Судья Леконцев А.П. УИД 11RS0001-01-2024-009255-70
Дело № 12-289/2024
(дело в суде первой инстанции № 5-1066/2024)
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Коми Щенникова Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 02 октября 2024 года в г. Сыктывкаре Республики Коми жалобу защитника администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» Боровлёва Георгия Андреевича на постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 09 августа 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар»,
установил:
03 июня 2024 года ведущим судебным приставом-исполнителем Специализированного отделения судебных приставов по Республике Коми (далее – СОСП по Республике Коми) Стрекаловой А.В. в отношении администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» (далее – администрация МО ГО «Сыктывкар», администрация) составлен протокол об административном правонарушении № <Номер обезличен> об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту неисполнения администрацией требования исполнительного документа, содержащего требования неимущественного характера, связанные с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа.
Материалы дела об административном правонарушении на основании части 1 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях переданы на рассмотрение в Сыктывкарский городской суд Республики Коми.
Постановлением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 09 августа 2024 года администрация МО ГО «Сыктывкар» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере ... рублей.
Находя постановленный по итогам рассмотрения дела об административном правонарушении судебный акт незаконным, Боровлёв Г.А., действуя в защиту интересов администрации МО ГО «Сыктывкар» на основании соответствующей доверенности, просил о его отмене и прекращении производства по делу, указывая, что неисполнение администрацией содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа не носит умышленный характер, содержащиеся в исполнительном документе требования не исполнены администрацией в связи с наличием у заявителя объективных обстоятельств. При этом стороной должника предприняты максимально возможные действия на исполнение решения суда.
Возражений доводам жалобы материалы дела не содержат.
Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, участия в судебном заседании при ее рассмотрении не приняли, о причинах своей неявки суд в известность не поставили. В соответствии со статьями 25.1, 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, явка которых обязательной не признана.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Ответственность по части 2.1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за неисполнение должником исполнительного документа, содержащего требования неимущественного характера, связанные с обеспечением пожарной безопасности, промышленной безопасности или безопасности гидротехнических сооружений, соблюдением требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий), реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства или ввода его в эксплуатацию либо обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа.
Как следует из материалов дела и установлено судьей городского суда, что вступившим в законную силу 22 января 2022 года решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми № 2-8404/2021 от 16 декабря 2021 года на Администрацию МО ГО «Сыктывкар» возложена обязанность в срок до 01 июня 2022 года устранить нарушения санитарного законодательства, а именно, оборудовать в соответствии с требованиями пунктов 3, 4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санаторно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»: контейнерную площадку в районе <Адрес обезличен>, контейнерную площадку на перекрестке улиц <Адрес обезличен>, контейнерную площадку на перекрестке <Адрес обезличен>.
На основании указанного решения суда выдан исполнительный лист ФС <Номер обезличен> от 07 февраля 2022 года.
15 сентября 2022 года на основании исполнительного листа возбуждено исполнительное производство № <Номер обезличен> в отношении Администрации МО ГО «Сыктывкар», постановление о возбуждении исполнительного производства получено должником 20 сентября 2022 года.
В связи с неисполнением требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, 30 сентября 2022 года с должника взыскан исполнительский сбор в размере ... рублей.
Постановлением начальника МОСП по ИОВИП УФССП по Республике Коми от 05 декабря 2022 года администрация МО ГО «Сыктывкар» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере ... рублей.
28 февраля 2023 года Администрация МО ГО «Сыктывкар» привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ, подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере ... рублей.
Постановлением Сыктывкарского городского суда от 25 июля 2023 года по делу № 5-1216/2023, вступившим в законную силу 06 сентября 2023 года, Администрация МО ГО «Сыктывкар» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 17.15 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере ... рублей, штраф оплачен 19 декабря 2023 года.
Постановлением Сыктывкарского городского суда от 15 февраля 2024 года по делу № 5-231/2024, вступившим в законную силу 20 марта 2024 года, администрация МО ГО «Сыктывкар» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 17.15 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере ... рублей. (штраф не оплачен).
28 февраля 2024 года должнику вручено требование судебного пристава-исполнителя от 28 февраля 2024 года № 98011/24/35239 об исполнении решения Сыктывкарского городского суда № 2-8404/2021 в срок до 01 мая 2024 года.
23 мая 2024 года должнику администрации МО ГО «Сыктывкар» вручено требование судебного пристава-исполнителя от 23 мая 2024 года <Номер обезличен> о предоставлении информации о принятых мерах по исполнению указанного судебного решения в срок до 30 мая 2024 года.
Из письменного ответа администрации МО ГО «Сыктывкар» следует, что в рамках исполнения указанного судебного акта УЖКХ МО ГО «Сыктывкар» с ИП С. заключен муниципальный контракт № 65-23 от 19 июня 2023 года, предметом исполнения которого является выполнение работ по обустройству площадок для установки бункеров ТКО на территории пгт. Седкыркещ г. Сыктывкара. Контейнерные площадки, являющиеся предметом исполнения решения суда № 2-8404/2021 от 16 декабря 2021 года, оборудованы в рамках реализации указанного контракта, однако площадки не соответствуют пункту 4 СанПиН 2.1.3684-21. Ориентировочная сумма, необходимая для выполнения работ, составляет 83 318 рублей. В 2024 году, при условии достаточного финансирования, планируется перенос контейнерных площадок, расположенных в районе <Адрес обезличен> и на перекрестке улиц <Адрес обезличен> в иные места, соответствующие требованиям пункта 4 СанПиН 2.1.3684-21.
16 августа 2023 года осуществлен совместный выезд судебного пристава-исполнителя с представителями АМО ГО «Сыктывкар» для проверки исполнения решения суда. По результатам выезда составлен акт о совершении исполнительных действий, согласно которому следует, что указанные в судебном решении контейнерные площадки имеют ограждение, подъездной путь, твердое (бетонное) основание, однако, все 3 площадки не соответствуют требованиям пункта 4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
03 июня 2024 года в 11 час. 00 мин. установлено, что администрация МО ГО «Сыктывкар» требование исполнительного документа и решение суда в установленный Требованием судебного пристава-исполнителя срок не исполнила.
Таким образом, требования исполнительного документа в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, должником не исполнены.
Факт совершения администрацией МО ГО «Сыктывкар» правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и виновность в совершении вмененного правонарушения подтверждены совокупностью исследованных доказательств, в том числе, протоколом об административном правонарушении от 03 июня 2024 года <Номер обезличен>, постановлением судебного пристава-исполнителя от 30 сентября 2022 года о взыскании исполнительского сбора, постановлениями МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми от 05 декабря 2022 года о привлечении к административной ответственности по части 1, от 28 февраля 2023 года по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ, постановлениями Сыктывкарского городского суда от 25 июля 2023 года (вступило в законную силу 06 сентября 2023 года), от 15 февраля 2024 года (вступило в законную силу 20 марта 2024 года) по части 2.1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответственно, требованием от 28 февраля 2024 года и 23 мая 2024 года, материалами исполнительного производства, получивших оценку судьи городского суда в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доказательств исполнения требований исполнительного документа администрацией не представлено.
В ходе рассмотрения дела судьей первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для дела, исследованы все представленные по делу доказательства, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод о наличии в действиях администрации состава вмененного административного правонарушения является правильным, основан на доказательствах по делу и сделан в соответствии с требованиями статей 2.1, 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судом не установлено обстоятельств объективной невозможности исполнения требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок и отсутствие вины должника в совершении вменяемого административного правонарушения.
Вопреки доводам жалобы, уважительными причинами неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок являются чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П).
Совершенное администрацией МО ГО «Сыктывкар» правонарушение посягает на институт судебной власти, принципы обеспечения эффективности судебного решения, реального и своевременного восстановления нарушенных прав граждан.
Решение суда, на основании которого выдан исполнительный документ, вступило в законную силу, не отменено, в связи с чем, в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» подлежало неукоснительному исполнению.
Доказательств тому, что должником были предприняты все зависящие от него меры, направленные на исполнение требований исполнительного документа с учетом даты вступления в законную силу решения суда, материалы дела не содержат и в жалобе не приведено.
Приведенные меры исполнения решения суда, перечисленные в жалобе, не являются обстоятельствами, позволяющим судить об отсутствии вины должника.
Статья 2, часть 3 статьи 17, статья 18, часть 1 статьи 45 и статья 46 Конституции Российской Федерации гарантируют каждому государственную, в том числе судебную, защиту прав и свобод. При этом защита прав и свобод человека и гражданина составляет обязанность государства.
Неисполнение содержащихся в решении суда требований, в том числе сроков исполнения, является нарушением конституционных прав граждан на судебную защиту.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, высказанной в пункте 2 Постановления от 30 июля 2001 года № 13-П, защита прав и свобод человека и гражданина составляет обязанность государства, и такая защита не может быть признана действенной, если судебный акт не исполняется.
Несогласие защитника лица, привлекаемого к административной ответственности, с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что судьей допущены существенные процессуальные нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Обстоятельств, препятствующих исполнению решения суда и законного требования судебного пристава-исполнителя, при рассмотрении настоящего дела не установлено.
Недостаточное финансирование не является основанием, исключающим административную ответственность администрации МО ГО «Сыктывкар» в совершении вмененного административного правонарушения, а безусловных и бесспорных доказательств тому, что в настоящее время администрацией предпринимаются фактические меры, либо используются иные организационно-правовые механизмы, направленные на исполнение решения суда, в том числе на получение денежных средств, не представлено.
Административное наказание назначено администрации МО ГО «Сыктывкар» с учетом характера совершенного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, с применением положений части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ниже низшего предела размера административного штрафа, предусмотренного частью 2.1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является соразмерным содеянному и отвечает принципам справедливости.
Обстоятельств, которые в силу положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого постановления, не установлено.
Нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела об административном правонарушении, что не позволило бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и повлекло отмену судебного постановления, не установлено.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 09 августа 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» оставить без изменения, жалобу защитника администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» Боровлёва Георгия Андреевича - без удовлетворения.
Судья - Е.В. Щенникова