Дело <№ скрыт>г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес скрыт> 18 ноября 2020г.
Резолютивная часть решения суда оглашена в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ
В окончательной форме решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГг.
Ахтынский районный суд Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Селимова Б.С.,
при секретаре ФИО7,
с участием истца ФИО3, его представителя ФИО6, ответчика ФИО4 и представителя органа опеки и попечительства при администрации муниципального района «<адрес скрыт>» ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Ахты гражданское дело по иску ФИО3 к ФИО4 об определении места жительства ребенка,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратился в районный суд с иском об определении места жительства несовершеннолетнего ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, указывая, что матерью ребенка является ФИО4, с которой он состоял в браке. Их брак расторгнут ДД.ММ.ГГГГ, а семейно брачные отношения прекращены между ними около двух лет назад. После прекращения брачных отношений ребенок остался проживать вместе с истцом и по настоящее время проживает с ним. Достичь соглашения с ответчиком об определении места жительства ребенка не представляется возможным. Он против проживания ребенка с ответчиком, так как детям в таком возрасте необходимо внимание, забота родителей и материальное обеспечение. Все вопросы, связанные с обеспечением полноценного питания, личной гигиены ребенка, его обучение и развитие, всегда находились и находятся в ведении истца. В настоящее время он работает в должности слесаря-сантехника в ООО УК «Маяк», а также в свободное от работы время подрабатывает таксистом. У него имеется квартира, расположенная по адресу: РД, <адрес скрыт>, где он проживает с ребенком. Проживание ребенка с ним будет способствовать благополучному и комфортному развитию ребенка, нежели его проживание у матери. Также хочет обратить внимание суд на то, что их несовершеннолетний ребенок не желает проживать с ответчиком, а желает проживать с ним. На данный момент ребенку исполнилось более 10 лет.
Просит определить место жительства несовершеннолетнего ребенка ФИО1, 24 сентября 200 г.р., с истцом.
В судебном заседании истец ФИО3 и его представитель ФИО6 исковые требования поддержали и просили суд удовлетворить их в полном объёме.
Ответчик ФИО4 в судебном заседании просила определить место жительства ребенка вместе с ней по месту ее жительства в <адрес скрыт> РД, поскольку она следит за его успеваемостью в школе и в дальнейшем будет оказывать помощь в развитии ребенка.
Представитель органа опеки и попечительства администрации МР «<адрес скрыт>» ФИО8 в судебном заседании просила учитывая возраст ребенка сторонам прийти к мировому соглашению при разрешении данного вопроса учитывая мнение самого ребенка с кем из родителем хочет проживать он сам.
В судебном заседании также выяснено мнение органа опеки и попечительства о том, не окажет ли неблагоприятного воздействия на ребенка его присутствие в суде, а также опрос ребенка произведен с согласия ребенка с участием представителя органа опеки и попечительства МР «<адрес скрыт>» ФИО8, поскольку она также является педагогом, в обстановке, исключающем влияние на него заинтересованных лиц.
При опросе несовершеннолетний ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения показал, что ему уже исполнилось 13 лет, он хочет проживать с отцом по месту его жительства, поскольку мама ФИО4 ему никакого внимания не уделяет, а отец предоставляет ему все необходимые условия развития, обучения и обеспечения, он у отца ничем не нуждается, у него имеются все необходимые условия для проживания.
Исследовав материалы дела, выслушав истца ФИО3, его представителя ФИО6, ответчика ФИО4 и заслушав мнение представителя органа опеки и попечительства МР «<адрес скрыт>» ФИО8, полагавшей удовлетворить исковые требования, суд приходит к следующему.
Как следует из положений ст. 8 СК РФ, защита семейных прав осуществляется судом по правилам гражданского судопроизводства, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, государственными органами, в том числе органами опеки и попечительства. Защита семейных прав осуществляется способами, предусмотренными соответствующими статьями настоящего Кодекса.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 55 СК РФ, ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка. В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах.
Согласно п. 3 ст. 65 СК РФ место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей. При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. При этом суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое).
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Согласно п. 1 ст. 3 Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ и вступившей в силу ДД.ММ.ГГГГ, во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
Из положений ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, принятой Советом Европы ДД.ММ.ГГГГ следует, что каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Указанное положение Конвенции включает право родителей на то, чтобы были приняты меры, направленные на воссоединение с их ребенком, а также обязательство национальных властей принять подобные меры. Это относится не только к делам, касающимся обязательного помещения детей под опеку государства и принятия мер по опеке, но также и к делам, когда между родителями и/или другими членами семьи ребенка возникают споры по вопросу общения и проживания ребенка (Постановление Европейского суда по делу «Хокканен против Финляндии» (Hokka№e№ v. Fi№la№d) от ДД.ММ.ГГГГ, Series A, <№ скрыт>, p. 20, §55).
В связи с тем, что дети являются одной из самых незащищенных групп населения, следует уделять внимание ребенку и как личности, и как члену общества, наделенному определенными правами.
В ст. 3 Конвенции о правах ребенка указано, что государства - члены Совета Европы обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов и других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры. Соответственно, забота государства в сфере обеспечения благополучия ребенка в данном документе первична применительно к реализации прав и обязанностей родителей.
Конвенция о правах ребенка устанавливает между детьми и взрослыми отношения обладателя прав и исполнителя обязательств.
Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации); в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией (ч. 1 ст. 17 Конституции Российской Федерации). Вышеизложенное согласуется со статьями 3 и 18 Конвенции о правах ребенка, согласно которым государства-участники во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяют наилучшему обеспечению интересов ребенка, обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия.
Конкретизируя приведенные основополагающие принципы, ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ среди приоритетных целей государственной политики в интересах детей называет формирование правовых основ гарантий прав ребенка, гарантирование осуществления прав детей, закрепленных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, восстановление их прав в случаях нарушений, содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, реализации личности ребенка в интересах общества.
В соответствии с п. 2 ст. 9 Конвенции о правах ребенка, государства - участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы согласно судебному решению определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка.
Из разъяснений, содержащихся в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ <№ скрыт> «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» следует, что решая вопрос о месте жительства несовершеннолетнего при раздельном проживании его родителей (независимо от того, состоят ли они в браке), необходимо иметь в виду, что место жительства ребенка определяется исходя из его интересов, а также с обязательным учетом мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, при условии, что это не противоречит его интересам (п. 3 ст. 65. ст. 57 СК РФ). При этом суд принимает во внимание возраст ребенка, его привязанность к каждому из родителей, братьям, сестрам и другим членам семьи, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (с учетом рода деятельности и режима работы родителей, их материального и семейного положения, имея в виду, что само по себе преимущество в материально-бытовом положении одного из родителей не является безусловным основанием для удовлетворения требований этого родителя), а также другие обстоятельства, характеризующие обстановку, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей.
Как видно из материалов дела, решением мирового судьи судебного участка №<адрес скрыт> РД от ДД.ММ.ГГГГ иск ФИО4 к ФИО3 о расторжении брака удовлетворен, брак, зарегистрированный ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС администрации <адрес скрыт> РД, актовая запись <№ скрыт>, между ФИО3 и ФИО4 - расторгнут.
Из свидетельства о рождении, выданной ДД.ММ.ГГГГ 2-БД <№ скрыт> Ахтынским отделом ЗАГСа, видно, что отцом ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. является ФИО3, а матерью ФИО4.
Из акта о совместном проживании от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что нижеподписавшиеся в акте подтверждают, что семья в составе двух человек, отец ФИО3 и сын ФИО1 проживают по адресу: РД, <адрес скрыт> ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Данный факт подтверждают соседи.
Из справки МБОУ городского округа «<адрес скрыт>» «Средняя общеобразовательная школа <№ скрыт>» от ДД.ММ.ГГГГ <№ скрыт> видно, справка дана ФИО1 о том, что он действительно учится в 7.2 классе названной школы в 2020-2021 учебном году.
Органами опеки и попечительства при муниципальном районе «<адрес скрыт>» и городского округа «<адрес скрыт>» представлены в суд акты обследования жилищных условий истца ФИО1 и ответчика ФИО4
Из исследованного в судебном заседании акта усматривается, что жилищно-бытовые и материальные условия истца ФИО3 удовлетворительные. Климат внутри семьи благоприятный. Предметами длительного пользования и первой необходимости обеспечены полностью. Есть место для сна, отдыха и занятий несовершеннолетнему, условия для полноценного развития и содержания имеются.
Из заключения органа опеки о попечительства администрации городского округа «<адрес скрыт>» следует, что исходя из интересов несовершеннолетнего ребенка ФИО1, необходимо определить его место жительства с отцом ФИО3
Из исследованного в судебном заседании акта видно, что жилищно-бытовые условия ответчика соответствуют сельским нормам, имеются условия для воспитания и содержания ребенка.
В судебном заседании при выяснении мнения самого ребенка - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, пояснил, что он осознает свои интересы при выражении собственного мнения и желает проживать с отцом по месту его жительства.
Суд оценивает эти доказательства как достоверные и допустимые, а также как относимые и достаточные для вынесения решения в пользу истца.
Исходя из изложенного, с учетом нравственных и личных качеств сторон, их интересов и возможностей создания ребенку надлежащих условий для воспитания и развития, проявления к нему большей заботы и внимания, а также учитывая возраст ребенка и привязанность к отцу, и то, что с момента раздельного проживания сторон общий ребенок проживал вместе с отцом, суд приходит к выводу о необходимости передать ребенка на воспитание отцу по месту его жительства, что не будет противоречить интересам самого ребенка и является целесообразным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 65 СК РФ ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО3 удовлетворить.
Определить место жительства несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с его отцом ФИО3 по адресу: <адрес скрыт>.
Разъяснить ФИО4, что она вправе и обязана участвовать в воспитании и содержании ребенка. В случае если истцом будут нарушаться права по содержанию и воспитанию ребенка, она вправе ставить вопрос о передаче ему ребенка.
Разъяснить ФИО3, что он не вправе препятствовать ФИО5 в воспитании ребенка.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан через Ахтынский районный суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий судья Б.С. Селимов
Решение суда вынесено на компьютере в совещательной комнате.