Решение по делу № 33-4407/2021 от 08.06.2021

29RS0001-01-2021-000382-98, г/п 00 =00
Судья: Пестерев С.А. Дело № 33-4407/2021      29 июля 2021 года
Докладчик: Маслов Д.А.       г. Архангельск

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:

председательствующего Бланару Е.М.
судей Костылевой Е.С. и Маслова Д.А.

при секретаре судебного заседания Быковой Т.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело № 2-278/2021 по иску Рудницкой Ларисы Михайловны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о взыскании компенсации при увольнении, за неиспользованный отпуск, денежного содержания и на период трудоустройства, по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Вельского районного суда Архангельской области от 22 апреля 2021 года.

Заслушав доклад судьи областного суда Маслова Д.А., суд апелляционной инстанции

установил:

Рудницкая Л.М. обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы ФИО12 по <адрес> (далее - ФИО12 ) с учетом уточненных исковых требований о взыскании недовыплаченных сумм денежного содержания за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске с 6 по 9 марта 2020 года, с 10 по 12 марта 2020 года, с 2 июня по 2 июля 2020 года, с 27 июля по 3 августа 2020 года в размере 45030 руб. 60 коп., компенсации за неиспользованный отпуск в количестве 95 дней в размере 92694 руб. 35 коп., компенсации в связи с расторжением служебного контракта за первые четыре месяца в размере 114355 руб. 28 коп., компенсации денежного содержания за пятый, шестой месяцы со дня увольнения в размере 57177 руб. 64 коп., а всего - 309257 руб. 87 коп. Возмещение расходов на оплату услуг представителя в размере 25000 рублей.

    В обоснование заявленных требований сослалась на то, что с 16 декабря 1991 года по 3 августа 2020 года она проходила службу в МИФНС России № 8, с 1 января 2012 года до увольнения занимала должность заместителя начальника аналитического отдела. 3 августа 2020 года с ней расторгнут служебный контракт, она освобождена от занимаемой должности в связи с сокращением должности гражданской службы в государственном органе. В связи с увольнением ей выплачена компенсация, предусмотренная ч. 3.1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В период работы ей, как государственному служащему территориального органа ФНС России, производились ежеквартальные выплаты в виде материального стимулирования. Выплаты материального стимулирования ответчиком не учитывались при расчете среднего заработка истца для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске за 2019-2020 годы и при расчете компенсации при увольнении в связи с сокращением замещаемой ей должности. В соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Выплаченные истцу в соответствии с приказами ответчика в период службы средства материального стимулирования должны учитываться при расчете ее среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, а также компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск, компенсации на период трудоустройства. При этом, материальное стимулирование истца за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда входит в состав денежного содержания гражданского служащего, в связи с чем, учитывается при расчете среднего заработка истца для оплаты денежного содержания на период нахождения истца в ежегодном оплачиваемом отпуске, а также компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск.

В судебном заседании представитель Рудницкой Л.М. уточненные исковые требования поддержал по изложенным основаниям.

Представитель МИФНС России № 8 Лодыгина Е.Н. иск не признала.

Дело рассмотрено в отсутствие истца Рудницкой Л.М., представителя - третьего лица Управления Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.

        Решением Вельского районного суда Архангельской области от 7 апреля 2021 года постановлено: «Иск Рудницкой Ларисы Михайловны к Межрайонной ИФНС России № 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о взыскании компенсации при увольнении, за неиспользованный отпуск, денежного содержания и на период трудоустройства - удовлетворить.

    Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в пользу Рудницкой Ларисы Михайловны задолженность в размере 309257 рублей 87 копеек, расходы на оплату услуг представителя 25000 рублей, всего 334257 рублей 87 копеек».

С данным решением не согласилось МИФНС России № 8, в поданной апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, поскольку разовые премии не являются премиями за выполнение особо важных и сложных заданий, так как они имеют различные цели, характер выплаты. При этом порядок выплаты разовых премий не установлен, они выплачиваются за счёт средств, выделенных сверх установочного фонда оплаты труда. Разовые премии не относятся к иным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе», они не выплачиваются на основании Указа Президента Российской Федерации от 27 марта 2014 года № 238-7, а так же какого-либо иного закона или нормативного правового акта. Они выплачивались на основании писем вышестоящих налоговых органов, производятся за счет средств, выделенных сверх установленного фонда оплаты труда, а потому не могут учитываться при расчете месячного денежного содержания, выплачиваемого при увольнении. На разовые премии не начисляются районный коэффициент и процентная надбавка. Расходы на услуги представителя являются незаконными и необоснованными в связи с чем, подлежат снижению до разумных пределов.

    Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда не усматривает, исходя из следующего.

На основании части 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии со статьей 135 этого же Кодекса работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях компенсационного характера, в том числе и за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, которые устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

Согласно статье 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

Как установлено судом, Рудницкая Л.М. проходила государственную гражданскую службу в налоговых органах.

Приказом МИФНС России от 24 июля 2020 года № 8 № 02-1-07/077 действие трудового договора с Рудницкой Л.М. – заместителем начальника аналитического отдела прекращено в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

При прекращении трудового договора с Рудницкой Л.М. ей выплачена компенсация, предусмотренная ч. 3.1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, в размере четырехмесячного денежного содержания, а также компенсация за 95 дней неиспользованного ежегодного оплачиваемого отпуска; впоследствии истцу были произведены выплаты компенсации на период трудоустройства за пятый и шестой месяцы со дня увольнения.

Согласно представленным в материалы дела расчетным листкам, Рудницкой Л.М. начислены и выплачены средства материального стимулирования, которые не учитывал наниматель при расчете среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения истицы в ежегодном оплачиваемом отпуске в периоды с 6 по 9 марта 2020 года, с 10 по 12 марта 2020 года, с 2 июня по 2 июля 2020 года, с 27 июля по 3 августа 2020 года, при расчете компенсации за неиспользованный отпуск в количестве 95 дней, компенсации в связи с расторжением служебного контракта за первые четыре месяца и за пятый, шестой месяцы со дня увольнения.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 79-ФЗ от 27 июля 2004 года гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Частью 1 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ от 27 июля 2004 года установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе: ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79).

Согласно ч. 10 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом – Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года № 562. Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производится в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.

В соответствии с абзацем первым пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

В случаях, предусмотренных подпунктами «д» (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменении его структуры либо сокращении должностей федеральной государственной гражданской службы) и «з» пункта 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц (абзац 1 пункта 8 Правил). Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» - «ж» пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абзац 2 пункта 8 Правил).

В силу части 1 статьи 51 Федерального закона № 79 фонд оплаты труда федеральных государственных служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин – в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе – в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы – в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий – в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения – в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи – в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона № 79).

В соответствии с частью 3 статьи 51 этого же Федерального закона фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента; 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля               2006 года № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании абзаца 8 подпункта р) пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 года представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2017 и в 2018 году, Правительством Российской Федерации принимались постановления, которыми предусматривались объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.

Из приведенных нормативных положений следует, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

Таким образом, поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 51 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное государственному гражданскому служащему Рудницкой Л.М. материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 ст. 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, и подлежит учету при расчете его среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, а также компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск.

Согласно представленному в материалы дела расчету, недоначисленное и невыплаченное Рудницкой Л.М. денежное довольствие составило                      309257 рублей 87 копеек, в том числе на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске с 6 по 9 марта 2020 года, с 10 по 12 марта 2020 года, с 2 июня по 2 июля 2020 года, с 27 июля по 3 августа 2020 года в размере 45030 руб. 60 коп., компенсации за неиспользованный отпуск в количестве 95 дней в размере 92694 руб. 35 коп., компенсации в связи с расторжением служебного контракта за первые четыре месяца после увольнения в размере 114355 руб. 28 коп., компенсации денежного содержания за пятый, шестой месяцы со дня увольнения в размере 57177 руб. 64 коп.

Расчет истицы задолженности по денежному довольствию ответчик не оспаривал.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал требования Рудницкой Л.М. к МИФНС России № 8 обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Статьей 100 ГПК РФ установлено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает                  с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данными судам в п.13 Постановления от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.

Из материалов дела следует, что Рудницкой Л.М. понесены расходы на оплату услуг представителя по квитанции № 0000357 от 20 апреля 2021 года в размере 25000 рублей, согласно которой Черняев А.С. оказал следующие юридические услуги: правовая экспертиза документов, представленных истцом – 3000 руб., подготовка искового заявления – 6000 руб., консультации по делу – 1000 руб., подготовка заявления о взыскании судебных расходов – 5000 руб., участие в судебных заседаниях 8 апреля 2021 года, 22 апреля 2021 года – 10000 руб.

Учитывая конкретные обстоятельства дела, характер и специфику спора, продолжительность рассмотрения дела, время занятости представителя в судебных заседаниях, объем оказанных представителем юридических услуг, судебная коллегия приходит к выводу, что размер судебных расходов по оплате услуг представителя определен судом с соблюдением необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон, является разумным.

Все заслуживающие внимание обстоятельства при решении вопроса об определении размера подлежащих взысканию расходов судом учтены.

По существу доводы, на которые ссылается податель апелляционной жалобы, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка на основе исследованных доказательств, с которой судебная коллегия соглашается, в связи с чем отсутствуют основания для их переоценки.

С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не установлено.

    Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции

    определил:

    решение Вельского районного суда Архангельской области от 22 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу – без удовлетворения.

Председательствующий       Е.М.Бланару
Судьи       Е.С.Костылева
           Д.А.Маслов

33-4407/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Рудницкая Лариса Михайловна
Ответчики
Межрайонная ИФНС России № 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу
Другие
Черняев Алексей Сергеевич
Суд
Архангельский областной суд
Судья
Маслов Дмитрий Александрович
Дело на странице суда
oblsud.arh.sudrf.ru
08.06.2021Передача дела судье
29.07.2021Судебное заседание
25.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.08.2021Передано в экспедицию
29.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее