Дело № 2-653/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сосногорский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Шибаковой Т.А.,
при секретаре Леонтьевой О.К.,
с участием помощника прокурора Карчевской Р.М.,
представителей ответчика администрации городского поселения «Нижний Одес» Аксенова Ю.С., Вавринчука С.В.
представителя третьего лица отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Сосногорска УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Коми Кочанова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сосногорске 25 июня 2019 года гражданское дело по иску прокурора г. Сосногорска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации городского поселения «Нижний Одес» о возложении обязанности произвести действия, направленные на устранение нарушений требований пожарной безопасности,
установил:
прокурор г. Сосногорска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации ГП «Нижний Одес» о возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести действия, направленные на устранение нарушений требований пожарной безопасности, а именно обеспечить населенный пункт <адрес> Республики Коми достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения с площадками для установки пожарной техники; обеспечить требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения с площадками для установки пожарной техники.
Заявленные требования мотивированы тем, что прокуратурой города проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности, в ходе которой установлено, что администрацией ГП «Нижний Одес» нарушения требований пожарной безопасности в установленный отделом надзорной деятельности и профилактической работы г.Сосногорска УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Коми в предписании № от ДД.ММ.ГГГГ срок до ДД.ММ.ГГГГ не устранены. Выявленные нарушения требований пожарной безопасности в муниципальном образовании ГП «Нижний Одес» представляют угрозу для жизни и здоровья проживающих на территории данного поселения граждан. Неисполнение или ненадлежащее исполнение стандартов, правил, норм, инструкций пожарной безопасности, а также иных документов, содержащих требования пожарной безопасности, может привести к возникновению пожаров и массовой гибели людей.
В судебном заседании помощник прокурора Карчевская Р.М. представила заявление прокурора г. Сосногорска, в котором последний в порядке ст.39 ГПК РФ изменил исковые требования в части установления срока производства действий, направленных на устранение нарушений требований пожарной безопасности, до ДД.ММ.ГГГГ.
Представители ответчика администрации ГП «Нижний Одес» Аксенов Ю.С., Вавринчук С.В. с исковыми требованиями согласились, одновременно ссылались, что на данный момент в <адрес> зарегистрировано <данные изъяты> человека, из которых круглогодично проживают лишь <данные изъяты> человека, <данные изъяты> человек зарегистрированы в отсутствующих домах, остальные используют только факт регистрации по адресу с использованием жилых помещений в летний период времени.
Представитель третьего лица отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Сосногорска УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Коми Кочанов В.А. иск с учетом его изменения поддержал по доводам, изложенным в письменном отзыве, пояснил, что не имелось оснований для привлечения администрации ГП «Нижний Одес» к административной ответственности за неисполнение предписания в указанный срок ввиду отсутствия внеплановых проверок.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности».
Как устанавливает Федеральный закон «О пожарной безопасности», обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства (преамбула); противопожарный режим включает в себя, среди прочего, порядок содержания территорий, земельных участков, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов; при этом федеральный государственный пожарный надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, он осуществляется посредством организации и проведения проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты (абз. 4, 6, 12 ст.1).
Статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» определяются полномочия органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, к которым, в частности, относятся: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Согласно ст.6 данного Федерального закона должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты, территориях, земельных участках.
В силу ст.37 Федерального закона «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
В соответствии со ст.6 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Технический регламент о требованиях пожарной безопасности) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со ст.63 названного Федерального закона.
Статьей 63 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности определено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя в том числе: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
Здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (ч.ч. 1, 2 ст.62 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности).
Частями 1, 2 ст.68 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности установлено, что на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения, к которым относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары.
В соответствии с п.80 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, органами местного самоуправления для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со ст.19 Федерального закона «О пожарной безопасности».
По смыслу ч.1 ст.209, ст.210 Гражданского кодекса РФ право собственности предполагает возможность собственника владеть, пользоваться и распоряжаться этим имуществом, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В соответствии с ч.1 ст.38 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Исходя из положений ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения относятся, в том числе и обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Пунктами 3, 8, 9 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела НДПР г. Сосногорска УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Коми Кочановым В.А. вынесено распоряжение № о проведении в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ внеплановой выездной проверки соблюдения требований пожарной безопасности на объектах защиты - территориях поселений <адрес> правообладателем которых является администрация ГП «Нижний Одес».
По результатам проверки выявлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, выразившиеся в отношении <адрес> в необеспечении его достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения, требуемым по нормам расходом воды на нужды пожаротушения с площадками для установки пожарной техники в нарушение требований п.9.28, 9.29, 9.30 раздела «Пожарные резервуары и водоемы» СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» и п.9.11 СП 8.13130.2009 «Источники наружного противопожарного водоснабжения», в адрес администрации ГП «Нижний Одес» ДД.ММ.ГГГГ вынесено предписание № по устранению указанных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Вышеуказанное предписание не обжаловано. В срок, установленный в предписании для устранения нарушений обязательных требований пожарной безопасности, нарушения, выявленные в содержании объектов защиты, не устранены, что явилось основанием для обращения прокуратуры г. Сосногорска с настоящим иском.
Доказательств исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ № по обеспечению противопожарной безопасности в <адрес> обязанной стороной не представлено, а судом не добыто.
Руководитель администрации ГП «Нижний Одес» Аксенов Ю.С. на основании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ заместителя главного государственного инспектора г.Сосногорска по пожарному надзору БКВ привлечен к административной ответственности по <данные изъяты> КоАП РФ и ему назначено наказание в виде предупреждения за не обеспечение <адрес> достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения, а также требуемого по нормам расхода воды на нужды пожаротушения с площадками для установки пожарной техники. Постановление о назначении административного наказания вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес руководителя администрации ГП «Нижний Одес» Аксенова Ю.С. вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Между тем указанное представление до настоящего времени не исполнено, ответом от ДД.ММ.ГГГГ № администрацией, в том числе, представлена информация о разрешении вопроса относительно выделения средств на обустройство второго пожарного водоема на территории поселения.
Доводы представителей ответчика об отсутствии необходимости проведения действий, направленных на устранение нарушений требований пожарной безопасности, в <адрес> ввиду малочисленности населения данного поселка, суд находит несостоятельными и голословными, не подтвержденными допустимыми письменными доказательствами.
Оценив собранные по делу доказательства, учитывая приведенные правовые нормы и принимая во внимание отсутствие доказательств реального устранения выявленных проверкой отдела НДПР г. Сосногорска УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Коми нарушений требований пожарной безопасности в отношении спорных объектов защиты, чем создается явная угроза жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а также их имуществу, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований прокурора, который согласно ст.45 ГПК РФ выступает представителем данного круга лиц в силу закона.
Суд также учитывает требования ч.2 ст.206 ГПК РФ о том, что при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, в решении устанавливается срок, в течение которого оно должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.
Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса интересов сторон. С учетом установленных по делу обстоятельств суд приходит к выводу, что заявленные прокурором сроки исполнения ответчиком обязанностей отвечают указанным критериям.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г. Сосногорска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации городского поселения «Нижний Одес» о возложении обязанности произвести действия, направленные на устранение нарушений требований пожарной безопасности удовлетворить.
Обязать администрацию городского поселения «Нижний Одес» в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести действия, направленные на устранение нарушений требований пожарной безопасности:
обеспечить населенный пункт <адрес> Республики Коми достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения с площадками для установки пожарной техники;
обеспечить требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения с площадками для установки пожарной техники.
Апелляционная жалоба, представление прокурора на решение суда могут быть поданы в Верховный Суд Республики Коми через Сосногорский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивировочная часть решения составлена 28 июня 2019 года.
Председательствующий Т.А. Шибакова
Копия верна: судья