Решение по делу № 8а-17788/2020 [88а-16471/2020] от 25.09.2020

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

                                                                                                         № 88А-16471/2020

г. Кемерово                                                                                 11 ноября 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Пушкаревой Н.В.,

судей Евтифеевой О.Э., Мишиной И.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи, обеспечиваемой Кызылским районным судом Республики Тыва, кассационную жалобу Тывинского регионального отделения политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России, поданную через суд первой инстанции 16 сентября 2020 года, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва от 10 сентября 2020 года

по административному делу № 2а-792/2020 по административному исковому заявлению Тывинского регионального отделения политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России к Территориальной избирательной комиссии Кызылского кожууна Республики Тыва о признании незаконным и отмене в части решения Территориальной избирательной комиссии Кызылского кожууна Республики Тыва от 22 августа 2020 года и возложении обязанности повторно рассмотреть вопрос о регистрации 6 кандидатов от ТРО ПП ЛДПР в выборах Хурала представителей Кызылского кожууна Республики Тыва 8-го созыва по одномандатным избирательным округам.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В., объяснения Яндай-оола Т.В., Маады А.Н., представляющих интересы Тывинского регионального отделения политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России, поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения Монгуш А.А., представляющего интересы Территориальной избирательной комиссии Кызылского кожууна Республики Тыва, прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Козлицкой О.С., Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,

установила:

Тывинское региональное отделение политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России (далее – ТРО ПП ЛДПР) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене в части решения Территориальной избирательной комиссии Кызылского кожууна Республики Тыва (далее - ТИК Кызылского кожууна) от 22 августа 2020 года и возложении обязанности повторно рассмотреть вопрос о регистрации 6 кандидатов от ТРО ПП ЛДПР в выборах Хурала представителей Кызылского кожууна Республики Тыва 8-го созыва по одномандатным избирательным округам.

Требования мотивированы тем, что 10 июля 2020 года было опубликовано решение о назначении выборов депутатов Хурала представителей Кызылского кожууна Республики Тыва 8 созыва. Решением ТИК Кызылского кожууна от 14 августа 2020 года был заверен список кандидатов в депутаты, выдвинутый Тывинским региональным отделением ЛДПР на указанных выборах, по списку всего 19 кандидатов.

Решением ТИК Кызылского кожууна от 22 августа 2020 года были исключены 15 кандидатов из заверенного списка кандидатов, выдвинутых Тывинским региональным отделением ЛДПР: Куулар Хуреш Альбертовича, кандидата по Цветочному одномандатному избирательному округу №11; Мортуй-оол Рады Александровны, кандидата по Степному одномандатному избирательному округу №10; Ховалыг Валерия Самбылдаевича, кандидата по Профилакторскому одномандатному избирательному округу №4; Монгуш Арсения Букууевича, кандидата по Кара-Хаакскому одномандатному избирательному округу №2; Энмекей Марата Доржуевича, кандидата по Солнечному одномандатному избирательному округу №8; Евдокимовой Людмилы Геннадьевны, кандидата по Баян-Кольскому одномандатному избирательному округу №19.

Основанием для исключения из списка явились следующие обстоятельства: в сведениях о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащему кандидату на праве собственности, о вкладах в банках ценных бумагах не указан доход, а по сведениям межрайонной налоговой инспекции доход за отчетное время имеется; нет информации об изменениях в сведениях о кандидате, ранее представленных, либо отсутствии изменений в указанных сведениях; уведомления от кандидата о том, что кандидат не будет осуществлять открытие фонда кандидата, в ТИК Кызылского кожууна не поступало, соответственно, кандидат обязан создать фонд и предоставить первый финансовый отчет. А также дополнительно у кандидата Ховалыг B.C. не предоставлено пенсионное удостоверение и имеется доход по работе <данные изъяты> за 2019 год. После получения извещения о выявленных недостатках от 19 августа 2020 года были дополнительно внесены все необходимые документы и исправлены все сведения кандидатами, которые были указаны в извещении каждого кандидата. Доводы, изложенные в оспариваемом решении, о том, что кандидаты обязаны до предоставления документов для регистрации создавать собственные избирательные фонды, несостоятельны, так как ни кандидатам, ни административному истцу разрешения об открытии специальных избирательных счетов не выдавались. Количество избирателей по избирательным округам не превышает пяти тысяч избирателей, поэтому кандидаты не обязаны представлять сведения об избирательных фондах.

Административный истец просил признать незаконным и отменить в части решение ТИК Кызылского кожууна от 22 августа 2020 года в отношении указанных выше кандидатов.

Решением Кызылского районного суда Республики Тыва от 3 сентября 2020 года административные исковые требования удовлетворены частично.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва от 10 сентября 2020 года решение Кызылского районного суда Республики Тыва от 3 сентября 2020 года отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

В кассационной жалобе административный истец просит отменить апелляционное определение, поскольку выводы о сдаче документов за пределами установленного срока ошибочны. Процедура сдачи документов административным истцом была начата в установленные сроки и была прервана, в связи с принятием незаконного решения административным ответчиком. В обоснование доводов приводит свое толкование норм материального права регулирующих спорные правоотношения.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции нарушений норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения, не допущено.

Из материалов дела следует и установлено судами, что 10 июля 2020 года было опубликовано решение о назначении выборов депутатов Хурала представителей Кызылского кожууна Республики Тыва 8 созыва.

Решением ТИК Кызылского кожууна от 14 августа 2020 года был заверен список кандидатов в депутаты, выдвинутый Тывинским региональным отделением Политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России на указанных выборах, по списку всего 19 кандидатов.

19 августа 2020 года территориальная избирательная комиссия Кызылского кожууна, на основании статьи 26 Закона Республики Тыва №781 ВХ-1 «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Тыва» направила избирательному объединению Тывинского регионального отделения Политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России извещение о выявленных недостатках в документах кандидатов в депутаты Хурала представителей 8 созыва муниципального образования Кызылского кожууна Республики Тыва, выдвинутых избирательным объединением «Тывинское региональное отделение Политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России».

Согласно извещению ТИК Кызылского кожууна установлена неполнота сведений, несоблюдение требований к оформлению документов у следующих кандидатов:

- Монгуш Арсения Букууевича, кандидата по Кара-Хаакскому одномандатному изибаретльному округу №2 - копии паспорта, трудовой книжки и диплома не заверены, нет информации об изменениях в сведениях о кандидате, ранее представленных, либо об отсутствии изменений в указанных сведениях, в сведениях о доходе не указана сумма дохода;

- Ховалыг Валерия Самбылдаевича, кандидата по Профилакторскому одномандатному избирательному округу №4 – копии паспорта и диплома не заверены, нет информации об изменениях в сведениях о кандидате, ранее представленных, либо об отсутствии изменений в указанных сведениях, в сведениях о доходе не указана сумма дохода;

- Энмекей Марата Доржуевича, кандидата по Солнечному одномандатному избирательному округу №8 – копии паспорта, трудовой книжки и диплома не заверены, нет информации об изменениях в сведениях о кандидате, ранее представленных, либо об отсутствии изменений в указанных сведениях;

- Мортуй-оол Рады Александровны, кандидата по Степному одномандатному избирательному округу №10 – в заявлении о согласии баллотироваться не имеется подписи кандидата, копии паспорта, трудовой книжки и диплома не заверены, нет информации об изменениях в сведениях о кандидате, ранее представленных, либо об отсутствии изменений в указанных сведениях, нет сведений о доходе;

- Куулар Хуреша Альбертовича, кандидата по Цветочному одномандатному избирательному округу №11 – копии паспорта, трудовой книжки и диплома не заверены, нет информации об изменениях в сведениях о кандидате, ранее представленных, либо об отсутствии изменений в указанных сведениях, нет сведений о доходе;

- Евдокимовой Людмилы Геннадьевны, кандидата по Баян-Кольскому одномандатному избирательному округу №19 – копия паспорта не заверена, нет информации об изменениях в сведениях о кандидате, ранее представленных, либо об отсутствии изменений в указанных сведениях; в сведениях о доходе и об имуществе несоблюдение к требованию оформления документов, два разных документа;

срок внесения уточнений в предоставленные документы установлен ТИК Кызылского кожууна до 17 часов 00 минут 21 августа 2020 года.

22 августа 2020 года территориальной избирательной комиссией Кызылского кожууна, на основании пункта 26 статьи 38 Федерального Закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и части 7 статьи 26 Закона Республики Тыва № 781 ВХ-1 «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Тыва», принято решение «Об исключении пятнадцати кандидатов из заверенного списка кандидатов в депутаты Хурала представителей Кызылского кожууна Республики Тыва 8 созыва выдвинутых Тывинским региональным отделением Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России», в том числе приведённых выше.

Удовлетворяя требования административного истца и признавая оспариваемое решение ТИК Кызылского кожууна в части незаконным, суд первой инстанции пришел к выводу, что в силу пункта 1 статьи 58 Федерального закона № 67-ФЗ создание кандидатом избирательного фонда необязательно при условии, что число избирателей в избирательном округе не превышает пяти тысяч и финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится, количество избирателей по одномандатным избирательным округам кандидатов Мортуй-оол Р.А., Ховалыг B.C., Монгуш А.Б., Энмекей М.Д. и Евдокимовой Л.Г. менее 5000, указанные кандидаты уведомили ТИК Кызылского кожууна о том, что они не будут финансировать свою избирательную компанию путем дописки в своих заявлениях о согласии баллотироваться.

С выводами суда первой инстанции в части удовлетворения заявленных требований не согласился суд апелляционной инстанции, указав, что поскольку кандидатами Мортуй-оол Р.А., Ховалыг B.C., Монгуш А.Б., Энмекей М.Д., Евдокимовой Л.Г. и Куулар Х.А. в ТИК Кызылского кожууна представлен не весь перечень документов, требуемый законодательством для выдвижения, в установленные законом сроки, на момент предоставления 20 и 21 августа 2020 года истекли установленные законом сроки предоставления кандидатом документов для выдвижения и регистрации, а также устранения недостатков в этих документах, оспариваемое решение ТИК Кызылского кожууна является законным.

Оснований не согласиться с обоснованностью и правомерностью указанных выводов суда апелляционной инстанции не имеется. Все выводы, приведенные в апелляционном определении суда, мотивированы, основаны на обстоятельствах, установленных судами по результатам надлежащей правовой оценки представленных доказательств, и не противоречат нормам закона, регулирующим спорные правоотношения.

Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ).

Согласно пункту 26 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ основаниями исключения кандидата из заверенного списка кандидатов являются:

отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, включенного в список кандидатов (подпункт «ж»);

наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, оформленных в отношении кандидата с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (подпункт «з»).

В силу пункта 9 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ установленный законом период, включающий в себя выдвижение кандидатов, списков кандидатов, а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов либо иные формы поддержки выдвижения при выборах в органы местного самоуправления - не менее 20 дней.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Закона Республики Тыва № 781 ВХ-1 для регистрации кандидата, списка кандидатов кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, в течение 20 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов, не позднее 18 часов последнего дня, представляют в муниципальную (территориальную) комиссию следующие избирательные документы в том числе информацию об изменениях в сведениях о кандидате, о списке кандидатов, ранее представленных в соответствии с частью 2 статьи 19 настоящего Закона, либо об отсутствии изменений в указанных сведениях.

Как следует из материалов дела, решение ТИК Кызылского кожууна Республики Тыва от 4 июля 2020 года «О назначении выборов депутатов Хурала представителей Кызылского кожууна Республики Тыва 8-го созыва» опубликовано 10 июля 2020 года, период, включающий в себя выдвижение кандидатов, истекал 29 июля 2020 года.

Информация об изменениях в сведениях о кандидате, о списке кандидатов, ранее представленных, либо об отсутствии изменений в указанных сведениях представлена кандидатами Мортуй-оол Р.А. 20 августа 2020 года, Ховалыг B.C. – 20 августа 2020 года, Монгуш А.Б. – 20 августа 2020 года, Энмекей М.Д. – 20 августа 2020 года и Евдокимовой Л.Г. – 21 августа 2020 года, то есть после установленного законом срока.

Исходя из представленных материалов дела, Судебная коллегия полагает, что суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводам о том, что на момент предоставления документов истекли установленные законом сроки предоставления кандидатом документов для выдвижения и регистрации, а также устранения недостатков в этих документах.

Судебная коллегия полагает, что суд апелляционной инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, полно и всесторонне исследовал установленные по делу обстоятельства, дав им надлежащую оценку, и правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.

Изложенные в кассационной жалобе доводы правовых оснований к отмене апелляционного определения не содержат, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции, и выражению несогласия с произведённой оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.

Довод заявителя относительно обстоятельств обжалования в судебном порядке решения административного ответчика от 29 июля 2020 года и последующего исполнения решения суда в части возложенной обязанности повторного рассмотрения вопроса о заверении списка кандидатов не свидетельствует о возможности продления сроков, установленных пунктом 9 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ.

Содержание жалобы, по сути, направлено на переоценку представленных доказательств и установление иных обстоятельств по делу. Однако полномочиями по переоценке доказательств и разрешению вопросов факта Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не наделена.

Оснований для отмены апелляционного определения по доводам, изложенным в кассационной жалобе, Судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва от 10 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Мотивированное кассационное определение изготовлено 20 ноября 2020 года.

Председательствующий

Судьи

8а-17788/2020 [88а-16471/2020]

Категория:
Гражданские
Истцы
Тывинское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России
Кызылская межрайонная прокуратура
Ответчики
Территориальная избирательная комиссия Кызылского кожууна Республики Тыва
Другие
Избирательная комиссия Республики Тыва
Энмекей Марат Доржуевич
Мортуй-оол Рада Александровна
Куулар Хуреш Альбертович
Евдокимова Людмила Геннадьевна
Монгуш Арсений Букууевич
Ховалыг Валерий Самбылдаевич
Суд
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Пушкарева Н.В.- Судья АДМ
Дело на сайте суда
8kas.sudrf.ru
11.11.2020Судебное заседание
11.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее