Гражданское дело № 2-1350/2024
24RS0024-01-2024-001366-77
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 июня 2024 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Дмитриенко Н.С.,
при секретаре судебного заседания Шаповаловой Е.В.,
с участием истца Короленко А.А.,
представителя ответчика КГКУ «Управление социальной защиты населения», ТО КГКУ «УСЗН» по г. Канску и Канскому району - Моховой О.С., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя третьего лица КГКУ «Центр занятости населения г. Канска» - Давыдовой Е.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Короленко А. АлексА.а к Территориальному отделению КГКУ «Управление социальной защиты населения» по г. Канску и Канскому району», КГКУ «Управление социальной защиты населения» о признании решения об отказе в предоставлении услуги незаконным, взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Короленко А.А. обратился в суд с исковым заявлением к ТО КГКУ «УСЗН» по г. Канску и Канскому району о признании решения ответчика об отказе в предоставлении услуги - заключении социального контракта незаконным, компенсации морального вреда, мотивировав свои требования тем, что ввиду того, что у него заработная плата в несколько раз меньше установленного минимального размера оплаты труда и также прожиточного минимума, ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику за предоставлением социальной услуги - заключением социального контракта. Путем уведомления на сайте Госуслуг ему отказано в предоставлении указанной услуги. Полагал данный отказ незаконным, так как новая норма закона, устанавливающая, что лицо, ранее получившее названную выше услугу, лишается право на ее получение, не имеет обратной силы и, соответственно, начинает применяться только к отношениям по предоставлению этой социальной услуги, возникающим после введения в силу этой нормы. Поскольку спорная социальная услуга впервые была получена им до введения в действие запрещающей нормы, а также социальный контракт был заключен с КГКУ «Центр занятости населения г. Канска» соответственно, обращение истца за ее получением в настоящее время не признается повторным. В связи с изложенным, истец просит признать решение ТО КГКУ УСЗН по г. Канску и Канскому району об отказе в предоставлении услуги по заключению социального контракта от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, а также взыскать моральный вред в размере 350 000 рублей.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с ч. 2 ст. 224 ГПК РФ, в протокольной форме, в порядке ст. 43 ГПК РФ, привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные исковые требования относительно предмета спора, Министерство социальной политики Красноярского края, КГКУ «Центр занятости населения г. Канска».
В судебном заседании истец Короленко А.А. поддержал исковые требования в полном объеме, по изложенным в исковом заявлении основаниям, в судебном заседании уточнил, что оспаривает отказ в предоставлении услуги по заключению социального контракта от 03.04.2024 года, суду пояснил, что в Конституции РФ есть норма, в которой говориться о том, что государство оказывает помощь нуждающимся, на основании этой нормы Правительство Красноярского края издало постановление, которым утвержден Порядок предоставления такой помощи на оказание материальной помощи для ведения предпринимательской деятельности. Смысл этого порядка в том, что право возникает у гражданина, в частности у него, когда он является одинокопроживающим, доход меньше прожиточного минимума в 2 раза, он собирался заниматься судебным представительством, юридическими консультациями, он это указал в бизнес-плане, однако ему отказали, мотивируя тем, что Порядок исключает возможность повторной выдачи этой помощи государственно. В 2021 года он действительно получал такую помощь, когда был безработный в 2020 году от Центра занятости населения. При заключении социального контракта с Центром занятости ему выдали денежные средства в размере 180 000 рублей, 120 000 рублей он реализовал, а 60 000 не реализовал, потому что у него не было бизнеса, и он должен был чем-то питаться, потратил на личные нужды. Считает, что согласно Порядка, предусматривается неоднократная возможность получения субсидии на организацию предпринимательской деятельности, ответчик неправильно применяют этот Порядок.
Представитель ответчика ТО КГКУ «УСЗН» по г. Канску и Канскому району, КГКУ «Управление социальной защиты населения» в одном лице - Мохова О.С. (по доверенности), в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что Порядок назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан установлен Постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 №507-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан». В соответствии с п.2 Порядка право на получение государственной помощи имеют малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленного по соответствующей группе территорий Красноярского края. Согласно п.10 Порядка малоимущий одиноко проживающий гражданин, один из совершеннолетних дееспособных членов малоимущей семьи, может заключить социальный контракт, к которому прилагается программа социальной адаптации. На основании п.п.10 п.28 Порядка одним из дополнительных оснований для отказа в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта по мероприятию «по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности» является получение заявителем от органов занятости населения единовременной финансовой помощи на содействие началу осуществления предпринимательской деятельности безработных граждан. Короленко А.А. ДД.ММ.ГГГГ обратился в ТО КГКУ «УСЗН» по г. Канску и Канскому району с заявлением о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта по мероприятию «по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности». В этот же день ТО КГКУ «УСЗН» был направлен межведомственный запрос в КГКУ «ЦЗН г. Канска» о предоставлении информации по факту получения Короленко А.А. финансовой помощи по линии учреждений службы занятости на осуществление предпринимательской деятельности. 03.04.2024 из КГКУ «ЦЗН г. Канска» поступила информация о том, что Короленко А.А. в 2020 году предоставлялась данная помощь, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в предоставлении государственной социальной помощи в соответствии с п.п.10 п.28 Порядка по причине: «получение заявителем от органов занятости населения единовременной финансовой помощи на содействие началу осуществления предпринимательской деятельности безработных граждан».
Представитель третьего лица КГКУ «Центр занятости населения г. Канска» - Давыдова Е.В. (по доверенности), в судебном заседании пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ между КГКУ «Центр занятости населения г. Канска» и Короленко А.А. был заключен договор № о предоставлении единовременной финансовой помощи, были перечислены денежные средства в размере 189 228 рублей, впоследствии Короленко А.А. не отчитался за часть денежных средств, в связи с чем ему было направлено письмо с просьбой о возврате части единовременной финансовой помощи, а также был издан приказ о возврате выплаченной единовременной финансовой помощи от ДД.ММ.ГГГГ, до настоящего времени Короленко А.А. денежные средства не возвращены, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица Министерство социальной политики Красноярского края в судебное заседание не явился, уведомлен должным образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Признав возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося третьего лица, надлежаще извещенного о времени и месте судебного разбирательства в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд, заслушав требования истца, возражения ответчика, исследовав материалы дела, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности сторон. В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Пунктом «ж» ч. 1 ст.72 Конституции РФ предусмотрено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся, в том числе социальная защита, включая социальное обеспечение.
Частями 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые федеральным законом противоречить не могут.
Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (пп.1 п.1 ст.8 ГК РФ).
Социальная поддержка граждан представляет собой систему мер, гарантированных государством отдельным категориям населения, которые строятся на следующих основных принципах: заявительного характера о нуждаемости в ней граждан; дифференцированного подхода к определению форм и видов социальной помощи в зависимости от материального положения, возраста, состояния трудоспособности и иных обстоятельств. Ключевой принцип ее состоит в адресности выплат, что предполагает корректную идентификацию нуждающихся, многоэтапную проверку соответствий с показателями нуждаемости.
Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», который устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также определяет порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, определено, что трудная жизненная ситуация - обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно (часть 1).
Статьей 2 Федерального закона № 178-ФЗ установлено, что законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
При этом субъекты Российской Федерации, оказывающие государственную социальную помощь на основании социального контракта исключительно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, могут устанавливать иные, чем предусмотренные частью 1.1 статьи 8.1 настоящего Федерального закона, и (или) дополнительные условия оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта на территории субъекта Российской Федерации, а также особенности оказания такой государственной социальной помощи (часть 1.2 ст. 5 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ).
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Положениями ст. 8 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ предусмотрено, что государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (ч. 1).
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абз. 4 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ).
Согласно частям 1 - 3 ст. 8.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи», государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 данного Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
В социальном контракте должны быть установлены: 1) предмет социального контракта; 2) права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи; 3) виды и размер государственной социальной помощи; 4) порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта; 5) срок действия социального контракта; 6) порядок изменения и основания прекращения социального контракта.
К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся: 1) поиск работы; 2) прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; 3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; 4) ведение личного подсобного хозяйства; 5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.
Порядок назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан утвержден Постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 507-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан» (далее – Порядок).
Согласно п. 2 Порядка право на получение государственной помощи имеют малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленного по соответствующей группе территорий Красноярского края.
Согласно п. 10 Порядка малоимущий одиноко проживающий гражданин, один из совершеннолетних дееспособных членов малоимущей семьи (далее - заявитель), может заключить социальный контракт, к которому прилагается программа социальной адаптации, предусматривающая мероприятия:1) по поиску работы; 2) по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности; 3) по ведению личного подсобного хозяйства; 4) по осуществлению иных мероприятий.
Уполномоченное учреждение заключает с заявителем социальный контракт на следующий срок, но не менее чем на 3 месяца: не более чем на 9 месяцев - по мероприятию, указанному в подпункте 1 настоящего пункта; не более чем на 12 месяцев - по мероприятиям, указанным в подпунктах 2 - 3 настоящего пункта; не более чем на 6 месяцев - по мероприятию, указанному в подпункте 4 настоящего пункта.
Пунктом 12 Порядка установлено, что при реализации мероприятия, указанного в подпункте 2 пункта 10 Порядка, заявителю предоставляется единовременно или по частям в зависимости от этапа исполнения мероприятий программы социальной адаптации и бизнес-плана, одобренных межведомственной комиссией, денежная выплата в размере не более 350 000 рублей.
Размер единовременной денежной выплаты определяется на основании бизнес-плана, представленного заявителем.
В случае утраты статуса налогоплательщика налога на профессиональный доход в течение срока действия социального контракта или в течение 12 месяцев со дня окончания срока действия социального контракта новый социальный контракт может быть заключен не ранее чем через 12 месяцев со дня окончания срока действия ранее заключенного социального контракта с таким заявителем (семьей заявителя).
Пунктом 27 Порядка установлены основания для отказа в назначении государственной помощи, в том числе: 1) превышение размера среднедушевого дохода семьи или дохода одиноко проживающего гражданина над величиной прожиточного минимума на душу населения; 2) наличие в заявлении и (или) документах (сведениях) недостоверной и (или) неполной информации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 29 Порядка; 3) непредставление заявителем в уполномоченное учреждение документов (сведений), необходимых для назначения государственной помощи, в сроки, установленные пунктами 22 и 23 Порядка; 4) отсутствие бюджетных ассигнований на заключение новых социальных контрактов в текущем финансовом году; 5) достижение численности получателей государственной помощи, установленной пунктом 59 Правил; 6) трудоустройство заявителя в период рассмотрения заявления о назначении по мероприятию, указанному в подпункте 1 пункта 10 Порядка; 7) наличие у заявителя (члена его семьи) действующего социального контракта; 8) отзыв заявителем заявления до принятия решения о назначении либо об отказе в назначении государственной помощи в соответствии с пунктом 27 Правил; 9) отказ заявителя от подписания социального контракта или его неявка на подписание социального контракта; 10) наличие у заявителя непогашенной задолженности перед уполномоченным учреждением, в том числе взыскиваемой в судебном порядке, по денежным средствам, выплаченным в соответствии с условиями ранее заключенного социального контракта; 11) несоответствие заявителя и членов его семьи условиям принятия решения о назначении государственной помощи, в том числе на основании решения межведомственной комиссии;12) неполучение гражданином сертификата или иного документа, подтверждающего успешное прохождение обучения для развития предпринимательских компетенций, который предоставляется в случае, предусмотренном абзацем шестым пункта 13 Порядка (при оказании государственной помощи по мероприятиям, указанным в подпунктах 2 и 3 пункта 10 Порядка).
Пп. 10 пунктом 28 Порядка, Постановления Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 507-п, установлены дополнительные основания для отказа в назначении государственной помощи в случае, получения заявителем от органов занятости населения единовременной финансовой помощи на содействие началу осуществления предпринимательской деятельности безработных граждан, оказываемой в соответствии с абзацем 11 подпункта 8 пункта 1 статьи 7 Закона Российской Федерации № 1032-01 от 19.04.1991 «О занятости населения в Российской Федерации» (при оказании государственной помощи по мероприятиям, предусмотренным подпунктами 2 и 3 пункта 10 Порядка).
Пунктом 29 порядка установлено, что решение о назначении либо об отказе в назначении государственной помощи принимается уполномоченным учреждением в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления и представления при необходимости заявителем недостающих документов (сведений) в соответствии с пунктами 22 и 23 Порядка.
Как установлено в судебном заседании: Короленко А.А. ДД.ММ.ГГГГ обратился в ТО КГКУ «УСЗН» с заявлением о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта по мероприятию «по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности».
ДД.ММ.ГГГГ ТО КГКУ «УСЗН» направлен межведомственный запрос в КГКУ «ЦЗН» о предоставлении информации по факту получения Короленко А.А. финансовой помощи по линии учреждений службы занятости на осуществление предпринимательской деятельности.
Согласно ответу КГКУ «ЦЗН» от ДД.ММ.ГГГГ, Короленко А.А. единовременная финансовая помощь предоставлялась в 2020 году.
ДД.ММ.ГГГГ между КГКУ «ЦЗН» и Короленко А.А. заключен договор № о предоставлении единовременной финансовой помощи, предметом которого является предоставление гражданину единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации в размере 190 028 рублей в соответствии с Порядком, условиями и размером предоставления единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, признанным в установленном порядке безработным, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшими профессиональное обучение или получившими дополнительное профессиональное образование по направлению краевых государственных учреждений службы занятости населения, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации, перечнем расходов, на финансирование которых предоставляется единовременная финансовая помощь, порядком подтверждения получателем единовременной помощи исполнения условий ее предоставления и целевого использования средств единовременной финансовой помощи, порядком возврата средств единовременной финансовой помощи в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 30.08.2012 года № 429-п и п.п. 1.1.9 перечня мероприятий приложения 2 к подпрограмме «Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан» государственной программы Красноярского края «Содействие занятости населения», утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 502-п.
Согласно платежному поручению № от ДД.ММ.ГГГГ, Короленко А.А. перечислена на счет единая финансовая помощь в размере 189 228 рублей.
10.08.2021 года директором КГКУ «ЦЗН г. Канска» издан приказ о принятии мер по возврату средств единовременной финансовой помощи в сумме 65 137 рублей, сумма на которую не предоставлены документы, подтверждающие целевое использование. Денежные средства были выплачены в соответствии с приказом центра занятости населения г. Канска от 07.04.2021 № 097Ф25/2110 Короленко А.А. по бизнес-плану «Защита должника».
ДД.ММ.ГГГГ ТО КГКУ «УСЗН» было принято решение об отказе в предоставлении государственной социальной помощи по причине «получение заявителем от органов занятости населения единовременной финансовой помощи на содействие началу осуществления предпринимательской деятельности безработных граждан», то есть в соответствии с пп.10 п. 28 Порядка ввиду заключения ранее социального контракта с органами занятости.
ДД.ММ.ГГГГ Короленко А.А. через портал Госуслуг был уведомлен об отказе в предоставлении данной услуги.
Из приведенных нормативных положений следует, что оказание социальной помощи гражданам, нуждающимся в материальной поддержке, является одним из направлений государственной политики Российской Федерации как социального государства, которое реализуется путем осуществления предусмотренных законом специальных мер, направленных на поддержание уровня жизни названных граждан. К числу таких мер относится государственная социальная помощь, которая проживающим на территории Красноярского края нуждающимся в материальной поддержке гражданам оказывается в виде социального пособия на основании социального контракта. Указанная помощь предоставляется на основании решения органа социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания заявителя о назначении и размере государственной социальной помощи в виде социального пособия на основании социального контракта и подписанный сторонами социальный контракт.
При этом с учетом целей и задач оказания государственной социальной помощи нуждающимся в социальной помощи гражданам действующее правовое регулирование отношений по предоставлению таким гражданам государственной социальной помощи не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия решения о предоставлении государственной социальной помощи.
В частности, до принятия такого решения осуществить комплексную оценку нуждаемости заявителя в социальной помощи в соответствии с установленными этими нормативными положениями критериями. Оценка причин нуждаемости заявителя в социальной помощи производится уполномоченным органом. При наличии таких причин, не зависящих от лица, претендующего на получение государственной социальной помощи, уполномоченный орган не вправе отказать гражданину в предоставлении государственной социальной помощи.
В случае же наличия оснований, предусмотренных Порядком, для отказа заявителю в предоставлении социальной помощи уполномоченный орган направляет заявителю уведомление о таком отказе в ее предоставлении с указанием причины отказа.
Поскольку наличие ранее заключенного социального контракта и получение от органов занятости населения единовременной финансовой помощи на содействие началу осуществления предпринимательской деятельности безработных граждан является основанием для принятия решения об отказе в назначении государственной помощи на основании социального контракта, то ответчиком, Короленко А.А. было отказано в назначении данной меры социальной поддержки.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь вышеприведенными нормами права в их совокупности и взаимосвязи, суд учитывает, что при рассмотрении и разрешении обращения истца о заключении социального контракта по мероприятию «по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности» нарушений действующего законодательства на дату принятия решения не допущено, принятое территориальным отделением КГКУ «УСЗН» по г. Канску и Канскому району Красноярского края решение полностью соответствует положениям нормативных актов Российской Федерации и Красноярского края, в связи с чем отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных Короленко А.А. требований.
При этом суд полагает несостоятельным доводы истца о том, что 17.05.2024 года вступили в силу изменения в Порядок, где говорится о том, что обстоятельства, указанные в пп. 1,3,5,7,8 п. 28 Порядка, являются дополнительными основаниями для отказа в течение 12 месяцев со дня окончания срока действия ранее заключенного социального контракта, поскольку согласно п. 1 ст. 4 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Суд учитывает, что поскольку с заявлением об оказании государственной помощи на основании социального контракта истец обратился в апреле 2024 года, то подлежит применению законодательство, действующее на дату его обращения.
Ссылки истца на п. 12 Порядка, судом не могут быть приняты во внимание, ввиду того, что данные условия распространяются только на лиц, заключенных ранее социальный контракт с управлением социальной защиты населения, а не с каким либо иным органом, в частности с центром занятости.
Разрешая требования истца о компенсации морального вреда, суд учитывает.
В силу ст. 1099 ГК РФ, основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах вследствие причинения вреда, и ст. 151 ГК РФ, устанавливающей, что суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага.
Положения ст. 150 ГК РФ, к нематериальным благам относят принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом блага, в том числе жизнь и здоровье, достоинство личности, личную неприкосновенность, честь и доброе имя, деловую репутацию, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личную и семейную тайну, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство.
Из абзаца 3 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российский Федерации №33 от 15.11.2022 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» следует, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Положения п. 2 ст. 1099 ГК РФ, устанавливают, что моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.
В пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» предусмотрено, что моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих имущественные права гражданина, исходя из норм статьи 1069 и пункта 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи, компенсации не подлежит. Вместе с тем моральный вред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан. Например, несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности.
Обосновывая заявленные требования, истец указывает, что моральный вред ему причинен в результате неправомерных действий ответчика, не в полном объеме выполнивших свои обязательства, связанные с назначением ему социальной помощи в виде заключения социального контракта для преодоления им трудной жизненной ситуации.
Оценивая указанные доводы, и признавая их необоснованными, суд исходит из того, что представление услуги по заключению социального контракта относится к числу мер социальной поддержки граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, между тем в материалы дела не представлено доказательств того, что истец был лишен данной выплаты в отсутствие установленных нормами права оснований, то есть нарушены его нематериальные блага и личные неимущественные права, в связи с чем суд также не усматривает оснований для удовлетворении производных требований о компенсации морального вреда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194–199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Короленко А. АлексА.а (СНИЛС 030-907-726 36) к Краевому государственному казенному учреждению «Управления социальной защиты населения» (ИНН 2466276463) о признании решения об отказе в предоставлении услуги заключения социального контравктва от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, взыскании компенсации морального вреда в размере 350 000 рублей - отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Канский городской суд Красноярского края в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий: Н.С. Дмитриенко
Мотивированное решение изготовлено: 21 июня 2024 года.