К делу № 2-1077/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 марта 2015 года г. Майкоп
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе
председательствующего – судьи Зубкова Г.А.,
при секретаре судебного заседания Бешуковой С.Б.,
с участием заявителя ФИО10,
представителей заинтересованного лица – ФИО11» - ФИО3 и ФИО4 (по доверенности),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО12 об оспаривании бездействия органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1-А. обратился в Майкопский городской суд с заявлением об оспаривании бездействии ФИО13 в предоставлении земельного участка. В обоснование заявления указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ФИО14» с заявлением для получения распоряжения об утверждении Схемы расположения земельного участка, расположенного в фонде перераспределения поля № в <адрес>, в районе дробилки, относящегося к категории земель, «земли сельскохозяйственного назначения» площадью 45 га, для последующего его предоставления ему в аренду.
В данном обращении заявитель просил предоставить необходимые документы - распоряжение об утверждении Схемы расположения земельного участка, расположенного в фонде перераспределения поля № расположенного <адрес>, в районе дробилки, относящегося к категории земель, «земли сельскохозяйственного назначения» площадью 45 га, как это установлено п.4 ст. 34 ЗК РФ.
Однако в нарушение порядка и сроков для рассмотрения обращений граждан заявитель не получил ответ на указанное обращение. Неоднократные обращения в течение тридцати дней в Комитет по земельным отношениям ФИО15» по данному вопросу результатов не дали, а заявителю было разъяснено, что необходимые документы находятся у Главы ФИО17».
Просил обязать главу Администрации муниципального
образования «<адрес>» издать распоряжение об утверждении Схемы
расположения земельного участка, расположенного в фонде
перераспределения поля № расположенного в <адрес>, в районе дробилки, относящегося к категории земель, «земли
сельскохозяйственного назначения» площадью 45 га, для последующего
заключения договора аренды данного земельного участка.
В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования, уточнив их в части определения площади спорного земельного участка, уменьшив его размер до 33 га.
Представители заинтересованного лица с заявленными требованиями не согласились, просили в их удовлетворении отказать в виду ошибочного включения в площадь предлагаемого к предоставлению земельного участка площади земельного участка размером 5, 46 га, ранее предоставленного крестьянскому хозяйству «Парпулов», а также в связи с наличием на испрашиваемом земельном участки охранной зоны газопровода.
Заинтересованное лицо ФИО7 в судебное заседание не явилась, была надлежащим образом извещена, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть нестоящее дело в ее отсутствие.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд считает требования заявителя законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Как установлено в судебном заседании, в газете «Майкопские новости», являющейся официальным печатным изданием ФИО18», ДД.ММ.ГГГГ. было опубликовано сообщение о том, что Комитет по управлению имуществом ФИО19» информирует население о возможном предоставлении в аренду из фонда перераспределения часть земельного участка № 54, относящегося к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», ориентировочной площадью 45 га, с целью сельскохозяйственного производства, расположенного в юго-восточной части станицы Ханской в районе дробилки. В этом же сообщении было указано, что заявления о предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка принимаются в течение 30 дней со дня публикации.
В судебном заседании было установлено, и данное обстоятельство не оспаривается сторонами, что в течение установленного срока на указанное извещение поступило только одно заявление – от ФИО1-А.
Из представленных материалов также усматривается, что после того как заявитель был признан единственным претендентом на предоставление указанного земельного участка он неоднократно обращался в ФИО20» по вопросу его предоставления.
Кроме того, заявителем была подготовлена схема раздела единого землепользования с выделением необходимого земельного участка и представлена в ФИО21 для ее утверждения в установленном порядке. Данное обращение также было оставлено без рассмотрения.
В ходе судебного разбирательства было установлено, что в состав земельного участка, предлагаемого к предоставлению, был включен земельный участок площадью 5, 46 га, предоставленный на основании государственного акта на право собственности на землю ФИО5
Согласно свидетельству о государственной регистрации права, выданному Управлением Росреестра по РА 15.02.2014г., собственником указанного земельного участка является ФИО7
Согласно представленной представителями заинтересованного лица схеме расположения испрашиваемого земельного участка его площадь, за вычетом земельного участка ФИО7, составляет ориентировочно 33 га.
В связи с указанным обстоятельством заявитель уточнил заявленные требования в части определения площади испрашиваемого земельного участка, уменьшив его площадь до 33 га.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 34 ЗК РФ при предоставлении гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
На основании ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
В силу ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса.
В силу ст. 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
При разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.
Таким образом, в силу приведенных норм закона, в указанном случае заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении данного земельного участка необходимых кадастровых работ, в том числе его государственного кадастрового учета, а уполномоченный орган обязан принять решение об образовании указанного земельного, в том числе путем утверждения схемы раздела земельного участка.
В соответствии с п. 3 ст. 3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Согласно ст. 435 ГК РФ офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение.
Оферта связывает направившее ее лицо с момента ее получения адресатом.
В силу ст. 438 ГК РФ акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии.
В связи с этим суд считает, что ФИО22», выступавшая в лице Комитета по управлению имуществом, посредством указанной публикации совершила оферту относительно передачи в аренду земельного участка. Данное предложение было принято заявителем посредством направления письменного заявления.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии бездействия уполномоченного органа – ФИО23», в части формирования земельного участка, указанного в извещении от ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы представителей заинтересованного лица об ошибочном включении в площадь предлагаемого к предоставлению земельного участка площади земельного участка ФИО7, суд считает несостоятельными, поскольку, как видно из публикации от ДД.ММ.ГГГГ., Комитет по управлению имуществом ФИО24», информируя население о возможном предоставлении в аренду земельного участка, указал его ориентировочную площадь – 45 га.
В соответствии со ст. 33 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Для целей, не указанных в пунктах 1 и 2.1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Тем самым, исходя из смысла приведенных норм, при формировании земельного участка для сельскохозяйственного производства площадь такого земельного участка может не соответствовать ориентировочной площади, заявленной в публикации о возможном предоставлении такого земельного участка.
В связи с этим ошибочное включение в ориентировочную площадь предлагаемого к предоставлению земельного участка площади земельного участка, находящегося в собственности третьего лица, само по себе не является основанием для отказа в предоставлении такого земельного участка, если, при этом, не нарушаются требования о предельных (максимальных и минимальных) размерах земельных участков.
Поскольку представителями заинтересованного лица не приведено доказательств того, что формирование испрашиваемого земельного участка площадью 33 га нарушает требования о предельном (минимальном или максимальном) размере для такого (предназначенного для сельскохозяйственного производства) земельного участка, то, по мнению суда, испрашиваемый земельный участок может быть сформирован в указанном размере.
При этом сам заявитель в судебном заседании выразил согласие на уменьшение площади испрашиваемого земельного участка исходя из данного обстоятельства.
Доводы представителей заинтересованных лиц о нахождении на испрашиваемом заявителем земельном участке охранных зон газораспределительных сетей, земельные участки под которыми не должны быть включены в состав земельного участка, формируемого для предоставления заявителю, суд также считает несостоятельными ввиду следующего.
Так, в соответствии с пп. е п. 3 Правил охраны газораспределительных сетей, утв. постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2000 г. N 878, под охранной зоной газораспределительной сети понимается территория с особыми условиями использования, устанавливаемая вдоль трасс газопроводов и вокруг других объектов газораспределительной сети в целях обеспечения нормальных условий ее эксплуатации и исключения возможности ее повреждения.
Согласно п. 7 Правил для газораспределительных сетей устанавливаются охранные зоны расстоянием от 2 до 10 метров.
Кроме того, пунктом 14 Правил установлены ограничения (обременения), которыми запрещается лицам, указанным в пункте 2 Правил – юридическим и физическим лицам, являющимся собственниками, владельцами или пользователями земельных участков, расположенных в пределах охранных зон газораспределительных сетей – выполнение работ и действий на указанных территориях.
Тем самым, наличие охранных зон газораспределительных сетей не является препятствием к предоставлению земельных участков, на которых они расположены, в пользование третьим лицам.
В данном случае собственники (владельцы, пользователи, арендаторы) указанных земельных участков обязаны использовать такие участки в соответствии с существующими (установленными) ограничениями по использованию этих земельных участков.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности заявленных ФИО1-А. требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 264 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░ ░░░1-░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░25» ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 54, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░.░░.░░░░. № (4759), ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 334014 ░░.░. ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 13.03.2015░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ -░░░░░░░- ░.░. ░░░░░░
░░░░░ ░░░░░: ░░░░░ ░.░.░░░░░░