УИД 59RS0001-01-2021-007118-02
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 октября 2022 года город Пермь
Дзержинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Завьялова О.М.,
при секретаре судебного заседания ФИО1,
помощник судьи ФИО2,
с участием истца прокурора ФИО3, представителя ответчика ФИО6, действующего на основании доверенности, представителя Правительства Пермского края, Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края ФИО7, действующей на основании доверенностей, представителя Министерства финансов Пермского края ФИО8, действующей на основании доверенности, представителя Управления Федеральной налоговой службы по Пермскому краю ФИО4, действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пермского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Пермского края к Акционерному обществу «Пермский региональный оператор ТКО» о взыскании денежных средств,
установил:
Пермский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах Пермского края, обратился в суд с иском к Пермскому краевому государственному унитарному предприятию «Теплоэнерго» (далее ПКГУП «Теплоэнерго») о взыскании денежных средств в размере 439326633 рублей 35 копеек в бюджет Пермского края.
Заявленные требования мотивирует тем, что по результатам проведенной прокуратурой проверки в деятельности ПКГУП «Теплоэнерго» выявлены нарушения требований ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, а также региональных нормативных правовых актов в обозначенной области правоотношений. Так в 2020 году из бюджета Пермского края и бюджета Российской Федерации ПКГУП «Теплоэнерго» предоставлено субсидий на общую сумму в размере 1610156000 рублей. Не оспаривая законность предоставления субсидии в рамках 3 порядков, утвержденных постановлениями Правительства Пермского края от 25.02.2019 № 107-п; от 08.07.2020 № 502-п; от 08.07.2020 № 503-п, по мнению прокуратуры, имеются основания для взыскания с регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ПКГУП «Теплоэнерго» части субсидии, перечисленной на основании порядка, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 25.02.2019 № 107-п, так как не соблюдена цель предоставления субсидии, установленная п. 12 указанного порядка (возмещение недополученных доходов по основному виду деятельности за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Пермского края). В частности, в рамках Порядка № 107-п между министерством жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края и ПКГУП «Теплоэнерго» 17.01.2020 заключено соглашение № 4, согласно которому, с учетом Закона Пермского края от 19.06.2020 № 541-ПК «О внесении изменений в Закон Пермского края «О бюджете Пермского края на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», ПКГУП «Теплоэнерго» предоставлены субсидии в размере 573792900 рублей. Пунктом 3.2 Порядка № 107-п определены условия для возврата субсидии, а именно превышение размера субсидии над суммой фактически недополученных доходов (выручки). В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что размер недополученных доходов регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по итогам работы за 2020 год меньше, чем сумма предоставленной субсидии в рамках Порядка № 107-п. По результатам расчета прокуратуры, размер субсидии превышающий недополученных расходов ответчика, составил сумму 439326633 рубля 35 копеек, которая подлежит возврату в бюджет Пермского края.
Определением суда от 27.07.2022, занесенным в протокол судебного заседания ПКГУП «Теплоэнерго», в связи с преобразованием организации, заменено на Акционерное общество «Пермский региональный оператор ТКО» (далее АО «ПРО ТКО»).
Истец в судебном заседании на удовлетворении требований настаивал в полном объеме по доводам, изложенным в иске. Указал, что основным правовым обоснованием позиции природоохранной прокуратуры является нарушение АО «ПРО ТКО» требований ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а именно то обстоятельство, что ответчик по итогам работы за 2020 год не имел и не имеет недополученных доходов за оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Представитель ответчика, в судебном заседании исковые требования истца не признал, просил в их удовлетворении отказать. Поддержал доводы письменных возражений, в которых указал на то, что правовая позиция прокурора о наличии излишне перечисленной суммы субсидии основана на неверном расчете суммы недополученных доходов за услугу ТКО. Все аспекты предоставления субсидии, в том числе способы расчета, необходимые для определения размера недополученных доходов по основному виду деятельности, а также излишне перечисленной в отчетном финансовом году субсидии, установлены Порядком. Положения Порядка имеют достаточную полноту, определенность и не содержат пробелов в какой-либо части. Региональный оператор (ответчик) и Министерство при составлении и согласовании отчетов об использовании субсидий действовали в строгом соответствии с Порядком, каких-либо отступлений от требований Порядка не допущено. В данном случае, отсутствует не только излишне перечисленная субсидия, но и, напротив, имеет место недополучение доходов по основному виду деятельности за оказание услуги по обращению с ТКО региональным оператором. Прокурором в формулы, установленные Порядком, произвольно добавлены дополнительные показатели, не предусмотренные методикой расчета и не имеющие никакого отношения к спорной субсидии. В результате чего, выполненный прокурором расчет, согласно которому имеет место излишне полученная субсидия, не соответствует действительности. Прокурором добавлена к сумме доходов (выручки) по основному виду деятельности за оказание услуги по обращению с ТКО сумма двух субсидий (1036363100 рублей), также предоставленных региональному оператору в 2020 году, но не имеющих никакого отношения к спорной ситуации. Как прямо указано в п. 3.4 Порядка, для определения суммы недополученных в отчетном финансовом году доходов (выручки) по основному виду деятельности учитывается только сумма доходов (выручки) по начислениям, полученных получателем субсидии в отчетном финансовом году по основному виду деятельности, и ничего более. Субсидии на общую сумму 1036363100 рублей получены по совершенно иным основаниям, имеют самостоятельное целевое назначение, учитываются и расходуются отдельно от спорной субсидии, а также друг от друга. Результативность использования всех трех субсидий измеряется различными по своей сути показателями. Отчетность, предоставляемая по результатам использования субсидий, в каждом случае также содержит свои критерии. Более того, источниками всех трех полученных региональным оператором субсидий являются бюджеты разных уровней. Объединение полученных региональным оператором доходов от основной деятельности и субсидий противоречит требованиям как бюджетного, так и налогового законодательства. В действительности, все три полученные субсидии израсходованы в соответствии с целевым назначением, избыточно полученные суммы субсидий отсутствуют. Для расчета налога на прибыль организаций в качестве доходов учитываются доходы от реализации и внереализационные доходы. Учет каких-либо иных показателей в составе доходов не предусмотрен. Средства целевого финансирования (субсидии), выданные на возмещение определенных целевых расходов получателя субсидии, в силу подпункта 14 пункта 1 ст. 251 НК РФ не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Это означает, что они не признаются в качестве дохода для целей расчета прибыли, следовательно, не входят в состав прибыли. Субсидии, полученные региональным оператором на основании соглашений от 24.07.2020 № 5, от 07.08.2020 № 10-2020-03227, исходя из целей их предоставления, являются строго целевыми. Следовательно, в силу подпункта 14 пункта 1 ст. 251, п. 17 ст. 270 НК РФ, они не учитываются в составе дохода при определении налоговой базы по налогу на прибыль, то есть не считаются доходом для целей определения размера прибыли организации. Относительно довода о наличии по результатам 2020 года чистой прибыли: в соответствии с отчетом о финансовых результатах за декабрь-январь 2020 года ПКГУП «Теплоэнерго», действительно имеется чистая прибыль в сумме 558675000 рублей. Вместе с тем, как следует из бухгалтерского баланса на 31.12.2020, значительную часть активов составляет дебиторская задолженность в сумме 490997000 рублей. То есть фактически реальных денежных средств в виде чистой прибыли в той сумме, которая отражена в отчетности, в наличии не имеется. В дополнениях представитель ответчика также указал на то, что в соответствии с действующим законодательством ответчик верно классифицирует и отражает доходную часть по правилам бухгалтерского учета в соответствии с действительным экономическим смыслом сделок по начислению собственной выручки и субсидий из бюджета Пермского края, являющихся прочими доходами. Доводы истца относительно включения сумм субсидий по Порядку 107-п в состав выручки от основного вида деятельности ответчика являются несостоятельными. Недополученные доходы регионального оператора представляют собой не что иное, как затраты, которые ему необходимо произвести. Все полученные в рамках субсидии денежные средства были израсходованы предприятием на выполнение им обязанностей по государственной программе и соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенному 02 ноября 2018 года ответчиком с региональной службой по тарифам Пермского края. Согласно проверке Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Пермского края факта нецелевого расходования оспариваемой субсидии не установлено.
Представитель третьих лиц Министерства Жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края, Правительства Пермского края, в судебном заседании просил в удовлетворении требований прокурора отказать. Доводы представителя аналогичны доводам возражений, представленных стороной ответчика. Также указал на то, что ответчиком в Министерство направлялись все необходимые отчеты об использовании субсидий, которые приняты последним без замечаний.
Представитель третьего лица Министерства финансов Пермского края в судебном заседании в удовлетворении требований прокурора просил отказать. В обоснование возражений указал на то, что объем дохода (выручки) по основному виду деятельности за оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Пермского края подтверждается данными годового бухгалтерского отчета получателя субсидии и истцом не оспаривается. Полагает ошибочным подход к расчетам, примененный истцом, а выводы о наличии оснований для возврата средств субсидии в сумме 439326633 рублей 35 копеек, не основанными на положениях Порядка 107-п, которые не оспорены в установленном порядке и двоякому толкованию не подлежат. Прокуратурой необоснованно учтена в сумме доходов (выручки) по основному виду деятельности за оказание услуги по обращению с ТКО сумма двух субсидий, предоставленных по Порядкам № № 502-п, 503-п в сумме 1036363100 рублей, поскольку для определения суммы недополученных в отчетном финансовом году доходов (выручки) по основному виду деятельности учитывается только сумма доходов (выручки) по начислениям, полученных получателем субсидии в отчетном финансовом году по основному виду деятельности. Механизм расчета не предполагает сложение объемов суммы доходов (выручки) по начислениям с суммой полученных субсидий. Согласно п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99», утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н, доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг, а активы, полученные безвозмездно, в силу п. 7 указанного Положения относятся к категории «Прочие доходы». Отнесение прокуратурой дохода от поступления субсидий к выручке (прибыли) неправомерно. Оснований для включения сумм субсидий, полученных ответчиком в соответствии с Порядками № 502-П и 503-П, в состав доходов для целей расчета прибыли не имеется. Нецелевого расходования средств, а также условий, предусмотренных пунктом 3.2 Порядка 107-п, в рассматриваемом случае не допущено, следовательно, правовых оснований для возврата средств в бюджет Пермского края не имеется.
Представитель третьего лица Управления ФНС по Пермскому краю в судебном заседании, в частности, указал на то, что субсидии, представленные по Порядку № 502-п и по Порядку № 503-п следует учитывать в составе внереализационных доходов, субсидию по Порядку № 107-п необходимо учесть при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организации в составе выручки от реализации. Ответчиком правомерно включены в состав внереализационных доходов в налоговом учете субсидии, предоставленные в соответствии с Порядком № 502-п и Порядком № 503-п. Субсидию, предоставленную согласно Порядку № 107-п следовало отнести в состав выручки (доходов от реализации). Включать ее в состав внереализационных доходов предприятия не правомерно. Не следует относить субсидии к целевому финансированию, поскольку такие субсидии не признаются целевыми поступлениями или финансированием в понятии, определенном налоговым законодательством и не поименованы в пп. 14 п.1 ст. 251 НК РФ, содержащем исчерпывающий перечень имущества, относящегося к средствам целевого финансирования.
Третье лицо - Контрольно-счетная палат Пермского края в судебное заседание представителя не направило, о времени и месте рассмотрения извещено надлежащим образом, ранее в судебном заседании представитель представил отзыв на иск, согласно выводам которого, следует, что поскольку правовые основания для принятия постановлений № 107-п и № № 502-п, 503-п различные, а именно, постановление № 107-п основывается на положениях Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а постановления № 502-п и № 503-п направлены на снижение негативных последствий распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19), соответственно, порядки (методика) определения размера субсидий различные. В связи с этим, отмечает некорректность определения общего объема доходов ответчика для расчета суммы иска в части сложения начисленных и полученных доходов. В связи с чем, оценить законность (правомерность) требований Пермского межрайонного природоохранного прокурора о взыскании с АО «ПРО ТКО» в бюджет Пермского края 439326633 рублей 35 копеек не представляется возможным.
Установив позицию сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему:
Как установлено судом и следует из материалов дела, 17 января 2020 года между Министерством жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края и Пермским краевым государственным унитарным предприятием «Теплоэнерго» в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, Законом Пермского края от 28.11.2019 № 476-ПК «О бюджете Пермского края на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», Порядком предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Пермского края, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 25 февраля 2019 года № 107-п, было заключено соглашение о предоставлении субсидии Пермскому краевому государственному унитарному предприятию «Теплоэнерго» на возмещение недополученных доходов региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Пермского края, в соответствии с п. 1.1 которого, предметом указанного соглашения является предоставление субсидии из бюджета Пермского края в 2020 году ПКГУП «Теплоэнерго» на возмещение недополученных доходов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Пермского края в целях организации и обеспечения им текущей деятельности в рамках подпрограммы «Формирование комфортной городской среды», утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 № 1331-п «Об утверждении государственной программы «Градостроительная и жилищная политика, создание условий для комфортной городской среды».
Согласно п. 2.1. соглашения, размер субсидии, предоставляемой из бюджета Пермского края, в соответствии с настоящим соглашением, составляет в 2020 году 693139700 рублей (л.д. 30-37 т1).
В соответствии с п. 4.3.10 соглашения, в случае возникновения превышения размера субсидии над суммой фактически недополученных по итогам 2020 финансового года доходов (выручки) по основному виду деятельности за оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Пермского края, получатель субсидии осуществляет возврат излишне перечисленной суммы в бюджет Пермского края в течение 15 календарных дней со дня согласования Министерством отчета о фактической величине дохода, но не позднее 1 мая года, следующего за годом предоставления субсидии.
На основании заявок со стороны ответчика № 334 от 21.01.2020, № 1373 от 25.02.2020, № 2467 от 01.04.2020, приказов Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края № СЭД-24-02-50-11 от 20.01.2020, № СЭД-24-02-50-39 от 05.03.2020, № СЭД-24-02-50-65 от 03.04.2020 и в соответствии с п. 2.3.2 постановления Правительства Пермского края от 25.02.2019 № 107-п «Об утверждении Порядка предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Пермского края» ПКГУП «Теплоэнерго» из бюджета Пермского края была предоставлена субсидия на общую сумму 693139700 рублей (платежное поручение № 19452 от 24.01.2020 на сумму 346569850 рублей, № 184064 от 13.03.2020 на сумму 138627940 рублей, № 278347 от 08.04.2020 на сумму 207941910 рублей) (л.д. 42-52 т1).
26.06.2020 между Министерством жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края и Пермским краевым государственным унитарным предприятием «Теплоэнерго» было заключено дополнительное соглашение № 1, в соответствии с п. 2.1 которого, размер субсидии, предоставляемой из бюджета Пермского края, в соответствии с настоящим соглашением, составляет в 2020 году 573792900 рублей.
Пунктом 2 указанного дополнительного соглашения на Пермское краевое государственное унитарное предприятие «Теплоэнерго» возложена обязанность в срок до 30.06.2020 возвратить в бюджет Пермского края 119346800 рублей (л.д. 53-54 т1).
Указанные денежные средства ответчиком в бюджет были возвращены, что подтверждается платежным поручением № 3246 от 29.06.2020 (л.д. 55 т1).
В сентябре-октябре 2021 года Пермской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании плана работы на 2 полугодие 2021 года и на основании решения № 106 от 06.09.2021 о проведении проверки в отношении ПКГУП «Теплоэнерго» была проведена плановая проверка исполнения законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами, противодействия коррупции, а также использования мер государственной поддержки.
По результатам проверки, по мнению истца в деятельности ответчика были выявлены нарушения требований ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, а также региональных нормативным актов в обозначенной области правоотношений.
В частности, в 2020 году из бюджета Пермского края и бюджета Российской Федерации ПКГУП «Теплоэнерго» предоставлено субсидий на общую сумму 1610156000 рублей.
Перечисление указанной суммы выполнено Правительством Пермского края в рамках 3 порядков:
- Порядок предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Пермского края, утвержденный постановлением Правительства Пермского края от 25.02.2019 № 107-п- общая сумма субсидии 573792900 рублей (цель предоставления субсидии- возмещение недополученных доходов по основному виду деятельности, связанного с обращением с твердыми коммунальными отходами);
- Порядок предоставления субсидии из бюджета Пермского края региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Пермского края на финансовое обеспечение затрат, связанных с обеспечением непрерывной работы регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Пермского края в условиях, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденный постановлением Правительства Пермского края от 08.07.2020 № 502-п- общая сумма субсидии 876538400 рублей (цель предоставления субсидии- финансирование части затрат, связанных с транспортировкой твердых коммунальных отходов);
- Порядок предоставления субсидии из бюджета Пермского края региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Пермского края на обеспечение деятельности по оказанию коммунальной услуги населению по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденный постановлением Правительства Пермского края от 08.07.2020 № 503-п- общая сумма субсидии 159824700 рублей (цель предоставления субсидии – финансирование части затрат с оплатой услуг полигонов и ОАО «Комплексный расчетный центр»).
По мнению прокуратуры, имеются основания для взыскания с регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами части субсидии, перечисленной на основании Порядка № 107-п, так как не соблюдена цель предоставления субсидии, установленная п. 1.2 Порядка № 107-п.
В силу ст. 28 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система РФ основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Статьей 38 Бюджетного кодекса РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который подразумевает под собой выделение средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению направления средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Исходя из ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ, под нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств. Последствием подобного использования средств является их изъятие у недобросовестного получателя.
Статьей 78 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям)- производителям товаров, работ, услуг, на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Постановлением Правительства Пермского края от 25.02.2019 № 107-п утвержден Порядок предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Пермского края.
В соответствии с п. 1.1 Порядка, настоящий порядок определяет цели, условия и порядок предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Пермского края, порядок возврата субсидии в случае нарушения целей, порядка предоставления субсидии и условий, установленных при ее предоставлении.
Согласно п. 1.2 Порядка, целью предоставления субсидии является возмещение недополученных доходов по основному виду деятельности за оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Пермского края юридическому лицу- региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Пермского края. Направлением затрат предоставленной субсидии является текущая деятельность получателя субсидии.
Согласно п. 1.3 Порядка субсидия носит целевой характер и не может быть использована на другие цели.
В соответствии с п. 1.4 Порядка главным распорядителем бюджетных средств, до которого в соответствии с бюджетным законодательством РФ как получателю бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидии на соответствующий финансовый год, является Министерство жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края.
Субсидия предоставляется на основании соглашения, заключенного между Министерством и получателем субсидии, о предоставлении субсидии на возмещение недополученных доходов региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами по типовой форме, установленной Министерством финансов Пермского края (п. 2.1.2 Порядка).
В соответствии с пунктами 2.3.2, 2.3 (1) Порядка, для получения субсидии получателем должен быть предоставлен в Министерство ежеквартальный отчет об объемах недополученных доходов получателя субсидии, сформированный нарастающим итогом по состоянию на первое число месяца, следующего за отчетным кварталом, по форме и в сроки, установленные соглашением. Субсидия предоставляется после подтверждения получателем субсидии недополученных доходов за отчетный период (квартал) данными предоставленного отчета.
Пунктами 2.1.3, 3.1 Порядка предусмотрена обязанность получателя субсидии предоставлять в Министерство отчеты, подтверждающие целевое использование субсидии и порядок их предоставления. Отчеты предоставляются в срок до 15 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии, и включает в себя: отчет о достижении результатов предоставления субсидии; отчет за прошедший финансовый год о фактической величине дохода получателя субсидии по основному виду деятельности за оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с п. 3.2 Порядка в случае возникновения превышения размера субсидии над суммой фактически недополученных по итогам соответствующего финансового года доходов (выручки) по основному виду деятельности за оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Пермского края получатель субсидии осуществляет возврат излишне перечисленной суммы в бюджет Пермского края в течение 15 календарных дней со дня согласования Министерством отчета о фактической величине дохода, но не позднее 1 мая года, следующего за годом предоставления субсидии.
Объем дохода (выручки) по основному виду деятельности за оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Пермского края подтверждается данными годового бухгалтерского отчета получателя субсидии.
Истец считает, что в ходе проведенной проверки было установлено, что размер недополученных доходов регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по итогам работы за 2020 год меньше, чем сумма предоставленной субсидии в рамках Порядка № 107-п.
Согласно справке ПКГУП «Теплоэнерго» от 23.09.2021 № 13497 за 2020 год получен доход за деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами- 2466384633 рубля 35 копеек. При этом общий объем всех расходов регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в 2020 году за оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям составил 3637214000 рублей, из которых: транспортирование твердых коммунальных отходов- 2343398000 рублей, оплата услуг полигонов- 452522000 рублей, прочие расходы ПКГУП «Теплоэнерго»- 841294000 рублей (л.д. 22-25 т1).
Заявляя требования, прокурор обосновывает их положениями ст. 251 Налогового кодекса РФ, указывая на то, что субсидии, полученные из бюджета в рамках Порядка № 502-п и Порядка № 503-п в размере 1036363100 рублей, относятся к внереализационным доходам коммерческого предприятия, в связи с чем общий объем дохода ПКГУП «Теплоэнерго» за 2020 год составил 3502474733 рубля 35 копеек (2466384633 рубля 35 копеек + 1036363100 рублей), следовательно, по мнению истца, ответчик обязан вернуть в бюджет региона всю субсидию, которая предоставлена данному юридическому лицу в рамках Порядка № 107-п.
В пунктах 3.3, 3.4 Порядка приведены формулы расчета суммы излишне перечисленной в отчетном финансовом году получателю субсидии и суммы недополученных в отчетном финансовом году доходов (выручки) по основному виду деятельности за оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Пермского края получателя субсидии.
Пунктом 3.5 Порядка установлено, что результатом предоставления субсидии является наличие 100% заключенных договоров с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющими объектами по обработке, обезвреживанию и (или) захоронению твердых коммунальных отходов, включенными в Государственный реестр объектов размещения отходов, использование которых предусмотрено территориальной схемой по ценам (тарифам), установленным таким оператором уполномоченным органом исполнительной власти Пермского края в области регулирования тарифов, и имеющими право принимать твердые коммунальные отходы на захоронение в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Формы отчетов, предоставляемых получателем субсидии главному распорядителю, утверждены Приложениями № № 2-4 к Порядку.
Региональным оператором во исполнение указанного выше соглашения направлялись в Министерство жилищного-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края все необходимые отчеты, предусмотренные Порядком и соглашением, которые были приняты последним без замечаний, что не оспаривается сторонами, а именно: отчет об объемах недополученных доходов получателя субсидии за услуги ТКО на 21.01.2020; отчет об объемах недополученных доходов получателя субсидии за услуги ТКО на 25.02.2020; отчет об объемах недополученных доходов получателя субсидии за услуги ТКО на 01.04.2020; отчет о достижении значений показателей результативности по субсидии по состоянию на 01.01.2020; отчет о фактических объемах доходов, сформированных по начислениям за услуги по обращению с ТКО, и сумме полученной субсидии, за 2020 год.
Согласно данному отчету, в 2020 году имели место следующие финансовые показатели: в частности, сумма доходов по начислениям, полученная получателем субсидии в 2020 году по основному виду деятельности за оказание услуги по обращению с ТКО на территории Пермского края, нарастающим итогом - 2466384633 рубля 35 копеек, в данной части истец сумму дохода не оспаривает.
Таким образом, указанный объем дохода (выручки) по основному виду деятельности за оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Пермского края подтвержден данными годового бухгалтерского отчета получателя субсидии.
Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации», утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н, установлено, что доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг (пункт 5).
Из письма Министерства Финансов Российской Федерации от 18 декабря 2020 г. № 03-03-06/1/111422, от 4 декабря 2020 г. № 03-03-06/1/106083, следует, что в соответствии с пунктом 1 статьи 248 НК РФ к доходам в целях главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее - доходы от реализации) и внереализационные доходы, определяемые согласно статьям 249 и 250 НК РФ.
При этом доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета.
Статьей 249 НК РФ установлено, что в целях указанной главы НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
Доходы в виде сумм субсидий, полученных налогоплательщиком, за исключением субсидий, указанных в статье 251 НК РФ либо полученных в рамках возмездного договора, подлежат учету для целей налога на прибыль организаций в составе внереализационных доходов в порядке, определенном в пункте 4.1 статьи 271 НК РФ.
Таким образом, по мнению Департамента, субсидия, предоставляемая налогоплательщику в рамках реализации им коммунальных услуг по регулируемому тарифу, учитывается при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе выручки от реализации в том случае, если она выделена налогоплательщику в качестве недополученного дохода при реализации данных услуг.
В случае же, если предоставляемая субсидия была выделена в качестве компенсации убытка, полученного налогоплательщиком от реализации вышеупомянутых услуг, то для целей налога на прибыль она учитывается в порядке, установленном абз. 4 п. 4.1 ст. 271 НК РФ.
Согласно абз. 4 п. 4.1 ст. 271 НК РФ средства в виде субсидий, за исключением указанных в статье 251 настоящего Кодекса либо полученных в рамках возмездного договора, признаются в составе внереализационных доходов в следующем порядке: субсидии, полученные на компенсацию ранее произведенных расходов, не связанных с приобретением, созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением амортизируемого имущества, приобретением имущественных прав, или недополученных доходов, учитываются единовременно на дату их зачисления.
Однако, как следует из п. 1.2. Порядка № 502-п субсидия предоставляется в целях финансового обеспечения части затрат Регионального оператора на транспортирование твердых коммунальных отходов, учтенных в расчете необходимой валовой выручки на 2020 год, утвержденной постановлением уполномоченного органа исполнительной власти Пермского края в области регулирования тарифов, в рамках мероприятия «Финансовое обеспечение затрат, связанных с обеспечением непрерывной работы регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Пермского края в условиях, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»…
Согласно п. п. 1.2., 1.4. Порядка № 503-п Субсидия предоставляется Региональному оператору в целях финансового обеспечения части затрат (расходов), возникших не ранее 28 марта 2020 года в результате сложившейся неблагоприятной ситуации, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции, и связанных с обеспечением непрерывной работы Регионального оператора,…
Таким образом, из положений указанных Порядков, следует, что предоставление Субсидий связано с фактической компенсацией на транспортирование твердых коммунальных отходов, учтенных в расчете необходимой валовой выручки, то есть на покрытие затрат по еще не полученным но учтенным доходам и части возможных не предвиденных затрат (расходов) в условиях, связанных с неблагоприятной ситуации, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Таким образом, Субсидии, определяемые указанными Порядками, исходя из их целевого назначения, что также прямо указано в п. 1.4. Порядка № 502-п, п. 1.5. Порядка № 503-п, фактически являются компенсациями затрат в отсутствии предполагаемой прибыли на покрытие таких затрат. При этом, как следует из материалов дела, и не оспаривалось сторонами, указанные положения Порядков № 502-п и № 503-п в установленном порядке не оспорены, незаконными не признаны.
В соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются следующие доходы: в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что приведенный в исковом заявлении истцом механизм расчета, на основании которого заявлены требования о взыскании суммы, подлежащей возврату в бюджет Пермского края, не предполагает сложение сумм доходов (выручки) истца с суммами субсидий в соответствии с Порядками № 502-п и № 503-п, являющиеся целевыми.
Также суд, не берет во внимание доводы истца, относительно учета в доход (выручку) дебиторской задолженности, возникшей в 2020 году, которая, по мнению истца, может быть взыскана в иные периоды (года), поскольку, предоставленная субсидия в соответствии с Порядком № 107-п направлена на компенсацию части затрат на недополученные доходы за конкретный отчетный период, а именно за 2020 год, в связи с чем, суммы по дебиторской задолженности, потенциальное взыскание которых предполагается в будущем не могут быть рассчитаны и включены в сумму доходов (выручки) за 2020 год ответчика.
Учитывая изложенное, в удовлетворении требований следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Пермского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Пермского края к Акционерному обществу «Пермский региональный оператор ТКО» о взыскании денежных средств в размере 439326633 рубля 35 копеек в бюджет Пермского края – оставить без удовлетворения.
Решение в течение месяца может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми.
Копия верна
Судья О.М. Завьялов