Решение по делу № 8Г-16801/2020 от 16.06.2020

Дело № 88-16403/2020

Уникальный идентификатор дела 75RS0001-01-2018-008420-06

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

30 июля 2020 г. г. Москва

    

Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Патронова Р.В.,

судей Захаровой С.В. и Курчевской Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании 30 июля 2020 г. гражданское дело № 2-12608/2019 по иску Свободненского транспортного прокурора Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») об обязании оборудовать в соответствии с требованиями законодательства пассажирскую платформу на станции Поздеевка Забайкальской железной дороги

по кассационному представлению Свободненского транспортного прокурора Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц на решение Мещанского районного суда города Москвы от 27 ноября 2019 г. и апелляционное определение Московского городского суда от 2 марта 2020 г., которыми в удовлетворении исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Патронова Р.В., выслушав объяснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Остарковой Т.А., поддержавшей кассационное представление,

Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Свободненский транспортный прокурор Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») о возложении на ответчика обязанности установить габариты пассажирской платформы № 1 станции Поздеевка по ширине и расстоянию от оси железнодорожного пути в соответствии с пунктом 30 Правил технической эксплуатации железных дорог РФ, утвержденных Приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. № 286, пунктом 4.2 Требований к пассажирским платформам по обеспечению безопасности граждан, утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» № 2705р от 24 декабря 2010 г., установить плакаты, указатели, предупреждающие пассажиров об особой осторожности при проходе поезда, оборудовать пандус для въезда маломобильных групп населения (инвалидов) в здание модульного типа, в котором расположен зал ожидания с улицы, в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации.

В ходе рассмотрения дела определением Мещанского районного суда города Москвы от 21 марта 2019 г. принят частичный отказ прокурора от заявленных требований в связи с добровольным выполнением ответчиком требований об установлении плакатов, указателей, предупреждающих пассажиров об особой осторожности при проходе поезда, оборудовании пандуса для въезда маломобильных групп населения (инвалидов) в здание модульного типа, в котором расположен зал ожидания с улицы. Производство в данной части было прекращено.

В обоснование заявленных требований о возложении на ответчика обязанности установить габариты пассажирской платформы № 1 станции Поздеевка в соответствии с пунктом 4.2 Требований к пассажирским платформам по обеспечению безопасности граждан указал, что Свободнинской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о правах пассажиров на объектах железнодорожного транспорта, в том числе при эксплуатации и содержании объектов транспортной инфраструктуры.

В ходе проверки установлено, что габариты пассажирской платформы не соответствуют пункту 4.2 Требований к пассажирским платформам по обеспечению безопасности граждан. Просил возложить на ответчика обязанность переоборудовать пассажирскую платформу по ширине и расстоянию от оси железнодорожного пути.

Решением Мещанского районного суда города Москвы от 27 ноября 2019 г. в удовлетворении исковых требований отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 2 марта 2020 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационном представлении Свободненского транспортного прокурора Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры ставится вопрос об отмене судебных постановлений как незаконных.

Прокурор не соглашается с выводом судебных инстанций о том, что Требования к пассажирским платформам по обеспечению безопасности граждан, утвержденные распоряжением ОАО «РЖД» № 2705р от 24 декабря 2010 г., применяются лишь при реконструкции, модернизации либо строительстве новых платформ. Полагает, что технические мероприятия – ремонт, реконструкция, модернизация, являются способом исполнения законов, а не их условием.

Указывает, что согласно статье 21 Федерального закона № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте» пассажирские платформы являются зонами повышенной опасности, в связи с чем несоответствие платформы установленным требованиям по её габаритам создаёт угрозу безопасности пассажиров. Пассажиры, находясь на платформе, из-за её ширины (1,2 м вместо установленных 1,4 м) не могут отходить от оси пути на безопасное расстояние. Кроме того, данная платформа является островной, расположена между двух железнодорожных путей.

Суды не приняли во внимание, что платформа № 1 на станции Поздеевка введена в эксплуатацию в 1952 году и непрерывно функционирует уже более 65 лет, однако ответчиком до настоящего времени не запланированы и не проведены мероприятия по ремонту платформы.

Таким образом, права пассажиров на безопасность железнодорожных путей нарушаются на момент рассмотрения дела судом.

Низкий пассажиропоток не является основанием для нарушения прав пассажиров.

На рассмотрение дела в судебное заседание суда кассационной инстанции лица, участвующие в деле, не явились. О времени и месте судебного заседания, назначенного на 30 июля 2020 г., стороны извещены надлежащим образом. При таких обстоятельствах, в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие сторон.

Выслушав объяснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Остарковой Т.А., поддержавшей кассационное представление, изучив материалы дела, представленные ответчиком возражения на кассационную жалобу, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления прокурора, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит, что имеются основания, предусмотренные законом, для удовлетворения кассационного представления и отмены решения Мещанского районного суда города Москвы от 27 ноября 2019 г. и апелляционного определения Московского городского суда от 2 марта 2020 г.

В силу статьи 379? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

При рассмотрении данного дела существенное нарушение норм материального и процессуального права допущено судами первой и апелляционной инстанций.

Как следует из материалов дела, пассажирская платформа № 1 (островная) расположена на станции Поздеевка Забайкальской железной дороги Амурской области, состоит на балансе и обслуживается Забайкальской дирекцией пассажирских обустройств ОАО «РЖД».

Данная пассажирская платформа имеет следующие габариты:

– у опоры контактной сети № 62 в сторону 1 ж/д пути расстояние от оси пути 1790 мм,

– ширина 1,20 метра.

Между тем, в силу пункта 4.2. Требований к пассажирским платформам по обеспечению безопасности граждан, введенных в действие распоряжением ОАО «РЖД» от 24 декабря 2010 г. № 2705р платформы, расположенные на линиях, по которым осуществляется движение пассажирских и грузовых поездов, должны иметь следующие нормы: 1745 мм от края платформы до оси пути.

Аналогичные габариты установлены пунктом 30 Приказа Минтранса России от 21 декабря 2010 г. № 286 «Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации».

Ширина платформы № 1 согласно технической документации должна составлять 1,40 метров.

Таким образом, габариты пассажирской платформы № 1 на станции Поздеевка Забайкальской железной дороги Амурской области не соответствует пункту 4.2. Требований к пассажирским платформам по обеспечению безопасности граждан, введенных в действие распоряжением ОАО «РЖД» от 24 декабря 2010 г. № 2705р, пункту 30 Приказа Минтранса России от 21 декабря 2010 г. № 286 «Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации», а её ширина не соответствует технической документации.

Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела, ответчиком не оспаривались.

С учетом того обстоятельства, что железнодорожные пути являются источником повышенной опасности, а ширина платформы № 1 и её расстояние от центра оси железнодорожного пути не соответствуют установленным требованиям, в связи с чем создают угрозу безопасности пассажиров и работников железной дороги, транспортный прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что платформа № 1 была построена в 1952 году, на момент постройки соответствовала технической документации и установленным требованиям, при этом Требования к пассажирским платформам по обеспечению безопасности граждан, утвержденные распоряжением ОАО «РЖД» от 24 декабря 2010 г. № 2705р, подлежат применению только при новом строительстве, реконструкции пассажирских платформ, а также при модернизации их технического оснащения.

В части несоответствия ширины платформы установленным законом требованиям суд первой инстанции сослался на пункт 7.4 Отраслевых норм технологического проектирования железнодорожных вокзалов для пассажиров дальнего следования, которым предусмотрено, что ширину пассажирских платформ следует устанавливать в зависимости от интенсивности и характера потоков пассажиров. Приняв во внимание, что станция Поздеевка Забайкальской железной дороги малодеятельная, здание железнодорожного вокзала отсутствует, высадку пассажиров производят два пассажирских поезда, а также то, что пассажиропоток составляет 4 человека в сутки, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что несоответствие габаритов пассажирской платформы установленным требованиям не является существенным и прав пассажиров на безопасное железнодорожное сообщение не нарушает.

Суда апелляционной инстанции с данными выводами суда первой инстанции согласился, отклонив доводы представления прокурора.

Вместе с тем суд кассационной инстанции находит данные выводы ошибочными и основанными на неправильном применении норм материального права.

Согласно положений статье 3 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» пассажиры, а также физические лица, имеющие намерение воспользоваться или пользующиеся услугами по перевозкам пассажиров, багажа, грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, как потребители пользуются всеми правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей.

В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) организации независимо от её организационно-правовой формы, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору, обязаны оказать услугу, качество которой соответствует договору и обязательным требованиям, предусмотренным законом в установленном порядке.

Согласно статье 7 Закона о защите прав потребителей, потребитель имеет право на то, чтобы услуга была безопасна для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причиняла вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни и здоровья потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном порядке.

Согласно пункту 3 статьи 1, пункту 2 статьи 20 Федерального закона № 17-ФЗ от 10 января 2003 г. «О железнодорожном транспорте Российской Федерации», пункту 15 Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 703 от 20 ноября 2003 г., владельцы инфраструктур, перевозчики и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции должны обеспечивать безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда.

В соответствии со статьей 80 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать, в том числе, безопасность перевозок пассажиров, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных вокзалах.

В силу пункта 16 Приказа Минтранса России от 21 декабря 2010 г. № 286 «Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации» инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (далее - инфраструктура), железнодорожные пути необщего пользования и расположенные на них сооружения, устройства, механизмы и оборудование железнодорожного транспорта должны содержаться их владельцами в исправном техническом состоянии.

Пунктом 17 данного Приказа установлено, что сооружения, устройства, механизмы, оборудование железнодорожного транспорта должны соответствовать техническим регламентам, нормам и правилам, регулирующим отдельные вопросы эксплуатации железнодорожного транспорта, требованиям безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, сохранности перевозимых грузов, охраны труда, экологической и пожарной безопасности, санитарным нормам и законодательству Российской Федерации об охране окружающей среды, а также настоящим Правилам.

Указанная норма возлагает на владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта обязанность обеспечить соответствие габаритов платформы актуальным техническим требованиям и требованиям безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. Данная норма не исключает обязанности ОАО «РЖД» по приведению габаритов железнодорожной платформы в соответствие с актуальными действующими требованиями безопасности в случае изменения норм технического регулирования.

С учетом возложенной на ОАО «РЖД» обязанности по обеспечению соответствия железнодорожных платформ требованиям действующего законодательства, принимая во внимание, что железнодорожные пути являются источником повышенной опасности, а пассажиры согласно Закону о защите прав потребителей имеют право на предоставление им безопасных услуг, выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что Требования к пассажирским платформам по обеспечению безопасности граждан, утвержденные распоряжением ОАО «РЖД» от 24 декабря 2010 г. № 2705р подлежат применению только при новом строительстве, реконструкции пассажирских платформ являются ошибочными.

Делая данный вывод, суд кассационной инстанции исходит также из следующего.

Отказ в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции основал на формальном применении распоряжения ОАО «РЖД» от 24 декабря 2010 г. № 2705р об утверждении Требований к пассажирским платформам по обеспечению безопасности граждан, сославшись, что в данных Требованиях указано на их применение только при строительстве новых железнодорожных платформ либо ремонте старых.

Вместе с тем, требования к габаритам железнодорожных платформ установлены, помимо указанных Требований, еще и пунктом 30 Приказа Минтранса России от 21 декабря 2010 г. № 286 «Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации», который имеет большую юридическую силу, нежели внутреннее локальное распоряжение ОАО «РЖД» и указаний на то, что данные требования к габаритам применяются только при новом строительстве (ремонте) платформ не содержит. Напротив, пункт 17 данного приказа возлагает на собственника железнодорожной инфраструктуры обязанность по поддержанию соответствия характеристик объектов транспортной инфраструктуры актуальным техническим нормам.

Таким образом, выводы судов о том, что несоответствие габаритов платформы № 1 у опоры контактной сети № 62 в сторону 1 ж/д пути (1790 мм) установленным требованиям (1745 мм) само по себе не предопределяет обязанность ответчика по приведению её в соответствие с нормативно- установленными стандартами, являются неправильным.

Не может согласиться суд кассационной инстанции и с выводами судов в то части, что ширина платформы (1,2 метра) соответствует технической документации, поскольку данное обстоятельство материалами дела опровергается. Согласно технической документации ширина платформы должна составлять 1,40 метра.

Не исключает обязанность ответчика по приведению ширины платформы в соответствие с установленными требованиями также и то обстоятельство, что в силу пункта 7.4 Отраслевых норм технологического проектирования железнодорожных вокзалов для пассажиров дальнего следования, ширину пассажирских платформ следует устанавливать в зависимости от интенсивности и характера потоков пассажиров.

Указав, что станция Поздеевка Забайкальской железной дороги малодеятельная, здание железнодорожного вокзала отсутствует, высадку пассажиров производят два пассажирских поезда, пассажиропоток составляет 4 человека в сутки, суд первой инстанции с учетом обозначенного пункта отраслевых норм полагал, что оснований для возложения на ответчика обязанности по увеличению ширины платформы не имеется.

Вместе с тем, суды не приняли во внимание, что применение пункта 7.4 Отраслевых норм технологического проектирования железнодорожных вокзалов допускается только в случае соответствия ширины пассажирской платформы оформленной на неё технической документации.

Между тем, исковые требования прокурора были основаны не столько на несоответствии ширины платформы актуальным нормативным требованиям, сколько на её несоответствии технической документации.

Таким образом, судами первой и апелляционной инстанций не только неверно применены нормы материального права, но и неправильно установлены обстоятельства настоящего дела.

Полагает заслуживающими внимание суд кассационной инстанции также доводы кассационного представления прокурора о том, что бездействие ответчика создаёт угрозу безопасности жизни и здоровью пассажиров.

Так, пунктом 4 Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути, утвержденных приказом Минтранса России от 8 февраля 2007 г. № 18 установлено, что с целью обеспечения безопасного нахождения граждан в зонах повышенной опасности владельцам инфраструктур разрабатываются, планируются, организуются и проводятся необходимые мероприятия, позволяющие реализовать возможность размещения объектов с учетом соблюдения условий, обеспечивающих безопасное нахождение граждан, пользующихся услугами железнодорожного транспорта.

Основные положения по технической эксплуатации железных дорог и порядок действий работников железнодорожного транспорта при их эксплуатации, основные размеры, нормы содержания важнейших сооружений, устройств и требования, предъявляемые к ним, содержатся в Правилах технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. № 286 «Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации».

Пассажирская платформа № 1 указанным требованиям безопасности не соответствует.

По смыслу приведенных норм обязанность владельца железнодорожной инфраструктуры по приведению габаритов железнодорожной платформы в соответствие с действующими техническими нормами не ставится в зависимость от категории остановочного пункта и интенсивности пассажиропотока, поскольку само по себе сохранение пассажирской платформы в прежнем виде не обеспечивает безопасность пассажиров.

Таким образом, выводы судов первой и апелляционной инстанций о возможности сохранения пассажирской платформы в прежнем состоянии являются несостоятельными.

Не соглашаясь с выводами судебных инстанций, судебная коллегия также учитывает то обстоятельство, что ответчик в ходе рассмотрения дела добровольно исполнил требования прокурора об установлении плакатов, указателей, предупреждающих пассажиров об особой осторожности при проходе поезда, оборудовании пандуса для въезда маломобильных групп населения (инвалидов) в здание модульного типа, в котором расположен зал ожидания с улицы.

Данные требования также предусмотрены Требованиями к пассажирским платформам по обеспечению безопасности граждан, утвержденными распоряжением ОАО «РЖД» от 24 декабря 2010 г. № 2705р, то есть, исходя из позиции ответчика и выводов суда, не предусматривались законом на момент постройки платформы № 1 в 1952 году, вместе с тем, вероятно исходя из критерия затратности, ответчик не стал отрицать свою обязанность и исполнил требования прокурора в добровольном порядке.

Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит, что допущенные при рассмотрении дела нарушения норм материального права являются существенными, в связи с чем решение и апелляционное определение нельзя признать законными, и по изложенным основаниям они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует исходить из предмета и основания заявленных прокурором требований, применить актуальные нормы технического регулирования, а также требования статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 379?, 379?, 390, 390? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Мещанского районного суда города Москвы от 27 ноября 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 2 марта 2020 г. отменить.

Направить гражданское дело № 2-12608/2019 по иску Свободненского транспортного прокурора Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» об обязании оборудовать в соответствии с требованиями законодательства пассажирскую платформу на станции Поздеевка Забайкальской железной дороги на новое рассмотрение в суд первой инстанции – Мещанский районный суд города Москвы.

Председательствующий

Судьи

8Г-16801/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ суда 1-й инстанции ОТМЕНЕНО с возвращением на новое рассмотрение
Другие
Свободненский транспортный Прокурор Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры
ОАО «РЖД»
Забайкальская железная дорога
Суд
Второй кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Патронов Р. В.
Дело на странице суда
2kas.sudrf.ru
30.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее