Решение по делу № 2а-2095/2016 от 15.08.2016

Елизовский районный суд Камчатского края, 684010, город Елизово Камчатского края, улица 40 лет Октября, дом 7А, www.elizovsky.kam.sudrf.ru

Дело № 2а-2095/16

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Елизово Камчатского края

22 августа 2016 года

Елизовский районный суд Камчатского края в составе:

Председательствующего судьи Масловой Н.И.,

при секретаре Митрюковой Е.С.,

с участием прокурора Рыловой К.В.,

участием административного истца ФИО2,

представителей административного ответчика ФИО11, ФИО12, ФИО10,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Елизовской территориальной избирательной комиссии о признании незаконным решения избирательной комиссии Елизовского муниципального района об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Собрания депутатов Елизовского городского поселения по избирательному округу и обязании устранить допущенные нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец – ФИО2 обратился в суд с административным иском к Елизовской территориальной избирательной комиссии о признании незаконным решения избирательной комиссии Елизовского муниципального района об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Собрания депутатов Елизовского городского поселения по избирательному округу и обязании принять решение о регистрации.

В обоснование своих требований истец указал на то, что решением избирательной комиссии Елизовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в регистрации кандидатом в депутаты Собрания депутатов Елизовского городского поселения по избирательному округу на основании закона Камчатского края от 19 декабря 2011 года № 740, в свою очередь указывает, что данные о гражданах, представленных им в подписных листах, соответствуют действительности, подписные листы заполнял собственноручно и заверял своею подписью; считает, что данный отказ Елизовской избирательной комиссии нарушает его конституционные права, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

В судебном заседании административный истец ФИО2 требования, изложенные в административном иске, поддержал в полном объеме.

В судебном заседании представители Елизовской территориальной избирательной комиссии ФИО11, ФИО12, ФИО10 против удовлетворения административного иска возражали.

В судебном заседании прокурор ФИО13 полагала, что требования административного истца необоснованные и не подлежат удовлетворению.

Заслушав объяснения явившихся лиц, заслушав показания свидетелей, проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что иск не подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.2 ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

В силу положений ч. 2 ст. 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

С административным иском об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор (ч. 15 ст. 239 КАС РФ).

Пунктом 1 статьи 75 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан могут быть обжалованы в суд.

В силу п. 6 ст. 76 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

В пункте 3 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ указывается, что законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей. Проверке могут подлежать часть представленных подписей, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации списка кандидатов, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).

Аналогичные положения содержатся в п.п. 4,7 статьи 39 Закона Камчатского края от 19.12.2011 N 740 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Камчатском крае" (принят Постановлением Законодательного Собрания Камчатского края от 02.12.2011 N 1278).

Перечень оснований для признания подписей недействительными установлен пунктом 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, который к числу недействительных подписей относит в том числе подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности (подпункт "в"); все подписи избирателей в подписном листе признаются недействительными в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей (подпункт "з").

В соответствии со статьей 39 Закона Камчатского края от 19.12.2011 N 740 (ред. от 10.03.2016) "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Камчатском крае" (принят Постановлением Законодательного Собрания Камчатского края от 02.12.2011 N 1278) избирательная комиссия обязана проверить соблюдение порядка сбора подписей, представленных в поддержку выдвижения кандидата. Проверке подлежат все представленные подписи.

По результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.

Если при проверке подписей избирателей обнаруживается несколько подписей одного и того же избирателя в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, списка кандидатов, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи признаются недействительными.

Недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей в соответствии с частью 7 настоящей статьи.

Недействительными признаются:

1) подписи избирателей, собранные вне периода сбора подписей, в том числе до дня, следующего за днем уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата;

2) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом;

3) подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 7 настоящей статьи;

4) подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист;

5) подписи избирателей, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;

6) подписи избирателей, с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 7 настоящей статьи;

(в ред. Закона Камчатского края от 22.06.2015 N 637)

7) подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей;

(в ред. Закона Камчатского края от 22.06.2015 N 637)

8) все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно либо внесены не рукописным способом или карандашом;

9) все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 7(1) и 8 к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", и (или) не содержит сведений, предусмотренных пунктом 9 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";

10) подписи избирателей, собранные с нарушением требований, предусмотренных пунктом 6 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";

11) подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, внесенных в этот подписной лист, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 7 настоящей статьи;

12) подписи избирателей, которые внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, и (или) кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов;

13) все подписи избирателей в подписном листе, если заверительная запись лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, внесена позднее внесения заверительной записи кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов.

Не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений. Специально оговоренные избирателем или лицом, заверяющим подписной лист, при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной, если не установлена ее недостоверность или недействительность в соответствии с подпунктами "з", "и" и "о" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

При обнаружении в подписном листе заполненной строки (заполненных строк), не соответствующей (не соответствующих) требованиям Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", не учитывается только подпись в данной строке (данных строках), за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "з", "и" и "о" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения не позднее, чем за двое суток до заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, списка кандидатов. В случае, если проведенная избирательной комиссией проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные пунктом 7 части 4 или пунктом 4(3) части 5 статьи 40 настоящего Закона, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения вправе получить в избирательной комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на оснований которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению избирательной комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов. Повторная проверка подписных листов после принятия избирательной комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или избирательной комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и только в пределах подписей, подлежавших проверке.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ Собрания депутатов Елизовского городского поселения назначены выборы депутатов Собрания депутатов Елизовского городского поселения третьего созыва на ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Избирательной комиссии Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ N 97/591 на избирательную комиссию муниципального района были возложены обязанности Елизовской территориальной избирательной комиссии, на которую в свою очередь на основании Постановления Избирательной комиссии Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ были возложены полномочия муниципальной избирательной комиссии Елизовского городского поселения.

Решением Елизовской территориальной избирательной комиссии, с возложенными полномочиями муниципальной избирательной комиссии Елизовского городского поселения Елизовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ отказано в регистрации кандидату в депутаты Собрания депутатов Елизовского городского поселения по избирательному округу ФИО2, в связи с тем, что в результате проверки представленных документов, из подписей избирателей, содержащихся в подписных листах кандидата, выявлено 6(шесть) недействительных подписей избирателей. Таким образом, кандидат в депутаты Собрания депутатов Елизовского городского поселения ФИО2 набрал 8 (восемь) действительных подписей избирателей, что является недостаточным для регистрации, так как для регистрации кандидата необходимо представить не менее 10(десяти) подписей избирателей (л.д. 6).

Из исследуемых в судебном заседании подписных листов установлено, что в строке 2 представленного административным истцом подписного листа указаны данные избирателя «ФИО3». Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ Отдела по вопросам миграции ОМВД России по Елизовскому району по адресу: <адрес>, проживает ФИО2. Таким образом, сведения, указанные в подписном листе (отчество избирателя) не соответствует действительности.

В строке 4 подписного листа в качестве места жительства ФИО4 указан адрес: <адрес>, тогда как адрес проживания избирателя значится в <адрес>, в связи с чем подпись является недействительной.

В строке 5 подписного листа указана «ФИО5», правильно - ФИО18. Несоответствия сведений о фамилии, отчестве избирателя признаны недействительными.

В строке 7 подписного листа содержатся сведения об избирателе – ФИО6, согласно справке Отдела по вопросам миграции ОМВД России по Елизовскому району – по адресу: <адрес> проживает ФИО7. Данные об указанном избирателе не соответствуют действительности.

Согласно справке по адресу: <адрес>, проживает ФИО19, в подписном листе, строка 9, указаны неверные сведения об избирателе, а именно – ФИО20(с указанием отчества).

Сведения об отчестве избирателя – ФИО8 (строка 12 подписного листа) не соответствует действительности, а именно, согласно справке, отчество ФИО8ФИО21

Указанные обстоятельства подтверждаются справкой с уточненными персональными данными подписных листов кандидата в депутаты от ДД.ММ.ГГГГ отдела по вопросам миграции ОМВД России по Елизовскому району.

Следовательно, подписи шести избирателей являются недействительными в силу статьи 39 Закона Камчатского края.

При таких обстоятельствах решение Елизовской территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в регистрации кандидату в депутаты Собрания депутатов Елизовского городского поселения по избирательному округу ФИО2» является законным и обоснованным.

При этом, административный истец неправильно указал в описательной части административного искового заявления наименование ответчика.

Доводы административного истца о том, что соответствующие неточности в указании сведений об избирателях являются грамматическими ошибками и не могут являться основанием к признанию подписей недействительными, основаны на ошибочном толковании норм материального закона, регулирующего спорные правоотношения.

Изложенное согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 11 мая 2012 года № 658-О, в соответствии с которой изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с положениями избирательного законодательства выступают гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, препятствуют возможному сокрытию или искажению информации, направлены как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборке подписей, так и на обеспечение равенства прав кандидатов. Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах.

Довод административного истца о том, что со стороны ответчика к нему имеется предвзятое отношение, поскольку он является свидетелем по уголовному делу <адрес>, ничем не подтвержден.

Показания свидетелей ФИО8, ФИО6, ФИО14, пояснивших суду, что их подписи в подписном листе, производились в их присутствии, правового значения по делу не имеют.

В силу подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на референдум граждан Российской Федерации» основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.

Поскольку установлено наличие более 10 процентов недействительных подписей от 14 подписей, отобранных для проверки (6 недействительных подписей), что является причиной для отказа в регистрации кандидатом в депутаты, то оснований для удовлетворения требований о признании решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Собрания депутатов Елизовского городского поселения незаконным и обязании ответчика зарегистрировать истца кандидатом в депутаты Собрания депутатов Елизовского городского поселения по избирательному округу , не имеется.

Руководствуясь ст. 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

     Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного иска ФИО2 к Елизовской территориальной избирательной комиссии о признании незаконным решения избирательной комиссии Елизовского муниципального района об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Собрания депутатов Елизовского городского поселения по избирательному округу и обязании устранить допущенные нарушения - отказать.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Елизовский районный суд Камчатского края в течение пяти дней со дня его принятия 23 августа 2016 года.

Судья подпись Н.И. Маслова

2а-2095/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Стриж Е.В.
Ответчики
Елизовская территориальная избирательная комиссия
Суд
Елизовский районный суд Камчатский края
Дело на сайте суда
elizovsky.kam.sudrf.ru
15.08.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
15.08.2016[Адм.] Передача материалов судье
15.08.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
17.08.2016[Адм.] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
17.08.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.08.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.08.2016[Адм.] Судебное заседание
23.08.2016[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.08.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее