Гражданское дело № 2-123/2022
УИД: 88RS0002-01-2022-000211-69
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 декабря 2022 год с. Байкит
Байкитский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Дозорцева Д.А.,
при секретаре Иванченко Н.А.,
с участием:
истца Варганова В.Н.,
представителя ответчика Головиной Н.А., действующей на основании доверенности от 10.11.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Варганова Владимира Николаевича к Байкитскому сельскому Совету депутатов о признании незаконным бездействия, взыскании суммы недоначисленной и невыплаченной премии и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Варганов В.Н. обратился с исковым заявлением к Байкитскому сельскому Совету депутатов (БССД) в котором, с учетом уточнений, просит:
1. Признать незаконным бездействие ответчика Байкитского сельского Совета депутатов по факту неначисления и невыплаты 10 % премии за период с 01 января по 31 августа 2022 консультанту-юристу Байкитского сельского Совета депутатов Варганову В.Н.;
2. Взыскать с ответчика <данные изъяты> рублей, в том числе:
- недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 01.01.2022 по 31.08.2022 в виде премии в размере <данные изъяты> рублей;
- недоначисленную оплату отпуска и компенсацию неиспользованного оплачиваемого отпуска при увольнении в размере <данные изъяты> рубля рублей;
3. Взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.
Требования мотивирует тем, что с 06.05.2019 по 31.08.2022 он работал в качестве консультанта-юриста БССД.
В соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством оплата труда муниципальных служащих регламентируется НПА представительного органа муниципального образования, в с Байкит, - «Положением об особенностях регулирования муниципальной службы в сельском поселении с. Байкит», утвержденным решением собрания представителей местного самоуправления с. Байкит от 26.12.2008 № 310.
Постановлением Правительства Красноярского края от 29.09.2021 № 668-п внесены изменения в Постановление Совета администрации Красноярского края от 29.12.2007 № 512-п «О нормативах формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, лиц, замещающих иные муниципальные должности, и муниципальных служащих». Согласно указанным изменениям «общее количество должностных окладов, учитываемое при расчете предельного размера фонда оплаты труда, установленное пунктом 3 этого приложения, увеличивается на 10 % для выплаты премий.
Так как в таблице, указанной в пункте 3 указаны составляющие годового фонда оплаты труда муниципального служащего, премия 10 %, введенная с 01.01.2022, по мнению истца исчисляется со всех приведенных в таблице составляющих фонда оплаты труда.
В с. Байкит данный вид премирования с 01.01.2022 не был введен, так как в муниципальном образовании отсутствовал легитимный представительный орган. Вновь избранный председатель БССД Шмыгов А.В. отказался вносить соответствующие изменения, относительно заработной платы муниципальных служащих БССД. В то же время 06.07.2022 БССД были приняты решения, которыми в действующую систему оплаты труда других муниципальных служащих с. Байкит и работников муниципальных учреждений были добавлены премии в размере 10 %. По мнению истца, он, как муниципальный служащий БССД подвергся дискриминации.
В судебном заседании истец Варганов В.Н. настаивал на удовлетворении исковых требований, мотивируя вышеизложенным. Пояснил, что, насколько ему известно, премии работникам выплачивались в 2022 году только в марте. Тот факт, что ему, возможно выплатят премию в конце 2022 года нарушает его права, так как с учетом инфляции, стоимость денег уменьшится, в сравнении с вариантом с ежемесячным премированием.
Согласно письменным возражениям ответчика - Байкитского сельского Совета депутатов, законодательство не устанавливает обязательных требований о наличии у работодателя систем премирования, а также о выплате премии в обязательном порядке. При решении вопроса о выплате премии в любом случае учитываются критерии производительности труда, соблюдения дисциплины. Премирование муниципальных служащих производится по представлению работодателя, в данном случае Председателя БССД, по результатам работы, как правило, за определенный период времени, что отражено в «Положении о премировании муниципальных служащих с. Байкит и об оказании им материальной помощи» (л.д. 31-33).
В судебном заседании представитель ответчика Головина Н.А., действующая на основании доверенности от 10.11.2022, поддержала доводы возражений, просила отказать в удовлетворении искового заявления. Также пояснила, что премирование муниципальных служащих производилось в 2022 году только в за март. Если будет принято решение о премировании служащих по результатам работы за 2022 год, будет рассмотрен вопрос о выплате премии Варганову В.Н., с учетом отработанного им времени.
В письменном отзыве представитель Министерства финансов Красноярского края, привлеченного к участию в деле определением суда в качестве третьего лица на стороне ответчика указал, что в удовлетворении исковых требований следует отказать, по основаниям, изложенным в отзыве ответчика. Учитывая положения федерального закона «О муниципальной службе в Российской федерации» (ч. 2 ст. 22) закона Красноярского края № 5-1565 «Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае» (п. 5 ст. 7) применение нормы о премировании является правом представительного органа муниципального образования. В письме Министерства финансов Красноярского края от 03.12.2021 № 14-11/5917 отмечено, что Губернатором Красноярского края принято решение с 1 января 2022 года на 10 % увеличить заработную плату отдельных категорий работников бюджетной сферы. Однако, согласно п. 2.2. Методики распределения дотаций бюджетам муниципальных образований Красноярского края на частичную компенсацию расходов на повышение оплаты труда отдельным категориям работников бюджетной сферы Красноярского края, правил и условий их предоставления», средства на частичную компенсацию расходов на повышение оплаты труда отдельным категориям работников бюджетной сферы Красноярского края, для которых указами Президента РФ предусмотрено повышение оплаты труда, учитывают увеличение фондов оплаты труда:
- работников учреждений культуры…, в целях выполнения Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;
- педагогических работников муниципальных учреждений дополнительного образования…, в целях выполнения Указа Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».
Распределение указанных дотаций, получателем которых является Эвенкийский муниципальный район, утверждено законом Красноярского края «О краевом бюджете на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов.
В силу п. 3.5 Методики дотация в объеме, определенном в соответствии с п. 2.4 Методики, предоставляется при условии наличия муниципальных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований, предусматривающих повышение размеров окладов муниципальных служащих, ставок заработной платы работников органов местного самоуправления… (то есть Эвенкийский муниципальный район направляет дотации при наличии муниципального правового акта).
Согласно письменным отзывам на исковое заявление администрации Эвенкийского района, привлеченной к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика, при формировании дотаций по бюджету Эвенкийского муниципального района было учтено увеличение финансовых средств для реализации Постановления Правительства Красноярского края от 29.09.2021 № 668-п. Для формирования дотаций для обеспечения сбалансированности бюджета села Байкит на 2022 год было учтено увеличение дотации для увеличения предельного фонда оплаты труда на 10 % для выплаты премий, в целом по муниципальному образованию. Дотация не является видом целевого межбюджетного трансферта и не подлежит возврату в краевой бюджет. По общему правилу, установленному в ст. 129 ТК РФ, премия является составной частью заработной платы. Порядок премирования за выполнение особо важных заданий может закрепляться на уровне организации, например в положении о премировании, где прописываются критерии для выплаты премиальных, их размер, периодичность начисления и т.д. В положении о системе премирования муниципальных служащих с. Байкит указано, что премирование муниципальных служащих осуществляется по решению представителя работодателя по результатам работы, как правило за определенный период времени (месяц, год). Таким образом, выплата премии работникам является правом, а не обязанностью работодателя.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей третьих лиц, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направивших, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлявших.
Исследовав в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
В силу ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со ст. 22 Федерального закона РФ N 25-ФЗ от 02.03.2007 г. "О муниципальной службе в Российской Федерации" оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации.
Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Согласно ч.ч. 1, 2, 5 ст. 7 Закона Красноярского края от 24.04.2008 № 5-1565 «Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае», оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания в состав которого включаются:
1) должностной оклад;
2) ежемесячная надбавка за классный чин;
3) ежемесячная надбавка за особые условия муниципальной службы;
4) ежемесячная надбавка за выслугу лет;
5) ежемесячное денежное поощрение;
6) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
7) премии;
8) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, которая не является выплатой за отработанное время;
9) материальная помощь;
10) иные выплаты в соответствии с федеральными законами.
Органы местного самоуправления определяют размеры и условия оплаты труда муниципальных служащих самостоятельно с учетом положений, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Красноярского края.
Постановлением Правительства Красноярского края от 29.09.2021 № 668-п внесены изменения в Постановление Совета администрации Красноярского края от 29.12.2007 № 512-п «О нормативах формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, лиц, замещающих иные муниципальные должности, и муниципальных служащих». Согласно указанным изменениям «общее количество должностных окладов, учитываемое при расчете предельного размера фонда оплаты труда, установленное пунктом 3 этого приложения, увеличивается на 10 % для выплаты премий».
Указанное положение о том, что общее количество должностных окладов, учитываемое при расчете предельного размера фонда оплаты труда увеличивается на 10 процентов для выплаты премий, предусмотрено «Положением об особенностях регулирования муниципальной службы в сельском поселении с. Байкит», утвержденным решением собрания представителей местного самоуправления с. Байкит от 26.12.2008 № 310, в редакции от 06.07.2022. (л.д. 12, 44, 52), Соответствующие изменения внесены решением Байкитского сельского Совета депутатов от 06.07.2022 № 6-29.
В соответствии с трудовым договором N <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 131-134) Варганов В.Н. назначен на муниципальную должность муниципальной службы в аппарат сельского Совета депутатов – консультантом-юристом. Ему установлено денежное содержание, состоящее из: должностного оклада, ежемесячных надбавок за особые условия муниципальной службы, за выслугу лет, ежемесячного денежного поощрения, премий, выплачиваемых по распоряжению Байкитского сельского Совета депутатов в соответствии с Положением о системе премирования муниципальных служащих с. Байкит и об оказании им материальной помощи.
Приказом председателя Байкитского сельского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор с Варгановым В.Н. от ДД.ММ.ГГГГ № расторгнут по инициативе работника, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ, с 31.08.2022.
В соответствии с решением комиссии Байкитского сельского Совета депутатов по премированию муниципальных служащих и назначению стимулирующих выплат работникам по должностям, не отнесенным к должностям муниципальной службы (л.д. 141) установлены размеры премии по итогам работы за первый квартал 2022 года, из средств фонда оплаты труда муниципальных служащих:
- Варганову Владимиру Николаевичу, консультанту-юристу – <данные изъяты> рублей;
- ФИО2, специалисту 1 категории – 45000 рублей.
В настоящее время при оплате труда муниципальных служащих с. Байкит применяется «Положение о системе премирования муниципальных служащих с. Байкит и об оказании им материальной помощи», утвержденное решением Байкитского сельского Совета депутатов от 30.06.2010 № 3-55 (в редакции решений от 11.10.2010 № 3-63 и от 07.10.2015 № 4-70) (далее «Положение о системе премирования»).
В соответствии с п.п. 1.3, 1.5, 1.8, 1.11, 2.2. указанного положения премирование муниципальных служащих по итогам работы производится с учетом фактически отработанного муниципальным служащим в расчетном периоде времени и его личного вклада в результаты деятельности органа, либо его структурного подразделения.
Муниципальным служащим, проработавшим неполный расчетный период при поступлении н муниципальную службу, а также в связи с увольнением начисление премии производится пропорционально отработанному времени. Премии могут выплачиваться одновременно всем служащим, либо служащим конкретных структурных подразделений.
Премия устанавливается распоряжением представителя работодателя и максимальными размерами не ограничивается.
Премирование муниципальных служащих производится:
- за успешное и добросовестное исполнение муниципальным служащим своих должностных обязанностей;
- за продолжительную и безупречную работу;
- за выполнение заданий особой важности и сложности.
Согласно п.п. 1.6 и 1.10 «Положения о системе премирования», не представляются к премированию муниципальные служащие, отстраненные в соответствии с законодательством РФ от замещаемой должности муниципальной службы.
Не подлежат премированию по итогам года служащие, если в году, по итогам которого выплачивается премия:
- на них наложено дисциплинарное взыскание (замечание, выговор) за нарушение, неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него трудовых обязанностей, в случае, если взыскание было снято;
- не прошедшие испытательный срок;
- отработавшие меньше месяца.
Анализом исследованных в судебном заседании доказательств и норм «Положения о системе премирования» установлено, что Варганов В.Н. не относится к категории работников, которым запрещено выплачивать премию. Вместе с тем, у работодателя не имеется обязанности по выплате Варганову В.В. премии. Кроме того, в силу п. 3.1. «Положения о системе премирования», премирование муниципальных служащих осуществляется по решению представителя работодателя по результатам работы, как правило за определенный период времени (месяц, год). Доводы Варганова В.Н. о том, что работодатель обязан ежемесячно принимать решение о выплате ему премий, неосновательны. Как установлено в судебном заседании решений о премировании работодателем в 2022 году, кроме премирования Варганова В.В. и ФИО2 в марте 2022 года не принималось, дискриминации прав Варганова В.В. не усматривается.
Принятие решения об увеличении общего количества должностных окладов, учитываемых при расчете предельного размера фонда оплаты труда не влечет автоматически обязанность органа местного самоуправления – работодателя выплачивать повышенную на 10 % премию каждому работнику.
Учитывая изложенное, исковые требования Варганова В.Н. о признании незаконным бездействия ответчика Байкитского сельского Совета депутатов по факту неначисления и невыплаты 10 % премии за период с 01 января по 31 августа 2022 консультанту-юристу Байкитского сельского Совета депутатов Варганову В.Н. о взыскании с ответчика недоначисленной и невыплаченной суммы в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копейки удовлетворению не подлежат.
В связи с отсутствием нарушения трудовых прав Варганова В.Н., не подлежит удовлетворению исковое требование истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Варганова Владимира Николаевича к Байкитскому сельскому Совету депутатов о признании незаконным бездействия ответчика Байкитского сельского Совета депутатов по факту неначисления и невыплаты 10 % премии за период с 01 января по 31 августа 2022 консультанту-юристу Байкитского сельского Совета депутатов Варганову В.Н. о взыскании недоначисленной и невыплаченной суммы в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копейки и компенсации морального вреда, - отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Байкитский районный суд в течение месяца с момента вынесения в окончательной форме.
Председательствующий Д.А. Дозорцев
Резолютивная часть решения оглашена 08 декабря 2022 года
Мотивированное решение изготовлено 12 декабря 2022 года