Гр.д. №2-139/2023
56RS0007-01-2022-003659-57
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
24 января 2023 года г. Бугуруслан
Бугурусланский районный суд Оренбургской области в составе
председательствующего судьи Р.Ю.Афонькина,
при секретаре Селивановой Е.П.,
с участием прокурора Сумской Н.М., истца Константиновой Натальи Ивановны, ответчика Константинова Андрея Геннадьевича,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Константиновой Натальи Ивановны к Константинову Андрею Геннадьевичу о компенсации морального вреда,
установил:
Константинова Н.И. обратилась в суд с иском указывая на то, что постановлением Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 27 сентября 2022 г. Константинов А.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.1.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей. Ссылается на то, что действиями Константинова А.Г. ей причинен моральный вред в виде физической боли, до настоящего времени истец испытывает страх связанный с возможным применением ответчиком физической силы вновь.
Просила суд взыскать с Константинова А.Г. в ее пользу в счет компенсации морального вреда 100 000 рублей, а также судебные расходы в размере 2 500 рублей.
В судебном заседании Константинова Н.И. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.
Ответчик Константинов А.Г. в судебном заседании исковые требования истца не признал.
Выслушав объяснения истца, ответчика, заслушав заключение прокурора, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
В силу ст. ст. 20, 41 Конституции Российской Федерации, ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье являются нематериальными благами, принадлежащими гражданину от рождения, и являются неотчуждаемыми.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ моральный вред подлежит возмещению при нарушении личных неимущественных прав или других нематериальных благ гражданина, к которым закон (ст. 150 ГК РФ) относит жизнь и здоровье, достоинство личности, личную неприкосновенность, честь и доброе имя, деловую репутацию, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. В иных случаях компенсация морального вреда может иметь место при наличии указания об этом в законе.
Аналогичное положение содержится и в ч. 4 п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда». Нравственные переживания могут возникнуть в связи с утратой родных и близких, невозможностью продолжить активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной или иной личной тайны, невозможностью образовать семью, изменением места жительства, образа жизни, распространением сведений, несоответствующих действительности, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью в связи с увечьем, иным повреждением здоровья или в связи с заболеванием, возникшим в результате пережитых нравственных страданий и т.д.
Согласно п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26 января 2010 г. N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина", причинение вреда жизни или здоровью гражданина умаляет его личные нематериальные блага, влечет физические или нравственные страдания, потерпевший, наряду с возмещением причиненного ему имущественного вреда, имеет право на компенсацию морального вреда при условии наличия вины причинителя вреда. При этом суду следует иметь в виду, что, поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда.
Согласно постановлению Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 27 сентября 2022 г., копия которого приобщена к материалам дела, Константинов А.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.1.1 КоАП РФ, а именно, что 6 августа 2022 г., около 23.00 часов, Константинов А.Г., находясь по адресу: <адрес>, в ходе ссоры с Константиновой Н.И., возникшей на почве личных неприязненных отношений, действуя умышленно, взял канистру, наполненную наполовину водой объемом 10 л. и нанес ею около пяти ударов Константиновой Н.И. в область лба, затем взял швабру с деревянной ручкой и нанес ею около пяти ударов по правой руке в область лучевой кости и кисти, а также около пяти ударов по левой руке в область кисти и около пяти ударов по правой ноге в область наружной стороны бедра, причинив ей телесные повреждения в виде ссадины и кровоподтеков лица, верхних конечностей, левого бедра, которые квалифицируются как повреждения, не причинившие вреда здоровью человека, тем самым нанес побои, причинившие физическую боль, но не повлекшие последствий, указанных в статье 115 УК РФ. В судебном заседании в ходе производства по делу об административном правонарушении Константинов А.Г. вину в совершении административного правонарушения не признал. Постановление вступило в законную силу.
В силу п. 4 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому дела и постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Из анализа положений указанных норм права следует, что постановление Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 27 сентября 2022 г. имеет преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела.
При таких обстоятельствах незаконность действий и вина Константинова А.Г. в причинении насильственных действий истцу установлена и доказана в полном объеме.
Имеющееся в материалах дела заключение эксперта указывает на то, что в результате противоправных действий ответчика Константинова А.Г. истцу причинены телесные повреждения в виде ссадины и кровоподтеков лица, верхних конечностей, левого бедра, которые квалифицируются как повреждения, не причинившие вреда здоровью человека.
В результате причиненных телесных повреждений, Константинова Н.И. безусловно претерпела физические и нравственные страдания, ей причинен моральный вред.
В силу ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Судом установлено, что причиненные ответчиком истцу телесные повреждения не повлекли вреда здоровью.
При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень физических и нравственных страданий истца, связанных с причинением вреда, обстоятельства причинения вреда, поведение истца, и считает возможным определить размер компенсации морального вреда в 15 000 рублей.
В силу ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Как видно из квитанции от 21 декабря 2022 г., Константинова Н.И. оплатила 2 500 рублей за оказание юридических услуг по составлению искового заявления.
Суд считает, что указанные расходы подлежат взысканию с Константинова А.Г. в пользу Константиновой Н.И.
В силу ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
С учетом того, что при подаче иска истец освобожден от оплаты государственной пошлины, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Константиновой Натальи Ивановны удовлетворить частично.
Взыскать с Константинова Андрея Геннадьевича в пользу Константиновой Натальи Ивановны в возмещение морального вреда 15 000 рублей, в возмещение судебных расходов 2 500 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований Константиновой Натальи Ивановны отказать.
Взыскать с Константинова Андрея Геннадьевича государственную пошлину в доход Муниципального образования «город Бугуруслан» в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Бугурусланский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий: Р.Ю.Афонькин
Текст мотивированного решения изготовлен 27 января 2023 года.