Дело № 12-599/2021 (43RS0001-01-2021-004145-02)
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Киров 21 июня 2021 года
Судья Первомайского районного суда города Кирова Бармин Д.Ю.,
при секретаре Мусиновой В.Е.,
с участием представителя КОГБУЗ «Кировская городская больница № 5» по доверенности Холкиной Н.Н.,
представителей Управления Роспотребнадзора по Кировской области по доверенности Леоновой Т.А., Шестимировой Н.В.,
рассмотрев жалобу КОГБУЗ «Кировская городская больница № 5» на постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Кировской области Князевой Л.И. № 21000213 от 08.04.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
08.04.2021 постановлением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Кировской области Князевой Л.И. {Номер} КОГБУЗ «Кировская городская больница № 5» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
КОГБУЗ «Кировская городская больница № 5» обратилось в суд с жалобой на данное постановление, в которой просит его отменить. В обоснование жалобы указало, что на момент проверки управления Роспотребнадзора {Дата} и вынесения оспариваемого постановления {Дата} были устранены все нарушения, которые не требуют подготовки, длительного времени и финансовых средств на их устранение. В связи с тем, что объем ремонтных работ по устранению нарушений во взрослой и детской поликлинике большой, а также в связи с необходимостью предоставления других помещений специалистам, работающих в помещениях, подлежащих ремонту, учреждению для восстановления стен, полов, потолков требуется время. Также необходимо определить объем ремонтных работ, запланировать финансовые средства для проведения ремонт, рассчитать и приобрести необходимое количество материалов для ремонта. Полагает, что назначенное наказание в виде штрафа в размере 10000 руб. чрезмерным, размер назначенного наказания не соответствует последствиям нарушения. Ранее КОГБУЗ «Кировская городская больница № 5» не привлекалось к административной ответственности. Все указанные нарушения не повлекли неблагоприятных последствий ни для больницы, ни для пациентов, ни для медицинского персонала, не причинили никакого материального ущерба ни государству, ни учреждению, ни гражданам. Просит указанное постановление от {Дата} отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 КоАП РФ в отношении КОГБУЗ «Кировская городская больница № 5» прекратить в связи с малозначительностью, освободить КОГБУЗ «Кировская городская больница № 5» от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.
В судебном заседании представитель КОГБУЗ «Кировская городская больница {Номер}» Холкина Н.Н. доводы жалобы поддержала в полном объеме. Дополнительно указала, что практически все нарушения устранены. Ремонтные работы, нарушения по контейнерной площадке в настоящее время в стадии устранения.
Представители Управления Роспотребнадзора по Кировской области Леонова Т.А., Шестимирова Н.В. возражали против удовлетворения жалобы по доводам, изложенным в отзыве.
Заслушав мнения участников судебного заседания, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска указанного срока, он по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Обжалуемое постановление получено КОГБУЗ «Кировская городская больница {Номер}» {Дата}. С жалобой заявитель обратился в Ленинский районный суд г. Кирова {Дата}, т.е. в установленный законом десятидневный срок. {Дата} определением Ленинского районного суда г. Кирова жалоба КОГБУЗ «Кировская городская больница {Номер}» передана по подсудности в Первомайский районный суд г. Кирова.
В связи с тем, что первоначально жалоба КОГБУЗ «Кировская городская больница {Номер}» была направлена в срок, прихожу к выводу, что срок обжалования постановления заявителем не пропущен.
Статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.
Из материалов дела следует, что {Дата}. в 10 ч. 15 мин. в Управлении Роспотребнадзора по Кировской области, расположенном по адресу г{Адрес} при выходе по адресу осуществления деятельности {Дата} с 13 ч. 00 мин. до 16 ч. 00 мин., {Дата} с 09 ч. 00 мин. до 13 ч. 00 мин. и с 13 ч. 30 мин. до 16 ч. 00 мин., {Дата} с 09 ч. 00 мин до 13 ч. 00 мин., {Дата} с 14.00 до 15.30, {Дата} с 13.30 до 14.30 и рассмотрении материалов плановой выездной проверки, проводимой в отношении КОГБУЗ «Кировская городская больница № 5», ОГРН 1034316537804, ИНН 4348008077, юридический адрес: 610030, {Адрес}; Место фактического осуществления деятельности: {Адрес}; 610030, {Адрес}, {Адрес}, стр. 3 (ФАП д. Заборье); {Адрес}, на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Кировской области Князевой Л.И. {Номер} от {Дата} установлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации общественных помещений, зданий, сооружений, допущенные КОГБУЗ «Кировская городская больница № 5», а именно:
1. В ходе проверки КОГБУЗ «Кировская городская больница № 5» установлено, что на внутренней отделке помещений:
- поликлиники по адресу {Адрес}: в кабинете для приема стоматолога-хирурга на стене у окна имеют дефекты и повреждения, в коридоре отделения дневного стационара и в процедурном кабинете, в помещениях кабинетов {Номер} женской консультации, в процедурной центра флебологии, помещении физиокабинета, кладовой грязного белья на потолке и стенах имеются дефекты, следы протекания, трещины на покрытиях пола, потолка, которые препятствуют проведению влажной уборки и дезинфекции, что является нарушением требований п. 2.7. разд. IV СП 2.1.3678-20, п. 3.16 СанПиН 2.6.1.1192-03, ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
- на стенах и потолках помещений флюорографического кабинета нарушена целостность внутренней отделки помещений: краска отслоилась, штукатурка отпала, видны следы протечек, что является нарушением требований п. 2.7. разд. IV СП 2.1.3678-20, п. 3.16 СанПиН 2.6.1.1192-03, ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучия населения».
- детской поликлиники по адресу: {Адрес} в моечной физиокабинета, в процедурном кабинете «здорового блока» на потолке и стенах имеются дефекты (трещины на покрасочном слое), что является нарушением п. 2.7. разд. IV СП 2.1.3678-20, ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
2. В нарушение требований п.4.5.27 СП 2.1.3678-20 в поликлинике для взрослого населения по адресу: {Адрес} допускается использование вентиляционных камер не по назначению, в частности на момент обследования {Дата} и {Дата} в помещения вентиляционных камер хранятся оборудование, бытовая техника, мебель (фотоснимки), что является нарушением требований п.4.5.27 разд. IV СП 2.1.3678-20, ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
3. В детской поликлинике по адресу {Адрес} умывальники в лаборатории (помещение для отбора крови), в процедурном кабинете блока «здорового ребенка» оборудованы смесителями с контактным управлением, что является нарушением требований п. 4.4.6. разд. IV СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказания услуг», ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
4. При рассмотрении экспертного заключения ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по Кировской области от {Дата} {Номер} и выходе по адресу осуществления деятельности КОГБУЗ «Кировская городская больница № 5» по адресу: {Адрес} (взрослая поликлиника) установлено, что нарушаются требования к обращению с медицинскими отходами, в частности:
- контейнеры для сбора медицинских отходов класса А не промаркированы, что не соответствует требованиям п. 4.6. СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами», которым установлено, что заполненные многоразовые емкости с отходами класса А или одноразовые пакеты перегружаются в маркированные контейнеры, предназначенные для сбора отходов данного класса, установленные на специальной площадке (помещении).
- размер контейнерной площадки не соответствует требованиям п. 6.5. СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами», а именно площадь оборудованной ограждением, контейнерной площадки не превышает основания контейнеров на 1,5м во все стороны (2 контейнера установлены на площадке вплотную к ограждающей конструкции площадки). Контейнерная площадка не оборудована навесом, что не соответствует требованиям п. 4.1.11 разд. IV СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказания услуг», ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
5. При рассмотрении экспертного заключения {Номер} от 29.01.2021г по результатам измерений к протоколу измерений параметров освещенности {Номер} от {Дата} установлено, что коэффициент пульсации на рабочем месте фельдшера ФАП д.Заборье КОГБУЗ «Кировская городская больница № 5» не соответствует требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению в жилых и общественных зданий», п. 4.6.1. разд. IV СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказания услуг», ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Данные обстоятельства послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении от {Дата} и привлечения КОГБУЗ «Кировская городская больница № 5» к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии со статьей 11 Закона № 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Согласно ст. 24 Закона № 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании п. 3 ст. 39 Закона № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Объектом рассматриваемого правонарушения выступает здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Объективную сторону правонарушения составляют противоправные действия или бездействие, нарушающие санитарно-эпидемиологические требования, которые предъявляются к эксплуатации объектов среды обитания человека, таких как жилые и общественные помещения, здания, сооружения и транспорт.
Органом административной юрисдикции в деятельности учреждения выявлены нарушения СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказания услуг», СанПиН 2.6.1.1192-03 «Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований».
Факт нарушения КОГБУЗ «Кировская городская больница №5» требований санитарного законодательства подтверждается материалами дела.
Должностным лицом управления Роспотребнадзора по Кировской области исключена вина КОГБУЗ «Кировская городская больница №5» по нарушениям СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами», производство по делу прекращено на основании п. 5.1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Оценив все добытые по делу доказательства в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прихожу к выводу, что КОГБУЗ «Кировская городская больница № 5» надлежащим образом не исполнило требования п.п. 2.7, 4.5.27, 4.4.6, 4.6.1 СанПиН 2.1.3678-20, п. 3.16 СанПиН 2.1.7.2790-10 и, тем самым, совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 6.4. КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что КОГБУЗ «Кировская городская больница № 5» приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего санитарно-эпидемиологического законодательства.
Доводы жалобы о малозначительности деяния нахожу несостоятельными.
В соответствии со ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В силу п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу ч. 3 ст. 39 Закона № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Статья 11 Закона № 52-ФЗ предусматривает обязанность юридических лиц выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Диспозиция ст. 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях носит формальный характер, не предполагает возникновения или наличия какого-либо ущерба, причиненного совершенным правонарушением, его размера. Сам факт нарушения юридическим лицом санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации общественных помещений образует состав данного правонарушения.
Указанные в постановлении должностного лица нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства создают угрозу жизни, здоровья людей и могут способствовать возникновению и распространению инфекционных и паразитарных болезней.
Из этого следует, что правонарушение в указанной сфере по своему характеру свидетельствует о существенном нарушении охраняемых правоотношений, направленных на защиту жизни и здоровья людей, в связи с чем имеет повышенную степень общественной опасности.
Исходя из оценки фактических обстоятельств дела, а также характера противоправного деяния, оснований для признания его малозначительным и освобождения КОГБУЗ «Кировская городская больница № 5» от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
Доводы жалобы о том, что часть нарушений на момент вынесения оспариваемого постановления устранены, а часть в настоящее время устраняются, поскольку требуют временных и финансовых затрат, не свидетельствуют об отсутствии события правонарушения и вины КОГБУЗ «Кировская городская больница № 5». Кроме того, на момент проверки указанные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства имели место быть, что не оспаривалось заявителем.
Затрудненность финансирования в связи с распространением новой коронавирусной инфекцией не может служить основанием для освобождения КОГБУЗ «Кировская городская больница № 5» от исполнения обязанностей, возложенных на учреждение в силу закона, в том числе с учетом характера и степени общественной опасности вмененного административного правонарушения.
Порядок привлечения к административной ответственности должностным лицом не нарушен.
Наказание КОГБУЗ «Кировская городская больница № 5» определено с учетом характера совершенного административного правонарушения и назначено в минимальном размере штрафа, предусмотренного санкцией ст. 6.4 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, суд не находит оснований для отмены оспариваемого постановления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ {░░░░} {░░░░░} ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № 5» ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 6.4 ░░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № 5» – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.
░░░░░ /░░░░░░░/ ░.░. ░░░░░░