Дело №2-2020\2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«03» июня 2015года
Судья суда Центрального района г. Новосибирска Федорова Е.Д.
С участием секретаря Поротниковой Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Администрации Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области о признании незаконным постановления № 4691-па Администрации Новосибирского района Новосибирской области от 11.11.2014г. «О порядке предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и распоряжение которыми осуществляется администрацией Новосибирского района Новосибирской области, для целей, не связанных со строительством», обязании опубликовать в газете «Приобская правда» текст решения суда по настоящему делу в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу,
установил:
Администрации Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области обратилась в суд с заявлением о признании незаконным постановления № 4691-па Администрации Новосибирского района Новосибирской области от 11.11.2014г. «О порядке предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и распоряжение которыми осуществляется администрацией Новосибирского района Новосибирской области, для целей, не связанных со строительством», обязании опубликовать в газете «Приобская правда» текст решения суда по настоящему делу в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу (л.д. 1-4 –заявление, л.д.79-81-письменные пояснения по делу).
Представители заявителя в судебном заседании поддержали заявленные требования и все доводы, изложенные в заявлении, в полном объеме. Требования по заявлению обоснованы следующим образом. 12.11.2014г. в специальном выпуске газеты «Приобская правда» за №112 (1136) на стр.11 было опубликовано Постановление №4691-па администрации Новосибирского района Новосибирской области от 11.11.2014г. «О порядке предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и распоряжение которыми осуществляется администрацией Новосибирского района Новосибирской области, для целей, не связанных со строительством». Порядок предоставления был утвержден Постановлением и является приложением к нему.
Считают, что при принятии Постановления был нарушен порядок принятия нормативного правового акта, поскольку администрация Новосибирского района НСО не имела полномочий на издание Постановления. Полномочия администрации Новосибирского района НСО определены Федеральным законом №131-Ф3 «Об общих принципах местного самоуправления» от 06.10.2003г. и Уставом Новосибирского района НСО (ст.28 Устава), и в числе этих полномочий есть полномочия по решению вопросов владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности (пп.5 п.1. ст.28 Устава). Правом же принимать акт, устанавливающий порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, обладает, в соответствие с пп.5 п.10 ст.35 131-ФЗ и п.п.5 п.1.ст.18 Устава Новосибирского района Новосибирской области, представительный орган Новосибирского района Новосибирской области - Совет депутатов. Принятие нормативного правового акта, устанавливающего процедуры и критерии предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в том числе, порядок рассмотрения заявок и принятия решений является компетенцией Совета депутатов Новосибирского района НСО.
Постановлением предусмотрено предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, гражданам и юридическим лицам не только в собственность или аренду, но и в постоянное (бессрочное) пользование или в безвозмездное срочное пользование на срок не более, чем на один год, что полностью противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу: ст. 34 Земельного кодекса РФ (ст.34); Разделу II Положения, т.к. именно этим разделом регулируется порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством.; ст.12 Закона НСО от 14.04.2003 N 108-03 "Об использовании земель на территории Новосибирской области", согласно которому предоставление земельных участков гражданам для целей, не связанных со строительством, из земель, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством, Законом №108-03, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Кроме того, этот нормативный правовой акт, имеющий большую юридическую силу, не предусматривает предоставление земельных участков, для целей, не связанных со строительством, юридическим лицам.
В Криводановском сельсовете имеются Правила землепользования и застройки, утвержденные решением № 24 19-й сессии Совета депутатов от 25.04.2011г., которые размещены на сайте администрации Криводановского сельсовета.
Администрацией Новосибирского района Новосибирской области в соответствии с возможностями, предоставленными ей оспариваемым нормативным правовым актом, при его вступлении в силу, были начаты 123 процедуры предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, подконтрольным администрации учреждениям общей площадью 1 664 га.
Таким образом, права заявителя нарушены принятием незаконного нормативного правового акта, т.к. его применение администрацией Новосибирского района НСО является злоупотреблением правом, а заявителя лишает права распоряжаться после 01.03.2015г. вышеуказанными земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, несмотря на наличие у заявителя утвержденных Правил землепользования и застройки.
Представитель Администрации Новосибирского района НСО с заявленными требованиями заявителя не согласился, представил письменный отзыв, в котором просил в удовлетворении заявленных требований отказать по следующим основаниям.
Согласно п.1 ст.34 ЗК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить деление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Решение Совета Депутатов №7 от 21.06.2012г., которым было утверждено «Положение о порядке предоставления земельных участков на территории муниципального образования Новосибирский район Новосибирской области» регулирует отношения, возникающее между гражданами (физическими лицами), юридическими лицами и органами местного самоуправления по вопросам предоставления земельных участков находящихся в границах муниципального образования Новосибирский район Новосибирской области.
В соответствии с п.21 ст.28 Устава, Администрация района до разграничения государственной собственности на землю осуществляет распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, в пределах своих полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
Земли, государственная собственность на которые не разграничена, не являются имуществом, находящимся в муниципальной собственности Новосибирского района.
Постановление №4691-па от 11.11.2014 г. регулирует порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и распоряжение которыми осуществляется Администрацией, что не противоречит действующему законодательству.
Нормы земельного законодательства позволяют осуществлять предоставление земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования для целей, не связанных со строительством, лицам, указанным в статье 20 ЗК РФ. Положения ст. 34 ЗК РФ в данном случае определяют порядок действий при предоставлении участков и применяются по аналогии закона.
Таким образом, порядок принятия указанного нормативного правового акта нарушен не был.
Вышеуказанное постановление вступило в силу со дня официального опубликования в газете «Приобская правда» от 12.11.2014 №112 (1136), в настоящее время является действующим в связи с тем, что с 01.03.2015 г. пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ утратил силу (ст. 11 ФЗ от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Заявителем не приведено ни одного доказательства того, что оспариваемый нормативный правовой акт повлек нарушение его прав и свобод или создал препятствия к их осуществлению, в связи с чем, производство по делу подлежит прекращению на основании ст. 134, 220 ГПКРФ (л.д. 57-61, 127-129).
Суд, выслушав пояснения представителей заявителя, Администрации Новосибирского района НСО, исследовав материалы дела в полном объёме, находит требования заявителя подлежат удовлетворению. При этом суд исходит из нижеследующего.
Должностные лица, органы государственной власти и местного самоуправления, перечисленные в части 2 статьи 251 ГПК РФ, вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части, если они считают, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом или его частью нарушена их компетенция.
Судом установлено, что 12.11.2014г. в Специальном выпуске газеты «Приобская правда» за №112 (1136) на стр.11 было опубликовано Постановление №4691-па администрации Новосибирского района НСО от 11.11.2014г. «О порядке предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и распоряжение которыми осуществляется администрацией Новосибирского района НСО для целей, не связанных со строительством». Порядок предоставления был утвержден Постановлением и является приложением к нему. (л.д. 6)
Суд находит обоснованными доводы заявителя о том, что администрация Новосибирского района НСО не имела полномочий на издание оспариваемого Постановления.
Полномочия администрации Новосибирского района НСО определены Федеральным законом №131-Ф3 «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003г., ст. 28 Устава Новосибирского района НСО.
П.п.5 п.1 ст.28 Устава администрация Новосибирского района НСО наделана полномочиями по решению вопросов владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
В соответствие с пп.5 п.10 ст.35 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» и п.п.5 п.1.ст.18 Устава Новосибирского района НСО, правом принимать акт, устанавливающий порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, обладает представительный орган Новосибирского района Новосибирской области - Совет депутатов.
Таким образом, принятие нормативного правового акта, устанавливающего процедуры и критерии предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в том числе, порядок рассмотрения заявок и принятия решений является компетенцией Совета депутатов Новосибирского района Новосибирской области. (п.1.ст.34 Земельного кодекса РФ).
Правовая норма, закрепленная в данной статье кодекса, не предусматривает предоставление земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование. Она устанавливает обязанность органов муниципальной власти принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе, порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
Следует также отметить, что предыдущий порядок предоставления земельных участков, в том числе для целей, не связанных со строительством (Положение о порядке предоставления земельных участков на территории муниципального образования Новосибирский район Новосибирской области, далее) был утвержден именно решением Совета депутатов №7 21.06.2012г., которое вступило в силу 07.07.2012г. (л.д. 34-36, 37-39).
Таким образом, 21.06.2012г. был принят акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления земельных участков. А специальным органом, уполномоченным на распоряжение такими земельными участками, была назначена администрация Новосибирского района, поскольку такое право администрации предусмотрено в вышеуказанном Положении и в п.21 ст. 28 Устава Новосибирского района НСО.
Согласно ст. 130 "Конституции РФ, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
В силу ст. 14 ФЗ №131 «Об общих принципах самоуправления», к вопросам местного значения поселения относятся, в числе прочих:
- владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;
- утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий, сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, размещение и содержание малых архитектурных форм),
- утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
На основании ст. 11 ФЗ от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступающего в законную силу 01.03.2015г., распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:
органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;
органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
Издание оспариваемого постановления дало администрации Новосибирского района юридические основания предоставить своим подконтрольным учреждениям земельные участки, расположенные на территории Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, государственная собственность на которые не разграничена, в постоянное (бессрочное) пользование для целей, не связанных со строительством. На территории сельсовета таких участков было предоставлено администрацией района площадью более 1600 га.
