Решение по делу № 2-171/2018 от 27.11.2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 января 2018 года г.Улан-Удэ

Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе судьи Танганова Б.И., при секретаре судебного заседания Иванове Д.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску БазаровойБальжидмыБудэширэевны к Администрации г.Улан-Удэ об обязании предоставить вне очереди жилое помещение,

установил:

БазароваБ.Б. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации гор.Улан-Удэ об обязании во внеочередном порядке предоставить жилое помещение по договору социального найма. Из искового заявления следует, что Базароваявляется инвалидом детства первой группы бессрочно, страдает хроническим заболеванием, входящем в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Истец зарегистрирована и проживает по адресу: ... на основании договора аренды, собственного жилья не имеет, признана малоимущей.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Правительство Республики Бурятия, Министерство финансов РБ, Министерство социальной защиты населения РБ.

В судебное заседаниеБазаровБ.Б.не явилась, просила дело рассмотреть ее отсутствие. Ее представитель по доверенности Доржиева Е.В. поддержали исковые требования по доводам изложенным в исковом заявлении. Просили иск удовлетворить.

В судебное заседание представитель ответчика Администрации г. Улан-Удэ не явился, представив возражения на исковое заявление согласно которым обязанность по обеспечению жильем граждан, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, возложена на орган исполнительной власти субъекта, так как решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан относится к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета РФ. То, что в Республике Бурятия специального закона, регулирующего предоставление жилья гражданам, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, не принято, не должно быть основанием для возложения обязанности по обеспечению жильем на органы местного самоуправления.

Представитель третьего лица Министерства социальной защиты населения РБпо доверенности Данзанова С.В. в судебном заседании оставила рассмотрение требований истца по существу на усмотрение суда.

Представители Правительства Республики Бурятия и Министерства финансов РБ в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания по делу были извещены надлежащим образом.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч.2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.

Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местногосамоуправления обязанность по созданиюусловий для осуществления данного права. (часть 2 статьи 40). При этом предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).

Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.

В целях реализации соответствующих полномочий, в Жилищном кодексе Российской Федерации, предусмотрен институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

В силу п. 1 ч. 3 ст. 19 ЖК РФ жилой фонд социального использования - это совокупность предоставляемых гражданам по договору социального найма помещений государственного и муниципального фонда.

К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире, что согласуется с положениями статьи 40 (часть 3) и 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

Для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилья по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации). Данная норма, устанавливающая особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан, направлена на их защиту, а потому согласуется с положениями статей 40 (часть 3) и 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

Согласно ст.17 Федерального закона от 29.12.2004 № 199-ФЗ «О социальной защите инвалидов» обеспечение производится за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Жилищный кодекс Российской Федерации на момент обращения истца в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий после 01.01.2005г. не предусматривает специального регулирования порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма, равно как и его право на внеочередное предоставление жилья.

Как следует, из правовой позиции Конституционного суда РФ, выраженной в определении №68-О от 09 апреля 2002 года,пробел в законодательном урегулировании не может служить препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан и организаций.

Следовательно, этим не исключается обеспечение жильем во внеочередном порядке тех инвалидов, которые относятся к числу лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне, - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, включая их постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

БазаровойБ.Б. установлена инвалидность 1 группы бессрочно в связи с заболеванием, подпадающим под действие Постановления Правительства Российской Федерации от 16.06.2006г. №378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».

Согласно распоряжению администрации Октябрьскогорайона г.Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ ...БазароваБ.Б. принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории по категории «малоимущие»с составом семьи 1 человек.

Распоряжением администрации Октябрьского района г.Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ БазароваБ.Б. принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории «граждане страдающие тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ними в одной квартире невозможно», с составом семьи 1 человек.

Из материалов дела и пояснений представителя истца судом установлено, что она проживает по адресу: ..., в съемной квартире. Также из материалов дела следует, что истец собственным жильем не обеспечена.

На обращение истца в Администрацию г.Улан-Удэ о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке получен отказ в обоснование которого ответчик ссылается на отсутствие правовых оснований для удовлетворения заявления.

Таким образом, истец являясь инвалидом 1 группы, страдающая тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ней в одной квартире невозможно, исходя из требований вышеназванных правовых норм, как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий, имеет право на обеспечение жильем во внеочередном порядке установленном ЖК РФ за счет муниципального жилищного фонда. В настоящем случае, суд считает, что общие требования жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении в отношении истца соблюдены, потому оснований для отказа в удовлетворении требований БазаровойБ.Б. суд не усматривает. По вышеизложенным основаниям доводы представителей ответчика Администрации г. Улан-Удэ об отсутствии у органа местного самоуправления полномочий по обеспечению жилым помещением истца, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, отнесения их к расходным обязательствам республиканских органов власти, подлежат отклонению.

Оснований для предоставления жилья с учетом права на дополнительную жилую площадь суд не усматривает, поскольку как следует из представленных документов и пояснений представителя истца Базарова признана нуждающиеся в жилом помещении с составом семьи один человек.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования БазаровойБальжидмыБудэширэевны удовлетворить.

Обязать Администрацию города Улан-Удэ предоставить БазаровойБальжидмеБудэширэевне вне очереди жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям жилищного законодательства, в черте городского округа г.Улан-Удэ, согласно установленной нормы предоставления жилой площади.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд гор.Улан-Удэ.

Судья Б.И. Танганов

2-171/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Базарова Бальжидма Будэширэевна
Ответчики
Администрация гор. Улан-Удэ
Другие
Доржиева Бальжима Владимировна
Минсоцзащиты Республики Бурятия
Правительство Республики Бурятия
Министерство финансов РБ
Суд
Советский районный суд г. Улан-Удэ
Судья
Танганов Борис Игоревич
Дело на странице суда
sovetsky.bur.sudrf.ru
15.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.05.2020Передача материалов судье
15.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.05.2020Подготовка дела (собеседование)
15.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.05.2020Судебное заседание
15.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.05.2020Дело оформлено
15.05.2020Дело передано в архив
15.01.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее