Дело №2-2309/2023
УИД 34RS0001-01-2023-002429-72
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ворошиловский районный суд г. Волгограда
в составе председательствующего судьи Юрченко Д.А.
при секретаре судебного заседания Черничкиной Е.Е.,
с участием истца Ковалевой ФИО11,
представителя ответчика Левановой ФИО12,
26 сентября 2023 года в городе Волгограде, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ковалевой ФИО11 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области о признании решения незаконным, взыскании денежных средств,
установил:
Ковалева ФИО11 обратилась в Ворошиловский районный суд г. Волгограда с иском, измененным в порядке ст. 39 ГПК РФ, в котором просит признать незаконным отказ Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области в выплате компенсации за самостоятельно приобретённые средства реабилитации инвалида, взыскать с ответчика 18 638,66 руб., а также расходы на оплату государственной пошлины в сумме 750 руб.
В обоснование заявленных требований Ковалевой ФИО11 указано, что она является дочерью Кошелева ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ. При жизни Кошелев ФИО5 был признан инвалидом первой группы бессрочно, последнее его освидетельствование проводилось ДД.ММ.ГГГГ. Согласно индивидуальной программы реабилитации инвалида Кошелева ФИО5 № (2), ему были назначены: впитывающие простыни (пеленки) размером не менее 60х90см (впитываемость от 1200 до 1900 мл): 2 шт. в сутки; подгузники для взрослых, размер «XL» (объем талии/бедер до 175 см) с полным влагопоглащением не менее 2800 г: 1 шт. в сутки. В связи с перебоями в поставках в период 2021 года Кошелев ФИО5. был частично обеспечен, а в 2022 году ни разу не был обеспечен указанными средствами реабилитации. В этой связи Кошелев ФИО5 был вынужден самостоятельно приобретать данные средства. На основании заявления Кошелева ФИО5 ему была выплачена компенсация за приобретенные средства реабилитации за 2021 год. ДД.ММ.ГГГГ от имени Кошелева ФИО5 ответчику было подано заявление о выплате компенсации за 2022 год, однако в производстве данной выплаты отказано по причине смерти Кошелева ФИО5 Считая данный отказ неправомерным, истец обратилась в суд с заявленными требованиями.
В судебном заседании истец Ковалева ФИО11 заявленные измененные требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области Леванова ФИО12 заявленные требования не признала, просила отказать в иске.
Третьи лица Кошелева ФИО26 Кошелева ФИО27 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представлены письменные заявления, в которых просят рассмотреть дело без их участия и удовлетворить исковые требования.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ с учетом доводов и возражений сторон, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований.
Статьей 2 Конституции Российской Федерации установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Статья 39 Конституция РФ гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 181-ФЗ) социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направления на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» социальная программа реабилитации инвалида- разработанная на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Как указано в части 6 ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 N 57н (ред. от 30.01.2023) утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации (далее по тексту - Порядок).
В соответствии с положениями данного Порядка, компенсация выплачивается территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации либо исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему в порядке, установленном статьей 26.8 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст. 5005; 2008, N 30 (ч. I), ст. 3597; N 52 (ч. I), ст. 6236), полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов по обеспечению техническими средствами реабилитации (далее - уполномоченные органы) по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида. (Пункт 2).
Компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.
Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости однородного технического средства реабилитации и (или) однородной услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 февраля 2018 г. N 86н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 марта 2018 г., регистрационный N 50338), с изменениями, внесенными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 6 мая 2019 г. N 307н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 мая 2019 г., регистрационный N 54799), включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации. (пункт 3).
Размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки однородного технического средства реабилитации и (или) оказания однородной услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Последней по времени осуществления закупкой однородного технического средства реабилитации и (или) оказания однородной услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме). (пункт 4).
Компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги (далее - заявление), поданного в уполномоченный орган однократно.
При подаче инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления представляются документы, подтверждающие расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также документ, удостоверяющий личность инвалида, или документ, удостоверяющий личность лица, представляющего интересы инвалида, документ, подтверждающий полномочия лица, представляющего интересы инвалида. (пункт 5).
Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом в течение 15 рабочих дней со дня принятия уполномоченным органом заявления о выплате компенсации.
Средства на выплату инвалиду компенсации направляются уполномоченным органом в срок не более 5 рабочих дней с даты принятия указанного решения в кредитную организацию для зачисления на расчетный счет, открытый инвалидом, или путем почтового перевода. (пункт 6).
В силу положений ст. 1183 ГК РФ, право на получение подлежавших выплате наследодателю, но не полученных им при жизни по какой-либо причине сумм заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, стипендий, пособий по социальному страхованию, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, принадлежит проживавшим совместно с умершим членам его семьи, а также его нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали они совместно с умершим или не проживали (п.1). При отсутствии лиц, имеющих на основании пункта 1 настоящей статьи право на получение сумм, не выплаченных наследодателю, или при непредъявлении этими лицами требований о выплате указанных сумм в установленный срок соответствующие суммы включаются в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом (п.3).
Согласно п. 1 ст. 1142, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Как следует из материалов дела, Кошелев ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерший ДД.ММ.ГГГГ, был признан инвалидом первой группы бессрочно, последнее его освидетельствование проводилось ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой МСЭ-2018 №.
Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида ФИО5 № (2), ему были назначены: впитывающие простыни (пеленки) размером не менее 60х90см (впитываемость от 1200 до 1900 мл): 2 шт. в сутки; подгузники для взрослых, размер «XL» (объем талии/бедер до 175 см) с полным влагопоглащением не менее 2800 г: 1 шт. в сутки.
Как следует из объяснений истца, в связи с перебоями в поставках в период 2021 года Кошелев ФИО5 был частично обеспечен, а в 2022 году ни разу не был обеспечен указанными средствами реабилитации.
При этом суд отмечает, что доказательств обеспечения Кошелева ФИО5 впитывающими простынями (пеленками) размером не менее 60х90см (впитываемость от 1200 до 1900 мл): 2 шт. в сутки; подгузниками для взрослых, размер «XL» (объем талии/бедер до 175 см) с полным влагопоглащением не менее 2800 г: 1 шт. в сутки, в период с 2021 по ДД.ММ.ГГГГ, ответчиком не представлено.
Как указывалось выше, смерть Кошелева ФИО5 наступила ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из материалов наследственного дела №, представленного по запросу суда нотариусом Рабочим ФИО33, наследниками первой очереди после смерти Кошелева ФИО5., являются дочери- Ковалева (до замужества Кошелева) ФИО11 и Кошелева ФИО27., жена – Кошелева ФИО26.
При этом с заявлением о принятии наследства обратилась только Ковалева ФИО11., а Кошелева ФИО27. и Кошелева ФИО26. представили нотариусу заявления об отказе от принятия наследства в пользу истца по делу.
Далее как следует из объяснений Ковалевой ФИО11., в связи с необеспечением Кошелева ФИО5. необходимыми средствами реабилитации последний с ее помощью был вынужден самостоятельно приобретать данные средства, для чего имя истца была выдана нотариально удостоверенная доверенность от ДД.ММ.ГГГГ серии №
Также как следует из объяснений Ковалевой ФИО11 на основании заявления, поданного ею от имени Кошелева ФИО5., ему была выплачена компенсация за приобретенные средства реабилитации за 2021 год, что не было оспорено стороной ответчика.
ДД.ММ.ГГГГ от имени Кошелева ФИО5. ответчику было подано заявление о выплате компенсации за 2022 год, однако в производстве данной выплаты отказано по причине смерти Кошелева ФИО5 что следует из сообщения ответчика от ДД.ММ.ГГГГ №№.
Истцом к взысканию с ответчика заявлено 18 638,66 руб., в точности 13 823,70 рублей на приобретение указанных выше средств реабилитации в 2022 году, 4 814,96 рублей в 2023 году. Несение данных расходов подтверждено истцом документально.
В этой связи учитывая, что обращение от имени Кошелева ФИО5 поступило ответчику до его смерти, доказательств тому, что инвалид в период с 2022 года по день смерти был обеспечен заявленными средствами реабилитации, ответчиком не представлено, то суд приходит к выводу, что истец как единственный наследник вправе требовать получения компенсации за самостоятельно приобретенные средства реабилитации инвалида.
Определяя сумму, подлежащую взысканию, суд учитывает положения Приказа Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 N 57н той части, что размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки однородного технического средства реабилитации и (или) оказания однородной услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Стороной ответчика суду представлены исполненные государственный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ на поставку инвалидам пеленок впитывающих и государственный контракт № на поставку инвалидам подгузников для взрослых в 2022 году от ДД.ММ.ГГГГ.
По условиям указанных государственных контрактов цена одного подгузника для взрослых, размер «XL» объем талии/бедер до 175 см.- составила 45,81 руб., Следовательно, компенсации подлежит сумма: 100 шт.х45,81руб.=4 581руб.
Цена одной впитывающей простыни (пеленки) размером 60x90, впитываемостью 1200 мл.)- составила 20,07 руб. Компенсация подлежащая выплате составляет: 340шт. х 20,07 руб.= 6 823,80 руб. Всего на сумму: 11 484 руб.
Также, исходя из заявленных требований, в 2023 году для нужд Кошелева ФИО5 было закуплено 60 шт. пеленок на сумму 2115,76 руб. и 60 шт. подгузников на сумму 2 699,20 руб. Всего на сумму 4 814,96 руб., которые также подлежат взысканию с ответчика.
Таким образом, общая сумма, подлежащая взысканию с ответчика, составляет 16 298,96 руб., что влечет отказ в удовлетворении остальной части заявленных требований.
Рассматривая требования о возмещении истцу расходов по оплате государственной пошлины, суд учитывает, что ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины на основании п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ (п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного Кодекса РФ, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ»; п. 17 «Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2021)». утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 07.04.2021).
В этой связи основания для взыскания с ответчика государственной пошлины в размере 750 руб. у суда отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Ковалевой ФИО11 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области о признании решения незаконным, взыскании денежных средств– удовлетворить в части.
Признать незаконным отказ Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №№ в выплате компенсации за самостоятельно приобретенные средства реабилитации инвалида.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области в пользу Ковалевой ФИО11 компенсацию за самостоятельно приобретенные средства реабилитации инвалида в сумме 16 298,96 руб., в удовлетворении остальной части требований о взыскании денежных средств и расходов по оплате государственной пошлины в сумме 750 рублей- отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Юрченко Д.А.
Мотивированное решение суда составлено 03 октября 2023 года.
Судья Юрченко Д.А.