Решение по делу № 12-460/2023 от 11.05.2023

РЕШЕНИЕ

г. Самара                            06 июня 2023 года

Судья Октябрьского районного суда г. Самары Лазарев Р.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 12-460/2023 по жалобе защитника Ассоциации «Самарское Региональное Содружество ТСЖ» Самсонова Е.Д. на постановление № 63039/22/336561 начальника ОСП Октябрьского района г. Самары Никоноровой Е.В. по делу об административном правонарушении от 07 ноября 2022г., которым Ассоциация «Самарское Региональное Содружество ТСЖ» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением № 63039/22/336561 начальника ОСП Октябрьского района г. Самары Никоноровой Е.В. от 07.11.2022 г., Ассоциация «Самарское Региональное Содружество ТСЖ» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Не согласившись с постановлением должностного лица, защитник Ассоциации «Самарское Региональное Содружество ТСЖ» Самсонов Е.Д. обратился в Октябрьский районный суд г. Самары с жалобой, указав, что из постановления невозможно установить вину Ассоциации, как и невозможно установить, в чем она выразилась. В постановлении не раскрыта объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, тем самым нарушено право на защиту от предъявленного правонарушения; не указано, требования какого исполнительного документа не выполнены Ассоциацией, когда было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, какой новый срок был установлен для исполнения требований исполнительного документа, когда он истекал. Поскольку вина Ассоциации в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, не установлена, в его действиях отсутствует состав указанного административного правонарушения, в связи, с чем производство по делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

В судебном заседании защитник Ассоциации «Самарское Региональное Содружество ТСЖ» Самсонов Е.Д. (по доверенности) доводы жалобы поддержал, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в жалобе. Дополнительно пояснил, что о дате и времени составления протокола об административном правонарушении, а также о дате рассмотрения протокола об административном правонарушении, Ассоциация надлежащим образом не извещалась, и доказательств обратного не представлено.

Изучив представленные материалы дела с учетом доводов жалобы, выслушав защитника Ассоциации, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В силу частей 1, 2 статьи 6 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ, Закон об исполнительном производстве) законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению им функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, полномочием налагать взыскание в виде штрафных санкций на должника в случае неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для его добровольного исполнения, наделен судебный пристав-исполнитель.

Указанное полномочие судебного пристава-исполнителя направлено на обеспечение установленного публично-правового порядка принудительного исполнения судебных и иных актов и воплощает конституционно значимый публично-правовой интерес государства и общества в осуществлении эффективного правосудия в целях защиты и восстановления нарушенных прав.

В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему данным законом (часть 2 статьи 105 Закона об исполнительном производстве).

Статьей 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Постановлением № 63039/22/336561 начальника ОСП Октябрьского района г. Самары Никоноровой Е.В. от 07.11.2022 г., Ассоциация «Самарское Региональное Содружество ТСЖ» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей. Доказательства его получения заявителем в материалах дела отсутствуют, а значит срок подачи жалобы не пропущен.

С выводами должностного лица согласиться нельзя по следующим основаниям.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объёме.

Квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, является неисполнение должником соответствующих требований в установленный срок именно после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Из представленных суду материалов, не следует, что в рамках возбужденного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем выносилось постановление о взыскании с должника исполнительского сбора, направлялось требование об исполнении решения суда.

Порядок производства по делу об административном правонарушении регламентирован КоАП РФ.

Статьей 28.2 КоАП РФ определены требования к составлению протокола о совершении административного правонарушения, которые продиктованы обязанностью обеспечить соблюдение гарантий защиты лиц, привлекаемых к ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 указанного Кодекса.

Исходя из положений указанной нормы, протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Как следует из положений ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении является одним из доказательств по делу об административном правонарушении.

По смыслу положений ст. 28.2 КоАП РФ составление протокола об административном правонарушении является одним из процессуальных действий в рамках административной процедуры, а сам протокол, как доказательство по делу об административном правонарушении, исследуется и оценивается при рассмотрении всех материалов административного дела и решении вопроса о привлечении лица к административной ответственности.

Правильность составления протокола об административном правонарушении, так же как и правильность оформления иных материалов административного дела, в соответствии со ст. 29.1 КоАП РФ проверяется судьей, органом, должностным лицом при подготовке к рассмотрению и при рассмотрении дела об административном правонарушении.

При описании в протоколе об административном правонарушении № 658/22/63039-АП события административного правонарушения, совершение которого вменено фактически ограничилось указанием на ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, а также на неисполнение решения суда в установленный законом срок. При этом сведения о том, что в рамках возбужденного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем выносилось постановление о взыскании с должника исполнительского сбора, направлялось требование об исполнении, в протоколе об административном правонарушении не отражены, указание на наличие названного выше квалифицирующего признака отсутствует.

Подобное описание события административного правонарушения не отвечает требованиям статьи 28.2 КоАП РФ, что может повлечь нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишить его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу административного правонарушения.

Указанные процессуальные нарушения также были допущены должностным лицом при вынесении постановления по делу об административном правонарушении.

Подобное описание события административного правонарушения не отвечает требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.

Таким образом, должностное лицо допустило существенное нарушение процедуры привлечения Ассоциации к административной ответственности.

Согласно ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье.

Таким образом, должностным лицом не выяснены все обстоятельства, имеющие значение для принятия законного и обоснованного решения по делу, а само постановление вынесено на неполно исследованных доказательствах по делу, в связи с чем, не может быть признано законным и обоснованным.

Пунктом 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Таким образом, суд приходит к выводу о необходимости прекращения производства по делу за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, поскольку выявленные по делу нарушения являются неустранимыми, что должно толковаться в пользу привлекаемого к ответственности лица и, безусловно, препятствует возвращению материалов дела на новое рассмотрение.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Жалобу защитника Ассоциации «Самарское Региональное Содружество ТСЖ» Самсонова Е.Д. – удовлетворить.

Постановление № 63039/22/336561 начальника ОСП Октябрьского района г. Самары Никоноровой Е.В. по делу об административном правонарушении от 07 ноября 2022г., которым Ассоциация «Самарское Региональное Содружество ТСЖ» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей, – отменить, производство по делу в отношении Ассоциации «Самарское Региональное Содружество ТСЖ» прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

    Судья                                        /подпись/                                        Р.Н. Лазарев

КОПИЯ ВЕРНА:

Судья –

Секретарь –

12-460/2023

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
Ассоциация Самарское Региональное Содружество ТСЖ
Другие
Самсонов Е.Д.
Суд
Октябрьский районный суд г. Самара
Судья
Лазарев Роман Николаевич
Статьи

7.15

Дело на странице суда
oktyabrsky.sam.sudrf.ru
11.05.2023Материалы переданы в производство судье
06.06.2023Судебное заседание
06.06.2023Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
03.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.07.2023Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
18.07.2023Вступило в законную силу
19.07.2023Дело оформлено
19.07.2023Дело передано в архив
06.06.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее