Решение от 29.11.2021 по делу № 2а-2336/2021 от 27.10.2021

Дело №2а-2336/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 ноября 2021 года город Елец Липецкой области

Елецкий городской суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Фроловой О.С.,

при секретаре Востриковой Е.Ю.,

с участием прокурора Савчук В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело №2а-2336/2021 по административному исковому заявлению прокурора города Ельца в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа город Елец о признании бездействия по сносу расселенного аварийного дома незаконным,

у с т а н о в и л:

Прокурор города Ельца обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа город Елец о признании бездействия по сносу расселенного аварийного дома незаконным. Требования мотивирует тем, что прокуратурой города проведена проверка реализации полномочий по сносу расселенных аварийных домов, в ходе которой выявлены факты непринятия должных мер по обеспечению безопасности в расселенных аварийных домах, а также по их сносу. В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан принят Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». В развитие Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ постановлением администрации Липецкой области от 22.01.2014 №16 утверждена Областная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Липецкой области, на 2013 - 2017 годы», задачами которой являлось: создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории муниципальных образований Липецкой области; поэтапное переселение граждан, выселяемых из жилых помещений, находящихся в подлежащих сносу многоквартирных домах, в благоустроенные жилые помещения в возможно сжатые сроки; поэтапная ликвидация многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации. Проведенной проверкой установлено, что на территории городского округа город Елец по состоянию на 22.10.2021 аварийный дом №18 по ул.Рязано-Уральская г.Елец расселен, снос дома не производился, ограждение и предупреждающие таблички отсутствуют, в связи с чем имеется доступ неограниченного количества людей. Несмотря на то, что срок реализации Программы истек, указанный аварийный дом до настоящего времени не снесен и представляет собой опасность для окружающих. Длительное бездействие администрации городского округа город Елец по сносу аварийных домов и утилизации строительного мусора нарушает права неопределенного круга лиц, создает угрозу обрушения зданий, причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, что является недопустимым. Просит признать незаконным бездействие администрации городского округа город Елец по сносу расселенного аварийного дома №18 по ул. Рязано-Уральская г.Елец после завершения процесса расселения граждан; возложить на администрацию городского округа город Елец обязанность обеспечить ограждение территории аварийного дома №18 по ул.Рязано-Уральская г.Елец, установку предупреждающих табличек в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда и осуществить снос аварийного дома №18 по ул. Рязано-Уральская г.Елец в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Определением Елецкого городского суда Липецкой области от 25 ноября 2021 года к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица по ходатайству представителя административного ответчика администрации городского округа город Елец привлечено муниципальное бюджетное учреждение «Аварийно-спасательная служба» города Ельца.

Представители административного ответчика администрации городского округа город Елец, заинтересованного лица муниципального бюджетного учреждения «Аварийно-спасательная служба» города Ельца в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения административного дела. В материалах дела имеется ходатайство представителя администрации городского округа город Елец по доверенности Калий Д.М. с просьбой провести судебное заседание без его участия, поскольку у административного ответчика отсутствуют какие-либо контрдоводы по административному иску.

Участвуя в судебном заседании 25.11.2021, представитель административного ответчика администрации городского округа город Елец по доверенности Калий Д.М. объяснил, что дом расселен, но не снесен. Глава администрации городского округа город Елец давал указание директору МБУ «Аварийно-спасательная служба» города Ельца предусмотреть затраты на снос, разработать смету и включить в муниципальное задание на следующий год эти мероприятия по сносу двух домов. До сих пор неизвестно, по какой причине этого не сделано.

Суд, руководствуясь статьей 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, с учетом мнения прокурора, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, поскольку неявка в судебное заседание лица надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела.

В судебном заседании старший помощник прокурора города Ельца Савчук В.И. поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Выслушав объяснения прокурора, исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, учитывая объяснения представителя административного ответчика, суд находит исковые требования законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.

В силу пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Пункт 3 статьи 35 того же Федерального закона предусматривает, что прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа.

Бремя содержания принадлежащего имущества, если иное не предусмотрено законом или договором согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации несет собственник имущества.

Положениями Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией муниципальный жилищный контроль (статья 2).

Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Пунктом 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

При прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора (часть 1 статьи 37 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений").

Из материалов дела следует, что постановлением администрации города Ельца №526 от 03.04.2014 муниципальному бюджетному учреждению «Аварийно-спасательная служба» города Ельца поручено в срок до 31.12.2014 произвести снос строения многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Липецкая область, г. Елец, ул. Рязано-Уральская, дом №18.

Прокуратурой города была проведена проверка реализации адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в ходе которой выявлены факты непринятия должных мер по обеспечению безопасности в расселенных аварийных домах, а также по их сносу. По результатам проверки прокурором города вынесено представление от 14.08.2020 главе городского округа город Елец об устранении нарушений законодательства при реализации программы переселения граждан из аварийного жилья, в котором требовал в установленный законом срок принять действенные меры к установлению допущенных нарушений законов, причин и условий, им способствующих, для чего, в том числе: усилить контроль за исполнением законодательства при реализации программы переселения граждан из аварийного жилья; обеспечить принятие мер по предупреждению причинение вреда населению и окружающей среде в отношении аварийного дома №18 по ул. Рязано-Уральская г. Елец с учетом требований Технического регламента о безопасности зданий и сооружений.

Из сообщения администрации городского округа г.Елец от 10.09.2020 №2253/01-18 на представление прокурора города следовало, что переселение жителей дома №18 по ул. Рязано-Уральская г.Елец осуществлено в рамках реализации областной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Липецкой области, на 2013 - 2017 годы», утвержденной постановлением администрации Липецкой области от 26.04.2013 № 210. Снос объекта не произведен в связи с тем, что перед домом проходит действующий воздушный газопровод, и нет возможности подойти технике. Администрацией городского округа город Елец в адрес директора филиала ОАО "Газпром газораспределение Липецк" в г. Ельце, директора АО "Газпром газораспределение Липецк" были направлены соответствующие письма, но ответы не получены. Директору МБУ "АСС" г. Ельца было дано поручение оградить опасные объекты и завершить снос строения.

Прокуратурой города Ельца была вновь проведена проверка и установлено, что на территории городского округа город Елец по состоянию на 22.10.2021 аварийный дом №18 по ул.Рязано-Уральская г.Елец расселен, снос дома не производился, ограждение и предупреждающие таблички отсутствуют, в связи с чем имеется доступ неограниченного количества людей. Данные обстоятельства подтверждаются: актом проверки помощника прокурора города Ельца Хомченко И.А. от 22.10.2021, фототаблицей к акту проверки, сообщением администрации городского округа г. Елец от 22.10.2021 на запрос прокурора города Ельца.

Судом установлено, что мероприятия по сносу аварийного дома, включая составление проектной документации на выполнение работ по сносу, не начаты. Сведения о том, что приняты какие-либо меры, в том числе по финансированию мероприятий по сносу расселенного жилого дома, либо предусмотрены расходы на указанные цели при формировании проекта бюджета города, административным ответчиком не представлены.

Принимая во внимание вышеизложенное, судом достоверно установлено, что администрацией городского округа город Елец возложенные на нее законом обязанности по принятию мер, предупреждающих причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе мер, препятствующих несанкционированному доступу людей в здания в период, когда они не эксплуатируются, не предпринимает, не организует необходимые мероприятия по сносу дома на протяжении длительного времени. Неисполнение органом местного самоуправления возложенных законом обязанностей может привести к возникновению вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

При таком положении суд признает бездействие администрации незаконным и считает необходимым возложить на нее обязанность устранить допущенное нарушение, удовлетворив заявленные прокурором города Ельца административные исковые требования.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ,

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ № 18 ░░ ░░. ░░░░░░-░░░░░░░░░ ░. ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ №18 ░░ ░░.░░░░░░-░░░░░░░░░ ░.░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ №18 ░░ ░░. ░░░░░░-░░░░░░░░░ ░.░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░

░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ 2021 ░░░░.

2а-2336/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Савчук Вера Ивановна
прокурор г.Ельца
Ответчики
Администрация городского округо г.Елец
Другие
МБУ «Аварийно-спасательная служба» города Ельца
Калий Денис Михайлович
Суд
Елецкий городской суд Липецкой области
Судья
Фролова О.С.
Дело на сайте суда
eletsgorsud.lpk.sudrf.ru
27.10.2021Регистрация административного искового заявления
27.10.2021Передача материалов судье
29.10.2021Решение вопроса о принятии к производству
29.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.11.2021Судебное заседание
29.11.2021Судебное заседание
06.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее