№2-2079/21
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
17 августа 2021 года гор.Улан-Удэ
Судья Советского районного суда гор.Улан-Удэ Цыбикдоржиева Т.В.,
при секретаре Дармаеве Ж.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Советского района г. Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц к ГБУ ДО "Ресурсный центр патриотического воспитания, туризма и спорта РБ, Министерству образования и науки РБ о выполнении ремонтно-реставрационных работ по сохранению объекта культурного наследия,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд, прокурор Советского района г. Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц признать незаконным бездействие ГБУ ДО «Ресурсный центр патриотического воспитания, туризма и спорта Республики Бурятия» по непринятию мер по разработке научно-проектной документации, учитывающей рекомендации инженерного обследования объекта культурного наследия регионального назначения « .Обязать Министерство образования и науки Республики Бурятия профинансировать мероприятия по разработке научно-проектной документации, учитывающей рекомендации инженерного обследования объекта культурного наследия регионального назначения в срок до 31.12.2021года.Обязать Министерство образования и науки Республики Бурятия профинансировать выполнение ремонтно-реставрационных работ по сохранению объекта культурного наследия регионального назначения в соответствии с согласованной научно-проектной документацией, в срок до 31.12.2021года.Обязать ГБУ ДО «Ресурсный центр патриотического воспитания, туризма и спорта Республики Бурятия» разработать научно-проектную документацию, учитывающую рекомендации инженерного обследования объекта культурного наследия регионального назначения в течение 1 (одного) года со дня вступления решения суда в законную силу.Обязать ГБУ ДО «Ресурсный центр патриотического воспитания, туризма и спорта Республики Бурятия» выполнить ремонтно-реставрационные работы по сохранению объекта культурного наследия регионального назначения « в соответствии с согласованной научно-проектной документацией в течение 2 (двух) лет со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель прокурора по доверенности Михалева Т.С., истец Михалева Т.С. и представитель третьего лица по доверенности Нам Э.А. поддержали иск в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика ГБУ ДО «Ресурсный центр патриотического воспитания, туризма и спорта Республики Бурятия» по доверенности Цыдыпов Ц.Р. с исковыми требованиями согласился.
В судебном заседании представитель ответчика Министерство образования и науки Республики Бурятия по доверенности Ангашанова Л.Д. с иском не согласилась и суду пояснила, что министерство не может привлекаться к субсидиарной ответственности, средства выделяются из республиканского бюджета, а не из бюджета министерства.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Специальным законом, регулирующим отношения в сфере государственной охраны памятников истории и культуры народов Российской Федерации, является Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее – Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ).
Статьей 7 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ гражданам Российской Федерации гарантируется обеспечение сохранности объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с законом.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Статьей 11 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ предусмотрено, что должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право предъявлять в суд иски о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре.
В силу п. 1 ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В соответствии с п. 1 ст. 47.2 указанного Закона требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.
Согласно п. 1 ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Согласно ст.47.6 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ на каждый объект культурного наследия утверждается охранное обязательство.
Судом установлено следующее.
Постановлением Совета Министров Бурятской АССР от 29.09.1971 г. № 379 «Об утверждении списка памятников истории и культуры местного значения» на государственную охрану поставлен объект культурного наследия регионального значения
Памятник предоставлен на праве оперативного управления ГБУ ДО «Ресурсный центр патриотического воспитания, туризма и спорта Республики Бурятия». Пользователю выдано охранное обязательство от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.
По результатам плановой документарной проверки в отношении пользователя объекта культурного наследия ДД.ММ.ГГГГ Комитетом государственной охраны объектов культурного наследия Администрации ГлавыРеспублики Бурятия и Правительства Республики Бурятия выдано предписание об устранении выявленных нарушений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В целях устранения выявленных нарушений органом контроля учреждению предписано выполнить полное инженерное обследование здания памятника в срок до ДД.ММ.ГГГГ; разработать научно-проектную документацию, учитывающую рекомендации инженерного обследования в срок до ДД.ММ.ГГГГ; выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с согласованной научно-проектной документацией в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 25 раздела 6 охранного обязательства, утвержденного распоряжением Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ ..., предусмотрены дополнительные требования в отношении объекта культурного наследия, а именно: выполнить полное, инженерное обследование здания в срок до ДД.ММ.ГГГГ; разработать научно-проектную документацию, учитывающую рекомендации инженерного обследования в срок до ДД.ММ.ГГГГ; выполнить ремонтно-реставрационные работы по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с согласованной научно-проектной документацией в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Проверкой установлено, на основании государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ГБУ ДО «Ресурсный центр патриотическою воспитания, туризма и спорта Республики Бурятия», выполнены работы по обследованию конструкций здания, выдано техническое заключение ....
Согласно техническому заключению специалистов (раздел III «Выводы» технического заключения ...) основная часть здания, в состав которого входят помещения первого этажа №№ 1, 3, 5, 7, 8, 8, 10, 11, 15, 6, 4, 16, 17, 18, 19, 20 и второго этажа №№ 1, 2, 3, 4, 11, 12, 13, 14, 10, 9, 8, 7, является ограниченно работоспособным; малая часть здания, в состав которой входят помещения первого этажа №№ 12, 13, 14 и второго этажа №№ 5, 6, является аварийным.
Вместе с тем, мероприятия по разработке научно-проектной документации, отчитывающей рекомендации инженерного обследования учреждением не выполнены, предписание органа контроля от ДД.ММ.ГГГГ не исполнено. Кроме того, мероприятия по выполнению ремонтно-реставрационных работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с согласованной научно-проектной документацией учреждением в текущем 2021 году не запланированы и не проводятся.
Таким образом, суд соглашается с доводом прокурора о том, что учреждение как пользователь объекта культурного наследия на протяжении длительного времени не выполняет действия по сохранению памятника регионального значения.
Суд соглашается с доводом стороны истца о том, что непринятие ответчиком мер по реализации мероприятий по сохранению объекта культурного наследия создает угрозу ухудшения состояния памятника истории и культуры, утраты памятника, в связи с чем нарушаются права и интересы государства.
Пунктом 1.11 Устава ГБУ ДО «Ресурсный центр патриотического воспитания, туризма и спорта Республики Бурятия» предусмотрено, что учредителем и собственником имущества учреждения является Республика Бурятия. Функции и полномочия вредителя учреждения от имени Республики Бурятия осуществляет Министерство образования и науки Республики Бурятия.
В соответствии с п. 6.1 Устава учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, решает вопросы, связанные с заключением договоров, определением своих обязательств и иных условий, не противоречащих законодательству Российской Федерации и настоящему Уставу. Учреждение обеспечивает исполнение своих обязательств в соответствии с государственным заданием, планом финансово-хозяйственной деятельности и в пределах денежных средств, полученных в установленном порядке от приносящих доход видов деятельности.
Финансирование осуществляется на основе государственного задания, формируемого учредителем на текущий год с последующим ежегодным уточнением задания в виде распоряжения учредителя учреждения.
Согласно п. 3 Положения о Министерстве образования и науки Республики Бурятия, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 09.10.2007 № 305, Министерство осуществляет, в том числе следующие полномочия: организует предоставление дополнительного образования детей в республиканских государственных образовательных организациях; осуществляет от имени Республики Бурятия полномочия учредителя подведомственных государственных организаций; принимает участие в разработке проекта республиканского бюджета в части расходов на образование и науку; осуществляет формирование государственного задания в отношении подведомственных государственных организаций, производит проверку отчета по исполнению государственного задания.
Поскольку суду не представлено доказательств достаточного внебюджетного финансирования учреждения, суд считает необходимым возложить на учредителя обязанности профинансировать мероприятия по разработке научно-проектной документации, и выполнение ремонтно-реставрационных работ. При этом, вопреки доводам стороны ответчика, указанное обязательство не является субсидиарной ответственностью учредителя.
При этом, отсутствие необходимого финансирования не может служить основанием для освобождения ответчика от обязанности исполнения переданных ему полномочий.
Разрешая заявленные исковые требования, суд, руководствуясь вышеуказанными нормами, исходит из того, что невыполнение ответчиком обязанностей по содержанию объекта в надлежащем состоянии влечет для объекта постоянное ухудшение его состояния и разрушение, в связи с чем приходит к выводу о законности и обоснованности исковых требований.
В связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению.
В силу ст.206 ГПК РФ, учитывая объем работы и требования законодательства, подлежит установить требуемый прокурором срок выполнения обязательств.
В любом случае вопросы исполнения могут быть разрешены в порядке ст. 434 ГПК РФ (отсрочка или рассрочка исполнения судебного постановления, изменение способа и порядка его исполнения)
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Советского района г. Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ГБУ ДО «Ресурсный центр патриотического воспитания, туризма и спорта Республики Бурятия» по непринятию мер по разработке научно-проектной документации, учитывающей рекомендации инженерного обследования объекта культурного наследия регионального назначения
Обязать Министерство образования и науки Республики Бурятия профинансировать мероприятия по разработке научно-проектной документации, учитывающей рекомендации инженерного обследования объекта культурного наследия регионального назначения в срок до 31.12.2021года.
Обязать Министерство образования и науки Республики Бурятия профинансировать выполнение ремонтно-реставрационных работ по сохранению объекта культурного наследия регионального назначения , в соответствии с согласованной научно-проектной документацией, в срок до 31.12.2021года.
Обязать ГБУ ДО «Ресурсный центр патриотического воспитания, туризма и спорта Республики Бурятия» разработать научно-проектную документацию, учитывающую рекомендации инженерного обследования объекта культурного наследия регионального назначения в течение 1 (одного) года со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать ГБУ ДО «Ресурсный центр патриотического воспитания, туризма и спорта Республики Бурятия» выполнить ремонтно-реставрационные работы по сохранению объекта культурного наследия регионального назначения « в соответствии с согласованной научно-проектной документацией в течение 2 (двух) лет со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца в Советский районный суд гор. Улан-Удэ.
Судья: Т.В.Цыбикдоржиева