Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Псков 25 января 2021 года
Псковский районный суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Хатулевой Е.И.,
при секретаре Вахтеровой Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Псковского природоохранного межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения «Тямшанская волость» Псковского района Псковской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по обустройству контейнерных площадок накопления твердых коммунальных отходов,
У С Т А Н О В И Л:
Псковский природоохранный межрайонный прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Администрации сельского поселения «Тямшанская волость» Псковского района Псковской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по обустройству контейнерных площадок накопления твердых коммунальных отходов, расположенных по адресам: <адрес>; обязании в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения, а именно, оборудовать на территории сельского поселения «Тямшанская волость» контейнерные площадки накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.7.3550-19 и СанПиН 2.1.2.2645-10.
В обоснование административного иска указано, что в ходе проведенной Псковской природоохранной межрайонной прокуратурой проверки исполнения требований законодательства об отходах производства и потребления Администрацией сельского поселения «Тямшанская волость», было установлено, что на территории Тямшанской волости Псковского района предусмотрены места накопления отходов № №, расположенные по адресам: д. <адрес> Между тем, указанные места накопления твердых коммунальных отходов не соответствуют санитарно-эпидемиологического законодательства, в связи с отсутствием водонепроницаемого покрытия и ограждения.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО5. уточнила исковые требования и просила признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения «Тямшанская волость», выразившееся в непринятии мер по обустройству контейнерных площадок накопления твердых коммунальных отходов, расположенных по адресам: <адрес>; обязать в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения, а именно, оборудовать на территории сельского поселения «Тямшанская волость» контейнерные площадки накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2.2645-10.
Представитель административного ответчика – Администрации сельского поселения «Тямшанская волость» в судебное заседание не явился. Глава сельского поселения ФИО6. предоставил в суд заявление о признании административного иска, указав, что обязуется в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения, просит рассмотреть административное дело без представителя волости.
Представитель заинтересованного лица – Администрации Псковского района, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ и ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 07.04.2020) установлено, что охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия является одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами.
В силу п. 18 ч. 1, ч. 3 ст. 14 ФЗ Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи.
Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Пунктом 2 статьи 1 Закона Псковской области от 10.12.2014 № 1464-ОЗ "О закреплении за сельскими поселениями Псковской области вопросов местного значения городских поселений" за сельскими поселениями Псковской области закреплено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Как установлено пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В силу ч.1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52–ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 13.07.2020) отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 № 64 установлено, что для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
В нарушение вышеназванных правовых норм, в ходе проведенной Псковской природоохранной межрайонной прокуратурой проверки соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления на территории сельского поселения «Тямшанская волость», было установлено, что места накопления твердых коммунальных отходов №, расположенные по адресам: <адрес>, не соответствуют требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства в связи с отсутствием водонепроницаемого покрытия и ограждения (л.д. 10,14-15, 16-17, 18).
Судом установлено нарушение административным ответчиком требований природоохранного законодательства, соответственно, прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия.
В связи с изложенным, административные исковые требования подлежат удовлетворению.
При принятии решения, обязывающего административного ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных средств, если данные действия могут быть совершены только административным ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого это решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание позицию административного истца, финансовые возможности административного ответчика, иные обстоятельства, суд полагает необходимым установить срок, в течение которого ответчик должен устранить допущенные нарушения требований законодательства об отходах производства и потребления - в течение двенадцати месяцев со дня вступления данного решения в законную силу.
В соответствии с подп. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), в связи, с чем государственная пошлина с административного ответчика взысканию не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Псковского природоохранного межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения «Тямшанская волость» Псковского района Псковской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по обустройству контейнерных площадок накопления твердых коммунальных отходов, расположенных по адресам: <адрес> - удовлетворить.
Признать бездействие Администрации сельского поселения «Тямшанская волость» Псковского района Псковской области, выразившееся в непринятии мер по обустройству контейнерных площадок накопления твердых коммунальных отходов, расположенных по адресу: <адрес> - незаконным.
Обязать Администрацию сельского поселения «Тямшанская волость» Псковского района Псковской области в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав неопределенного круга лиц путем оборудования на территории сельского поселения «Тямшанская волость» Псковского района Псковской области контейнерных площадок накопления твердых коммунальных отходов, расположенных по адресам: <адрес>, в соответствии с требованиями СанПин 2.1.2.2645-10.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Псковский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
КОПИЯ ВЕРНА.
Судья: Е.И. Хатулева
Мотивированное решение изготовлено 29 января 2021 года.