Дело № 2а-582/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
«23» апреля 2018 года
Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:
председательствующего судьи Хижняк Н.Б.,
при секретаре Земсковой Ю.Д.,
с участием
старшего помощника прокурора г.Владимира Жарковой Ю.М.,
представителей ответчиков Фролова А.В., Серегиной В.В., Шечковой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире административное дело по административному исковому заявлению прокурора г.Владимира в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к администрации г. Владимира, Администрации Ленинского района г. Владимира, Открытому акционерному обществу «РЖД» об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Владимира, действуя в порядке ст. 39 КАС РФ, в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, обратился в Октябрьский районный суд г. Владимира с уточненным административным исковым заявлением к администрации г. Владимира, Администрации Ленинского района г. Владимира, ОАО «РЖД» о возложении обязанности на администрацию города Владимира, администрацию Ленинского района города Владимира организовать ликвидацию несанкционированного места складирования отходов на земельном участке с кадастровым номером ###, расположенном около <...> (по направлению к СНТ
«Отдых») в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; возложении обязанности на филиал ОАО «РЖД» Горьковской железной дороги Владимирской дистанции пути очистить земельный участок с кадастровым номером ###, расположенный около <...> (по направлению к СНТ «Отдых») от складированных отходов в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование иска указано, что при проведении проверки прокуратурой города установлено, что в нарушение требований законодательства на земельном участке с кадастровым номером ###, расположенном около <...> (по направлению к СНТ «Отдых»,) имеется место складирования отходов, состоящих из остатков бруса, досок, порубочных отходов, упаковок от пищевых отходов, автомобильных покрышек, старых матрасов, автомобильных кресел, иного строительного мусора объемом около 200т куб. м.
В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ данный земельный участок входит в состав земельного участка ### и является полосой отвода железной дороги, кроме того, находится в аренде Горьковской железной дороги.
В соответствии с п.1 ст. 13 Земельного кодекса РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
В соответствии со ст.42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В соответствии со статьей 42 Конституции РФ, статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
До настоящего времени указанная свалка, расположенная на земельном участке, не ликвидирована. Таким образом, положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду; обеспечение соблюдения санитарных норм и правил, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления, на владельце (арендаторе) земельного участка лежит обязанность осуществлять мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления, по ликвидации последствий загрязнения. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
В судебном заседании представитель истца (по доверенности) Жаркова Ю.М. поддержала уточненные требования, просила удовлетворить иск в полном объеме.
Представитель административного ответчика администрации г.Владимира Фролов А.В. заявленные требования не признал, полагая администрацию города Владимира ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку земельный участок находится в собственности Российской Федерации и передан в аренду ОАО «РЖД». Органы местного самоуправления обеспечивают мероприятия по охране окружающей среды в границах городского округа посредством осуществления регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного на создание необходимых условий для обеспечения экологической безопасности и не может рассматриваться как безусловное основание для возложения на органы местного самоуправления городского округа обязанностей, касающихся очистки земельных участков, находящихся в собственности иных лиц.
Указанное полномочие органа местного самоуправления реализовано путем утверждения решением Совета народных депутатов города Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ### Правил обеспечения чистоты, порядка и благоустройства на территории муниципального образования город Владимир. Данными Правилами ответственность за ликвидацию несанкционированных свалок отходов возлагается на администрации районов города в случае если земельный участок, не закреплен за хозяйствующими субъектами и находится в муниципальной собственности.
Представитель административного ответчика администрации Ленинского района г. Владимира Серегина В.В. исковые требования не признала, указав, что решением СНД г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ### утверждены Правила обеспечения чистоты, порядка и благоустройства на территории муниципального образования город Владимир.
В соответствии с пунктом 23.2 Правил ответственность за ликвидацию несанкционированных свалок несут собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, на землях которых расположены указанные свалки. Земельный участок, расположенный по вышеуказанному адресу, является федеральной собственностью. Выполнение администрацией района работ по уборке данного земельного участка влечет за собой нецелевое использование бюджетных средств. Таким образом, согласно действующему законодательству РФ ответственность за ликвидацию указанного места несанкционированного размещения отходов возложена на ОАО «Российские железные дороги» и МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях.
Представитель заинтересованного лица МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях в судебное заседание не явился, ранее в представленном письменном отзыве указал, что в территориальной базе федерального имущества сведения о земельном участке с кадастровым номером ###, расположенном около <...> (по направлению к СНТ «Отдых) отсутствуют.
Выслушав лиц участвующих в деле, заслушав специалиста, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 8 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе, посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (абз. 3 п. 1 ст. 2 того же Федерального закона).
В соответствии со статьей 11 Земельного Кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель; осуществление управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами Российской Федерации, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Статьей 13 Земельного Кодекса РФ установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Согласно статьи 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Решением СНД г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ### утверждены Правила обеспечения чистоты, порядка и благоустройства на территории муниципального образования город Владимир.
В соответствии с пунктом 23.2 Правил ответственность за ликвидацию несанкционированных свалок несут собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, на землях которых расположены указанные свалки.
В соответствии со ст.9 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" земли железнодорожного транспорта должны использоваться в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, санитарным, противопожарным и иным законодательством Российской Федерации. Размеры земельных участков, в том числе полосы отвода, определяются проектно-сметной документацией, согласованной в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации. Порядок установления и использования полос отвода определяется Правительством Российской Федерации. Порядок установления и использования охранных зон определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно п.п. 2, 3, 11 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2006 г. N 611 "О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог" в целях образования земельных участков в границах полосы отвода железных дорог или уточнения их границ владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или иное заинтересованное лицо обеспечивает проведение соответствующих кадастровых работ в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Границы полосы отвода устанавливаются с учетом норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода, утверждаемых Министерством транспорта Российской Федерации. Установление знаков, обозначающих границы охранных зон, производится заинтересованной организацией.
В соответствии с пунктом 7 Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденного Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 15.05.1999 № 26Ц, для обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных и иных технических средств, связанных с перевозочным процессом, безопасности населения, нормальной эксплуатации инженерных сооружений и других объектов федерального железнодорожного транспорта железные дороги обязаны, в том числе, содержать земельные участки в пределах полосы отвода способами, которые не должны наносить ущерб земле как природному объекту, не допускать загрязнения окружающей природной среды производственными стоками и другими отходами производственной деятельности железных дорог, захламления и заболачивания земель.
Судом установлено, что согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером ### входит в состав единого землепользования с кадастровым номером ###, является полосой отвода железной дороги и находится в собственности Российской Федерации.
Согласно договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ. ###-ф, заключенному между ТУ Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Владимирской области (арендодатель) и ОАО "РЖД" (арендатор) и зарегистрированному в УФРС по Владимирской области, арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду находящийся в федеральной собственности указанный земельный участок для содержания железнодорожных путей, договор заключен сроком на ### лет, границы участка определены на кадастровой карте (плане) земельного участка, прилагаемой к договору и являющейся неотъемлемой частью.
В соответствии с п.п. 4.4.1., 4.4.5. договора, арендатор обязан соблюдать в полном объеме все условия договора и соблюдать действующее земельное и гражданское законодательство. Не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки на арендуемом земельном участке и прилегающих к нему территориях, а также к загрязнению территории поселения, выполнять работы по благоустройству территории.
Из представленных сторонами письменных доказательств, объяснений сторон, пояснений специалиста-заместителя главного государственного инспектора Владимирской области по использованию и охране земель Л.Д.С., данных в ходе судебного заседания следует, что на территории земельного участка с кадастровым номером ###, расположенного около <...> (по направлению к СНТ «Отдых»,) имеется место складирования отходов, состоящих из остатков бруса, досок, порубочных отходов, упаковок от пищевых отходов, автомобильных покрышек, старых матрасов, автомобильных кресел, иного строительного мусора объемом около 200 куб. м. Согласно схеме, составленной государственным инспектором Владимирской области по использованию и охране земель, несанкционированное место складирования отходов полностью расположено на земельном участке с кадастровым номером ###, предоставленном в аренду ОАО «РЖД».
Положения действующего природоохранного законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду; обеспечение соблюдения санитарных норм и правил, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления, на владельце земельного участка лежит обязанность осуществлять мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления, по ликвидации последствий загрязнения.
С учетом изложенного, в связи с тем, что несанкционированная свалка полностью расположена на земельном участке, арендуемом ОАО «РЖД», суд приходит к выводу о необходимости возложения обязанности на ОАО «РЖД» очистить земельный участок с кадастровым номером ###, расположенный около <...>
<...> (по направлению к СНТ «Отдых») от складированных отходов.
С учетом времени необходимого для выполнения работ, их сезонности, позиции ответчика, суд считает разумным и достаточным срок для исполнения требований прокурора – 2 месяца.
При таких данных, суд не находит оснований для удовлетворения требований прокурора г.Владимира в части возложения на администрацию г.Владимира, администрацию Ленинского района г. Владимира обязанности организовать ликвидацию несанкционированного места складирования отходов на земельном участке с кадастровым номером ###, расположенном около <...> (по направлению к СНТ
«Отдых») в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Ссылка ответчика ОАО «РЖД» на недоказанность факта размещения свалки только в границах полосы отвода железной дороги несостоятельна.
Нахождение свалки в границах арендуемого ОАО "РЖД" земельного участка (и, соответственно, в полосе отвода железной дороги, поскольку весь арендуемый земельный участок имеет такое целевое использование) подтверждается актом прокурорской проверки от ДД.ММ.ГГГГ, схематическим чертежом земельного участка, выполненного государственным инспектором Владимирской области по использованию и охране земель, актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицей.
Доказательств того, что государственным инспектором по использованию и охране земель неверно проведены геодезические измерения, ответчиком ОАО «РЖД» не представлено. Доводы ответчика о нахождении свалки частично за пределами полосы отвода железной дороги допустимыми доказательствами не подтверждены.
Ссылка представителя ответчика ОАО «РЖД» на то, что несанкционированная свалка образовалась из бытовых отходов, а не в результате эксплуатации железной дороги, бездоказательна, кроме того, данное обстоятельство не имеет правового значения для разрешения возникшего спора, поскольку ответчик ОАО "РЖД" в силу ст. ст. 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации и в соответствии с условиями договора аренды обязан не допускать загрязнения земельного участка отходами производства и потребления и должен обеспечить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения арендуемого участка.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление прокурора г.Владимира в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Обязать Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в течение 2 месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу очистить земельный участок с кадастровым номером ###, расположенный около <...>
<...> (по направлению к СНТ «Отдых») от складированных отходов.
В удовлетворении остальной части иска - отказать.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г.Владимира в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий судья Н.Б. Хижняк
Решение суда принято в окончательной форме 28.04.2018г.
Судья Н.Б. Хижняк