№2-1704/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ухтинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Саенко О.Л.,
при секретаре Лепёшкиной Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ухте 27 сентября 2017 года гражданское дело по исковому заявлению Федюшина А.В. к ФКЛПУБ-18 УФСИН России по Республике Коми, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Федюшин А.В. обратился с иском к ФКЛПУБ-18 УФСИН России по Республике Коми, Министерству финансов РФ о взыскании компенсации морального вреда, указав в обоснование требований на то, что в период нахождения в исправительном учреждении сотрудниками ФКЛПУБ-18 необоснованно была возвращена поступившая на его имя посылка (EMS отправление) весом 26,6 кг., что причинило ему моральные и нравственные страдания.
Истец в судебном заседании не присутствовал, извещен надлежащим образом по месту отбывания наказания.
Представители ответчиков просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что Федюшин А.В., осужденный по приговору суда к пожизненному лишению свободы отбывает наказание в (исправительная колония особого режима).
С 12.10.2015г. по 05.12.2015г. Федюшин А.В. находился на лечении в ФКЛПУБ-18 УФСИН России по РК.
19.11.2015г. из г.Кургана в ФКЛПУБ-18 УФСИН России по РК на имя Федюшина А.В. поступило EMS-отправление, весом 26,60 кг.
Указанное отправление было возвращено отправителю, о чем в реестре на получение посылок и ценных бандеролей от 19.11.2015г. №.... ФКЛПУБ-18 сделана отметка с указанием причины возврата «не положена по режиму содержания».
Федюшин А.В. указывает, что действия сотрудников исправительного учреждения по возврату почтового отправления причинили ему моральные и нравственные страдания, которые подлежат компенсации.
В силу части 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Исходя из положений статей 90 и 91 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденным к лишению свободы гарантируется право на получение писем, почтовых карточек и телеграмм без ограничения их количества; посылок, передач и бандеролей в количестве, определяемом в зависимости от вида исправительного учреждения и условий отбывания наказания. Без ограничения количества указанные почтовые отправления получают только женщины и лица, содержащиеся в воспитательных колониях.
Согласно пункту «в» части 3 статьи 125 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденным, отбывающим наказание в строгих условиях, разрешается получать одну посылку или передачу и одну бандероль в течение года.
Максимальный вес одной посылки или бандероли определяется почтовыми правилами (ч.1 ст.90 УИК РФ).
В соответствии с 92 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденным Приказом Министерства Юстиции РФ от 03.11.2005 №205, действовавший в указанный истцом период, посылки, передачи и бандероли осужденные могут получать сразу же по прибытии в исправительное учреждение. При их поступлении в адрес лиц, не имеющих на то права, а также освобожденных либо умерших, возвращаются отправителям наложенным платежом с указанием причин возврата. Посылки и бандероли, адресованные осужденным, переведенным в другие исправительные учреждения, пересылаются по месту их нового содержания за счет исправительного учреждения.
Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 №234, установлено, что бандероль – это почтовое отправление с печатными изданиями, рукописями, деловыми бумагами, фотографиями.
Посылкой является почтовое отправление с товарным вложением.
EMS-отправления также отнесены к числу почтовых отправлений.
В соответствии с п.9.2 Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, утвержденного Приказом ФГУП "Почта России" от 17 мая 2012 года N 114-п, отправление EMS - это почтовое отправление с вложенными в него документами, печатными изданиями и товарами.
Таким образом, оно отвечает признакам посылки и бандероли, предусмотренным тем же нормативным актом, а также п.11 Правил оказания услуг почтовой связи.
Указанные почтовые отправления подпадают под ограничения, предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством.
Согласно п.11.2 приказа ФГУП «Почта России» от 17.02.2012г. 114-п максимальный вес стандартной посылки составляет 10 кг.
Из квитанции .... (л.д.4) следует, что в поступившем на имя Федюшина А.В. «EMS-отправлении» находились продукты, весом 26,60 кг.
Следовательно, данное отправление, исходя из характера вложения, являлось посылкой.
Учитывая, что его вес превысил определенный Почтовыми правилами допустимый вес посылки (10 кг.), действия администрации исправительного учреждения по возврату почтового отправления отправителю являлись правомерными.
В соответствии со ст.1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Статьей 151 Гражданского кодекса РФ предусмотрена возможность возложения на нарушителя обязанности денежной компенсации морального вреда в случаях причинения гражданину морального вреда действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. В иных случаях компенсация морального вреда может иметь место при наличии указания об этом в законе.
К нематериальным благам согласно ст.150 Гражданского кодекса РФ относятся жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Из системного толкования приведенных выше положений закона следует, что обязанность по возмещению гражданину морального вреда влекут не любые противоправные действия причинителя вреда, а только те, которые нарушают личные неимущественные права гражданина или принадлежащие ему нематериальные блага.
Между тем, в ходе рассмотрения дела судом не установлено неправомерных действий сотрудников ФКУЛПУБ-18 УФСИН России по Республике Коми, а также нарушений каких-либо нематериальных благ истца, подлежащих восстановлению путем их компенсации в денежном выражении. Доказательств наступления каких-либо неблагоприятных последствий в результате возврата почтового отправления истцом не представлено.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований истца не имеется.
Кроме того, суд считает обоснованными доводы представителя ответчика (Управления Федерального казначейства по Республике Коми) о пропуске истцом срока для обращения в суд, что является самостоятельным основанием для отказа в иске.
В рассматриваемом случае требования Федюшина А.В. о компенсации морального вреда вытекает из требований об оспаривании действий государственных органов, соответственно на него распространяется трехмесячный срок на обращение в суд (ст.219 КАС РФ, ранее ст.256 ГПК РФ).
Данная позиция отражена в п.7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 года №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», в силу которого, в случае, когда требование о компенсации морального вреда вытекает из нарушения имущественных или иных прав, для защиты которых законом установлена исковая давность или срок обращения в суд, на такое требование распространяются сроки исковой давности или обращения в суд, установленные законом для защиты прав, нарушение которых повлекло причинение морального вреда.
Согласно ст.256 Гражданского процессуального кодекса РФ (действовавшей до 15.09.2015г.) гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Аналогичная норма содержится в ст.219 Кодекса административного судопроизводства РФ, введенного в действие с 15.09.2015г.
Как следует из материалов дела, оспариваемые Федюшиным А.В. действия ФКЛПУБ-18 УФСИН России по РК по невручению EMS-отправления (посылки) имели место 19.11.2015г.
В суд Федюшин А.В. обратился 26.04.2017г., то есть с пропуском установленного трехмесячного срока.
Доказательств уважительности причин пропуска срока для защиты нарушенного права суду не представлено.
Одной из целей института исковой давности является обеспечение своевременной защиты прав и законных интересов субъектов гражданских правоотношений, поскольку отсутствие разумных временных ограничений для принудительной защиты нарушенных гражданских прав приводило бы к ущемлению охраняемых законом прав и интересов ответчиков и третьих лиц, которые не всегда могли бы заранее учесть необходимость собирания и сохранения значимых для рассмотрения дела сведений и фактов.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении требований Федюшина А.В. о взыскании компенсации морального вреда следует отказать и по причине пропуска срока обращения в суд.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Отказать Федюшину А.В. в удовлетворении административного иска ФКЛПУБ-18 УФСИН России по Республике Коми, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд в течение месяца со дня составления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 03.10.2017г.
Председательствующий О.Л. Саенко