12-311/24
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г. Дмитров 13 ноября 2024 года
Судья Дмитровского городского суда Московской области Бандура Д.Г., при секретаре Волковой Е.Е., рассмотрев в судебном заседании с участием защитника Ерехинского А.Н., представившего доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ
жалобу ООО «Управляющая компания «Свиньин и партнеры» Д.У. ЗПИФ комбинированным «Актив плюс» на постановление по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное государственным инспектором в области охраны окружающей среды Московской области в отношении юридического лица ООО «Управляющая компания «Свиньин и партнеры», юридический адрес: <адрес> ОГРН №
У С Т А Н О В И Л:
Защитник ООО «УК «Свиньин и партнеры» обратился в суд с жалобой, в которой просил признать незаконным и отменить постановление по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Общества к административной ответственности по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ.
Согласно обжалуемого постановления № от ДД.ММ.ГГГГ. о назначении административного наказания было установлено следующее:
Дмитровской городской прокуратурой совместно со специалистами по поручению прокуратуры области проведена выездная проверка на предмет соблюдения требований земельного, природоохранного законодательства на земельном участке с к.н. №.
Установлено, что земельный участок с к.н. №, площадью 11 487 кв.м., относится к категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования «для застройки промышленными, коммунально-складскими, иными предназначенными для этих целей производственными объектами». Земельный участок поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, образован в результате проведения кадастровых процедур по разделу земельного участка с к.н. № Земельный участок принадлежит на праве общей долевой собственности ЗПИФ комбинированным «Актив Плюс» под управлением ООО «УК «Свиньин и Партнеры», дата регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ.
Установлено, что ООО «УК «Свиньин и Партнеры», зарегистрированное в Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красногвардейскому району Санкт-Петербурга ДД.ММ.ГГГГ за основным государственным регистрационным номером №, ИНН №, адрес юридического лица: <адрес> имеющее лицензию на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами № от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленную Федеральной службой по финансовым рынкам, действует в качестве доверительного управляющего (Д.У.) Закрытым паевым инвестиционным фондом комбинированным «Актив Плюс» под управлением ООО «Управляющая компания «Свиньин и Партнеры».
Основным видом деятельности ООО «УК «Свиньин и Партнеры» является – управление инвестиционными фондами.
Земельный участок с к.н. № имеет ограничение и обременение в виде доверительного управления ООО «УК «Свиньин и Партнеры», дата государственной регистрации ДД.ММ.ГГГГ срок действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, основание государственной регистрации: правила доверительного управления Закрытым паевым инвестиционным фондом недвижимости «Актив Плюс» по управлением ООО «УК «Свиньин и Партнеры» зарегистрированы Федеральной службой по финансовым ранкам, серия: свини, №. Изменения и дополнения в Правила доверительного управления №, выдан ДД.ММ.ГГГГ.
На момент проверки на земельном участке с к.н. № объекты капитального строительства, в том числе незавершенного, отсутствовали.
Выездной проверкой ДД.ММ.ГГГГ. установлено, что деятельность, соответствующая виду разрешенного использования «для застройки промышленными, коммунально-складскими, иными предназначенными для этих целей производственными объектами на земельном участке с к.н. № не осуществляется.
Земельные участки с к.н. №; № №; №, № не огорожены являются смежными земельными участками, расположены по адресу: <адрес>.
Доступ на земельный участок с к.н. № обеспечен посредством земельного участка с к.н. №.
На момент осмотра доступ на земельный участок с к.н. № осуществлялся через земельные участки с к.н. №, №.
В соответствии с генеральным планом Дмитровского городского округа Московской области, утвержденным решением Совета депутатов Дмитровского городского округа Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок с к.н. № расположен в функциональной зоне (П)-производственной зоне. В соответствии с Правилами землепользования и застройки Дмитровского городского округа, утвержденных постановлением Администрации Дмитровского городского округа Московской области №2315-П от 18.10.2021 земельный участок с к.н. № расположен в производственной зоне «П(НП)» производственная зона в границах населенного пункта.
По результатам выездной проверки ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на территории земельного участка с к.н. № ведется деятельность по накоплению отходов грунта, строительных отходов, местами бытовых отходов с последующей их планировкой.
На территории земельного участка с к.н. №; присутствовали следы от перемещения спецтехники (бульдозера и экскаватора).
Земельный участок с к.н. № не включен в реестр объектов приема ОССиГ.
Установлено, что на земельном участке с к.н. № проведена планировка территории с использованием отходов грунта вперемешку со строительными отходами.
В результате деятельности по накоплению отходов грунта и отходов строительства, бытовых отходов на земельном участке с к.н. № образована несанкционированная свалка.
ООО «Экоцентр» по заявке Министерства экологии и природопользования Московской области осуществлен расчет размера вреда, причиненного почвам, вследствие незаконного размещения отходов на земельных участках с к.н. №, №, №, № и прилегающей территории (заключение эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ)
Также по заявке Министерства экологии и природопользования Московской области ООО «Экопроекткарьер» проведена экспертиза (маркшейдерские работы по определению площади и объема навалов для каждого земельного участка, на котором размещены отходы), по результатам которых экспертами составлено экспертное заключение № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с экспертным заключением № от ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке с к.н. № площадь размещенных отходов составляет 11 487 кв.м., объем размещенных отходов составляет 28 250,28 м.куб.
В соответствии с заключением эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ размер вреда в результате порчи почв на земельном участке с к.н. № составил 5 651 833,74 рублей.
ООО «Экоцентр» по заявке Министерства экологии и природопользования Московской области от ДД.ММ.ГГГГ осуществлен расчет размера вреда, причиненного почвам, вследствие незаконного размещения отходов на земельных участках с к.н. №, №, №, № и прилегающей территории (заключение эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ).
Полевые работы проводились сотрудниками ООО «Экоцентр» ДД.ММ.ГГГГ на территории земельных участков с к.н. №, №, № № и прилегающей территории. При осмотре территории изысканий установлено, что на исследуемой территории производится вертикальная планировка участков грунтами неизвестного происхождения с включением строительных отходов. Отсыпка грунтов частично произведена непосредственно в реку Уча. На момент проведения инженерно-геодезических изысканий работала спецтехника (два бульдозера и экскаватор) (ст.12 заключение эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ).
Общая площадь территории, перекрытой отходами, на момент проведения инженерно-геодезических изысканий ДД.ММ.ГГГГ. составила 77 932 кв.м. Общий объем отходов, складированных на исследуемой ДД.ММ.ГГГГ территории, на момент инженерно-геодезических изысканий составил 212 457 м.куб. (ст.16 заключение эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ).
В частности, на земельном участке с к.н. № площадь размещенных отходов составляет 10 668 кв.м., объем размещенных отходов составляет 28 527 м.куб.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. на территории земельного участка с к.н. № размещены отходы сноса, строительства и грунтов неизвестного происхождения, с включением бытовых отходов.
Ведущим инспектором отдела «Геодезии и картографии» МКУ «Управление по обеспечению деятельности органов местного самоуправления ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ произведены замеры, в том числе на земельном участке с к.н. №
На территории земельного участка с к.н. № (изображения №, №, №, № фототаблицы к схеме №) размещены отходы: грунта, лома железобетонных изделий, отходы железобетона в кусковой форме (ФККО №), отходы пластиковых труб, отходы шин (ФККО №), отходы строительной упаковки (по морфологическому составу указанные отходы являются отходами строительства и ремонта (код блока по ФККО № отходов при выполнении прочих видов деятельности (код блока по ФККО №
Проведенной проверкой установлено, что на земельном участке к.н. № деятельность в соответствии с видом разрешенного использования по застройке промышленными, коммунально-складскими, иными предназначенными для этих целей производственными объектами не осуществляется, производственная и складская деятельность не осуществляются.
При обследовании земельного участка с к.н. № установлено, что на указанном участке осуществляется деятельность по накоплению отходов грунта неизвестного происхождения, отходов строительства и сноса зданий.
Использование земельного участка с к.н. № не в соответствии с видом разрешенного использования нарушает правовой режим и вид разрешенного использования земельного участка.
В соответствии с Приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» деятельность по размещению, хранению, захоронению, утилизации, накоплению, обработке, обезвреживанию отходов производства и потребления, должна осуществляться на земельных участках с наименованием вида разрешенного использования - «специальная деятельность».
Земельный участок с к.н. № в соответствии с генеральным планом и правилами землепользования и застройки Дмитровского г.о., расположен в территориальной зоне «П (НП) – производственная зона (в границах населенного пункта)». В состав основных, вспомогательных, условно разрешенных видов разрешенного использования указанной территориальной зоны вид разрешенного использования «специальная деятельность» не входит.
Земельный участок с к.н. №, площадью 11 487 кв.м., относится к категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования «для застройки промышленными, коммунально-складскими, иными предназначенными для этих целей производственными объектами принадлежит на праве общей долевой собственности Закрытому паевому инвестиционному фонду комбинированным «Актив Плюс» под управлением ООО «УК «Свиньин и Партнеры» (дата государственной регистрации права ДД.ММ.ГГГГ).
Проведенной проверкой установлено, что на земельном участке к.н. № производственная деятельность не ведется, производственные, промышленные, коммунально-складские объекты отсутствуют.
При обследовании земельного участка с к.н. № установлено, что ООО «УК «Свиньин и Партнеры» Д.У. ЗПИФ комбинированным «Актив Плюс» под управлением ООО «УК «Свиньин и Партнеры» допустило на указанном участке осуществление деятельности по накоплению отходов грунта неизвестного происхождения и строительных отходов, местами бытовых отходов, с последующей вертикальной планировкой территории.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (дата проведения выездной проверки) установлено, что накопление отходов грунта и строительных отходов на земельном участке с к.н. № продолжается, на земельном участке по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. имелись навалы грунта и строительных отходов.
Складирование отходов на плодородном слое почвы наносит вред окружающей среде и приводит к нарушению земель (перекрытию гумусового горизонта), что является одним из видов деградации почв («Методические рекомендации по выявлению деградированных и загрязненных земель», утвержденных Министром охраны окружающей среды и природных ресурсов 15.02.1995 г., п.п.2.1.4, 2.1.5а).
При этом, Администрацией Дмитровского городского округа ДД.ММ.ГГГГ по результатам выездного обследования земельного участка с к.н. № выявлены признаки размещения, хранения, накопления отходов производства и потребления: территория земельного участка отсыпана отходами, по поверхности отходов территория отсыпана грунтом, высота насыпи составляет более 1 м. В связи с чем, администрацией Дмитровского г.о. ДД.ММ.ГГГГ ООО «УК «Свиньин и Партнеры» Д.У. ЗПИФ комбинированным «Актив Плюс» под управлением ООО «УК «Свиньин и Партнеры» объявлено предостережение № о недопустимости нарушения обязательных требований, ООО «УК «Свиньин и Партнеры» Д.У. ЗПИФ комбинированным «Актив Плюс» под управлением ООО «УК «Свиньин и партнеры» предложено провести мероприятия, направленные на приведение земельного участка в состояние, пригодное для использования по целевому назначению путем ликвидации отходов производства и потребления, и использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. Предостережение направлено Администрацией Дмитровского г.о. в адрес ООО «УК «Свиньин и Партнеры» в ЕПГУ.
Также, Министерством экологии и природопользования Московской области ДД.ММ.ГГГГ ООО «УК «Свиньин и Партнеры» Д.У. ЗПИФ комбинированным «Актив Плюс» под управлением ООО «УК «Свиньин и партнеры» по факту незаконного размещения на земельном участке с к.н. №, отходов сноса, строительства и грунтов неустановленного класса опасности, объявлено предостережение № о недопустимости нарушения обязательных требований. ООО «УК «Свиньин и Партнеры» Д.У. ЗПИФ комбинированным «Актив Плюс» под управлением ООО «УК «Свиньин и Партнеры» предложено провести мероприятия по приведению земельного участка в надлежащее состояние. Предостережение направлено ООО «УК «Свиньин и Партнеры» Д.У. ЗПИФ комбинированным «Актив Плюс» под управлением ООО «УК «Свиньин и Партнеры» в ЕПГУ.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. ООО «УК «Свиньин и Партнеры» Д.У. ЗПИФ комбинированным «Актив Плюс» под управлением ООО «УК «Свиньин и Партнеры» заключило письменный договор № купли-продажи недвижимого имущества – земельного участка с к.н. № с ФИО1.
При этом, ДД.ММ.ГГГГ. стороны ООО «УК «Свиньин и Партнеры» Д.У. ЗПИФ комбинированным «Актив Плюс» под управлением ООО «УК «Свиньин и Партнеры» (продавец) и ФИО1 (покупатель) заключили акт о том, что покупателю ФИО1 до заключения договора купли-продажи известно, что в отношении ООО «УК «Свиньин и Партнеры» Д.У. ЗПИФ комбинированным «Актив Плюс» Администрацией Дмитровского г.о. подано исковое заявление о признании незаконной деятельности по использованию земельного участка с к.н. №, об обязании устранить выявленные нарушения путем ликвидации отходов производства и потребления, прекращению деятельности по использованию земельного участка с к.н. № не по целевому назначению. А также покупатель земельного участка с к.н. № ФИО1 ознакомлен с исковым заявлением Администрации Дмитровского г.о., предостережением о недопустимости нарушения обязательных требований.
То есть, ООО «УК «Свиньин и Партнеры» Д.У. ЗПИФ комбинированным «Актив Плюс» под управлением ООО «УК «Свиньин и Партнеры» знало о имеющихся нарушениях на земельном участке с к.н. №, имело реальную возможность устранить выявленные нарушения, ликвидировать имеющиеся навалы отходов сноса, строительства и грунтов неизвестного происхождения и предотвратить дальнейшее накопление, отходов сноса, строительства и грунтов неизвестного происхождения на земельном участке с к.н. №, однако действенных мер не приняло. Накопление отходов сноса, строительства и грунтов неизвестного происхождения продолжается.
Деятельность по накоплению отходов сноса, строительства и грунтов неизвестного происхождения повлекла причинение вреда окружающей среде в результате порчи почв.
ООО «Свиньин и партнеры» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 150 000 рублей (т.1 л.д. 1-8).
В своей жалобе заявитель ссылается на то, что при рассмотрении данного дела нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно: право собственности, что противоречит принципу законности и выражается в неправомерном применении мер государственного принуждения.
Оспариваемое постановление вынесено с нарушением требований законодательства Российской Федерации и подлежит отмене по следующим основаниям:
Уполномоченным органом пропущен срок давности привлечения к административной ответственности. Датой выявления правонарушения следует считать ДД.ММ.ГГГГ, а не ДД.ММ.ГГГГ, как указано в материалах административного дела. Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение требований земельного законодательства составляет два месяца со дня совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Моментом обнаружения административного правонарушения является дата протокола об административном правонарушении. В силу ст. 28.5 КоАП по общему правилу протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В рассматриваемом случае протокол об административном правонарушении в отношении ООО уполномоченными органами не составлялся.
Из постановления Дмитровской городской прокуратуры Московской области от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении дела об административном правонарушении следует, что вменяемое заявителю жалобы административное правонарушение, а именно, использование земельных участков не по целевому назначению, было обнаружено ДД.ММ.ГГГГ в ходе выездной прокурорской проверки земельного участка с кадастровым номером №. Однако, утверждение прокурора о дате обнаружения правонарушения не соответствует действительности. Датой выявления правонарушения, учитывая отсутствие протокола об административном правонарушении, по мнению Заявителя, следует считать ДД.ММ.ГГГГ. Отходы производства на территории земельного участка с кадастровым номером № были обнаружены еще ДД.ММ.ГГГГ в ходе выездной проверки Администрации Дмитровского городского округа, что подтверждается материалами дела № года. Из текста искового заявления Администрации Дмитровского городского округа следует, что ДД.ММ.ГГГГ проведена выездная проверка №, в ходе которой выявлены признаки размещения, хранения, накопления отходов производства и накопления.
Изложенные выше факты упоминаются также в тексте постановления Дмитровской городской прокуратуры Московской области от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении дела об административном правонарушении, однако, уполномоченным органам этим фактам не дается надлежащая оценка.
В силу статьи 72 Земельного кодекса РФ Администрация Дмитровского городского округа, как орган муниципального самоуправления, является органом земельного контроля, который в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.11.2021 N 2019 "Об утверждении Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный земельный контроль (надзор), с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" в течение 3 рабочих дней был обязан сообщить об обнаруженном правонарушении в орган земельного надзора (п.11 Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный земельный контроль (надзор), с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль). Уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней принимает решение о составлении протокола.
В случае следования предусмотренному законом порядку протокол должен был быть составлен не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Администрация Дмитровского городского округа проигнорировала положения Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный земельный контроль (надзор), с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, из чего следует, что Администрацией Дмитровского городского округа были нарушены положения земельного законодательства о земельном контроле и земельном надзоре. Вместе с тем следует отметить, что Дмитровская городская прокуратура также прекрасно знала о перечисленных выше обстоятельствах, поскольку первая прокурорская проверка в отношении № № была проведена еще ДД.ММ.ГГГГ. Материалы этой проверки приобщены к материалам дела ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается определением Арбитражного суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № г. Представитель Дмитровской городской прокуратуры, привлеченной к рассмотрению дела № в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, заявила в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ о проведении в отношении № в ДД.ММ.ГГГГ прокурорской проверки, на что суд обязал прокуратуру представить в дело материалы проверки, что и было сделано представителем прокуратуры в следующем судебном заседании.
Материалы прокурорской проверки со всей очевидностью свидетельствуют о том, что прокуратуре еще ДД.ММ.ГГГГ было известно о нахождении на территории № отходов производства и потребления, что противоречит утверждению прокуратуры об обнаружении правонарушения ДД.ММ.ГГГГ. Тем не менее, в нарушение статьи 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении прокуратурой составлен не был, как и не было вынесено определение о проведении административного расследования.
ДД.ММ.ГГГГ по инициативе уполномоченных органов были назначены и проведены экспертизы, подтверждающие наличие на № отходов производства. На заключения по этим экспертизам ссылается прокуратура в своем постановлении от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении административного дела. Таким образом, очевидно, что фактически обстоятельства, положенные в обоснование обвинения в совершении административного правонарушения, были выявлены органом земельного контроля, которым является Администрация Дмитровского городского округа не ДД.ММ.ГГГГ, а гораздо раньше, ДД.ММ.ГГГГ, а прокуратурой в ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки. Протокол о совершении административного правонарушения и постановление о возбуждении административного производства от ДД.ММ.ГГГГ были составлены с нарушением установленного законом 2-х месячного срока давности привлечения к административной ответственности.
Таким образом, срок давности привлечения Заявителя к административной» ответственности по ст. 8.2 КоАП истек еще ДД.ММ.ГГГГ.
Также уполномоченными органами была нарушена процедура привлечения к административной ответственности, предусмотренная статьей 28.5 КоАП, что выразилось в непредставлении Заявителю протокола об административном правонарушении (определения об административном расследовании).
Административным органом не доказаны обстоятельства, послужившие основанием для привлечения к административной ответственности. Заявитель не занимался складированием отходов на земельном участке.
Из Постановления Пленума ВС РФ от 30 ноября 2017 г. № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» следует, что обязанность по возмещению вреда возлагается на лиц, в результате хозяйственной деятельности которых произошло соответствующее загрязнение, в том числе вследствие несоблюдения лицом обязательных требований, направленных на предотвращение и ликвидацию загрязнения. Таким образом, уполномоченный орган не вправе произвольно определять как ответственного за возмещение вреда лицо, так и ответственного в совершении административного правонарушения, связанного с причинением вреда окружающей среде. При определении виновного в причинении вреда окружающей среде, уполномоченный должен установить круг лиц, осуществляющих эксплуатацию производственных объектов или выступающих источником образования загрязняющих веществ, попадающих в почвы на соответствующем земельном участке.
Если будет установлено лицо, виновное в создании несанкционированной свалки на земельном участке, то оно будет обязано возместить вред, причиненный почве в результате ее загрязнения. «Если такое лицо не установлено, имущественную ответственность несет собственник земельного участка, орган, уполномоченный выступать от имени собственника - публичного правового образования, орган, уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, не обеспечившие ликвидацию несанкционированного размещения отходов, которое привело к загрязнению почвы, поскольку его противоправное поведение (бездействие) обусловило причинение экологического вреда», - заключил Верховный суд Российской Федерации.
Заявитель является профессиональным участником рынка по оказанию услуг доверительного управляющего паевым инвестиционным фондам, имеет соответствующую лицензию по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами № от ДД.ММ.ГГГГ, выданную Федеральной службой по финансовым рынкам.
Деятельность Заявителя регулируется российским законодательством об инвестиционных фондах и Правилами доверительного управления, зарегистрированными Федеральной службой по финансовым рынкам ДД.ММ.ГГГГ за № (далее по тексту- ПДУ).
В соответствии с ПДУ Заявитель осуществляет деятельность по управлению имуществом ЗПИФ комбинированным «Актив Плюс», в состав которого входит земельный участок с кадастровым номером №
Фактически, деятельность по управлению имуществом ЗПИФ означает продажу Заявителем объектов недвижимости, которые входят в состав имущества фонда.
Заявитель не является собственником Земельных участков, собственниками имущества ЗПИФ являются владельцы паев ЗПИФ комбинированным «Актив Плюс», что видно из выписок из ЕГРН по Земельным участкам.
Для организации работы по управлению и эксплуатации объектов недвижимости, составляющих имущество ЗПИФ, в качестве агента было привлечено ООО «Эстейт Менеджмент», с которым был заключен агентский договор № от ДД.ММ.ГГГГ.
В свою очередь, для охраны ЗУ КН:2133 ООО «Эстейт Менеджмент» было привлечено охранное предприятие ООО ЧОП «Эльбрус», нанятое в соответствии с Договора 6/15 на оказание охранных услуг от ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что Заявитель сделал все необходимое для того, чтобы гарантировать неприкосновенность имущества ЗПИФ от нежелательных действий третьих лиц. Из перечисленного следует, что все мероприятия, необходимые для защиты земельного участка от устройства на нем несанкционированных свалок, были предприняты.
ООО «УК «Свиньин и партнеры», Д.У. ЗПИФ комбинированным «Актив Плюс», не занималось и не занимается деятельностью, которая составляет объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ. Заявитель не завозил, не складировал, не хранил на территории земельных участков с кадастровыми номерами № и № отходы производства. Имеются доказательства, того, что отходы на территорию упомянутого земельного участка завезены собственниками смежных участков или попали с территории смежных земельных участков помимо и вопреки воле Заявителя.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. То есть, помимо факта обнаружения на земельном участке отходов производства, уполномоченный орган обязан был установить лицо, которое являлось организатором, заказчиком и бенефициаром складирования отходов, при этом, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толковать в пользу этого лица.
Вместе с тем, из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ. и постановления Дмитровской городской прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ не усматривается, что прокуратурой установлены обстоятельства, подтверждающие непосредственное участие Заявителя в складировании и завозе отходов на земельный участков, а именно, ведение Заявителем деятельности, направленной на завоз и складирование отходов производства (например, наличие выраженной в какой-либо форме согласия на завоз и складирование отходов; заключение договоров подряда и оказания услуг по завозу отходов и складирование отходов; аренда строительной техники (самосвалов, бульдозеров, экскаваторов) для завоза и планирования территории земельного участка; получение вознаграждение за предоставление территории земельного участка; сдача земельного участка в аренду и т.д.). Упомянутыми документами в вину Заявителя вменяется лишь следующее: «При обследовании земельного участка с кадастровым номером № установлено, что ООО «УК «Свиньин и партнеры», Д.У. ЗПИФ комбинированным «Актив Плюс», допустило осуществление деятельности по накоплению грунта неизвестного происхождения...», и далее в постановлении перечисляются гражданско-правовые обязанности собственника недвижимого имущества, которые Заявителем не выполнялись, что привело, по мнению прокуратуры, к противоправному результату.
Таким образом, из постановления следует, что Заявитель признан виновным в складировании на территории земельного участка отходов только потому, что является собственником земельного участка. Считаем такую позицию необоснованной. Вменяемый Заявителю состав административного правонарушения, предусмотренный частью 1 ст. 8.2 КоАП РФ может быть сопряжен только с умышленным действием, поскольку возможность сбора, накопления, транспортирования обработки и утилизации отходов производства по неосторожности абсурдно с правовой точки зрения. Собственник земельного участка, не осуществляющий сбор отходов и их накопление и не планирующий дальнейшую деятельность по обращению с отходами, к ответственности быть привлечен не может.
Считают, что обвинение собственника земельного участка в том, что неизвестные, неустановленные лица складировали на принадлежащем ему земельном участке отходы, является необоснованным.
При рассмотрении вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении Заявитель предоставил прокурору свои возражения. Решение о возбуждении административного дела и об административном наказании было принято без учета предоставленных возражений. Не были также приняты во внимание или проверены обстоятельства, связанные с подачей Заявителем заявления о возбуждении уголовного/административного дела, с информацией, предоставленной ОО ЧОП «Эльбрус». Заявитель в настоящее время осуществляет мероприятия, направленные на поиск истинного виновника загрязнения. Охранному предприятию ООО ЧОП Эльбрус было направлено письмо- запрос о предоставлении сведений относительно того, кем и когда завозился мусор на земельный участок собственника. К пояснениям был приложен акт от ДД.ММ.ГГГГ, составленный сотрудниками ООО ЧОП «Эльбрус» ФИО7, ФИО8, ФИО9, о том, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ завозился грунт на соседние участки, принадлежащие ФИО10 и ООО «Морепродуктовая торговая компания», который впоследствии бульдозерами был перемещен на участок, принадлежащий ответчику.
Помимо этого, Заявителем направлено заявление о возбуждении уголовного дела по факту причинения ущерба имуществу ЗПИФ комбинированного «Актив Плюс», которое принято Управлением МВД РФ по Дмитровскому городскому округу производству и по которому в настоящее время осуществляется проверка.
В нарушение норм закона, Заявитель был привлечен к административной ответственности по трем самостоятельным статьям отдельно. ООО «УК «Свиньин и Партнеры» является субъектом малого и среднего предпринимательства и внесен в единый реестр СМП (справка прилагается к настоящей жалобе). Кроме того, Административным органом при назначении наказания не была применена ч. 3 ст. 1.4 КоАП РФ, которая устанавливает особые условия применения мер административной ответственности в отношении являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства юридических лиц, устанавливаемых КоАП РФ.
В судебном заседании защитник ООО «УК «Свиньин и партнеры» ФИО11 доводы жалобы поддержал в полном объеме, просил постановление от ДД.ММ.ГГГГ отменить по доводам, изложенным в жалобе.
Представитель Министерства экологии и природопользования Московской области ФИО12 в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ. против удовлетворения жалобы возражал, представил письменные возражения, в которых ссылался на то, что все обстоятельства дела были установлены в полном объеме, в том числе на основании экспертных заключений, произведен расчет вреда, причиненного почвам. Доводы Общества о нарушения при проведении экспертизы являются необоснованными, поскольку отбор проб производился специалистами, экспертное заключение содержит протоколы отбора проб и протоколы результатов измерений применительно к каждому земельному участку. Все необходимые документы у экспертного учреждения, в том числе свидетельства о поверке оборудования имелись.
Помощник Дмитровского городского прокурора ФИО13 в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ. против удовлетворения жалобы возражала, ссылаясь на то, что выявленное административно правонарушение является длящимся, было выявлено в ходе прокурорской проверки ДД.ММ.ГГГГ., и именно эта дата является датой совершения правонарушения, при этом срок давности привлечения к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ составляет 1 год, и пропущен не был. Проверки была проведена с привлечением все необходимых специалистов, в том числе Росреестра, министерства экологии МО, Администрации Дмитровского района, отдела геодезии. Был установлен факт размещения строительных и бытовых отходов, в том числе на принадлежащем заявителю земельном участке. На момент осмотра происходила планировка участков с использованием техники.
Изучив жалобу, материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующим выводам.
Факт совершения ООО «УК «Свиньин и партнеры» административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами:
-постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ., согласно которого данное дело было возбуждено заместителем Дмитровского городского прокурора в отношении ООО «УК «Свиньин и партнеры» Д.У. ЗПИФ комбинированным «Актив Плюс» под управлением ООО «УК «Свиньин и партнеры» по результатам выездной проверки, проведенной ДД.ММ.ГГГГ. на земельном участке с к.н. № по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ(т.1 л.д.122-134);
-выпиской из ЕГРН, согласно которой земельный участок с к.н. № имеет вид разрешенного использования – для застройки промышленными, коммунально-складскими, иными, предназначенными для этих целей производственными объектами. Правообладателем земельного участка является Закрытый паевой инвестиционный фондж комбинированный «Актив Плюс» под управлением ООО «Управляющая компания «Свиньин и партнеры»(т.1 л.д.64-71);
-выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Управляющая компания «Свиньин и партнеры» (т.1 л.д.142-151, 257-264);
-решением о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ., вынесенным Дмитровским городским прокурором, согласно которого принято решение о проведении проверки ООО «УК «Свиньин и партнеры» Д.У. ЗПИФ комбинированным «Актив Плюс» на предмет соблюдения земельного, природоохранного федерального законодательства на земельных участках с к.н. № и №, находящихся под управлением ООО «УК «Свиньин и партнеры». Проведение проверки поручено: помощнику Дмитровского городского прокурора Гинглинг Е.И. с привлечением специалистов: Министерства экологии и природопользования Московской области; Дмитровского ТО Управления Роспотребнадзора по МО, Администрации Дмитровского г.о., ТО № 8 ТУ Север Главного управления регионального государственного жилищного надзора и содержания территорий Московской области, УМВД России по Дмитровскому г.о., Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Межрегионального Управления Росприроднадзора по Московской и Смоленской областях (т.1 л.д.152);
-актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ., согласно которого в период с ДД.ММ.ГГГГ Дмитровской городской прокуратурой совместно со специалистами: заместителем начальника отдела государственного земельного надзора, заместителя главного государственного инспектора Московской области по использованию и охране земель отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области ФИО14; государственного инспектора по охране окружающей среды Министерства экологии и природопользования Московской области ФИО15; консультанта отдела муниципального земельного контроля Администрации Дмитровского г.о. ФИО16; начальника отдела экологии, природопользования и лесного контроля Администрации Дмитровского г.о. ФИО17; заместителя начальника ТО № 8 ТУ Север ГУ регионального государственного жилищного надзора и содержания территорий Московской области ФИО18; главного специалиста-эксперта Дмитровского территориального отдела Роспотребнадзора по Московской области; ведущего специалиста отдела «Геодезия и картография» МКУ «Управление по обеспечению деятельности органов местного самоуправления, а также в присутствии первого заместителя МУП «Некрасовский водоканал», представителя собственника земельного участка с к.н. № ФИО1, генерального директора ООО «МТК» -собственника земельного участка с к.н. № УУП УМВД по Дмитровскому г.о. ФИО19, произведена выездная проверка требований земельного, природоохранного законодательства на земельных участках с к.н. №, №, №, №, № и прилегающей территории, загрязнения водного объекта.
В ходе проверки установлено, что земельные участки с к.н. №, №, №, №, № не огорожены, являются смежными участками, расположены по адресу: <адрес>.
Земельный участок с к.н. №, площадью 11 487 кв.м., относится к категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования «для застройки промышленными, коммунально-складскими, иными предназначенными для этих целей производственными объектами. Земельный участок поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ., принадлежат на праве общей долевой собственности Закрытому паевому инвестиционному комбинированному фонду недвижимости «Актив Плюс» под управлением ООО «УК «Свиньин и партнеры».
Согласно картографическим материалам, осматриваемые земельные участки, в том числе земельный участок с к.н. №, частично расположены в водоохранной зоне, прибрежной защитной полосе водного объекта (ручей б/н, притока реки Уча).
По результатам проверки установлено изменение береговой линии водного объекта вследствие размещения отходов грунта, бытовых и строительных отходов.
Деятельность, соответствующая виду разрешенного использования «для застройки промышленными, коммунально-складскими, иными предназначенными для этих целей производственными объектами на земельном участке с к.н. № не осуществляется.
На территории земельного участка с к.н. № ведется деятельность по накоплению отходов грунта, строительных отходов, местами бытовых отходов с последующей их планировкой.
На территории земельного участка с к.н. №; присутствовали следы от перемещения спецтехники (бульдозера и экскаватора).
Земельный участок с к.н. № не включен в реестр объектов приема ОССиГ.
В результате деятельности по накоплению отходов грунта и отходов строительства, бытовых отходов на осматриваемых земельных участках, в том числе с к.н. № образована несанкционированная свалка.
В соответствии с экспертным заключением № от ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке с к.н. № площадь размещенных отходов составляет 11 487 кв.м., объем размещенных отходов составляет 28 250,28 куб.м.
На территории земельного участка с к.н. № размещены отходы: грунта, лома железобетонных изделий, отходы железобетонных изделий, отходы железобетона в кусковой форме, отходы строительной упаковки, отходы пластиковых труб и шин (по морфологическому составу указанные отходы являются отходами строительства и ремонта, отходов при выполнении прочих видов деятельности.
При обследовании земельного участка, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ., установлено, что в том числе на земельном участке с к.н. №, осуществляется деятельность по накоплению отходов грунта неизвестного происхождения, отходов строительства и сноса зданий, местами имеются навалы бытовых отходов.(т.1 л.д.164-174);
-фототаблицей к акту проверки, на которой зафиксирован земельный участок с к.н. № и расположенные на нем отходы (т.1 л.д.186-256);
-информационной справкой Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области в отношении земельного участка с к.н. №, согласно которой данный земельный участок имеет площадь 11487 кв.м, отнесен в категории земель «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для застройки промышленными, коммунально-складскими, иными предназначенными для этих целей производственными объектами», частично расположен в водоохранной зоне(т.1 л.д.266-271);
-выкопировкой от ДД.ММ.ГГГГ. из карты градостроительного зонирования Дмитровского г.о., на которой графически отображено расположение земельных участков, на которых обнаружена несанкционированная свалка, в том числе з.у. с кад.№(т.1 л.д.272-273);
-выпиской из ЕГРН, согласно которой на ДД.ММ.ГГГГ. правообладателем земельного участка с к.н. № является Закрытый паевой инвестиционный фонд комбинированный «Актив Плюс» под управлением ООО «Управляющая компания «Свиньин и партнеры»(т.1 л.д.289-294);
-заключением эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ. по факту обследования территории земельных участков с к.н. №, №, № № и прилегающей территории, проведенных ООО «Экоцентр», согласно которого были исследованы пробы грунта, отобранные на территории земельных участков с к.н. №, №, №, №. Установлено, что пробы отходов относятся к пятому классу опасности для окружающей среды. По морфологическому составу отобранные объединенные пробы отходов являются отходами грунта с включением отходов потребления, производственных и непроизводственных материалов, изделий, утративших потребительские свойства, отходов обрабатывающих производств отходов строительства и ремонта.
По результатам исследования проб почв, отобранных ДД.ММ.ГГГГ. навалов отходов, складированных на территории, расположенной по адресу: <адрес>, земельные участка с кад. номерами №, №, №, №, №, № установлено, что в пробах почвы, отобранной у основания навалов отходов были определены такие показатели как органическое вещество (гумус) с содержанием в поверхностном слое до 2,24% фосфора, фосфор подвижный до 28 мг/кг; калий до 40,3 мг/кг. Содержание органического вещества, фосфора и калия в таком количестве на обследованной территории у основания навалов отходов, свидетельствует о том, что обнаруженные отходы размещены на плодородном слое почвы (т.1 л.д.295-398);
-экспертным заключением № от ДД.ММ.ГГГГ., выполненным ООО «Экопроекткарьер», согласно которого установлено, что общая площадь обследуемого земельного участка, на котором осуществлялись размещение отходов в районе земельных участком с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, № и прилегающих к ним территорий составляет 131 292, 03 кв.м. При этом, площадь навала отходов на земельном участке с к.н. № составляет 11 487,00 кв.м. (т.1 л.д.399-413);
-фототаблицей к экспертному заключению №, на котором зафиксирован процесс производства измерений, с указанием координат точек замеров (т.1 л.д.414-430);
-заключением эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ. по факту обследования территории земельных участков с к.н. №, №, №, № и прилегающей территории, проведенных ООО «Экоцентр», согласно которого было установлено, что на исследуемой территории производится вертикальная планировка участков грунтами неизвестного происхождения с включением строительных отходов. С эго-восточной стороны протекает река Уча. Отсыпка грунтов произведена частично непосредственно в реку Уча. На момент проведения инженерно-геодезических изысканий работала спецтехника (два бульдозера и экскаватор). Площадь территории перекрытой отходами на момент проведения изысканий ДД.ММ.ГГГГ. составила 77932 куб.м. По результатам инженерно-геодезических изысканий на исследуемой территории установлен факт увеличения объемов складированных отходов. Разница увеличения объема складированных отходов, измеренного ДД.ММ.ГГГГ. составила 121659 куб.м.
По результатам лабораторных исследований пробы отходов установлено, что пробы отходов относятся к пятому классу опасности для окружающей среды. По морфологическому составу отобранные объединенные пробы отходов являются отходами грунта с включением отходов потребления, производственных и непроизводственных материалов, изделий, утративших потребительские свойства, отходов обрабатывающих производств отходов строительства и ремонта.
По результатам исследования проб почв, отобранных ДД.ММ.ГГГГ. навалов отходов, складированных на территории, расположенной по адресу<адрес>, земельные участка с кад. номерами №, №, №, №, № № установлено, что в пробах почвы, отобранной у основания навалов отходов были определены такие показатели как органическое вещество (гумус) с содержанием в поверхностном слое до 2,47% фосфора, фосфор подвижный до 83 мг/кг; калий до 48,4 мг/кг. Содержание органического вещества, фосфора и калия в таком количестве на обследованной территории у основания навалов отходов, свидетельствует о том, что обнаруженные отходы размещены на плодородном слое почвы.
Складирование отходов на плодородном слое почвы наносит вред окружающей среде и приводит к нарушению земель (перекрытию гумусового горизонта), что является одним из видов деградации почв (т.1 л.д.431-488);
-фототаблицей к заключению экспертизы, на котором зафиксирован факт отбора проб почвы, с указанием координат точек замера, а также приложением документов (т.1 л.д.489-602);
-предостережением № от ДД.ММ.ГГГГ., выданным в адрес ООО «УК «Свиньин и партнеры», согласно которого Обществу предписывается провести мероприятия, направленные на приведение земельного участка с к.н. № в состояние, пригодное для использования по назначению, путем ликвидации строительных и иных отходов(т.1 л.д.603-604);
-предостережением о недопустимости нарушения обязательных требований №, выданного ДД.ММ.ГГГГ. Министерством экологии и природопользования Московской области, в адрес ООО «УК «Свиньин и партнеры», которым ООО предписано принять меры по недопущению сброса загрязняющих веществ на рельеф местности и обеспечению обязательных требований, установленных Федеральным законом от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», и организовать ликвидацию последствий сбора загрязняющих веществ (т.1 л.д.607-609);
-письмом Министерства экологии и природопользования Московской области от ДД.ММ.ГГГГ. в адрес УМВД России по Дмитровскому г.о. с просьбой проведения мероприятий по пресечению действий, связанных с несанкционированным размещением отходов на земельных участках с к.н. №, №, №, № (т.1 л.д.623);
-актом 62.2-ВО выездного обследования земельных участков в рамках муниципального земельного контроля от ДД.ММ.ГГГГ., а также фототаблицей к нему, согласно которого на основании задания на проведение выездного обследования земельных участков было проведено обследование земельных участков, расположенных в район <адрес> в том числе земельного участка с к.н. №. В ходе осмотра установлено, что по всей территории земельного участка складируется грунт с включением строительных отходов: лом бетона в кусковой форме, лом кирпичной кладки, лом асфальта, отходы тары и упаковочных материалов, арматура. Видны следы проведения работ по планировке территории(т.1 л.д.638-662);
-копией Устава ООО «Управляющая компания «Свиньин и Партнеры»(т.1 л.д.693-713);
-Правилами доверительного управления Закрытым паевым инвестиционным фондом комбинированным «Актив Плюс» под управлением ООО «Управляющая компания «Свиньин и партнеры»(т.1 л.д.742-780).
Все перечисленные доказательства получены с соблюдением требований ст.26.2 КоАП РФ, являются допустимыми, не противоречат друг другу.
Доводы защитника о том, что заключение экологической экспертизы № № от ДД.ММ.ГГГГ., проведенной экспертами ООО «Экоцентр» является недопустимым доказательством, суд находит несостоятельными, поскольку указанная экспертиза была проведена на основании заявки Министерства экологии и природопользования Московской области в надлежащем экспертном учреждении, имеющем соответствующую аккредитацию и сертификат, специалистами, имеющими соответствующую квалификацию, которые были предупреждения об административной ответственности по ст.17.9 КоАП РФ. При этом, все необходимые данные, касающиеся наличия соответствующей аккредитации, сертификатов, сведения о специалистах, которым поручено проведение экспертизы, подробно указаны в заключении(т.1 л.д.295-398).
Доводы защитника относительно нарушения требований законодательства при отборе проб почты и грунта, также являются несостоятельными, поскольку в экспертном заключении указаны географические координаты отбора проб, отобранных на каждом из земельных участков, в том числе на земельном участке с к.н. №, описано каким образом проводился отбор проб, места отбора проб зафиксированы на схематических планах, а также на фототаблице. О каждом отборе проб отходов составлен соответствующий акт (т.1 л.д.493-595).
Также не имеется оснований для признания недопустимым доказательством экспертного заключения № от ДД.ММ.ГГГГ., выполненного ООО «Экопроекткарьер», является недопустимым доказательством, также являются несостоятельными, поскольку экспертиза выполнены экспертом ФИО20, который был предупрежден об административном ответственности по ст.17.9 КоАП РФ, экспертное учреждение имеет соответствующую лицензию на проведение маркшейдерских работ, а используемая им аппаратура имеет поверку, которая действительна на момент проведения измерений.
Также не имеется никаких оснований для признания недопустимым доказательством акта проверки, проведенной Дмитровской городской прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ т.к. данная проверка была проведена на основании решения № о проведении проверки, вынесенного Дмитровским городским прокурором. Указанное решение с указанием даты проверки было направлено в адрес ООО по юридическому адресу, указанному в ЕГРЮЛ, посредством как электронной почты, так и Почты Росси (т.1 л.д.159-163).
К проведению проверки были привлечены необходимые специалисты, ход проверки зафиксирован на фототаблице, с указанием на каждом из снимков земельных участков географических координат.
Нарушения прав и законных интересов ООО «УК «Свиньин и партнеры» при проведении проверки допущено не было, т.к. ООО «УК «Свиньин и партнеры» было надлежащим образом извещено о дате и месте проведения проверки. Акт проверки был направлен в адрес Общества ДД.ММ.ГГГГ. посредством почты России, а также электронной почты. О месте и времени вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, а также о месте и времени рассмотрения дела ООО «УК «Свиньин и партнеры» было уведомлено надлежащим образом, заявленные защитником ходатайства были разрешены (т.1 л.д.14-141).
Дело об административном правонарушении в отношении ООО «УК «Свиньин и партнеры» было возбуждено прокурором в пределах его полномочий, предусмотренных ст.25.11 КоАП РФ, о чем в соответствие с ч.2 ст.28.4 КоАП РФ вынесено постановление, которое было направлено в адрес ООО «УК «Свиньин и партнеры». В связи с чем доводы жалобы о том, что Обществу не вручалась копия протокола об административном правонарушении, являются несостоятельными.
Представленные защитником ООО «УК «Свиньин и партнеры» в качестве доказательств: копия агентского договора, заключенного с ООО «Эстейт Менеджемент», а также договор охраны с ЧОП «Эльбрус», не опровергают установленных административным органом обстоятельств, свидетельствующих о наличии в действиях ООО «УК «Свиньин и партнеры».
Также суд находит несостоятельными доводы жалобы о том, что ООО «УК «Свиньин и партнеры» не завозило, не хранило на территории земельного участка отходы производства, поскольку факт нахождения на земельном участке, находящемся в управлении ООО «УК «Свиньин и партнеры» подтверждается всеми вышеперечисленными доказательствами.
Доводы жалобы о том, что Общество в нарушение норм КоАП РФ было привлечено к административной ответственности по трем разным статьям КоАП РФ за нарушения, выявленный в ходе одной проверки, являются не верными. В данном случае проверка проводилась не в соответствие с ФЗ от 31.07.2020г. № 284-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», а органами прокуратуры в рамках осуществления прокурорского надзора. В отношении прокурорских проверок нормы Федерального закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля)надзора) и муниципального контроля», устанавливающие порядок организации и проведения проверок в определенных сферах», не применяются.
Проверка была проведена прокуратурой на основании ст.ст.21, 22 Федерального закона «О прокуратуре РФ» в рамках надзора за исполнением закона, а не Федерального закона от 31.07.2020г. «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Также суд находит несостоятельными доводы защитника о том, что при проведении экспертизы были нарушены права Общества, т.к. его представители не были ознакомлены с определением о назначении экспертизы, были лишены возможности поставить вопросы, заявить отводы эксперту, поскольку в данном случае экспертизы были проведены на основании решения Министерства экологии и природопользования Московской области, и в период, когда ООО «УК «Свиньин и партнеры» лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не являлось, и не в рамках дела об административном правонарушении, возбужденного прокурором. В связи с чем должностное лицо не имело обязанности уведомления Общества о назначении и проведении экспертизы.
Согласно примечанию к п№, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Частью 1 ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи и статьей 8.2.3 настоящего Кодекса и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ст. 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды - деятельность в том числе юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность).
Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что физические и юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность, должны руководствоваться принципами презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; в обязательном порядке осуществлять оценку воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обеспечивать снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 51 ФЗ №7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Частью 2 ст.13 ЗК РФ установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, помимо прочего, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные данным Кодексом, федеральными законами.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Вступая в правоотношения, связанные с земельным, природоохранным законодательством, ООО «УК «Свиньин и партнеры» должно было знать о существовании установленных обязанностей, а также обеспечить их выполнение, т.е. соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения действующих норм и правил. Возможность для соблюдения требований земельного, природоохранного законодательства у ООО «РУСТЭП» имелась, но указанные требования законодательства Обществом были нарушены.
Как следует из объяснения представителя ООО «УК «Свиньин и партнеры» от ДД.ММ.ГГГГ, о факте размещения на земельном участке № отходов строительства и грунта, им было известно задолго до проверки, ДД.ММ.ГГГГ. При этом подтвердил факт того, что в адрес ООО «УК «Свиньин и партнеры» поступило решение прокурора о проведении проверки, акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ., уведомление о явке (т.1 л.д.676-682).
В адрес ООО «УК «Свиньин и партнеры» были направлены предостережения от Администрации Дмитровского г.о., Министерства экологии и природопользования МО о устранении нарушений земельного законодательства.
То есть, собственник земельного участка не позднее ДД.ММ.ГГГГ знал об имеющихся нарушениях на земельном участке с к.н. №, имел реальную возможность устранить выявленные нарушения, ликвидировать имеющиеся навалы отходов сноса, строительства и грунтов неизвестного происхождения и предотвратить дальнейшее накопление, отходов сноса, строительства и грунтов неизвестного происхождения на принадлежащем земельном участке с к.н. №, однако действенных мер не принял, т.к. накопление отходов сноса, строительства и грунтов неизвестного происхождения продолжается.
На момент совершения административного правонарушения и рассмотрения дела, право на земельный участок с к.н. № к иному лицу не перешло, что подтверждается выписками их ЕГРН.
Из представленной защитником выписки из ЕГРН следует, что право собственности на земельный участок с к.н. № зарегистрировано за ФИО1 только ДД.ММ.ГГГГ.
Частью 1 ст. 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со ст. 2.10 КоАП РФ, юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений.
При указанных обстоятельствах в действиях юридического лица ООО «УК «Свиньин и партнеры» усматриваются признаки состава административного правонарушения ответственность за нарушение которых предусмотрена ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ - несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.
Доводы защитника ООО «УК «Свиньин и партнеры» о том, что Общество было необоснованно и незаконно привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, суд находит несостоятельными, поскольку факт совершения Общество указанного административного правонарушения подтверждается приведенными выше доказательствами, оснований сомневаться в достоверности которых, не имеется.
Санкция ч.1 ст.8.2 КоАП РФ предусматривает для юридических лиц наказание в виде штрафа в размере от 100 000 до 250 000 рублей.
ООО «УК «Свиньин и партнеры» было назначено наказание в виде штрафа в размере 150 000 рублей, т.е. в пределах предусмотренных санкции данной статьи, с учетом всех обстоятельств дела.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст.4.5 КоАП РФ, не нарушен. Административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.8.2 КоАП РФ является длящимся. Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ, составляет один год.
Частью 2 статьи 4.5 КоАП РФ установлено, что при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 данной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Длящееся правонарушение характеризуется длительностью противоправного поведения, которое продолжается в течение всего времени с начала правонарушения и до его прекращения и связано с тем, что возложенная на лицо обязанность в течение достаточно длительного периода времени не исполняется. При изложенных обстоятельствах датой обнаружения нарушений требований приведенных выше законоположений, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении, является ДД.ММ.ГГГГ.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену постановления, не установлено.
На основании ст. 30.7 ч.1 п.1 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░ № ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.1 ░░.8.2 ░░░░ ░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░» ░.░.░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░» ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░ «░░ «░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░» ░.░.░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░» ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░ «░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░» ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░