Решение по делу № 2-8836/2024 от 15.08.2024

14RS0035-01-2023-004264-55

Дело № 2-8836/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Якутск                                                                                  24 сентября 2024 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Марковой Л.И., при секретаре Уаровой М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петровой Валентины Максимовны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) о признании незаконным отказа в назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка, о признании права на получение данной выплат, взыскании судебных расходов,

установил:

Истец обратилась с настоящим иском к ответчику. В обоснование своих требований указывает, что 27.09.2022 у Петровой В.М. родился первый ребенок, что подтверждается свидетельством о рождении III___. 26.01.2023 Петрова В.М. подала в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) заявление № 0001.001519/2023-0001826 о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка, приложив необходимые документы, в том числе справку №2-бух от 10.01.2023 о сумме удержанных с ФИО12 (супруга истца) алиментов. 08.02.2023 Петрова В.М. получила уведомление об отказе в назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка в связи с превышением размера среднедушевого дохода семьи над 2-х кратной величиной прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в субъекте Российской Федерации. На дополнительное обращение Петровой В.М. вновь поступил отказ с расчетом дохода семьи. Вместе с тем, при проведении данного расчета ответчиком не учтено наличие алиментных расходов, при учете которых среднедушевой доход семьи Петровых на одного члена в период с 01.12.2021 по 30.11.2022 составляет 42 442,44 рублей, что меньше 2-х кратной величины прожиточного минимума в среднем для трудоспособного населения по 2 зоне (кроме северной). Полагает, что данный отказ Петровой В.М. в назначении выплаты в связи с рождением первого ребенка по указанному в отказе основанию является незаконным. Несмотря на то, что пункт 3 Перечня видов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной помощи, утратил силу с 01.01.2023 года, Петрова В.М. имеет право на меру социальной поддержки в виде ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка со дня рождения ребенка, то есть с 27.09.2022. Просила признать отказ Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) от 08.02.2023 в назначении Петровой В.М. ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка незаконным; признать за Петровой В.М. право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка с момента его рождения; взыскать судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 30 000 рублей, расходы на проезд расходы на оформление нотариальной доверенности в размере 3 500 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 600 рублей, а также с учетом уточнений принятых судом, просила взыскать, в том числе судебные расходы на представителя в размере 80 000 рублей, расходы, связанные с проездом представителя для участия в Верховном Суде Российской Федерации в размере 59 169 рублей.

Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 25 апреля 2023 года в удовлетворении Петровой Валентины Максимовны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) о признании незаконным отказа в назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка, о признании права на получение данной выплат, взыскании судебных расходов, отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 19 июня 2023 года решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 25 апреля 2023 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 14 сентября 2023 года решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 25 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 19 июня 2023 года оставлено без изменения, кассационная жалоба Петровой Валентины Максимовны – без удовлетворения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 22 июля 2024 года решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 25 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 19 июня 2023 года отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В судебном заседании представитель истца Бердюгин С.В., действующий на основании доверенности, исковые требования с учетом принятых судом уточнений, поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика Васильева А.Н. просила отказать в удовлетворении требований в части возмещения судебных расходов по доводам, указанным в возражении.

Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих по делу, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.

Из материалов дела следует, что 27.09.2022 у Петровой В.М. родился первый ребенок, что подтверждается свидетельством о рождении ___.

Супруг истца ФИО9 имеет дочь, ____ года рождения, которая проживает отдельно, и на которую ФИО10 выплачивает алименты на основании решения мирового судьи по судебному участку № 30 Томпонского района Республики Саха (Якутия) от 20 апреля 2016 года в размере 1/4 всех видов дохода.

Алименты удерживаются из заработной платы ФИО11. по месту работы, что подтверждается справкой работодателя.

26 января 2023 г. Петрова В.М. обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) с заявлением о назначении ей ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка на основании Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей".

Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) от 8 февраля 2023 г. Петровой В.М. отказано в назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка по причине превышения размера среднедушевого дохода семьи Петровой В.М. 2-кратной величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в Республике Саха (Якутия). При расчете среднедушевого дохода семьи Петровой В.М. из дохода ее семьи не была исключена сумма уплаченных супругом Петровой В.М. - ФИО13 алиментов на содержание его ребенка от предыдущего брака.

В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, назначаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (пункт 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации).

Материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации).

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации).

В силу абзаца второго статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (далее - Федеральный закон "О государственной социальной помощи").

Статьей 3 Федерального закона "О государственной социальной помощи" определены цели оказания государственной социальной помощи, в их числе поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации (абзац второй статьи 3 Федерального закона "О государственной социальной помощи"; данная норма приведена в редакции, действовавшей на дату подачи Петровой В.М. заявления о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка - 26 января 2023 г.)

Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 12 Федерального закона "О государственной социальной помощи" оказание государственной социальной помощи осуществляется, в частности, в виде денежных выплат (социальных пособий, субсидий и других выплат).

В числе таких выплат - ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, основания и порядок назначения и осуществления которой установлены Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" (далее - Федеральный закон "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей").

Право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации (часть 1 статьи 1 Федерального закона "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей").

Право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен) в период с 1 января 2018 г. до 1 января 2023 г., является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (часть 2 статьи 1 Федерального закона "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей").

Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 декабря 2022 г. N 798 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения по основным социально-демографическим группам населения Республики Саха (Якутия) на 2023 год" установлена величина прожиточного минимума - 23 187 руб. для трудоспособного населения по второй зоне Республики Саха (Якутия), к которой относится г. Якутск, где проживает истец Петрова В.М. Соответственно 2-кратная величина прожиточного минимума трудоспособного населения по второй зоне Республики Саха (Якутия) в 2023 году составляла 46 374 руб.

Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка осуществляется в размере прожиточного минимума для детей, установленном в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (часть 5 статьи 1 Федерального закона "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей").

Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка осуществляется со дня рождения ребенка, если обращение за ее назначением последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка. В остальных случаях указанная выплата осуществляется с месяца обращения за ее назначением (часть 2 статьи 2 Федерального закона "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей").

Статьей 4 Федерального закона "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" определены виды доходов семьи в денежной форме, которые учитываются при расчете их среднедушевого дохода для назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка. В числе таких доходов вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера; пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации; денежное довольствие (денежное содержание) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение федеральной государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью.

Согласно положениям части 2 статьи 4 Федерального закона "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" при расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой в связи с чрезвычайными обстоятельствами, а также суммы ежемесячных выплат, осуществленных в соответствии с этим федеральным законом.

Среднедушевой доход семьи при назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка рассчитывается исходя из суммы доходов членов семьи за 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев) путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи. Отсчет указанного двенадцатимесячного периода начинается за один месяц до даты подачи заявления о назначении такой ежемесячной выплаты (часть 8 статьи 4 Федерального закона "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей").

Частью 6 статьи 1 Федерального закона "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" установлено, что порядок осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, порядок обращения за назначением указанной выплаты, а также перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для ее назначения, и типовая форма заявления о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.

На дату подачи Петровой В.М. заявления о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка - 26 января 2023 г. действовал Порядок осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка и обращения за назначением указанных выплат, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2017 г. N 889н, в пункте 21 которого указано, что расчет среднедушевого дохода семьи производится органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия в сфере социальной защиты населения, или территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в порядке, установленном статьей 4 Федерального закона "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей".

В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" порядок исчисления среднедушевого дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) устанавливается федеральным законом.

Статьей 5 Федерального закона от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" предусмотрено, что при расчете среднедушевого дохода семьи учитывается сумма доходов каждого члена семьи, полученных как в денежной, так и в натуральной форме (часть первая названной статьи; данная норма приведена в редакции, действовавшей на дату подачи Петровой В.М. заявления о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка - 26 января 2023 г.).

Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть третья статьи 5 Федерального закона от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи").

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 512 утвержден Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи (далее также - Перечень).

В названном Перечне (в редакции, действовавшей до 1 января 2023 г.) в числе других доходов семьи или одиноко проживающего гражданина, - алименты, получаемые членами семьи (абзац девятый подпункта "ж" пункта 1 Перечня).

В пункте 3 Перечня было указано, что из дохода семьи или одиноко проживающего гражданина исключается сумма уплаченных алиментов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2022 г. N 2522 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2022 г. N 1933 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", вступившим в силу с 1 января 2023 г., пункт 3 Перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 512, признан утратившим силу.

В Перечне в редакции, действовавшей на дату подачи Петровой В.М. заявления о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка - 26 января 2023 г., в числе доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, названы алименты, получаемые членами семьи (абзац девятый подпункта "ж" пункта 1 Перечня).

Из приведенных нормативных положений следует, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, особая забота со стороны государства направлена на принятие мер по поддержке материального благополучия семей с детьми. Предоставление некоторых видов государственной социальной поддержки семьям, имеющим детей, обусловлено тем, что их среднедушевой доход ниже определенной величины прожиточного минимума в соответствующем субъекте Российской Федерации, и направлено на поддержание уровня жизни этих семей.

Одной из таких мер социальной поддержки является ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, основания и порядок выплаты которой урегулированы Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей". Право на получение названной ежемесячной выплаты возникает в случае, если первый ребенок рожден (усыновлен) в период с 1 января 2018 года до 1 января 2023 г., и среднедушевой доход семьи не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации. Для расчета среднедушевого дохода семьи учитываются определенные виды доходов, полученные членами семьи в денежной форме за 12 календарных месяцев. Среди таких доходов - заработная плата, пенсии, пособии, денежное довольствие военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и других правоохранительных органов.

В Перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 512, в числе доходов семьи указана сумма полученных алиментов.

Таким образом, при расчете среднедушевого дохода семьи учету подлежат только те денежные средства, которые получены членами семьи в качестве определенного законом вида дохода.

    При таких обстоятельствах, сумма алиментов, удержанная из заработной платы супруга истца на содержание ребенка от предыдущего брака, подлежит исключению из дохода семьи при расчете среднедушевого дохода, так как не получена членами семьи истца. Размер среднедушевого дохода ее семьи, определенный без учета уплаченных ее супругом Петровым И.М. алиментов на содержание его ребенка от предыдущего брака, составляет ___ руб. и не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума для трудоспособного населения по второй зоне Республики Саха (Якутия) - 46 374 руб. Следовательно, решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) об отказе в назначении Петровой В.М. ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка не может быть признано законным.

    В силу части 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

    Согласно статье 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд; расходы на оплату услуг представителей.

    Согласно части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

    Разрешая вопрос о взыскании судебных расходов на услуги представителя, и определяя их размер, суд исходит из следующего.

    Порядок определения размера подлежащих возмещению расходов на оплату услуг представителя: сначала определяется разумность размера названных расходов (статья 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), далее, в случае, если заявлены имущественные требования, применяется правило о взыскании расходов пропорционально удовлетворенным требованиям (пункт 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года №1).

    Учитывая, что оснований для применения принципа пропорционального распределения судебных расходов на оплату услуг представителя в данном случае не имеется, поскольку иск Петровой В.М. удовлетворен, следовательно, сумма, заявленная к взысканию за оплату услуг представителя Бердюгина С.В. за участие в судах первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций в размере 110 000 рублей, оценивается с точки зрения принципа разумности.

    В силу положений пункта 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.

    Согласно пункту 2.2 минимальных ставок Адвокатской палаты Республики Саха (Якутия), утвержденных решением Совета адвокатской палаты Республики Саха (Якутия) от 29 октября 2021 года (далее Решение Совета адвокатской палаты Республики Саха (Якутия)), участие в качестве представителя доверителя в гражданском судопроизводстве в судах общей юрисдикции оплачивается в размере от 25 000 рублей (в том числе -подготовка иска, возражения на иск, предъявление встречного иска и т.п.), при выполнении поручения свыше 5-ти судодней производится    дополнительная оплата в размере не менее 3 500 рублей за    каждый последующий день судебного заседания (в случае отложения рассмотрения дела судом по инициативе адвоката дополнительная оплата не взимается).

    Согласно пункту 2.3 Решения Совета адвокатской палаты Республики Саха (Якутия) участие в качестве представителя в судах апелляционной и кассационной инстанции не менее 50 процентов от суммы, оплаченной за участие в суде первой инстанции.

    Согласно пункту 2.6 Решения Совета адвокатской палаты Республики Саха (Якутия) участие в качестве представителя в суде надзорной инстанции – не менее 30 000 рублей.

    В материалах дела имеется договор на оказание юридических услуг № 02-03/23 от 21 марта 2023 года, заключенный между Петровой В.М. и ИП Бердюгиным С.В. предметом которого являлось подготовка искового заявления, участие в суде первой и апелляционной инстанции о признании незаконным отказа Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) в выплате ежемесячного пособия в связи с рождением первого ребенка, согласно которому заказчик оплатила денежное вознаграждение в размере 30 000 рублей, что подтверждается распиской о получении денежного вознаграждения.

    Договором оказания юридических услуг №08-07/23 от 1 июля 2023 года, заключенного между Петровой В.М. и ИП Бердюгиным С.В. предметом которого являлось подготовка кассационной жалобы.

    Договором оказания юридических услуг №14-08/24 от 1 августа 2024 года, заключенного между Петровой В.М. и ИП Бердюгиным С.В. предметом которого являлось участие в суде первой и второй инстанции по исковому требованию о признании незаконным отказа Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) в выплате ежемесячного пособия в связи с рождением первого ребенка.

    Оплата подтверждается представленными квитанциями к приходному кассовому ордеру от 1 июля 2023 года и 1 августа 2024 года в сумме 40 000 рублей каждая.

    Согласно открытым данным единого реестра регистрации индивидуальных предпринимателей Бердюгин С.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, присвоен основной регистрационный номер 322140000028763, основной вид деятельности – деятельность в области права.

    Разрешая заявленные требования о взыскании судебных расходов, суд, исходя из приведённого объёма оказанных представителем Бердюгиным С.В. услуг по настоящему делу в рамках договора на оказание юридических услуг, сложности дела, времени затраченного на участие в судах первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанциях (не менее 5 судебных заседаний), а также с учётом сложившейся в регионе расценки на юридические услуги по аналогичным спорам, исходя из минимальных ставок вознаграждения за юридическую помощь, оказываемую адвокатами Адвокатской палаты Республики Саха (Якутия), приходит к выводу о том, что взысканию подлежит сумма в размере 110 000 рублей, которая соответствует принципу разумности.

    Суд полагает, что за участие в рассмотрении данного дела сумма в размере 110 000 рублей соответствует принципу разумности и соответствует расходам на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги.

    В части взыскания понесенных расходов на оформление нотариальной доверенности в размере 3 500 рублей.

    Согласно абзаца 3 пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 г. № 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", расходы на оформление доверенности представителя могут быть признаны судебными издержками, если такая доверенность выдана для участия представителя в конкретном деле или конкретном судебном заседании по делу.

    Из представленной в материалы дела нотариально заверенной доверенности от 24 марта 2023 года ., сроком действия на один года, выданной истцом на представление ее интересов доверенным лицом Бердюгиным С.В., следует, что данная доверенность выдана на представление интересов истца по вопросам, связанным с получением ежемесячного пособия в связи с рождением ребенка, в связи с чем, имеются основания для взыскания судебных расходов за оформление нотариальной доверенности, поскольку полномочия представителя истца определены для участия представителя в конкретном деле

    Также истцом понесены расходы на оплату билетов на самолет для участия представителя в Верховном Суде Российской Федерации, что подтверждается представленными посадочными талонами

    Как разъяснено в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" транспортные расходы и расходы на проживание представителя стороны возмещаются другой стороной спора в разумных пределах исходя из цен, которые обычно устанавливаются за транспортные услуги, а также цен на услуги, связанные с обеспечением проживания, в месте (регионе), в котором они фактически оказаны (статьи 94, 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

    20 июня 2024 года для реализации своего права на участие представителя в судебном заседании в Верховном Суде Российской Федерации, приобретены авиабилеты на рейс S7 по маршруту Якутск – Москва. Билеты оформлены по тарифу "Эконом Стандарт". Стоимость билетов по заказу MTTNS8J8 с кодом бронирования MJFKA8 с сервисным сбором составила 30 597 рублей, что следует из маршрутной квитанции и подтверждения оплаты заказа.

    20 июня 2024 года приобретены билеты на рейс S7 по маршруту Москва – Якутск. Билеты оформлены по тарифу "Эконом Стандарт". Стоимость билетов по заказу MXHCWND с кодом бронирования MJFKC4 составила с сервисным сбором 28 572 рубля, что следует из маршрутной квитанции и подтверждения оплаты заказа.

    Таким образом, при разрешении вопроса о взыскании судебных расходов в виде транспортных, суд учитывает, что их размер не превышает разумных пределов, и они связаны с датами судебного заседания.

    Согласно статье 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. По настоящему иску расходы истца по уплате госпошлины составили 600 рублей, указанная сумма также подлежит взысканию с ответчика.

    При таких обстоятельствах, исковое заявление Петровой Валентины Максимовны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования о признании незаконным отказа в назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка, о признании права на получение данной выплат, взыскании судебных расходов, подлежит удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковое заявление Петровой Валентины Максимовны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) о признании незаконным отказа в назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка, о признании права на получение данной выплат, взыскании судебных расходов, удовлетворить.

Признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) от 8 февраля 2023 года об отказе в назначении (предоставлении) мер социальной поддержки.

Признать за Петровой Валентиной Максимовной право на получение ежемесячной выплаты с даты рождения первого ребенка, 27 сентября 2022 года.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) в пользу Петровой Валентины Максимовны судебные расходы в размере 173 269 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья                 п/п                Л.И. Маркова

Копия верна:

Судья                                 Л.И. Маркова

Решение изготовлено 8 октября 2024 года

2-8836/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Петрова Валентина Максимовна
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по РС(Я)
Другие
Бердюгин Сергей Владимирович
Суд
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия)
Судья
Маркова Лорана Ильинична
Дело на сайте суда
jakutsky.jak.sudrf.ru
15.08.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
16.08.2024Передача материалов судье
10.09.2024Подготовка дела (собеседование)
24.09.2024Подготовка дела (собеседование)
24.09.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.09.2024Судебное заседание
08.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее