Принято в окончательной форме 09.08.2021 г.
УИД 76RS0021-01-2021-001202-59
Дело № 2а-1052/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
2 августа 2021 г. г. Тутаев
Тутаевский городской суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Мазевич Я.Ю.,
при секретаре Ворониной Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области к старшему судебному приставу – начальнику Отделения судебных приставов по Тутаевскому и Большесельскому районам УФССП России по ЯО Лашичевой С.А., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области о признании незаконным постановления об отмене окончания (прекращения) исполнительного производства,
у с т а н о в и л:
Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области обратилась в суд с указанным административным иском, в котором просит в целях восстановления нарушенных прав административного истца, признать незаконным постановление старшего судебного пристава – начальника Отделения судебных приставов по Тутаевскому и Большесельскому районам УФССП России по ЯО Лашичевой С.А. от 02 июня 2021 года об отмене окончания (прекращения) исполнительного производства №-ИП от 10.12.2020 года.
В обоснование административного иска указано, что в ОСП по Тутаевскому и Большесельскому районам УФССП России по ЯО находилось исполнительное производство №-ИП от 26.07.2018 года в отношении должника Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области на основании решения Тутаевского городского суда от 13 февраля 2018 года по гражданскому делу № года. 10 декабря 2020 года указанное исполнительное производство было окончено в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 47 ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 229-ФЗ), то есть в связи его с фактическим исполнением. 02 июня 2021 года административным ответчиком было вынесено постановление об отмене окончания (прекращения) исполнительного производства от 10.12.2020 года №-ИП согласно которому отменено постановление об окончании исполнительного производства №-ИП от 10.12.2020 года и возобновлено исполнительное производство №-ИП от 10.12.2020 года. Указанное постановление было вынесено в отсутствии правовых оснований, заявление взыскателя о возобновлении исполнительных действий не поступало, при этом требования решения суда № года от 13 февраля 2018 года исполнены.
Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области, в качестве заинтересованного лица – судебный пристав-исполнитель ОСП по Тутаевскому и Большесельскому районам УФССП России по ЯО Бабаджанова И.Ю.
Представитель административного истца по доверенности Баранова Л.С. в судебном заседании заявленные требования поддержала по изложенным в административном иске основаниям. Не оспаривала, что у начальника отделения имеется предусмотренное законом право отменить постановление об окончании исполнительного производства, вместе с тем, в данном случае она отменить постановление не могла, так как решение исполнено.
Административный ответчик – старший судебный пристав начальник Отделения судебных приставов по Тутаевскому и Большесельскому районам УФССП России по ЯО Лашичева С.А. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещалась надлежащим образом.
Представитель административного ответчика УФССП РФ по Ярославской области, в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на административный иск, в котором просил в удовлетворении заявленных требований отказать и рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель заинтересованного лица Тутаевской межрайонной прокуратуры – помощник прокурора Серенко Е.А. в судебном заседании полагала, что заявленные административные требования удовлетворению не подлежат.
Заинтересованное лицо – судебный пристав-исполнитель ОСП по Тутаевскому и Большесельскому районам УФССП России по ЯО Бабаджанова И.Ю. в судебном заседании просила в удовлетворении заявленных административных требований отказать. Пояснила, что исполняла и оканчивала исполнительное производство №-ИП от 26.07.2018 года в отношении должника Администрации Тутаевского муниципального района ЯО, при этом фактически на место совершения исполнительных действий не выходила, окончила указанное исполнительное в связи с поступившими ответами из ГИБДД и Администрации ТМР ЯО об исполнении решения суда № от 28.12.2017 года. В мае 2021 года в Отделение поступила коллективная жалоба от жителей <адрес> о том, что указанное решение суда не исполняется должником, начальником ОСП по Тутаевскому и Большеселському районам УФССП России по ЯО была проведена проверка, которая установила, что акт выхода на место отсутствует, что непосредственно судебным приставом-исполнителем не проверялось исполнение решения суда, в связи с чем отменила постановление об окончании исполнительного производства. В дальнейшем был осуществлен выход в <адрес>, составлен акт о том, что решение суда исполнено не в полном объеме.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, изучив письменные материалы дела, оценив все в совокупности, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее ФЗ «Об исполнительном производстве») Постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу закона оспариваемое действие (бездействие) может быть признано незаконным при наличии одновременно двух условий: оно не соответствует закону и нарушает права и свободы заявителя.
В соответствии со ст. 2 ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
В ч. 1 и ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» закреплено, что решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта (главным судебным приставом субъектов) Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями (далее также - должностное лицо службы судебных приставов) со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Об окончании исполнительного производства выносится постановление с указанием на исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, полностью или частично либо на их неисполнение (ч. 3 указанной статьи).
В течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом или его заместителем по собственной инициативе или по заявлению взыскателя в случае необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения, в том числе повторного, мер принудительного исполнения (ч. 9 указанной статьи).
В п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, если исполнительное производство было окончено на основании пункта 1 части 1 статьи 47 Закона об исполнительном производстве в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе (в том числе требований периодического характера), однако впоследствии в течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению должник перестал совершать действия, исполнять требования периодического характера или нарушил запрет на совершение действий, в отношении которых был выдан исполнительный лист, старший судебный пристав или его заместитель (по собственной инициативе или по заявлению взыскателя) вправе в силу части 9 статьи 47 названного Закона отменить постановление об окончании исполнительного производства с указанием на необходимость повторного совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
По смыслу закона оспариваемое действие (решение) пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если в ходе судебного разбирательства установлено, хотя бы одно из следующих условий: постановление вынесено лицом, не имеющим полномочий на его принятие; существенное несоблюдение установленного порядка принятия решений, если такое требование установлено нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); несоответствие содержания оспариваемого постановления требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. При этом в судебном заседании должно быть установлено, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя.
Согласно п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" окончание исполнительного производства (в том числе сводного) в связи с фактическим исполнением должником или одним из солидарных должников требований, содержащихся в исполнительном документе, производится при наличии у судебного пристава-исполнителя данных, подтверждающих факт исполнения.
Фактическим исполнением может признаваться исполнение обязанности по передаче непосредственно взыскателю денежных средств в конкретном размере или иного определенного имущества либо совершение в пользу взыскателя конкретных действий или воздержание от совершения этих действий.
В судебном заседании установлено, что 26.07.2018 года судебным приставом – исполнителем ОСП по Тутаевскому и Большесельскому районам УФССП России по ЯО Бабаджановой И.Ю. возбуждено исполнительное производство №-ИП на основании исполнительного листа № от 28.12.2017 года, выданного Тутаевским городским судом ЯО в отношении должника – Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области: предмет исполнение: возложить обязанность на Администрацию Тутаевского муниципального района Ярославской области в срок до 01.06.2018 года привести автодорогу <адрес> в соответствие с требованиями «ГОСТ 33220-2015. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию», «ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», а именно устранить дефекты дорожного покрытия (выбоины) проезжей части в пользу взыскателя – Тутаевская межрайонная прокуратура ЯО (л.д. 134-138).
Постановлением судебного пристава – исполнителя ОСП по Тутаевскому и Большесельскому районам УФССП России по ЯО Бабаджановой И.Ю. от 10.12.2020 года исполнительное производство №-ИП было окончено в связи с фактическим исполнением требований содержащихся в исполнительном документе, на основании пп. 1 ч. 1 ст. 47 ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительный документ возвращен взыскателю.
Как следует из представленных материалов исполнительного производства и судебного пристава-исполнителя Бабаджановой И.Ю., принимая решение об окончании исполнительного производства судебный пристав-исполнитель на место совершения исполнительных действий не выезжал, фактическое исполнение требований исполнительного документа не устанавливал, руководствовался сообщениями об исполнении, представленными должником и Отделом ГИБДД МО МВД России «Тутаевский».
20 мая 2021 года в ОСП по Тутаевскому и Большесельскому районам УФССП России поступила коллективная жалоба от жителей <адрес> о том, что работы которые, возложены на Администрацию Тутаевского муниципального района Ярославской области решением суда от 28.12.2017 года в необходимом объеме на протяжении трех лет не были выполнены. Оставшиеся 800 метров дороги в настоящее время состоят из выбоин и ям глубиной до 15 см, что значительно хуже, чем было в 2017 года, хотя это единственная дорога, ведущая к нескольким деревням (л.д. 77-78).
2 июня 2021 года постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по Тутаевскому и Большесельскому районам Лашичевой С.А. об отмене окончания (прекращения) исполнительного производства было отменено постановление об окончании исполнительного производства №-ИП от 10.12.2020 года в связи с отсутствием акта выхода судебного пристава-исполнителя визуального осмотра проверки исполнения решения суда и возобновлено исполнительное производство №-ИП от 10.12.2020 года (л.д. 76).
23 июня 2021 года ведущим судебным приставом – исполнителем ОСП по Тутаевскому и Большесельскому районам УФССП России по ЯО Бабаджановой И.Ю. было вынесено постановление о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа № от 13.02.2018 должнику Администрации Тутаевского муниципального района ЯО (л.д. 75).
28 июня 2021 года судебным приставом – исполнителем ОСП по Тутаевскому и Большесельскому районам УФССП России по ЯО Бабаджановой И.Ю. был вынесен акт о совершении исполнительных действий, согласно которому решение суда № от 13.02.2018 года полностью не исполнено должником, выполнено два этапа ремонта дороги <адрес> 3-й этап не выполнен. (л.д. 74).
Учитывая вышеприведенные положения закона, а также то, что постановление об окончании исполнительного производства было вынесено в отсутствие доказательств реального исполнения исполнительного документа, суд приходит к выводу о наличии оснований для отмены старшим судебным приставом постановления об окончании исполнительного производства и его возобновления. Порядок принятия оспариваемого постановления соблюден.
Представленные административным истцом муниципальные контракты на ремонт асфальтового покрытия автодороги до <адрес> от 09.07.2019 года и 03.04.2020 года не свидетельствуют о фактическом исполнении решения суда и при установлении судом того обстоятельства, что требования исполнительного документа в полном объеме не исполнено, не являются основанием к отмене оспариваемого постановления.
При изложенных обстоятельствах административный иск Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административные исковые требования Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Тутаевский городской суд Ярославской области путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Я.Ю. Мазевич