Предоставляя указанные земельные участки, администрация Новосибирского района нарушила зонирование (в т.ч. градостроительное зонирование) территории Криводановского сельсовета, а также нарушила права заявителя в части реализации полномочий при утверждении генеральных планов поселения и подготовленной на их основе документации по планировке территории (пп. 20 п.1 ст.14 Федерального закона №131-Ф3 «Об общих принципах местного управления» от 06.10.2003г.).
Так, администрацией района издано постановление №892-па от 17.02.20l5г. « О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование МКУ «Новосибирский физкультурно-спортивный центр» земельного участка с кадастровым номером 9:020102:1864, площадью 58160 кв.м., расположенного в селе Криводановка для размещения площадок, теннисных кортов, спортзалов, спортивных комплексов кроме комплексов со специальными требованиями размещения.
Решением № 24 19-й сессии Криводановского Совета депутатов от 25.04.2011г., которые размещены на сайте администрации сельсовета, утверждены Правила землепользования и застройки ( л.д. 96-103)
В соответствии с Генеральным планом села Криводановка, утвержденным Решением 54 совета депутатов Криводановского сельсовета Новосибирского № 1 29.01.2014 г., территория, на которой сформирован указанный земельный участок, была предназначена для размещения ряда объектов местного значения, таких как школа на 650 мест, поликлиника, гостиница, кинотеатр на 200 мест, совмещенный с ТРЦ, поликлиника и станция скорой помощи. Также указанный участок частично сформирован на планируемой территории жилой застройки средней этажности (1 очередь - до 2023г.) и территории озеленения общего пользования, что подтверждается
картой планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, также входящей в состав графической части капитального плана и Схемой расположения земельных участков в с. Криводановка на карте планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения.
Таким образом, предоставив на основании оспариваемого постановления земельный участок с кадастровым номером 54:19:020102:1864, администрация района лишила Криводановский сельсовет возможности разместить на этой территории сразу 5 :санированных социально-значимых объектов, размещение которых именно в этом месте предусмотрено Генпланом, утверждение которого находится в компетенции Криводановского Сельсовета.
Согласно Генерального плана села Криводановка земельные участки с кадастровыми номерами 54:19:020104:12186 (постановление №889-па от 17.02.2015г.), 54:19:020104:12187 ( постановление №890-па от 17.02.2015г.); 54:19:020104:12213 (постановление №1217-па от ИрВ2.2015г.) расположены на территории с.Криводановка в охранной зоне ВЛ 110 кВ и там запрещается размещать детские и спортивные площадки, стадионы (Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 г. №160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон». Перечень охранных зон, накладывающих ограничения и нормативных документов, на основании которых накладываются ограничения, установлен генеральным планом с.Криводановка.. ( л.д.84-119, 126)
Из вышеизложенного следует, что действовавшее на 12.11.2014г. законодательство, в том числе ЗК РФ, ФЗ от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» и Устав Новосибирского района Новосибирской области не наделяли администрацию Новосибирского района правом самостоятельно принимать акты, устанавливающие процедуры и критерии предоставления земельных участков, находящихся в ее ведении.
Соответственно, администрация Новосибирского района Новосибирской области, издав оспариваемое постановление, превысила свои полномочиями по принятию актов, определяющих порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в постоянное (бессрочное) пользование для целей, не связанных со строительством.
В связи с признанием незаконным постановления № 4691-па Администрации Новосибирского района Новосибирской области от11.11.2014г. с момента его издания, администрацию Новосибирского района Новосибирской области обязан опубликовать в газете «Приобская правда» текст решения суда по настоящему делу в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу.
На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст.ст.192-199, 209, 254-256 ГПКРФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Администрации Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области о признании незаконным постановления № 4691-па Администрации Новосибирского района Новосибирской области от11.11.2014г. «О порядке предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и распоряжение которыми осуществляется администрацией Новосибирского района Новосибирской области, для целей, не связанных со строительством», обязании опубликовать в газете «Приобская правда» текст решения суда по настоящему делу в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу- удовлетворить.
Признать незаконным постановления № 4691-па Администрации Новосибирского района Новосибирской области от11.11.2014г. «О порядке предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и распоряжение которыми осуществляется администрацией Новосибирского района Новосибирской области, для целей, не связанных со строительством»- с момента его издания.
Обязать Администрацию Новосибирского района Новосибирской области
опубликовать в газете «Приобская правда» текст решения суда по настоящему делу в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в течение месяца в Новосибирский Областной суд с момента изготовления мотивированного решения суда.
Судья Федорова Е.Д.
Мотивированное решение изготовлено 19 июня 2015года.
Судья Федорова Е.Д.