местонахождение Учреждения – <адрес> (пункты 1.4, 1.5)

Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области, и иными нормативными актами Российской Федерации и нормативными актами Мурманской области, и Уставом (пункт 1.6)

Имущество Учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления, Учреждение несет ответственность за сохранность, целевое и эффективное использование закрепленного за ним имущества по целевому назначению (пункт 3.20 Устава).

Согласно статье 4 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).

В соответствии с абзацем 3 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав может осуществляться, в частности, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Оценивая в совокупности представленные доказательства, анализируя вышеприведенные нормы права, установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований прокурора, поскольку выявленные нарушения указывают на недостаточный уровень антитеррористической защищенности ГОБУЗ «ОСДР», свидетельствуют о потенциальной уязвимости данного объекта для совершения антитеррористических актов, отсутствии безопасности условий пребывания на данном объекте. При этом исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью ГОБУЗ «ОСДР», является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан, а также их защите от любых посягательств со стороны третьих лиц.

В свою очередь, допущенное ответчиком бездействие отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, что может способствовать совершению в нем противоправных действий.

Исходя из положений статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если определенные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Принимая решение, суд учитывает, что доказательств, объективно подтверждающих невозможность исполнения решения суда в указанный прокурором срок, ответчиком суду не представлено. Вследствие этого суд соглашается с мнением прокурора и определяет срок, в течение которого ответчиком должна быть выполнена обязанность по устранению нарушений законодательства об антитеррористической защищенности – до 25 августа 2024 г.

На основании статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой прокурор при предъявлении иска был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В связи с чем, с ответчика в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации за удовлетворенное требование неимущественного характера подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в сумме 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования прокурора города Апатиты в защиту интересов неопределенного круга лиц к Государственному областному бюджетному учреждению здравоохранения «Областной специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики» об устранении нарушений законодательства об антитеррористической защищенности – удовлетворить.

Возложить на Государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения «Областной специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики» (ИНН 5101740280, ОГРН 1025100510698) обязанность в срок до 25 августа 2024 г. обеспечить охрану зданий, расположенных по адресу: <адрес>, путем привлечения сотрудников охранных организаций.

Взыскать с Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Областной специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Апатитский городской суд Мурманской области путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий А.А. Алексеева

Дело № 2-816/2024 Решение в окончательной форме

УИД: 51RS0007-01-2024-001237-11 изготовлено 10 июня 2024 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

5 июня 2024 г. г. Апатиты

Апатитский городской суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Алексеевой А.А.,

при секретаре судебного заседания Васильевой М.А.,

с участием прокурора Карпухиной А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Апатиты в защиту интересов неопределенного круга лиц к Государственному областному бюджетному учреждению здравоохранения «Областной специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики» об устранении нарушений законодательства об антитеррористической защищенности,

установил:

Прокурор города Апатиты обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к государственному областному бюджетному учреждению здравоохранения «Областной специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики» (далее – ГОБУЗ «ОСДР») об устранении нарушений законодательства об антитеррористической защищенности.

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой города Апатиты проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» в деятельности ГОБУЗ «ОСДР», в ходе которой установлено, что согласно акту обследования и категорирования, а также в соответствии с утвержденным 22 марта 2023 г. паспортом безопасности ГОБУЗ «ОСДР» расположенного по адресу: <адрес>, присвоена третья категория, однако в нарушение подпункта «г» пункта 16.1, подпункта «а» пункта 17 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 2017 г. № 8, мероприятия по обеспечению охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций не осуществляется.

Просит обязать ГОБУЗ «ОСДР», расположенное по адресу: <адрес>, в срок до 25 августа 2024 г. обеспечить охрану зданий, в которых расположено учреждение здравоохранения, путем привлечения сотрудников охранных организаций.

В судебном заседании помощник прокурора города Апатиты Карпухина А.И. поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика не явился, о времени и месте судебного заседания извещен в установленном законом порядке, просил дело рассмотреть в его отсутствие. Из письменного отзыва на исковое заявление следует, что исковое требования признают, поясняют, что Учреждение реализует свою деятельность за счет предоставленных Министерством субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг, платных услуг не оказывает, соответственно собственными средствами не располагает. Заключение контракта с охранным предприятием возможно при условии выделения дополнительных средств Министерством. Дополнительных средств по данному вопросу Министерством не выделено. Просит установить срок обеспечения охраны здания до 31 марта 2025 г.

Представитель третьего лица Министерства здравоохранения Мурманской области не явился, о времени и месте судебного заседания извещен в установленном законом порядке, просил дело рассмотреть в его отсутствие. Из письменного отзыва на исковое заявление следует, что срок исполнения требования, указанного в исковом заявлении, определен прокуратурой без учета законодательства, регулирующего порядок и сроки проведения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территории) и требований законодательства о контрактной системе. Заявленный срок до 25 августа 2024 г. на выполнение всех запланированных мероприятий не отвечает принципу исполнимости судебного акта. С учетом того, что закон Мурманской области от 18 декабря 2023 г. № 2949-01-ЗМО «Об областном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» сформирован с учетом финансовой нагрузки на региональный бюджет, Министерством направлена в Министерство финансов Мурманской области информация о потребности в средствах на проведение мероприятий по антитеррористической защищенности объектов учреждений здравоохранения для рассмотрения данного вопроса выделения средств из резервного фонда Правительства Мурманской области. До настоящего времени решение по обозначенному вопросу не принято.

Суд, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.

Заслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

Статьей 18 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья.

Аналогичные положения прописаны в статье 41 Конституции Российской Федерации.

Согласно положениям пункта 2 части 1 статьи 79 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская организация обязана организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и с учетом стандартов медицинской помощи.

Подпунктом «а» пункта 4 статьи 3 Федерального закона от 6 марта 2006г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» установлено, что под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц, по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

Исходя из положений статьи 2 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», основными принципами противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; приоритет мер предупреждения терроризма.

Пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» определено, что антитеррористическая защищенность объекта (территории) – состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации (далее – Концепция), основными задачами противодействия терроризму являются, в том числе, обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

В силу подпункта «б» пункта 13 Концепции одним из направлений предупреждения (профилактики) терроризма является осуществление мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Согласно части 3.1 статьи 5 Федерального закона от 6 марта 2006 г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму» юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 2017 г. № 8 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).

В соответствии с пунктом 15 Требований антитеррористическая защищенность объекта (территории) независимо от его категории обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных, в частности, на воспрепятствование неправомерному проникновению на объект (территорию), на выявление потенциальных нарушителей, установленных на объекте (территории) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки совершения террористического акта или его совершения.

Пунктом 16 Требований предусмотрено, что в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляются мероприятия по определению должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по антитеррористической защищенности объекта (территории), по обеспечению защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объекта (территории), которое достигается посредством подготовки и переподготовки должностных лиц (работников) по вопросам работы со служебной информацией ограниченного распространения.

Согласно пункту 16.1 Требований на объектах (территориях), которым присвоена третья категория, помимо мероприятий, предусмотренных пунктом 16 настоящих требований, дополнительно осуществляются мероприятия: а) организация и обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов на объекте (территории), контроль их функционирования; б) разработка и реализация комплекса мер по выявлению, предупреждению и устранению причин неправомерного проникновения на объект (территорию); в) своевременное выявление, предупреждение и пресечение действий лиц, направленных на совершение преступлений террористического характера; г) обеспечение охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций и при необходимости оснащение объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны; д) применение к нарушителям пропускного и внутриобъектового режимов мер дисциплинарного характера; е) организация санкционированного допуска лиц и автотранспортных средств на объект (территорию); ж) исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории); з) контроль состояния систем подземных коммуникаций, стоянок автотранспорта, складских помещений; и) создание резерва материальных средств для ликвидации последствий террористического акта.

Общие требования к порядку организации оказания охранных услуг на объектах медицинских организаций независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности установлены «ГОСТ Р 59588-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Обеспечение безопасности медицинских организаций. Оказание охранных услуг на объектах медицинских организаций. Общие требования» (далее – ГОСТ Р 59588-2021).

Согласно пункту 4.2 ГОСТ Р 59588-2021 охрану объектов медицинских организаций и их имущества следует организовывать в том числе совместно с обеспечением пропускного и внутриобъектового режимов на охраняемых объектах.

Пунктами 5.2, 6.6. ГОСТ Р 59588-2021 для обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов и охраны имущества медицинской организации предусмотрено наличие стационарного поста охраны (рабочего места охранника).

Как установлено судом, ГОБУЗ «ОСДР» осуществляет оказание услуг в сфере здравоохранения, целями деятельности которого являются содержание и обслуживание детей раннего возраста, а также оказание реабилитационной помощи, нуждающимся в ней детям. Предметом деятельности Учреждения является круглосуточное содержание, воспитание, оказание медицинской помощи, комплексной медико-психологической и педагогической реабилитации, защиты прав и законных интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей, имеющих родителей (законных представителей), и временно помещенных в дом ребенка в соответствии с законодательством Российской Федерации с рождения до четырехлетнего возраста, оказание реабилитационной помощи детям-инвалидам и детям с профильной патологией, воспитывающимся в семьях в возрасте до семи лет (при необходимости до десяти лет), а также детям, нуждающимся в реабилитации после стационарного лечения при патологии нервной системы на курсах с одним из родителей (пункту 2.1-2.2) (л.д. 72-83).

Как следует из материалов дела, по результатам проведенного обследования и категорирования данному объекту присвоена 3 категория опасности.

В ходе проведенной прокуратурой города Апатиты 23 апреля 2024 г. проверки соблюдения требований Федерального закона от 6 марта 2006 г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму» установлено невыполнение мероприятий по обеспечению охраны ГОБУЗ «ОСДР» путем привлечения сотрудников охранных организаций в нарушение пункта 16.1 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации.

В связи с наличием указанных нарушений главному врачу ГОБУЗ «ОСДР» внесено представление об устранении вышеуказанных нарушений, которое не исполнено, что подтверждается справкой о проведении проверки (<.....>).

Как установлено судом, представление прокуратуры города фактически до настоящего времени в части предмета иска не исполнено. В судебном порядке не обжаловано.

Согласно Уставу ГОБУЗ «ОСДР» является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, местонахождение Учреждения – <адрес> (пункты 1.4, 1.5)

Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области, и иными нормативными актами Российской Федерации и нормативными актами Мурманской области, и Уставом (пункт 1.6)

Имущество Учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления, Учреждение несет ответственность за сохранность, целевое и эффективное использование закрепленного за ним имущества по целевому назначению (пункт 3.20 Устава).

Согласно статье 4 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).

В соответствии с абзацем 3 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав может осуществляться, в частности, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Оценивая в совокупности представленные доказательства, анализируя вышеприведенные нормы права, установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований прокурора, поскольку выявленные нарушения указывают на недостаточный уровень антитеррористической защищенности ГОБУЗ «ОСДР», свидетельствуют о потенциальной уязвимости данного объекта для совершения антитеррористических актов, отсутствии безопасности условий пребывания на данном объекте. При этом исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью ГОБУЗ «ОСДР», является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан, а также их защите от любых посягательств со стороны третьих лиц.

В свою очередь, допущенное ответчиком бездействие отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, что может способствовать совершению в нем противоправных действий.

Исходя из положений статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если определенные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Принимая решение, суд учитывает, что доказательств, объективно подтверждающих невозможность исполнения решения суда в указанный прокурором срок, ответчиком суду не представлено. Вследствие этого суд соглашается с мнением прокурора и определяет срок, в течение которого ответчиком должна быть выполнена обязанность по устранению нарушений законодательства об антитеррористической защищенности – до 25 августа 2024 г.

На основании статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой прокурор при предъявлении иска был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В связи с чем, с ответчика в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации за удовлетворенное требование неимущественного характера подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в сумме 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования прокурора города Апатиты в защиту интересов неопределенного круга лиц к Государственному областному бюджетному учреждению здравоохранения «Областной специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики» об устранении нарушений законодательства об антитеррористической защищенности – удовлетворить.

Возложить на Государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения «Областной специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики» (ИНН 5101740280, ОГРН 1025100510698) обязанность в срок до 25 августа 2024 г. обеспечить охрану зданий, расположенных по адресу: <адрес>, путем привлечения сотрудников охранных организаций.

Взыскать с Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Областной специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Апатитский городской суд Мурманской области путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий А.А. Алексеева

2-816/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
ПРОКУРОР Г. АПАТИТЫ В ЗАЩИТУ ИНТЕРЕСОВ НЕОПРЕДЕЛЕННОГО КРУГА ЛИЦ
Ответчики
ГОБУЗ "Областной специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики"
Другие
Министерство здравоохранения Мурманской области
Суд
Апатитский городской суд Мурманской области
Судья
Алексеева А.А.
Дело на странице суда
apa.mrm.sudrf.ru
16.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.05.2024Передача материалов судье
20.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.06.2024Судебное заседание
10.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее