УИД № 92OS0000-01-2022-000061-65
Производство №3а-40/2022
РЕШЕНИЕ
13 июля 2022 года г. Севастополь
Севастопольский городской суд в составе:
председательствующего судьи Кондрак Н.И.,
при секретаре Пономаренко Ю.С.,
с участием представителей:
административного истца Маркова Д.А.,
прокуроров Махини В.В., Волкова М.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «Телерадиотелефонная компания «Амидас» к Правительству Севастополя об оспаривании нормативного правового акта в части, -
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ ООО «ТРК «Амидас» обратилось в Севастопольский городской суд с административным иском, в котором просит признать не действующим постановление Правительства Севастополя №371-ПП от 10.08.2021 года «Об утверждении документации по планировке территории «Проект планировки и проект межевания территории, расположенной в районе ул. Борисова - пр. Героев Сталинграда - ул. Астана Кесаева в г. Севастополе» (далее Постановление №371-ПП) в части отнесения к территориям общего пользования с видом разрешенного использования «земельные участки (территории) общего пользования (код 12.0)» земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Данный нормативный правовой акт опубликован ДД.ММ.ГГГГ на официальном интернет-портале правовой информации http:\\publication.pravo.gov.ru\Document\View\9200202108160014?index=0&rangeSize=1.
В обоснование иска указывает, что на основании государственного акта I-КМ № земельный участок площадью <данные изъяты> га, расположенный по <адрес> в г. Севастополе был передан административному истцу на праве постоянного пользования для строительства и обслуживания здания кафе с административными помещениями. Названный земельный участок был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства и обслуживания здания кафе с административными помещениями.
В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона г. Севастополя №46-ЗС постановлением Правительства Севастополя №1250-ПП от 21.12.2015 года утвержден Порядок переоформления права постоянного пользования земельными участками, заключения договоров аренды, сервитута в отношении земельных участков, предоставленных в пользование юридическим и физическим лицам до 18.03.2014 года, на основании которого ООО «ТРК «Амидас» обратилось за переоформлением права постоянного пользования земельным участком путем заключения договора аренды. Таким образом, отнесение оспариваемым Постановлением №371-ПП земельного участка к территориям общего пользования нарушает права и законные интересы административного истца, связанные с землепользованием, а также права в сфере осуществления предпринимательской деятельности, поскольку создает препятствия для использования земельного участка по назначению. Изменяя вид разрешенного использования с «для размещения объектов общественного питания» («строительство и обслуживания здания кафе с административными помещениями») на земельные участки (территории) общего пользования Правительство Севастополя не приняло во внимание существующий порядок землепользования и фактически исключила возможность использования спорного земельного участка по назначению (для строительства и обслуживания здания кафе с административными помещениями). Отмечает, что оспариваемое постановление не соответствует положениям п. 3 ст. 30, п. 4 ч. 1 ст. 34, п. 2 ч. 2 ст. 36, ч. 10 ст. 45 ГрК РФ, ст. 40 ЗК РФ и противоречит Генеральному плану города Севастополь, утвержденному решением сессии Севастопольского городского совета № 4114 от 13.12.2005 года.
Определением Севастопольского городского суда от 17 июня 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя.
В судебном заседании представитель административного истца доводы административного иска поддержал в полном объёме.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились. Извещены надлежащим образом и заблаговременно. Их неявка не препятствует рассмотрению дела по существу. От Правительства Севастополя и Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя поступили письменные возражения. В которых они полагают иск не подлежащим удовлетворению.
Выслушав объяснения лица, участвующего в деле, заключение прокурора, полагавшего необходимым оставить исковые требования без удовлетворения, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
При обращении в суд с административным иском административный истец указывал, что применением оспариваемого Постановления № 371-ПП нарушает его права как землепользователя, поскольку делает невозможным использование земельного участка по целевому назначению, указанному в государственном акте на право постоянного пользования земельным участком. Следовательно, истец имеет право на обращение в суд с настоящим иском.
Разрешая исковые требования по существу суд отмечает следующее.
Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции (часть 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, далее также - ГрК РФ) и находится в силу комплексного характера регулируемых отношений в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72 Конституции Российской Федерации и часть 3 статьи 4 ГрК РФ).
Согласно подпункту 42 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится утверждение схем территориального планирования субъекта Российской Федерации, утверждение документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения, утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования, выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Особенности осуществления градостроительной деятельности в городах федерального значения установлены статьей 63 ГрК РФ, согласно части 2 которой в случае, если законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения, в частности Севастополя, полномочия в области градостроительной деятельности не отнесены к перечню вопросов местного значения, определенному законами указанного субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 79 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочия, установленные частью 3 статьи 8 Кодекса, осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополя.
В соответствии со статьей 24 Устава города Севастополя от 14.04.2014 № 1-ЗС, принятого Законодательным Собранием города Севастополя 11.04.2014, статьями 6,7 Закона города Севастополя от 30.04.2014 № 5-ЗС «О Правительстве Севастополя» Губернатор города Севастополя является высшим должностным лицом города Севастополя, формирует и возглавляет высший исполнительный орган государственной власти города Севастополя – Правительство Севастополя.
В соответствии со статьёй 27 Закона города Севастополя от 30.04.2014 № 5-ЗС Правительство в пределах своих полномочий разрабатывает и осуществляет городскую политику в области градостроительства и землепользования; осуществляет в соответствии с законодательством города Севастополя регулирование градостроительной деятельности; осуществляет в сфере градостроительства и землепользования иные полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, Уставом, иными законами города Севастополя, а также указами Губернатора.
Правительство Севастополя издает, в том числе, постановления, принятые в пределах полномочий, обязательные к исполнению в городе Севастополе (статья 35 Устава).
Аналогичные положения закреплены в части 1 статьи 4 Закона города Севастополя от 30.04.2014 № 6-ЗС «О системе исполнительных органов государственной власти города Севастополя», статье 8 Закона города Севастополя от 30.04.2014 № 5-ЗС «О Правительстве Севастополя».
Как установлено судебным рассмотрением, градостроительная документация, утверждённая постановлением Правительства Севастополя № 371-ПП разработана в рамках реализации мероприятий, предусмотренных государственной программой города Севастополя «Развитие градостроительной деятельности в городе Севастополе на 2017-2025 (утв. постановлением Правительства Севастополя от 20.12.2016 № 1000-ПП).
Исходя из норм приведенного законодательства, оспариваемое постановление принято в соответствии с полномочиями и компетенцией органа государственной власти города Севастополя.
Обязанность опубликования документации по планировке территории (проекта планировки территории и проекта межевания) в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, предусмотрена частями 15,16 статьи 45 ГрК РФ и в данном случае административным ответчиком исполнена.
Так, во исполнение ч. 7 ст. 36 Закона города Севастополя № 185-ЗС «О правовых актах города Севастополя» оспариваемое постановление опубликовано на официальном сайте Правительства Севастополя (http://sevastopol.gov.ru) 16.08.2021. Таким образом, порядок обнародования и опубликования оспариваемого нормативного правового акта соблюден.
Установленный Законом города Севастополя от 10.03.2017 № 325-ЗС «О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в городе Севастополе» (далее - Закон от 10.03.2017 № 325-ЗС) порядок организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в городе Севастополе соблюдён.
Так, во исполнение положений Земельного кодекса РФ, Закона № 325-3C, Департаментом издано распоряжение от 26.11.2020 № 121 «О проведении публичных слушаний по проекту планировки и проекту межевания территории, расположенной в районе ул. Борисова - пр-т Героев Сталинграда - ул. Астана Кесаева. Опубликованное на официальном сайте Департамента (http ://севархитектура.рф). По результатам проведения публичных слушаний Департаментом принято заключение, утвержденное Директором Департамента от ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 1 части 6 статьи 11 Закона города Севастополя № 325-3C предусмотрено, что уполномоченный орган направляет проект планировки территории и (или) проект межевания территории с протоколом собрания участников публичных слушаний и заключением о результатах публичных слушаний по данным вопросам в Правительство Севастополя для принятия решения о согласии с проектом планировки территории и (или) проектом межевания территории и его утверждении.
В соответствии с нормами ГрК РФ, Уставом города Севастополя, законами города Севастополя № 5-ЗС, после выполненных работ в рамках Государственного контракта, учитывая протокол и заключение о проведение публичных слушаний, постановлением Правительства Севастополя от 10.08.2021 № 371-ПП была утверждена документация по планировке территории «Проект планировки и проект межевания территории, расположенной в районе ул. Борисова - пр-т Героев Сталинграда - ул. Астана Кесаева в г. Севастополе».
Таким образом, обжалуемый нормативный правовой акт принят Правительством Севастополя с соблюдением требований законодательства к порядку принятия и введения его в действие.
В соответствии с положениями статьи 2 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципах обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
Устойчивое развитие территорий заключается в обеспечении при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений (пункт 3 статьи 1 ГрК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Для гармоничного развития территорий задача органов государственной власти субъекта Российской Федерации при разработке документов территориального планирования состоит в необходимости обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов, в том числе в сфере обеспечения благоприятных условий жизни.
Согласно статье 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (часть 1). Видами документации по планировке территории являются: 1) проект планировки территории; 2) проект межевания территории (часть 4). Применительно к территории, в границах которой не предусматривается осуществление комплексного развития территории, а также не планируется размещение линейных объектов, допускается подготовка проекта межевания территории без подготовки проекта планировки территории в целях, предусмотренных частью 2 статьи 43 настоящего Кодекса (часть 5). Проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи. Подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории или в виде отдельного документа (часть 6).
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении выделяемых проектом планировки территории одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, определенных правилами землепользования и застройки территориальных зон и (или) установленных схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральными планами поселений, городских округов функциональных зон, территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории (часть 1 статьи 41.1 ГрК РФ).
Статьи 42 и 43 ГрК РФ определяют цели, состав и содержание проектов планировки и межевания территории.
В соответствии со статьей 42 ГрК РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Основная часть проекта планировки территории включает чертеж или чертежи планировки территории; красные линии; положение о характеристиках планируемого развития территории; положение об очередности планируемого развития территории, содержащее этапы проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения. Материалы по обоснованию проекта планировки территории содержат схему, отображающую местоположение существующих объектов капитального строительства, в том числе линейных объектов, объектов, подлежащих сносу, объектов незавершенного строительства, а также проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам и т.д.
В соответствии со статьей 43 ГрК РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории. Подготовка проекта межевания территории осуществляется для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков; установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление комплексного развития территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования. Проект межевания территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по обоснованию этого проекта. Основная часть проекта межевания территории включает в себя текстовую часть и чертежи межевания территории.
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, правила землепользования и застройки - документом градостроительного зонирования (пункт 2 части 1 статьи 18, пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Исходя из положений статей 9, 14, 18 ГрК РФ к документам территориального планирования относятся схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Согласно части 10 статьи 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов), лесохозяйственного регламента, положения об особо охраняемой природной территории в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, комплексными схемами организации дорожного движения, требованиями по обеспечению эффективности организации дорожного движения, указанными в части 1 статьи 11 Федерального закона "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий, если иное не предусмотрено частью 10.2 настоящей статьи.
В городе Севастополе в настоящее время правила землепользования и застройки не приняты.
Истец просит проверить оспариваемый нормативный правовой акт на соответствие п. 3 статьи 30 ГрК РФ, которая регламентирует порядок принятия, цели принятия, порядок внесения изменений, состав правил землепользования и застройки, порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений. Пунктом 4 части 1 статьи 34 ГрК РФ предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом, в частности, сложившейся планировки территории и существующего землепользования. Пункт 2 части 2 статьи 36 ГрК РФ устанавливает возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Как указано выше, в городе Севастополе в настоящее время правила землепользования и застройки не приняты.
Доводы административного истца о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта Генеральному плану города суд полагает несостоятельными исходя из следующего. Так, согласно Генеральному плану города Севастополя, утверждённому решением сессии Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 № 4114, земельный участок с кадастровым номером № расположен в зоне много- и среднеэтажной многоквартирной жилой застройки и в проектируемой зоне зеленых насаждений общего пользования (парков, скверов). На момент принятия оспариваемого постановления действовало Положение об особенностях регулирования градостроительных отношений на территории города федерального значения Севастополя, утвержденное постановлением Правительства Севастополя от 28.04.2015 № 339-ПП, согласно пункту 18 которого при подготовке и утверждении документации по планировке территории не учитывались функциональные территории (зоны), установленные Генеральным планом города Севастополя, утвержденным решением Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 года. Аналогичные нормы содержатся в пункте 2.1 Положения об особенностях регулирования отношений в области градостроительной деятельности на территории города федерального значения Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 02.09.2021 № 413-ПП. Указанные особенности регулирования градостроительной деятельности в городе Севастополе установлены в соответствии со статьей 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Так, частью 1.4 данной статьи предусмотрено, что до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя в порядке, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, могут быть установлены особенности, в том числе подготовки и утверждения документации по планировке территории (п. 1), к которым согласно положений части 4 статьи 41 ГрК РФ относятся проект планировки территории и проект межевания территории.
Согласно доводам административного истца оспариваемый нормативный правовой акт нарушает законные права и интересы общества в связи с тем, что проектом планировки территории земельному участку с кадастровым номером № присвоен вид разрешенного использования «земельные участки (территории) общего пользования (код 12.0)». При этом из текста постановления № 371-ПП следует, что проектом межевания предусматривается образование земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования с видом разрешенного использования: «земельные участки (территории) общего пользования (код 12.0)», согласно таблице 3 в отношении земельного участка с кадастровым номером № предполагается его резервирование и изъятие для государственных или муниципальных нужд. Соответственно, отсутствует правовая неопределённость в отношении земельного участка с кадастровым номером №. В соответствии со статьей 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством. Таким образом, права истца оспариваемым нормативным правовым актом не нарушены.
Несостоятельными являются и доводы иска о необходимости учитывать фактическое использование земельного участка. Так, согласно определениям Конституционного Суда Российской Федерации от 06.11.2003 № 387-0, от 15.07.2010 № 931-0-0 и от 25.02.2016 № 242-0 регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов и данной области в целей обеспечения благоприятных условий проживания. Таким образом, действующее законодательство прямо предусматривает возможность планировки уже застроенных территорий, запрета на совершение указанных действий в отношении земельных участков со сложившимся порядком пользования не имеется. Положения градостроительного законодательства, в частности статей 41, 42, 43 ГрК РФ не ставят возможность разработки документации по планировке территории в зависимость от наличия или отсутствия прав на земельные участки в границах территории, на которую она разрабатывается и не содержат требования учитывать фактическое использование земельных участков при ее утверждении.
Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.03.2017 № 10-П, регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области.
По смыслу части 1 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование осуществляется в целях комплексного развития территории, исходя из совокупности различных факторов, и карты, входящие в состав документации по планировке, отображают не только фактическое, но и перспективное использование территории.
Таким образом, оспариваемое Постановление не противоречит статье 40 Земельного Кодекса РФ, на соответствие которой истец просит его проверить и в системном единстве со статьей 41 ГрК РФ устанавливающая права собственников земельных участков на использование земельных участков, права на использование земельных участков землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков.
Исходя из вышеизложенного постановление Правительства Севастополя №371-ПП от 10.08.2021 года «Об утверждении документации по планировке территории «Проект планировки и проект межевания территории, расположенной в районе ул. Борисова - пр. Героев Сталинграда - ул. Астана Кесаева в г. Севастополе» вопреки доводам иска соответствует положениям п. 3 ст. 30, п. 4 ч. 1 ст. 34, п. 2 ч. 2 ст. 36, ч. 10 ст. 45 ГрК РФ, ст. 40 ЗК РФ, вследствие чего не подлежит признанию не действующим, как об этом просит административный истец ввиду отсутствия для этого законных оснований.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административный иск Общества с ограниченной ответственностью «Телерадиотелефонная компания «Амидас» о признании нормативного правового акта - постановления Правительства Севастополя №371-ПП от 10.08.2021 года «Об утверждении документации по планировке территории «Проект планировки и проект межевания территории, расположенной в районе ул. Борисова - пр. Героев Сталинграда - ул. Астана Кесаева в г. Севастополе» недействующим в части оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий апелляционный суд в течение месяца со дня принятии решения в окончательной форме через Севастопольский городской суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 14 июля 2022.
Судья Севастопольского
городского суда Н.И. Кондрак