дело № 3а-709/2019
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г.Пермь 23 сентября 2019 года
Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Чулатаевой С.Г.,
при секретаре Елисеевой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми административное дело по административному иску Долматова Владимира Сергеевича об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости,
установил:
Долматов В.С. обратился с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, Правительству Пермского края,заявил требование об установлении кадастровой стоимости земельных участков расположенных по адресу: **** в размере рыночной стоимости, установленной на 01.01.2013 года, в том числе для земельного участка с кадастровым номером ** – 1067640 рублей, для земельного участка с кадастровым номером ** – 370200 рублей, для земельного участка с кадастровым номером ** – 262 475 рублей.
Требование обосновал тем, что является собственником указанных земельных участков и, учитывая порядок определения земельного налога, заинтересован в установлении кадастровой стоимости как рыночной, поскольку определенная по состоянию на 01.01.2013 года кадастровая стоимость существенно ее превышает. Указывая на то, что правовой интерес к оспариванию кадастровой стоимости земельных участков с учетом сохранения кадастровой стоимости по истечении пяти лет со дня ее установления не был утрачен, истец ходатайствует о восстановлении срока на оспаривание.
При подготовке дела к рассмотрению к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Чусовского городского поселения Пермского края.
Административный истец в судебное заседание не явился, о рассмотрении иска уведомлен. Административные ответчики – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, Правительство Пермского края, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, ходатайствовали о рассмотрении дела без участия представителей, представили письменные отзывы на иск. Заинтересованное лицо - администрация Чусовского городского поселения Пермского края, о рассмотрении дела уведомлена, возражений по иску не представлено.
С учетом надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства по делу, отсутствия сведений об уважительности причин неявки, принимая во внимание, что явка указанных лиц не была признана обязательной, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, административное исковое заявление, письменные отзывы, суд полагает заявленное административным истцом требование обоснованным, подлежащим удовлетворению.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. В пункте 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. В силу пункта 3 названной нормы в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Согласно статье 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Согласно п. 1 ст. 391 Налогового кодекса налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Решением Думы Чусовского городского поселения от 29.11.2007 года № 387 (ред. от 26.09.2018) «О введении земельного налога на территории МО «Чусовское городское поселение» налоговые ставки в отношении земельных участков определены исходя из кадастровой стоимости.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Долматов В.С. является собственником земельных участков расположенных по адресу: **** в том числе: земельного участка с кадастровым номером ** площадью 1721 кв.м. разрешенное использование – для производственной деятельности; земельного участка с кадастровым номером ** площадью 2653 кв.м., разрешенное использование – для производственной деятельности, земельного участка с кадастровым номером ** площадью 1881 кв.м., разрешенное использование – для производственной деятельности, что подтверждается сведениями ЕГРН (л.д. 7, 11-13, 14).
При указанных обстоятельствах Долматов В.С., являясь лицом, заинтересованным в соразмерном, экономически обоснованном определении налога на имущество вправе поставить вопрос об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно ч. 3 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость земельных участков расположенных по адресу: **** на 01.01.2013 года установлена постановлением Правительства Пермского края от 21.11.2013 года № 1610-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края» и составляет для земельного участка с кадастровым номером ** – 3 405308,28 рублей, для земельного участка с кадастровым номером ** – 5249438,04 рублей, для земельного участка с кадастровым номером ** – 3721897,08 рублей, сведения о кадастровой стоимости внесены в реестр 01.01.2014 года (л.д. 8, 9, 10). При указанных обстоятельствах, суд полагает обоснованным доводы Управления Росреестра по Пермскому краю о том, что учреждение не является надлежащим ответчиком по заявленному требованию.
Принимая во внимание дату внесения в государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости (01.01.2014 года), а также то, что Долматов В.С. до обращения с административным иском подавал заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости – 26.12.2018 года, суд приходит к выводу о том, что срок установленный положениями ст. 245 КАС РФ административным истцом не пропущен (л.д. 15-16).
Статьей 12 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
В силу статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет независимого оценщика, а также экспертное заключение на такой отчет.
Административным истцом представлен в суд отчет об оценке № 72/18 об оценке рыночной стоимости земельного участка, составленный оценщиком ООО «Справедливая оценка собственности» С. В соответствии с отчетом рыночная стоимость земельных участков расположенных по адресу: **** в размере рыночной стоимости, установленной на 01.01.2013 года, в том числе для земельного участка с кадастровым номером ** – 1067640 рублей, для земельного участка с кадастровым номером ** – 370200 рублей, для земельного участка с кадастровым номером ** – 262 475 рублей.
О.Сюкосев входит в состав участников НП «СВОД», что подтверждено выпиской из реестра, обладает необходимой квалификацией, отвечающей требованиям законодательства об оценочной деятельности, в соответствии с положений абзаца четвертого статьи 15.1, статьи 24.7 Закона об оценочной деятельности в материалах дела имеются сведения об обязательном страховании гражданской ответственности оценщика, в связи с чем, оснований для признания подготовленного отчета недопустимым доказательством не имеется.
В отчете присутствует описание объектов оценки, которые были осмотрены оценщиком, проанализированы факторы и характеристики, относящиеся к объектам оценки, существенно влияющие на их стоимость, рынок к которому могут быть отнесены объекты оценки в том числе с учетом их фактического использования и вида разрешенного использования, а также внешние факторы, не относящиеся непосредственно к объекту оценки, но влияющие на его стоимость, изложены основания выбора примененного оценщиком подхода и методов оценки. Как следует из отчета, при оценке объектов недвижимости оценщик применил сравнительный подход, обосновав причины по которым не могут быть использованы затратный и доходный методы оценки. Оценщик определил рыночную стоимость с учетом требований п. 22д ФСО № 7 с использованием метода корректировок (сравнения продаж), в том числе: проведя выбор аналогов, определив основные элементы сравнения - передаваемые имущественные права, условия финансирования предполагаемой сделки, условия продажи, условия рынка, вид использования и/или зонирование, местоположение, физические характеристики, экономические и другие характеристики влияющие на стоимость; проведя статистическую обработку информации и согласовав скорректированные цены объектов аналогов.
В качестве объектов сравнения использованы данные о предложениях на продажу прав собственности для каждого из оцениваемых земельных участков с учетом их особенностей, выбраны участки, которые существенно не отличаются от оцениваемых. Также оценщиком проведена необходимая корректировка на местоположение, на физические характеристики (площадь), указаны основания по которым иные корректировки не требуются ввиду соответствия объекта оценки и аналогов. В отчете приведены ссылки на источники информации, копии источников информации об объектах аналогах, сделках в отношении объектов аналогов, приложены к отчету.
Вопреки требованиям части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации данных об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости участвующими в деле лицами в суд не представлено.
Административные ответчики, заинтересованное лицо - не привели доводов касающихся достоверности представленного административным истцом отчета, которые могли бы повлиять на итоговый результат рыночной стоимости оцениваемого объекта недвижимости. Сведений об ином размере рыночной стоимости оцениваемого объекта административным ответчиком, заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено.
Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статей 62, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о наличии оснований для определения рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2013 года в размере, установленном отчетом об оценке.
Настоящее решение суда является самостоятельным основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения необходимо указывать дату подачи соответствующего заявления.
Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности), как следует из материалов дела, Долматов В.С. обратился в Комиссию – 26 декабря 2018 года.
Руководствуясь статьями 249, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Долматова Владимира Сергеевича удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельных участков расположенных по адресу: **** в размере рыночной стоимости, установленной на 01.01.2013 года, в том числе:
- земельного участка с кадастровым номером ** – 1 067 640 рублей,
- земельного участка с кадастровым номером ** – 370200 рублей,
- земельного участка с кадастровым номером ** – 262475 рублей.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 26 декабря 2018 года.
Принятое решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Пермского краевого суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме – 25 сентября 2019 года.
Судья:/подпись/