Дело № 2- 1283/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 апреля 2018 года г. Дмитров
Дмитровский городской суд Московской области в составе: судьи Рогожниковой О.А., при секретаре Агафонове А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Столбовой Ю,С, к Управлению Пенсионного фонда РФ № по <адрес> и <адрес> о признании решения незаконным, включении в стаж периодов работы и назначении пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Истец Столбова Ю.С. обратилась в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ № по <адрес> и <адрес> и просит признать решение ГУ Управление Пенсионного фонда РФ № по <адрес> и <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не законным; обязать ответчика засчитать в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости за периоды, в том числе: с ДД.ММ.ГГГГ. в льготном исчислении (1г. работы за ДД.ММ.ГГГГ.); периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ.; Обязать ответчика назначить страховую пенсию по старости, как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населении с даты первичного обращения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование своих требований ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУ-УПФ РФ № по Москве и <адрес> с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, представив все необходимые документы, однако вышеуказанные периоды работы не были зачтены ответчиком в льготный специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, что является не законным.
В судебном заседании истица и ее представитель исковые требования поддержали и просили их удовлетворить.
Представитель ответчика – Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации № по <адрес> и <адрес> ФИО исковые требования не признала.
Суд, выслушав мнение сторон по делу, исследовав представленные доказательства, находит иск подлежащим удовлетворению.
В судебном заседании было установлено следующее:
Согласно пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Аналогичное по своей сути положение предусмотрено пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона №173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В соответствии с п.12 ст.30данного Федерального закона оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 г. производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, но не позднее 01 января 2013 года, при этом применяется порядок подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях заработка застрахованного лица), а также порядок увеличения заработка застрахованного лица, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. «а» п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781, в соответствии с п.п.11 п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 3 месяца.
Ранее действовавшее законодательство также предусматривало льготное исчисление стажа работы в учреждениях здравоохранения в сельской местности или в поселке городского типа.
В силу п.2 Постановления Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года №464, которым был утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, установлено, что работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за 1 год и 3 месяца.
В стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости в действующей системе пенсионного обеспечения направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях.
Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете специфики выполняемой ими работы и профиля учреждения, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение. Указанная правовая позиция высказана Конституционным Судом Российской Федерации в Определении №-О от ДД.ММ.ГГГГ.
Суд, принимая во внимание вышеуказанное, приходит к выводу о том, что пенсия назначается в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья, при этом работа должна осуществляться в подразделениях и на соответствующих должностях, указанных в перечне, и работа должна выполняться постоянно в течение полного рабочего дня.
Как установлено в судебном заседании истец Столбова Ю.С. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В назначении досрочной страховой пенсии по старости Столбовой Ю.С было отказано, согласно протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ., в связи с отсутствием требуемого специального стажа, необходимого для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При этом, органом пенсионного фонда в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости были включены периоды работы, общей продолжительностью 23 года 6 месяцев 23 дня.
Периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> в специальный стаж засчитан в календарном исчислении, в соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с записью в трудовой книжке истица в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности <данные изъяты>.
Согласно п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" Пунктом 1 постановления N 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которые применяются к периодам работы после 1 ноября 1999 года. В соответствии с пунктом 3 постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464. Учитывая, что пунктом 2 этого постановления один год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке.
В связи с вышеизложенным, суд полагает, что данный трудовой стаж истца не обоснованно засчитан ответчиком в календарном исчислении, а не в соотношении 1 год за 1 год и 3 месяца, поскольку в судебном заседании установлена, что работа истца осуществлялась в лечебном учреждении сельской местности, в вышеуказанные спорные периоды времени осуществляла лечебную деятельность, связанную с охраной здоровья населения в учреждении здравоохранения, в связи с чем, данный период работы подлежит включению в специальный стаж истца в льготном исчислении как год работы за один год и три месяца.
Так же истица просит включить в специальный стаж периодов ее нахождения на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ..
В силу ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата и как следствие подлежат отчислению страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ.
В соответствии со ст. 167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
Таким образом, суд не может признать законным исключение периода нахождения истицы на курсах повышения квалификации, т.к. это является обязательным условием для данной категории работников и предусмотрено должностными обязанностями. За время нахождения на курсах повышения квалификации за работником сохраняется заработная плата и, следовательно, производятся необходимые отчисления в Пенсионный фонд.
Согласно ч.1 ст. 19 от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
При этом, с учетом включения в стаж истицы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельностью, связанной с охраной здоровья населения в учреждении здравоохранения, указанных периодов, суд приходит к выводу о том, что у истца возникло право на досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях», ст.ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ст.ст.56,57,67,194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Столбовой Ю,С, – удовлетворить.
Признать незаконным решение ГУ УПФ РФ № по <адрес> и <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать ГУ УПФ РФ № по <адрес> и <адрес> включить в специальный трудовой стаж, дающий право Столбовой Ю,С, на досрочное назначение страховой пенсии периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> в льготном исчислении как 1 ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать ГУ УПФ РФ № по <адрес> и <адрес> включить в специальный трудовой стаж, дающий право Столбовой Ю,С, на досрочное назначение страховой пенсии периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать ГУ УПФ РФ № по <адрес> и <адрес> назначить Столбовой Ю,С, досрочно страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Мособлсуд в течение месяца через Дмитровский горсуд.
Судья: