РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 сентября 2021 года адрес
Дорогомиловский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Дымпиловой С.Н., при помощнике судьи фио, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2342/21 по иску Романовой к адрес космический научно-производственный центр им. фио» об обязании выдать жилое помещение, взыскании денежных средств, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Романова Т.М. обратилась в суд с иском к адрес космический научно-производственный центр им. фио» (далее адрес им. фио»), мотивируя требования тем, что с * г.г. являлась работником ФГУП «ГКНПЦ им. фио» и уволилась в связи с выходом на пенсию. С * года после увольнения истца и выхода на пенсию, вместо нее на предприятии продолжил работу её зять, который отработал с * года по * год. Истец с * года состоит на предприятии на учете очередников на жилье. В * году номер очереди истца был 130, а в * году – 12. Истец претендует на однокомнатную квартиру, которая до настоящего времени ей не передана. На неоднократные письма в адрес ответчика и правоохранительные органы Романовой Т.М. приходили ответы о том, что она состоит в очереди на квартиру, которая будет ей выдана. В ответном письме от 29.12.2020 ответчик сообщил истцу, что право хозяйственного ведения ФГУП «ГКНПЦ им. фио» на объекты недвижимого имущества прекращено и объекты недвижимости (жилые дома) подлежат передачи адрес. Квартиру должны были выдать истцу в 2000-2001 г.г.
На основании изложенного, с учетом уточнения исковых требований истец просит суд обязать адрес им. фио» выдать ей жилое помещение – однокомнатную квартиру, отвечающую санитарным и техническим нормам, иным требованиям законодательства, находящуюся в границах адрес, размером, не ниже учетной нормы либо выплатить Романовой Т.М. денежные средства в размере соответствующем рыночной цене жилого помещения в адрес, и взыскать с ответчика в пользу истца судебные расходы в размере сумма
В судебное заседание истец не явилась, надлежаще извещена о времени и месте рассмотрения дела, направила для представления ее интересов представителя по доверенности.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала с учетом уточнений, просила удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по доводам письменных возражений, просила отказать в иске.
Суд в порядке ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело при данной явке.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При рассмотрении дела судом установлено, что Романова Т.М. с * г. по * г. являлась работником ФГУП «ГКНПЦ им. фио», уволена * г. по собственному желанию, в связи с выходом на пенсию по возрасту, на основании ст. 31 КЗОТ адрес.
Как следует из материалов дела, в том числе из ответов зам. генерального директора ФГУП «ГКНПЦ им. фио» исх. №* от * г., исх. № * от * г., и.о. руководителя Департамента жилищной политики и жилищного фонда адрес от * г. исх № *, письменных пояснений ответчика - Романова Т.М. с * года состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как очередник предприятия, отработавшей на строительстве за жилплощадь, в соответствии с очередностью по строителям на * г., имела номер очереди – 130, на * г. номер очереди 17, на * г. номер очереди 12.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаен, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статья 6 упомянутого Закона устанавливает, что с 1 марта 2005 г. принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.
Согласно ч. 2 ст. 30 ЖК адрес, утратившего силу с 1 марта 2005 года, учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Наравне с ними принимаются на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию.
В силу ст. 31 ЖК адрес принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива.
В соответствии с Постановлением Совета Министров адрес от 31 июля 1984 г. N 335 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в адрес" учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществлялся по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства.
В силу п. 11 указанных Правил, ведение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлялось: в исполнительных комитетах местных Советов народных депутатов - отделами по учету и распределению жилой площади или специально назначенными должностными лицами; на предприятиях, в учреждениях, организациях - должностными лицами, специально назначенными администрацией по согласованию с профсоюзным комитетом.
И в первом и во втором случае постановка на учет осуществлялась в заявительном порядке, с приложением выписки из домовой книги, копии финансового лицевого счета и, в необходимых случаях, справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и других документов, относящихся к решению данного вопроса (п. 12 Правил).
Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производилось по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации (п. 14 Правил).
Согласно ч. 1 ст. 32 ЖК адрес право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 32.
Статьей 33 ЖК адрес также было предусмотрено, что граждане, имеющие право на льготное предоставление жилого помещения (первоочередное и внеочередное) включаются в отдельные списки.
Таким образом, действующее до 1 марта 2005 г. жилищное законодательство включало в себя обязательный принцип принятия граждан на учет нуждающихся в жилье и предоставления гражданам жилых помещений строго по очередности, в том числе и в группе граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений.
Кроме того из указанной нормы следует, что учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту работы носил альтернативный характер и не исключал возможность учета граждан по месту жительства.
Согласно ст. 53 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений, в том числе, относится ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
На основании ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет.
Согласно вышеуказанным нормам, Романова Т.М., как работник ФГУП «ГКНПЦ им. фио», была поставлена на учет для нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление жилья на предприятии осуществлялся в порядке очередности, сведений о праве истца на получение жилья во внеочередном порядке, суду не представлено.
Таким образом, судом установлено, что после введения в действие Жилищного кодекса РФ право на предоставление жилого помещения у Романовой Т.М. сохранилось, она не была снята с учета по месту работы.
Распоряжением Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 24.09.2008 № * право хозяйственного ведения ФГУП «ГКНПЦ им. фио» на объекты недвижимого имущества прекращено и объекты недвижимости (жилые дома) переданы адрес.
В соответствии с актом приема-передачи имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъекта Российской Федерации – адрес, имущественный комплекс, находящийся на праве хозяйственного ведения у ФГУП «ГКНПЦ им. фио» передан адрес.
С 2017 года ФГУП «ГКНПЦ им. фио» реорганизовано в адрес им. фио», о чем свидетельствует запись от 17.11.2017 в ЕГРЮЛ.
Как следует из пояснений ответчика, в настоящее время в адрес им. фио» жилой фонд отсутствует, строительство жилых домов не ведется, постановкой граждан, в том числе работников Общества на очередь для получения жилого помещения, как нуждающихся в жилой площади, адрес им. фио» не занимается.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 12 апреля 2011 года N 551-О-О указал, что для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении; предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) - при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения - возможно при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, с учетом названных норм права, принимая во внимание, что истец состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, распоряжение о снятии с учета не представлено, предоставление жилья осуществляется в порядке очередности, права на получение жилья во внеочередном порядке у истца не имеется, учитывая, что на момент постановки фио на учет для получения жилой площади в распоряжении Предприятия находился жилой фонд и велось строительство жилых домов, в настоящий момент адрес им. фио» жилого фонда не имеется, ответчик не является государственным органом либо органом самоуправления, которое наделено полномочиями распоряжаться федеральным, либо муниципальным имуществом, приходит к выводу, что требования истца об обязании выдать жилое помещение в границах адрес, либо выплатить истцу денежные средства в размере соответствующем рыночной цене жилого помещения в адрес, не основаны на законе и удовлетворению не подлежат.
Доводы истца о том, что за неимении жилого фонда у предприятия, в котором истец состояла в очереди на улучшение жилищных условий, предполагается выплата суммы денежных средств, равной средней стоимости однокомнатной квартиры в адрес, суд признает необоснованными, не основаны на нормах правах, поскольку при сохранении очередности, установленной предприятием при передаче жилья в муниципальную собственность, выплата суммы денежных средств, равной средней стоимости не предоставленного жилого помещения, законом не предусмотрено.
В силу ст. 98 ГПК РФ, поскольку суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований фио, понесенные ей расходы, связанные с рассмотрением дела, возмещению ответчиком не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Романовой к адрес космический научно-производственный центр им. фио» об обязании выдать жилое помещение, взыскании денежных средств, судебных расходов, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд через Дорогомиловский районный суд адрес в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 15 октября 2021 года.
Судья фио