Судья Самойлова Ю.С. Дело № 33а-2542/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 сентября 2017 г. г. Орел
Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Сабаева И.Н.,
судей Георгиновой Н.А. и Сафроновой Л.И.,
с участием прокурора Болдиной С.А.,
при секретаре Паршиковой М.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело по административному исковому заявлению федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Орловской области» к Захарову Александру Александровичу об установлении административного надзора,
по апелляционной жалобе Захарова Александра Александровича на решение Советского районного суда города Орла от 7 августа 2017 г., которым постановлено:
«Административное исковое заявление Федерального казенного учреждения СИЗО-1 Управления федеральной службы исполнения наказаний России по Орловской области об установлении административного надзора в отношении Захарова Александра Александровича – удовлетворить.
Установить в отношении Захарова Александра Александровича, <...> года рождения, уроженца с. <...> <...> района Орловской области, гражданина Российской Федерации, зарегистрированного и проживающего по адресу: с. <...> района Орловской области, административный надзор сроком на три года.
Установить Захарову Александру Александровичу следующие административные ограничения:
запрет на посещение мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
запрет на пребывание вне жилого и иного помещения, являющегося местом его жительства или пребывания, с 22.00 часов до 06.00 часов ежедневно;
запрет на выезд за пределы территории субъекта Российской Федерации - Орловской области;
обязательная явка четыре раза в месяц для регистрации в органы внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, каждое 7, 14, 21 и 28 число текущего месяца.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органы внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Взыскать с Захарова Александра Александровича в доход бюджета муниципального образования «Город Орел» государственную пошлину в размере 300 рублей».
Заслушав доклад судьи областного суда Сабаевой И.Н., изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Захарова А.А., поддержавшего доводы жалобы, заключение прокурора Болдиной С.А., полагавшей, что решение является законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда,
установила:
Федеральное казенное учреждение «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Орловской области» (далее по тексту – ФКУ СИЗО № 1 УСИН России по Орловской области) обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Захарова А.А.
В обоснование заявленных требований административный истец указывал, что Захаров А.А., <...> года рождения, осужден приговором <...> районного суда г. <...> от <...> г. за совершение преступления предусмотренного частью <...> статьи <...> Уголовного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - УК РФ) при рецидиве преступлений, с применением статьи 70 УК РФ ему назначено наказание в виде <...> лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Ссылался на то, что Захаров А.А. характеризуется отрицательно, за весь период отбывания наказания имеет 18 взысканий (из них 17 не погашенных) и 3 поощрения.
С 25 ноября 2015 г. поставлен на профилактический учет как склонный к побегу из-под стражи, отбывает наказание в строгих условиях.
С 13 октября 2013 г. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
С учетом изложенного, административный истец просил установить в отношении Захарова А.А. административный надзор на срок 3 года, установленный для погашения судимости и административные ограничения в виде: запрета посещения мест массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в период с 22 часов до 6 часов; запрета на выезд за пределы Орловской области; обязательных явок четыре раза в месяц в органы внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Захаров А.А. просит решение районного суда отменить.
В обоснование доводов жалобы указывает на то, что он имеет на иждивении двух несовершеннолетних детей.
Приводит доводы о том, что установленные ограничения будут препятствовать ему в поиске работы и воспитании детей.
Указывал, что допускал нарушения установленного порядка отбывания наказания в связи с предвзятым к нему отношением сотрудников исправительного учреждения.
Кроме того, полагает, что установленные ограничения нарушают его права как лица, освободившегося из мест лишения свободы.
Административный истец - ФКУ СИЗО № 1 УСИН России по Орловской области, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела в апелляционную инстанцию не представил, о причинах неявки не сообщил.
При изложенных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Судебная коллегия, рассмотрев административное дело в полном объеме, в соответствии с положениями статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены состоявшегося по делу решения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
Подпунктом 1 части 1 и частью 5 статьи 270 КАС РФ предусмотрено, что административное исковое заявление об установлении административного надзора подается в суд исправительным учреждением - в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы.
Административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы, подается в суд по месту нахождения исправительного учреждения.
Согласно части 2 статьи 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы и отбывавшего наказание за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления при рецидиве преступлений или умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, либо двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, за исключением преступлений, указанных в части первой настоящей статьи, судом устанавливается административный надзор в соответствии с федеральным законом в случае, если это лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
В силу пункта 2 части 1 и пункта 1 части 3 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее по тексту – Федеральный закон «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»), административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение преступления при рецидиве преступлений, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Пунктами 3 и 5 части 1 и пунктом 1 части 2 статьи 4 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» установлено, что в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Обязательным является установление судом административного ограничения в виде обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 и пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости;
Срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
В силу пункта «в» части 3 статьи 86 УК РФ судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, - по истечении трех лет после отбытия наказания.
Из материалов дела усматривается, что приговором <...> районного суда г. <...> от <...> г., Захаров А.А. осужден за совершение преступления, предусмотренного частью 2 статьи 313 УК РФ при рецидиве преступлений, и ему, с применением статьи 70 УК РФ, назначено наказание в виде 3 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
20 ноября 2015 г. Захаров А.А. прибыл из ФКУ ИК-2 УФСИН России по Орловской области в ФКУ СИЗО № 1 УФСИН России по Орловской области для лечения от туберкулеза.
Содержась в данном исправительном учреждении, Захаров А.А. допускал нарушения установленного порядка отбывания наказания, за весь период отбывания наказания имеет 18 взысканий (17 непогашенных) и 3 поощрения.
С 13 октября 2013 г. административный ответчик признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
С 25 ноября 2015 г. Захаров А.А. поставлен на профилактический учет как склонный к побегу из-под стражи, отбывает наказание в строгих условиях.
Удовлетворяя административный иск, суд пришел к правильному выводу о том, что имеются основания для установления Захарову А.А. административного надзора, поскольку он осужден за преступление средней тяжести при рецидиве преступлений и был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Судебная коллегия находит, что административный надзор на срок три года и административные ограничения, установлены Захарову А.А. обоснованно, с учетом вышеприведенных обстоятельств и его отрицательной характеристики по месту отбывания наказания.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на его законность и обоснованность либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Поскольку судом не было допущено нарушения норм процессуального права, правильно применены нормы материального права, исследованным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене или изменению не подлежит.
Вместе с тем, судом первой инстанции при вынесении решения с Захарова Александра Александровича в доход бюджета муниципального образования «Город Орел» взыскана государственная пошлина в размере 300 рублей.
Указанный вывод суда является ошибочным.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 г. № 15» О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» исправительные учреждения, органы внутренних дел и прокурор исходя из положений, закрепленных в подпункте 4 пункта 1 статьи 333.35, подпунктах 9 и 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, освобождены от уплаты государственной пошлины по делам об административном надзоре.
Налоговое законодательство также не устанавливает обязанности уплачивать данный сбор при подаче административных исковых заявлений о прекращении или частичной отмене административного надзора, а также при обжаловании судебных актов по делам об административном надзоре лицами, в отношении которых он установлен.
С учетом изложенного при удовлетворении административного искового заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел, связанного с административным надзором, государственная пошлина в порядке статьи 111 КАС РФ с поднадзорного лица не взыскивается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Советского районного суда города Орла от 7 августа 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Захарова Александра Александровича – без удовлетворения.
Исключить из резолютивной части решения Советского районного суда города Орла от 7 августа 2017 г. указание о взыскании с Захарова Александра Александровича в доход бюджета муниципального образования «Город Орел» государственной пошлины в размере 300 рублей.
Председательствующий
Судьи