БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
31RS0022-01-2020-004020-33 33-1680/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Белгород 13 апреля 2021 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Нерубенко Т.В.
судей Тертышниковой С.Ф., Фурмановой Л.Г.
при секретаре Логвиновой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карнауховой Анжелики Федоровны к ГУ УПФ РФ в городе Белгороде Белгородской области о признании решения незаконным, обязании включить периоды работы в специальный стаж, назначить досрочную страховую пенсию
по апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в городе Белгороде Белгородской области
на решение Свердловского районного суда г. Белгорода от 15 декабря 2020 г.
Заслушав доклад судьи Тертышниковой С.Ф., объяснения представителя ГУ УПФ РФ в г. Белгороде Белгородской области Коваленко С.В., поддержавшей приведенные в апелляционной жалобе доводы, Карнауховой А.Ф., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
18 мая 2020 г. Карнаухова А.Ф. обратилась в ГУ УПФР в г. Белгороде Белгородской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с педагогической деятельностью.
Письмом ГУ УПФР в г. Белгороде Белгородской области от 5 июня 2020 г. ей разъяснено, что стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, составил 18 лет 5 месяцев и 21 день, в стаж не включены периоды обучения, нахождения её на курсах повышения квалификации и в командировке, из периода работы в ОГБУ «Белгородский региональный центр психолого-медико-социального сопровождения» с 2 сентября 2013 г. по 22 января 2018 г. засчитан только период с 1 января 2014 г. по 21 января 2015 г.
Карнаухова А.Ф. инициировала судебное разбирательство предъявлением иска, в котором с учетом утонения, просит признать незаконным решение ГУ УПФ РФ по г. Белгороду Белгородской области от 5 июня 2020 г. об исключении из специального стажа Карнауховой А.Ф., периодов со 2 сентября 2013 г. по 1 января 2014 г., с 22 января 2015 г. по 22 января 2018 г., с 1 сентября 1990 г. по 16 июня 1995 г., с 14 мая 2007 г. по 25 мая 2007 г., с 13 июня 2007 г. по 23 июня 2007 г., с 16 апреля 2007 г. по 22 апреля 2007 г., с 15 марта 2010 г. по 9 апреля 2010 г., с 29 октября 2018 г. по 9 ноября 2018 г., обязать ГУ УПФ РФ по г. Белгороду Белгородской области включить указанные периоды в стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, и обязать назначить истице страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с 18 мая 2020 г.
Решением суда заявленные требования удовлетворены в части. Суд признал незаконным решение ГУ УПФ РФ в городе Белгороде Белгородской области от 5 июня 2020 г. об исключении из специального стажа Карнауховой А.Ф., периодов работы с 1 сентября 1990 г. по 16 июня 1995 г., с 14 мая 2007 г. по 25 мая 2007 г., с 13 июня 2007 г. по 23 июня 2007 г., с 16 апреля 2007 г. по 22 апреля 2007 г., с 15 марта 2010 г. по 9 апреля 2010 г., со 2 сентября 2013 г. по 1 января 2014 г., с 22 января 2015 г. по 22 января 2018 г., с 29 октября 2018 г. по 9 ноября 2018 г., возложил на ГУ УПФ РФ в городе Белгороде Белгородской области обязанность по включению указанных периодов Карнауховой А.Ф. в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в городе Белгороде Белгородской области просит об отмене приведенного судебного постановления в части удовлетворения требований о признании незаконным решения Управления от 5 июня 2020 г. об исключении из специального стажа Карнауховой А.Ф. периода с 22 января 2015 г. по 22 января 2018 г., возложении на ГУ УПФ РФ в городе Белгороде Белгородской области обязанности по включению указанного периода работы Карнауховой А.Ф. в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью ввиду его незаконности и необоснованности, выразившихся в нарушении судом норм материального права, неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствии выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
В поданных возражениях на апелляционную жалобу Карнаухова А.Ф. считает решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители ОГБУ «Белгородский региональный центр психолого-медико-социального сопровождения», департамента образования Белгородской области в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе извещены своевременно и надлежащим образом по правилам части 2.1 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Белгородского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», что в соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дает основания к рассмотрению дела в их отсутствие.
Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда, проверив материалы дела по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив содержащиеся в апелляционной жалобе доводы, признает решение суда законным и обоснованным, а жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Подробно исследовав обстоятельства дела по представленным сторонами доказательствам, получившим в обжалуемом судебном постановлении надлежащую правовую оценку с позиции статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав применительно к установленным обстоятельствам положения пункта 19 части 1 статьи 30, части 2 статьи 30, части 8 статьи 13, пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 655 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», суд пришел к законному и обоснованному выводу о необходимости включения спорных периодов работы истицы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью, возложив такую обязанность на ответчика.
Поскольку ответчиком обжалуется решение суда в части включения в специальный стаж истицы периода ее работы с 22 января 2015 г. по 22 января 2018 г., согласно статье 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1).
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части (часть 2).
Включая оспариваемый ответчиком период работы истицы с 22 января 2015г. по 22 января 2018г. в должности учителя - логопеда в ОГБУ «Белгородский региональный центр психолого-медико-социального сопровождения» в педагогический стаж, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», суд первой инстанции исходил из того, что должность учителя-логопеда, а также наименование образовательного учреждения включены список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы об отсутствии у вышеуказанного учреждения в спорный период лицензии на осуществление образовательной деятельности, что, по мнению апеллирующего лица, исключало его из учебных учреждений, неубедительны.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Подпунктом «м» пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. № 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются: список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
ОГБУ «Белгородский региональный центр психолого-медико-социального сопровождения» включен в список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утверждённый постановлением правительства РФ от 29 октября 2002 г. №781 (1.11. образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи: центр психолого-медико-социального сопровождения), также включена должность истца: учитель - логопед.
В действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, льготных условий приобретения права страховую пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение указанной пенсии связывается с такой работой в образовательных учреждениях, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности.
Законодателем право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с осуществлением лицом педагогической деятельностью не поставлено в зависимость от наличия лицензии на право осуществления образовательной деятельности, поскольку возникновение такого права обусловлено, в первую очередь, характером и спецификой выполняемой работником работы.
Поскольку материалами дела подтвержден льготный характер работы истицы в должности учителя-логопеда, выполнение ею педагогически нагрузки, то спорный период работы истицы подлежит зачету в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии.
Кроме того, как правильно отметил суд первой инстанции, прекращение действия лицензии на осуществление образовательной деятельности связаны не с изменением вида его деятельности, а только со сменой адреса места нахождения, ни должность истца, ни ее должностные обязанности при этом не изменились, что подтверждается представленными ОГБУ «Белгородский региональный центр психолого-медико-социального сопровождения» документами. То, что работодателем не предприняты своевременные и надлежащие меры для приведения документации в соответствие с требованиями закона, не должно лишать истца права на включение ее стажа работы в данной организации в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Доводы в жалобе о том, что ОГБУ «Белгородский региональный центр психолого-медико-социального сопровождения» подтвердил специальный стаж истицы только в период с 1 января 2014 г. по 21 января 2015 г. при том, что Карнаухова А.Ф. зарегистрирована в системе обязательного государственного страхования 24 апреля 1998 г., в чем автор жалобы усматривает нарушение положений статьи 14 Федерального закона № 400 -ФЗ, не опровергает правильности сделанных судом выводов.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в редакции, действовавшей на дату обращения истицы в пенсионный орган).
Исходя из положений подпункта 10.1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтвержден путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Именно из такой правовой позиции исходил суд первой инстанции, разрешая спор по требованиям Карнауховой А.Ф. о включении периода ее работы с 22 января 2015 г. по 22 января 2018 г. в должности учителя - логопеда в ОГБУ «Белгородский региональный центр психолого-медико-социального сопровождения» в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей).
Из материалов дела усматривается, что Карнаухова А.Ф. зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования с 24 апреля 1998 г., а спорный период ее трудовой деятельности имел место после ее регистрации в системе государственного пенсионного страхования, выполнение ею работы в должности учителя логопеда в ОГБУ «Белгородский региональный центр психолого-медико-социального сопровождения» в объеме полной ставки педагога подтверждается материалами дела, выводы суда первой инстанции о включении в специальный стаж для досрочного назначения истице страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ являются правильными.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, основаны на иной оценке обстоятельств дела, в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Свердловского районного суда г. Белгорода от 15 декабря 2020 г. по делу по иску Карнауховой Анжелики Федоровны к ГУ УПФ РФ в городе Белгороде Белгородской области о признании решения незаконным, обязании включить периоды работы в специальный стаж, назначить досрочную страховую пенсию оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ УПФ РФ в городе Белгороде Белгородской области - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы (представления) через Свердловский районный суд г. Белгорода.
Мотивированный текст изготовлен: 16 апреля 2021 г.
Председательствующий
Судьи