РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 декабря 2019 года город Тула
Тульский областной суд в составе:
председательствующего Семеновой Т.Е.,
при секретаре Семенчевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-610/2019 по административному исковому заявлению Прощалыкина Д.А. к правительству Тульской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» (в лице филиала по Тульской области) об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
Прощалыкин Д.А. обратился в Тульский областной суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав, что ему на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами:
№, площадью № кв.м, категория земель: <данные изъяты>: <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>
№ кв.м, категория земель: <данные изъяты>, вид разрешенного использования: <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>
№, площадью № кв.м, категория земель: <данные изъяты>, вид разрешенного использования: <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>
№, площадью № кв.м, категория земель: <данные изъяты>, вид разрешенного использования: <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>
№, площадью № кв.м, категория земель: <данные изъяты>, вид разрешенного использования: <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>
Он не согласен с кадастровой стоимостью земельных участков в размерах: 1 681 697,40 руб. (КН №), 1 283 313,10 руб. (КН №), 1 242 559,80 руб. (КН №), 1 319 907,90 руб. (КН №), 109 397 659,50 руб. (КН №), установленной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на основании акта определения кадастровой стоимости от ДД.ММ.ГГГГ года согласно постановлению правительства Тульской области от 30.11.2016 года № 546 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тульской области», и просит установить кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости в размере 702 240,6 руб. (КН №), 535 883,9 руб. (КН №), 518 866,2 руб. (КН №), 551 165,1 руб. (КН №), 45 682 105,5 руб. (КН №). Размер рыночной стоимости обосновал отчетом Индивидуального предпринимателя С от ДД.ММ.ГГГГ года №
В судебное заседание административный истец Прощалыкин Д.А., представитель административного истца Прощалыкина Д.А. по доверенности Старостин Н.Г., административные ответчики - правительство Тульской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» (в лице филиала по Тульской области), заинтересованные лица – Управление Росреестра по Тульской области, администрация муниципального образования Кимовский район Тульской области – не явились, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены, от указанных лиц (за исключением администрации муниципального образования Кимовский район Тульской области) имеются заявления о рассмотрении дела в их отсутствие. Управление Росреестра по Тульской области просило отказать в удовлетворении административных исковых требований Прощалыкина Д.А., предъявленных к Управлению.
На основании ч.4 ст.247 КАС РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.
Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с п. 5 ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных указанным Кодексом, федеральными законами.
Согласно ст. 66 ЗК РФ, рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
На основании статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации для целей налогообложения налоговая база по уплате земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, которая, в свою очередь, определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 7, части 5 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости, входящий в Единый государственный реестр недвижимости, в числе иных сведений вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки урегулирован главой III.1 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Данный Федеральный закон, регулировавший вопросы проведения кадастровой оценки объектов недвижимости до вступления в силу Федерального закона от 03.07.2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» и продолжающий применяться в настоящее время к правоотношениям, связанным с государственной кадастровой оценкой (включая оспаривание ее результатов), начатой до указанного момента, исходит из того, что кадастровая стоимость это стоимость объекта недвижимости, определенная в установленном законом порядке в результате проведения государственной кадастровой оценки (статья 3). Аналогичным образом понятие кадастровой стоимости раскрывается в пункте 2 части 1 статьи 3 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке».
Согласно ч.2 ст. 3 Федерального закона № 135-ФЗ под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Статья 24.18 указанного Федерального закона устанавливает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В силу ст. 24.19 Федерального закона № 135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
В силу статьи 24.20 указанного Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ, в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Судом установлено, что Прощалыкину Д.А. принадлежат на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами:
№, площадью № кв.м, категория земель: <данные изъяты>, вид разрешенного использования: <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>
№, площадью № кв.м, категория земель: <данные изъяты>, вид разрешенного использования: <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>
№, площадью № кв.м, категория земель: <данные изъяты>, вид разрешенного использования: <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>
№, площадью № кв.м, категория земель: <данные изъяты>, вид разрешенного использования: <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>
№, площадью № кв.м, категория земель: <данные изъяты>, вид разрешенного использования: <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ года право собственности на объекты было зарегистрировано за Прощалыкиным Д.А. Участки поставлены на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ года.
Постановлением правительства Тульской области от 30.11.2016 года № 546 утверждены результаты кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Тульской области, учтенных в государственном кадастре недвижимости, определенные по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку участки были образованы после утверждения результатов массовой оценки, их кадастровая стоимость была определена органами кадастрового учета в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ.
Согласно ч. 2 п. 1.1действовавшего на момент установления оспариваемой кадастровой стоимости Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 18.03.2011 г. N 113, при изложенной выше ситуации определение кадастровой стоимости земельных участков осуществлялось в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12.08.06г. N 222.
Согласно п.2.4 Методических указаний, в случае, когда образование нового земельного участка, изменение площади земельного участка, изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земельного участка из одной категории в другую, отнесение земельного участка к определенной категории земель или включение в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке происходят (произошли) после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов.
В соответствии с приведенными требованиями кадастровая стоимость спорных земельных участков определена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года актом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области об определении кадастровой стоимости земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ года путем умножения площади данных объектов на удельный показатель кадастровой стоимости – 831.70 руб. за кв.м (согласно постановлению правительства Тульской области от 30.11.2016 года № 546 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тульской области»), и установлена в размерах: 1 681 697,40 руб. (КН №), 1 283 313,10 руб. (КН №), 1 242 559,80 руб. (КН №), 1 319 907,90 руб. (КН №), 109 397 659,50 руб. (КН №). Сведения о вышеуказанной стоимости земельных участков внесены в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ.
С целью определения рыночной стоимости указанных земельных участков административный истец обратился к Индивидуальному предпринимателю С В соответствии с отчетом, подготовленным последним, от ДД.ММ.ГГГГ №, рыночная стоимость земельных участков по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года составляет: 702 240,6 руб. (КН №), 535 883,9 руб. (КН №), 518 866,2 руб. (КН №), 551 165,1 руб. (КН №), 45 682 105,5 руб. (КН №).
Данные обстоятельства подтверждены материалами дела и в рамках данного дела никем не оспариваются.
Таким образом, исходя из приведенных выше нормативных правовых актов, установленных обстоятельств, указанные земельные участки являются объектами налогообложения, при этом налог исчисляется, исходя из кадастровой стоимости. Следовательно, Прощалыкин Д.А. является обладателем субъективного права оспаривать установленную кадастровую стоимость объектов.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.
Отчет об оценке объекта оценки является итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости (статья 11 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 года № 299, отчет об оценке представляет собой документ, содержащий сведения доказательственного значения, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе настоящим Федеральным стандартом оценки, нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет.
В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно разъяснениям, данным в п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении.
По ходатайству стороны административного истца в целях подтверждения правильности и достоверности вышеуказанного отчета и определенной оценщиком рыночной стоимости объектов оценки судом по данному делу была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО «<данные изъяты>» С
По выводам, содержащимся в экспертном заключении от ДД.ММ.ГГГГ года №, отчет от ДД.ММ.ГГГГ года №, выполненный ИП <данные изъяты> не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе, требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-ФЗ от 29.07.1998 года, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно – правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности. Эксперт не подтвердил рыночную стоимость земельных участков, определенную оценщиком в указанном отчете, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года. При этом эксперт установил рыночную стоимость земельных участков по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года в следующих размерах: 297 841 руб. (КН №), 227 284 руб. (КН №), 220 066 руб. (КН №), 233 765 руб. (КН №), 16 073 577 руб. (КН №).
Оценивая заключение судебной экспертизы в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд учитывает, что данное заключение подготовлено лицом, обладающим необходимыми познаниями на проведение подобного рода исследований, стаж работы в области оценочной деятельности у эксперта 20 лет, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, застраховавшим свою ответственность, являющимся членом саморегулируемой организации оценщиков, то есть указанные требования Закона соблюдены, и оснований не доверять выводам эксперта у суда не имеется.
Составленное заключение соответствует требованиям статьи 25 Федерального закона от 31.05.2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», частей 1, 2 и 3 статьи 82 КАС РФ, основывается на положениях, которые дают возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости.
Заключение основано на материалах дела, изложенные в нем выводы научно обоснованы, не противоречивы, четко отвечают на поставленные судом перед экспертом вопросы и согласуются с другими исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что заключение эксперта отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, применительно к положениям статьи 84 КАС РФ, подтверждающим рыночную стоимость объектов недвижимости, определенную по состоянию на дату определения кадастровой стоимости.
Что касается имеющегося в материалах дела отчета от ДД.ММ.ГГГГ года №, выполненный Индивидуальным предпринимателем С то он, согласно заключению судебной экспертизы, признанному судом допустимым и достоверным доказательством по делу, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и выполнен с нарушениями, которые существенно повлияли на итоговую рыночную стоимость объектов оценки.
Эксперт отметил и это следует из отчета, что информация, предоставленная заказчиком, не подписана уполномоченным лицом и не заверена в установленном порядке. В качестве аналогов в сравнительном подходе оценщиком используются объекты, расположенные в населенных пунктах с разным статусом. Однако оценщиком в нарушение п.№ ФСО № местоположение аналогов принимается как равнозначное.
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу абзаца 2 статьи 24.15 названного Федерального закона датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке.
Оспариваемая кадастровая стоимость спорных земельных участков определена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. На ту же дату установлена и рыночная стоимость указанных земельных участков в экспертном заключении эксперта С
Отвечающих требованиям статей 59 - 61 КАС РФ доказательств иного размера рыночной стоимости объектов на указанную дату, доказательств, опровергающих правильность выводов эксперта либо позволяющих усомниться в их правильности, участниками процесса не представлено.
Таким образом, оценив всю совокупность доказательств по делу, суд приходит к выводу, что рыночная стоимость земельных участков по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года в указанных выше размерах значительно ниже кадастровой стоимости тех же земельных участков, что затрагивает права и обязанности Прощалыкина Д.А., как плательщика земельного налога.
В нашем случае при доказанной кратной разнице между кадастровой стоимостью объектов и их рыночной стоимостью представляется обоснованным утверждать о наличии ошибки, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении.
Таким образом, установление в отношении спорных объектов рыночной стоимости является для административного истца способом защиты нарушенных прав на установление экономически обоснованной налоговой базы по соответствующим налогам.
При таких обстоятельствах, исходя из приведенных выше норм материального права и, принимая во внимание, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объектов, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретных объектов недвижимости, суд приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость земельных участков может быть установлена в размере их рыночной стоимости, в связи с чем, заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.
Исходя из положений статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» настоящее решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости, которой в данном случае является день обращения административного истца с административным исковым заявлением в суд – ДД.ММ.ГГГГ.
Как разъяснено в пункте 31Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», при удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
В соответствии со ст. 24.17 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», ст. 48 Устава (Основного Закона) Тульской области, правительство Тульской области является органом, к полномочиям которого отнесено утверждение результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление Прощалыкина Д.А. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № площадью № кв.м, категория земель: <данные изъяты>, вид разрешенного использования: <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, - равной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года его рыночной стоимости в размере 297 841 руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью № кв.м, категория земель: <данные изъяты>, вид разрешенного использования: <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> - равной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года его рыночной стоимости в размере 227 284 руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью № кв.м, категория земель: <данные изъяты>, вид разрешенного использования: <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>; - равной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года его рыночной стоимости в размере 220 066 руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью № кв.м, категория земель: <данные изъяты>, вид разрешенного использования: <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, - равной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года его рыночной стоимости в размере 233 765 руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью № кв.м, категория земель: <данные изъяты>, вид разрешенного использования: <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, - равной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года его рыночной стоимости в размере 16 073 577 руб.
В целях, установленных законодательством Российской Федерации, датой подачи административным истцом заявления о пересмотре кадастровой стоимости указанных земельных участков является день обращения указанного лица с административным исковым заявлением в Тульский областной суд – ДД.ММ.ГГГГ года.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: