Дело № 2-1371/2024
УИД: 26RS0012-01-2024-002185-49
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 июня 2024 года город Ессентуки
Ессентукский городской суд Ставропольского края
в составе:
председательствующего судьи Емельянова В.А.:
при секретаре судебного заседания Шаповаловой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Ессентуки в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц, интересов Российской Федерации к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольскому краю о признании права собственности Российской Федерации на гидрогеологическую скважину из состава нераспределенного фонда недр – гидрогеологической скважины,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Ессентуки в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц, интересов Российской Федерации обратился в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольскому краю о признании права собственности Российской Федерации на гидрогеологическую скважину из состава нераспределенного фонда недр – гидрогеологической скважины.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что прокуратурой города проведена проверка исполнения требований законодательства о государственной собственности, о недрах, по результатам которой выявлены следующие нарушения требований федерального законодательства.
Согласно поручению заместителя руководителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом Бабкина И.Ю. от 07.07.2017 Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (далее – ТУ Росимущества) надлежало в срок до 24.07.2017 сформировать комиссию по проведению инвентаризации гидрогеологических скважин, расположенных на территории Ставропольского края, предусмотрев включение в её состав представителей Минкавказа России, Роснедр, АО «Корпорация развития Северного Кавказа», АО «Кавминкурортресурсы» и АО «Кавказгидрогеология».
Приказом ТУ Росимущества от 24.07.2017 № 39 создана рабочая группа по инвентаризации гидрогеологических скважин, расположенных на территории Ставропольского края.
В 2020 году данной рабочей группой завершена работа по инвентаризации гидрогеологических скважин подземных минеральных вод, по результатам чего на территории региона Кавказских Минеральных Вод в Ставропольском крае установлены 29 скважин нераспределенного фонда недр, собственник у которых отсутствовал.
Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных положений федерального законодательства до настоящего времени ТУ Росимущества не приняты меры по оформлению права собственности Российской Федерации в отношении следующего объекта:
- «гидрогеологическая скважина № 418 источник 4, Б-1», расположенная на земельном участке с кадастровым номером: 26:30:010220:235, месторасположение: Ставропольский край, город Ессентуки Лечебный парк, нижняя аллея, 150 м к З от источника № 4, бювет № 1.
В ходе текущей проверки с участием специалиста отдела мониторинга подземных вод филиала «Южный региональный центр ГМСН» ФГБУ «Гидроспецгеология» установлено, что «гидрогеологическая скважина № 418 источник 4, Б-1» расположена в точке координат 44?02’45.1”, 42?52’03.4”.
Указанная гидрогеологическая скважина находится в неудовлетворительном состоянии, право собственности на нее не зарегистрировано, в реестр федерального имущества не включена.
Из-за неудовлетворительного технического состояния оборудования из аварийных скважин происходит самоизлив воды, что приводит к изменению водоотбора, гидрогеологического баланса месторождения и, как следствие, к затапливанию и «засаливанию» рельефа, происходит обеднение плодородных слоёв почвы, водоносных горизонтов, ухудшению качества воды, истощение минеральных вод.
Объекты недвижимости, к которым относится спорная скважина, созданные до 1991 года (до вступления в силу Закона РСФСР от 24.12.1990 № 443-1 «О собственности в РСФСР»), используемые для осуществления задач государства, по общему правилу относятся к государственной собственности, если не будет доказано, что эти объекты принадлежали колхозно-кооперативным или общественным организациям либо их правопреемникам либо не будет доказано, что эти объекты были отчуждены государством.
Согласно отчёту об оценке ресурсного потенциала минеральных и пресных подземных вод Минераловодского артезианского бассейна ОАО «КАВКАЗГИДРОГЕОЛОГИЯ» «гидрогеологическая скважина № 418 источник 4, Б-1» (эксплуатационная), глубиной 162 метра, пробурена СКГЭ «Геоминвод» не ранее 01.12.1947 (дата первого отбора проб), имеет минерализацию 8 507 мг/к.дм, расположена: Ставропольский край, город Ессентуки, Лечебный парк, нижняя аллея, 150 м к З от источника № 4, бювет № 1.
Учитывая, что вышеуказанная гидрогеологическая скважина создана до принятия Постановления № 3020-1 и относились к государственной собственности, то с момента вступления в силу указанного постановления право государственной собственности на данный объект было разграничено в пользу Российской Федерации.
В целях устранения нарушений закона, связанных с невыполнением обязанности по надлежащему учёту и содержанию государственного имущества, прокуратурой Ставропольского края 06.06.2023 руководителю ТУ Росимущества внесено представление, по результатам рассмотрения которого 26.07.2023 поступил ответ о нецелесообразности проведения мероприятий по их включению в реестр федерального имущества и изготовлению технических планов для постановки на государственный кадастровый учет.
При этом мероприятия по технической инвентаризации с целью установления фактического состояния гидрогеологических скважин, наличия признаков аварийности или иных недостатков, препятствующих их сохранности, для последующего проведения работ по их эксплуатации, консервации или ликвидации уполномоченным органом не организованы и не проведены.
Таким образом ответчик, как государственный орган, осуществляющий полномочия собственника федерального имущества, не обладает достоверной информацией о фактическом состоянии скважин и самоустранился от обязанностей по принятию объектов в государственную собственность.
Ненадлежащее исполнение ТУ Росимущества возложенных полномочий собственника по содержанию гидрогеологических объектов из состава нераспределённого фонда недр как федерального имущества, отсутствие с его стороны контроля за их надлежащим техническим состоянием, исключающим риск возникновения аварийных ситуаций и уничтожения федерального имущества, напрямую затрагивает интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, как собственника перечисленных гидрогеологических скважин в силу закона.
Отсутствие контроля за состоянием гидрогеологических скважин подземных минеральных вод, неисполнение обязанности по их надлежащему учёту и содержанию может повлечь негативные последствия для окружающей среды, что обусловлено их длительным неиспользованием и разрушением. Беспрепятственное проникновение в водоносные горизонты некондиционных вод из антропогенных источников загрязнений негативно влияет на геологическую среду и качество подземных вод. Открытые стволы скважин могут повлечь неконтролируемый излив воды на поверхность, привести к истощению ресурсов и подтоплению прилегающих территорий, оказав негативное влияние на плодородность слоёв почвы.
Также нарушаются права неопределенного круга лиц, поскольку непринятие ТУ Росимущества соответствующих мер по признанию права собственности и по дальнейшему надлежащему содержанию перечисленных объектов может повлечь незаконное воздействие на недра, что посягает на право граждан на благоприятную окружающую среду, воздействие на которую причиняет вред в различных сферах жизнедеятельности человека из-за угрозы гибели среды его обитания.
На основании изложенного, просит суд:
Признать право собственности Российской Федерации на гидрогеологическую скважину из состава нераспределенного фонда недр, а именно: «гидрогеологическая скважина № 418 источник 4, Б-1», расположенная на земельном участке с кадастровым номером: 26:30:010220:235, месторасположение: Ставропольский край, город Ессентуки Лечебный парк, нижняя аллея, 150 м к З от источника № 4, бювет № 1, в точке координат в точке координат 44?02’45.1”, 42?52’03.4”.
Старший помощник прокурор г. Ессентуки Павшенко А.Г. в судебном заседании поддержал заявленные требования искового заявления, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае не явился, уведомлен надлежащим образом, причина неявки не известна.
Представитель третьего лица администрации г. Ессентуки в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, причина неявки не известна.
Представитель третьего лица Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Ессентуки Каменская Т.В. в судебном заседании высказала мнение о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Выслушав мнение участвующих в деле сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства на предмет их относимости, допустимости, достоверности, а также значимости для правильного рассмотрения дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 12 ГК РФ признание права является одним из способов защиты нарушенных гражданских прав.
Согласно статье 218 ГК РФ право собственности на недвижимую вещь приобретается лицом по основаниям, установленным ГК РФ.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой города Ессентуки проведена проверка исполнения требований законодательства о государственной собственности, о недрах.
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Сохранение подземных вод, охрана вод является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.
Отношения, возникающие в области использования и охраны недр, использования подземных вод, включая попутные воды (воды, извлечённые из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон № 2395-1). Данный Закон содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.
В Законе «О недрах» указано, что недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоёмов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
В соответствии со ст. 1.2 Закона № 2395-1, недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
При этом, добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.
В силу п. 1 постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее – Постановление № 3020-1), пункту 4 раздела II приложения № 1 к указанному постановлению, предприятия и объекты геологической, картографо-геодезической, гидрометеорологической службы, контроля за состоянием и охраны окружающей природной среды и природных ресурсов относятся к федеральной собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Признание права собственности как способ судебной защиты, направленный на создание стабильности и определенности в гражданских правоотношениях, представляет собой отражение в судебном акте возникшего на законных основаниях права, наличие которого не признано кем-либо из субъектов гражданского права. Поэтому иск о признании права подлежит удовлетворению только в случае установления правовых оснований для обладания заинтересованным лицом спорной вещью на заявленном им праве.
В силу пункта 1 статьи 1 ГК РФ необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права.
Объекты недвижимости, к которым относится спорная скважина, созданные до 1991 года (до вступления в силу Закона РСФСР от 24.12.1990 № 443-1 «О собственности в РСФСР»), используемые для осуществления задач государства, по общему правилу относятся к государственной собственности, если не будет доказано, что эти объекты принадлежали колхозно-кооперативным или общественным организациям либо их правопреемникам либо не будет доказано, что эти объекты были отчуждены государством.
Согласно статье 95 Гражданского кодекса РСФСР 1964 года государству принадлежат основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки, имущество организованных государством торговых, коммунальных и иных предприятий, основной городской жилищный фонд, а также другое имущество, необходимое для осуществления задач государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Согласно статей 125, 214 ГК РФ права собственника государственного имущества от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 23.06.2023 № 131 утверждено Положение о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (далее – Положение № 131), в соответствии с которым функции по управлению федеральным имуществом на территории Ставропольского края возложены на указанный территориальный орган.
В соответствии с п. 5.30 Положения № 131 ТУ Росимущества выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на недвижимое имущество, в том числе составляющее государственную казну Российской Федерации, и сделок с ним.
Согласно поручению заместителя руководителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом Бабкина И.Ю. от 07.07.2017 Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (далее – ТУ Росимущества) надлежало в срок до 24.07.2017 сформировать комиссию по проведению инвентаризации гидрогеологических скважин, расположенных на территории Ставропольского края, предусмотрев включение в её состав представителей Минкавказа России, Роснедр, АО «Корпорация развития Северного Кавказа», АО «Кавминкурортресурсы» и АО «Кавказгидрогеология».
Приказом ТУ Росимущества от 24.07.2017 № 39 создана рабочая группа по инвентаризации гидрогеологических скважин, расположенных на территории Ставропольского края.
В 2020 году данной рабочей группой завершена работа по инвентаризации гидрогеологических скважин подземных минеральных вод, по результатам чего на территории региона Кавказских Минеральных Вод в Ставропольском крае установлены 29 скважин нераспределенного фонда недр, собственник у которых отсутствовал.
Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных положений федерального законодательства до настоящего времени ТУ Росимущества не приняты меры по оформлению права собственности Российской Федерации в отношении следующего объекта: «гидрогеологическая скважина № 418 источник 4, Б-1», расположенная на земельном участке с кадастровым номером: 26:30:010220:235, месторасположение: Ставропольский край, город Ессентуки Лечебный парк, нижняя аллея, 150 м к З от источника № 4, бювет № 1.
В ходе проверки с участием специалиста отдела мониторинга подземных вод филиала «Южный региональный центр ГМСН» ФГБУ «Гидроспецгеология» установлено, что «гидрогеологическая скважина № 418 источник 4, Б-1» расположена в точке координат 44?02’45.1”, 42?52’03.4”. Указанная гидрогеологическая скважина находитсяв неудовлетворительном состоянии, право собственности на нее не зарегистрировано, в реестр федерального имущества не включена.
Из-за неудовлетворительного технического состояния оборудования из аварийных скважин происходит самоизлив воды, что приводит к изменению водоотбора, гидрогеологического баланса месторождения и, как следствие, к затапливанию и «засаливанию» рельефа, происходит обеднение плодородных слоёв почвы, водоносных горизонтов, ухудшению качества воды, истощение минеральных вод.
Согласно ст. 93 Гражданского кодекса РСФСР собственность подразделялась на социалистическую (в том числе государственную) и личную собственность граждан.
В силу ст. 95 Гражданского кодекса РСФСР к государственной собственности относилось, в том числе, имущество, необходимое для осуществления задач государства.
Учитывая, что скважина создана до 1991 года, она, в силу ее назначения, относилась к государственной собственности.
Из отчета об оценке ресурсного потенциала минеральных и пресных подземных вод Минераловодского артезианского бассейна ОАО «КАВКАЗГИДРОГЕОЛОГИЯ» следует, что «гидрогеологическая скважина № 418 источник 4, Б-1» (эксплуатационная), глубиной 162 метра, пробурена СКГЭ «Геоминвод» не ранее 01.12.1947 (дата первого отбора проб), имеет минерализацию 8 507 мг/к.дм, расположена: Ставропольский край, город Ессентуки, Лечебный парк, нижняя аллея, 150 м к З от источника № 4, бювет № 1.
В связи с тем, что гидрогеологическая скважина создана до принятия Постановления № 3020-1 и относились к государственной собственности, то с момента вступления в силу указанного постановления право государственной собственности на данный объект было разграничено в пользу Российской Федерации.
В целях устранения нарушений закона, связанных с невыполнением обязанности по надлежащему учёту и содержанию государственного имущества, прокуратурой Ставропольского края 06.06.2023 руководителю ТУ Росимущества внесено представление, по результатам рассмотрения которого, 26.07.2023 поступил ответ о нецелесообразности проведения мероприятий по их включению в реестр федерального имущества и изготовлению технических планов для постановки на государственный кадастровый учет.
При этом мероприятия по технической инвентаризации с целью установления фактического состояния гидрогеологических скважин, наличия признаков аварийности или иных недостатков, препятствующих их сохранности, для последующего проведения работ по их эксплуатации, консервации или ликвидации уполномоченным органом не организованы и не проведены.
Отсутствие контроля за состоянием гидрогеологических скважин подземных минеральных вод, неисполнение обязанности по их надлежащему учёту и содержанию может повлечь негативные последствия для окружающей среды, что обусловлено их длительным неиспользованием и разрушением. Беспрепятственное проникновение в водоносные горизонты некондиционных вод из антропогенных источников загрязнений негативно влияет на геологическую среду и качество подземных вод. Открытые стволы скважин могут повлечь неконтролируемый излив воды на поверхность, привести к истощению ресурсов и подтоплению прилегающих территорий, оказав негативное влияние на плодородность слоёв почв, нарушаются права неопределенного круга лиц, поскольку непринятие ТУ Росимущества соответствующих мер по признанию права собственности и по дальнейшему надлежащему содержанию перечисленных объектов может повлечь незаконное воздействие на недра, что посягает на право граждан на благоприятную окружающую среду, воздействие на которую причиняет вред в различных сферах жизнедеятельности человека из-за угрозы гибели среды его обитания.
В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора г. Ессентуки.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г. Ессентуки в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц, интересов Российской Федерации к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольскому краю о признании права собственности Российской Федерации на гидрогеологическую скважину из состава нераспределенного фонда недр – гидрогеологической скважины - удовлетворить.
Признать право собственности Российской Федерации на гидрогеологическую скважину из состава нераспределенного фонда недр, а именно: «гидрогеологическая скважина № 418 источник 4, Б-1», расположенная на земельном участке с кадастровым номером: 26:30:010220:235, месторасположение: Ставропольский край, город Ессентуки Лечебный парк, нижняя аллея, 150 м к З от источника № 4, бювет № 1, в точке координат в точке координат 44?02’45.1”, 42?52’03.4”.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Ессентукский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение суда изготовлено 14 июня 2024 года.
Председательствующий судья В.А. Емельянов