дело №21-837 судья Карпухина А.А.
РЕШЕНИЕ
02 декабря 2022 года г.Тула, пр.Ленина, д.45
Судья Тульского областного суда Башкиров А.А.,
при секретаре Карловой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Харламова Р.В. на постановление главного государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Приокского управления Ростехнадзора от 28 декабря 2021 года и решение Центрального районного суда г.Тулы от 04 октября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.2 КоАП РФ,
установил:
постановлением главного государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Приокского управления Ростехнадзора от 28 декабря 2021 года №, оставленным без изменения решением Центрального районного суда г.Тулы от 04 октября 2022 года, председатель комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования Чернский район Харламов Р.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.9.2 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.
В жалобе, поданной в Тульский областной суд, Харламов Р.В. просит отменить постановление главного государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Приокского управления Ростехнадзора от 28 декабря 2021 года и решение Центрального районного суда г.Тулы от 04 октября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.2 КоАП РФ, ссылаясь на их незаконность и необоснованность.
Порядок пересмотра постановлений по делу об административном правонарушении, являющегося одной из стадий производства по делу об административном правонарушении, установлен главой 30 КоАП РФ.
Пунктами 2, 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении устанавливается явка физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу, а также явка вызванных для участия в рассмотрении жалобы лиц; выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении жалобы в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения жалобы.
Таким образом, лица, являющиеся участниками по делу об административном правонарушении, должны быть надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения жалобы, поданной на постановление по делу об административном правонарушении.
Присутствие лиц, являющихся участниками по делу об административном правонарушении, при рассмотрении дела об административном правонарушении по жалобе в вышестоящем суде не является обязательным, если эти лица извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом и от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Тульский природоохранный прокурор в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен заблаговременно и надлежащим образом, почтовым отправлением, а так же посредством публикации информации на официальном интернет-сайте Тульского областного суда. Ходатайств об отложении рассмотрения жалобы в адрес суда не поступило.
Судья, с учетом положений п.4 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного участника производства по делу об административном правонарушении.
Проверив материалы дела, объяснения Харламова Р.В., изучив доводы жалобы, судья Тульского областного суда приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Ответственность по ст.9.2 КоАП РФ наступает за нарушение требований к обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, которое влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Федеральный закон от 21 июля 1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений (ст.1).
Законодательство о безопасности гидротехнических сооружений состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (ст.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»).
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 21 июля 1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» под гидротехническими сооружениями понимаются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Согласно ст.8 Федерального закона от 21 июля 1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» предоставление деклараций безопасности гидротехнических сооружений входит в состав требований, на основании которых осуществляется обеспечение безопасности гидротехнических сооружений.
В соответствии со ст.10 Федерального закона от 21 июля 1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности. Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют и представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса.
Внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении, находящемся в эксплуатации, является основанием для выдачи разрешения на эксплуатацию такого гидротехнического сооружения.
Строительство и эксплуатация гидротехнического сооружения, хозяйственное или иное использование водотоков и прилегающих к ним территорий ниже и выше плотины без соответствующего разрешения, а также невыполнение требований представления декларации безопасности гидротехнического сооружения признается нарушением законодательства о безопасности гидротехнических сооружений (ст.19 Федерального закона от 21 июля 1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»).
Согласно п.7 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2020 года №, декларация безопасности представляется декларантом в орган государственного надзора не реже одного раза в 5 лет со дня ввода гидротехнического сооружения в эксплуатацию.
В силу ст.210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.14, п.3 ч.1 ст.15 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения либо муниципального района, относится к вопросам местного значения соответствующего поселения либо муниципального района.
Должностным лицом вменено председателю комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования Чернский район Харламову Р.В. совершение административного правонарушения при следующих обстоятельствах: в период с 17 ноября 2021 года по 19 ноября 2021 года Тульской природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в собственности администрации муниципального образования Чернский район, юридический адрес: <адрес>. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 13 мая 2016 года № муниципальное образование Чернский район является собственником гидротехнического сооружения - плотины (река Чернь), площадью № квадратных метров, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>. Указанное гидротехническое сооружение, в нарушении ст.10 Федерального закона от 21 июля 1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», эксплуатируется в отсутствие декларации безопасности гидротехнического сооружения, а так же без проведения регулярного (преддекларационного) обследования, вопреки требований п.4 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2020 года №1892.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения председателя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования Чернский район Харламова Р.В. к административной ответственности по ст.9.2 КоАП РФ
Обстоятельства нарушения председателем комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования Чернский район Харламовым Р.В. требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений подтверждается имеющимися в деле доказательствами, а именно: постановлением заместителя Тульского природоохранного прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 19 ноября 2021 года; решением заместителя Тульского природоохранного прокурора о проведении проверки от 17 ноября 2021 года; постановлением главы администрации муниципального образования Чернский район от 8 декабря 2020 года №; свидетельством о государственной регистрации права от 13 мая 2016 года; распоряжением от 28 июля 2021 года №238-р «О назначении ответственного лица за эксплуатацию ГТС»; копией Устава муниципального образования Чернский район и другими доказательствами, которые оценены в совокупности с иными материалами дела об административном правонарушении по правилам ст.26.11 КоАП РФ с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Проверка Тульской природоохранной прокуратурой была проведена в порядке, определенном статями 21 и 22 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», и нарушений указанных в них положений допущено не было.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях Харламова Р.В. состава административного правонарушения, были предметом рассмотрения судьи районного суда. Мотивы, по которым они признаны несостоятельными, изложены в постановленном по делу решении.
Рассматривая жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, судья районного суда согласился с выводом должностного лица о наличии в действиях Харламова Р.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ст.9.2 КоАП РФ.
Вина должностного лица администрации муниципального образования состоит в том, что им не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
Положения ч.2 ст.21 Федерального закона от 21 июля 1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» к настоящему случаю не применимы, поскольку относятся к порядку вступления в силу данного закона в момент его принятия.
Согласно п.4 ст.3 Федерального закона от 3 июля 2016 года №255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений», при отсутствии декларации безопасности гидротехнического сооружения на день вступления в силу настоящего Федерального закона декларация безопасности гидротехнического сооружения составляется и представляется на утверждение в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в течение пяти лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона - то есть до 3 октября 2021 года.
Декларация на гидротехническое сооружение - плотину (река Чернь), площадью № квадратных метров, кадастровый №, расположенное по адресу: <адрес>, на момент проверки, проведенной прокуратурой в период с 17 ноября 2021 года по 19 ноября 2021 года, отсутствовала.
Ссылка заявителя на решение Чернского районного суда Тульской области от 15 февраля 2021 года по делу №, которым на администрацию муниципального образования Чернский район Тульской области возложена обязанность провести преддекларационное обследование гидротехнического сооружения - плотины (река Чернь), площадью 357,7 квадратных метров, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, в срок не позднее 4 октября 2021 года, который продлен до 31 мая 2022 года определением Чернского районного суда Тульской области от 6 декабря 2021 года, как на основание для освобождения его от административной ответственности за эксплуатацию гидротехнического сооружения без соответствующей декларации, является несостоятельной.
Необходимость проведения преддекларационного обследования гидротехнических сооружений была закреплена в Положениях о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 ноября 1998 года №1303, которые утратили силу с 1 января 2021 года в связи с изданием постановления Правительства РФ от 22 июля 2020 года №.
Решением Чернского районного суда Тульской области от 15 февраля 2021 года определен срок исполнения в соответствии с положениями КАС РФ. Данный срок не подменяет срок, определенный законом и не исключает административную ответственность за несоблюдение срока, установленного Федеральным законом от 21 июля 1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».
Вместе с тем судья областного суда не соглашается с выводом должностного лица и судьи Центрального районного суда г.Тулы в части касающейся наличия вины председателя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования Чернский район Харламова Р.В. в нарушении им требований п.4 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2020 года №1892.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса (ч.2 ст.28.4 КоАП РФ).
В силу положений п.2 ст.28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении должен содержать дату и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Как следует из постановления заместителя Тульского природоохранного прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 19 ноября 2021 года нарушение требований п.4 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2020 года №1892, председателю комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования Чернский район Харламову Р.В. не вменялось.
Согласно ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
По изложенным основаниям, указание в постановлении должностного лица и решении судьи районного суда на нарушение председателем комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования Чернский район Харламовым Р.В. требований п.4 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2020 года №1892, подлежит исключению из данных актов по делу об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление (п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ).
Соответственно, постановление главного государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Приокского управления Ростехнадзора от 28 декабря 2021 года и решение Центрального районного суда г.Тулы от 04 октября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.2 КоАП РФ, в указанной выше части подлежат изменению.
Административное наказание назначено председателю комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования Чернский район Харламову Р.В. в пределах санкции ст.9.2 КоАП РФ и с учетом положений ст.4.1 КоАП РФ.
Иные доводы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых актов по делу об административном правонарушении, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств; не опровергают правильности выводов должностного лица и судьи районного суда.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
Руководствуясь статьями 30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление главного государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Приокского управления Ростехнадзора от 28 декабря 2021 года и решение Центрального районного суда г.Тулы от 04 октября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.2 КоАП РФ, изменить, исключив из них указание о нарушении председателем комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования Чернский район Харламовым Р.В. п.4 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2020 года №.
В остальной части указанные акты оставить без изменения, а жалобу Харламова Р.В. - без удовлетворения.
В соответствии с п.3 ст.31.1 КоАП РФ решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.
Вступившие в законную силу решение может быть обжаловано в соответствии с требованиями статей 30.12-30.19 КоАП РФ в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья: