Решение по делу № 2а-242/2017 от 05.12.2017

Дело а-242\2017 г.

                               Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ            РОССИЙСКОЙ            ФЕДЕРАЦИИ

п. Черемисиново                                            25 декабря 2017 года

Черемисиновский районный суд Курской области в составе;

Председательствующего – судьи - Михайловой Г.А.

При секретаре                                 - Хмелевской С.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению прокурора Черемисиновского района Курской области в защиту интересов неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия администрации поселка Черемисиново Черемисиновского района Курской области, выразившегося в непринятии мер по организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения,

                                       Установил:

             Прокурор Черемисиновского района Курской области в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «поселок Черемисиново» Черемисиновского района Курской области, выразившееся в непринятии мер к созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела и обеспечению открытого общественного кладбища, площадью 2,9 га, расположенного <адрес>, хозяйственно- питьевым водоснабжением, урнами для сбора мусора, а так же площадками для мусоросборников с подъездами к ним, и обязать администрацию муниципального образования «поселок Черемисиново» Курской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать вышеуказанное кладбище хозяйственно-питьевым водоснабжением, урнами для сбора мусора, площадками для мусоросборников с подъездами к ним, а так же обязать администрацию муниципального образования «поселок Черемисиново» Курской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать специализированную службу по вопросам похоронного дела.

В обосновании заявления административный истец указывает, что прокуратурой Черемисиновского района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства о погребении и похоронном деле, в результате которой выявлены нарушения, допущенные органами местного самоуправления муниципального образования «поселок Черемисиново» Курской области.

Пунктом 22 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2013 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы по организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения отнесены к компетенции городских поселений.

В соответствии с ч. 2 ст.25 Федерального закона РФ от 12.01.1996 года №8 «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

В статье 29 Федерального закона закреплено, что органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления.

В соответствии со ст. 17 ФЗ «О погребении и похоронном деле» деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.

Согласно п.п.6.3,6.4,6.6,6.7 СанПиН 2.1.2882-11 для питьевых и хозяйственных нужд на кладбищах и других объектах похоронного назначения следует предусматривать хозяйственно-питьевое водоснабжение. Количество воды должно отвечать требованиям санитарных правил для питьевой воды; на участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения необходимо предусмотреть зону зеленых насаждений, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним. Площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование).

На территории муниципального образования «поселок Черемисиново» Черемисиновского района имеется открытое общественное кладбище, площадью 2,9 га, <адрес>

Проверкой установлено, что органами местного самоуправления муниципального образования «поселок Черемисиново» Курской области специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана, не принят нормативный акт, регулирующий порядок деятельности указанной службы, чем нарушаются права граждан на предоставление гарантированных услуг по погребению, предусмотренных федеральным законодательством.

Кроме того, органами местного самоуправления муниципального образования «поселок Черемисиново» Курской области ненадлежащим образом осуществляется содержание мест погребения. Так, на указанном кладбище не предусмотрено хозяйственно-питьевое водоснабжение, отсутствуют урны для сбора мусора, а так же площадки для мусоросборников с подъездами к ним.

Несоблюдение перечисленных требований закона нарушает социальные, эстетические и религиозные права граждан при посещении кладбища, а так же права граждан на охрану здоровья и санитарно- эпидемиологическое благополучие.

      В связи с изложенным, административный истец просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «поселок Черемисиново» Черемисиновского района Курской области, выразившееся в непринятии мер к созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела и обеспечению открытого общественного кладбища, площадью 2,9 га, расположенного <адрес>, хозяйственно- питьевым водоснабжением, урнами для сбора мусора, а так же площадками для мусоросборников с подъездами к ним. Обязать администрацию муниципального образования « поселок Черемисиново» Черемисиновского района Курской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать специализированную службу по вопросам похоронного дела.    Обязать администрацию муниципального образования « поселок Черемисиново» Черемисиновского района Курской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать открытое общественное кладбище, площадью 2,9 га, расположенного в <адрес>, хозяйственно- питьевым водоснабжением, урнами для сбора мусора, а так же площадками для мусоросборников с подъездами к ним,

В судебном заседании представитель административного истца - помощник прокурора Черемисиновского района, Курской области Сапрунова М.В. заявленные исковые требования полностью поддержала по изложенным в административном исковом заявлении основаниям, просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика – Администрации муниципального образования «поселок Черемисиново» Черемисиновского района, Курской области в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени слушания дела извещён своевременно, надлежащим образом. О причинах неявки в суд представитель не сообщил, о рассмотрении дела в своё отсутствие не просил, возражений по административному иску не представил.

        Учитывая, что ответчик извещен надлежащим образом, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии административного ответчика.

    Заслушав помощника прокурора Сапрунову М.В., изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с ч. 1, 3 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В случаях предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (ст. 39 КАС РФ).

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действий (бездействий) органа, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решений, действий (бездействий) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и п. 22 ч.1 ст.3 ч1 Устава Муниципального образования «Поселок Черемисинорво» Черемисиновского района Курской области к вопросам местного значения поселения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В соответствии с ч. 2 ст.25 Федерального закона РФ от 12.01.1996 года №8 «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Согласно ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 года №8 «О погребении и похоронном деле» органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления.

Статьей 9 ФЗ «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996 года №8 установлен перечень гарантированных услуг по погребению, предоставляемых специализированными службами органов местного самоуправления на безвозмездной основе. Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, а так же органов государственной власти субъектов РФ и возмещаются специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет средств Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, бюджетов субъектов РФ.

Согласно п.4 ст.9 ФЗ «О погребении и похоронном деле» оплата стоимости услуг, предоставляемых сверх гарантированного перечня услуг по погребению, производится за счет супруга, родственников и иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего.

Статьей 12 ФЗ ФЗ «О погребении и похоронном деле» предусмотрено, что возможность осуществления погребения специализированной службой по вопросам похоронного дела является социальной гарантией для лица, личность которого не установлена, либо у которого отсутствуют родственники или иные законные представители, на достойное отношение к его телу после смерти.

Обязанность предоставления услуг по погребению, предоставляемых на безвозмездной основе, согласно ч.2 ст.9 ФЗ «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996 года № 8-ФЗ возложена на специализированные службы по вопросам похоронного дела.

В соответствии со ст. 17 ФЗ «О погребении и похоронном деле» деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.

Санитарные правила и нормы "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения" (СанПиН 2.1.2882-11), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ N 84 от 28 июня 2011 года, устанавливают гигиенические требования к содержанию кладбищ.

В силу п.п.1.1 СанПиН 2.12882-11 указанные Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы распространяются на кладбища, здания и сооружения похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности и устанавливают санитарно - эпидемиологические требования к условиям их размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации ( в том числе воссозданию) и эксплуатации.

Согласно п.п.6.3,6.4,6.6,6.7 СанПиН 2.1.2882-11 для питьевых и хозяйственных нужд на кладбищах и других объектах похоронного назначения следует предусматривать хозяйственно-питьевое водоснабжение. Количество воды должно отвечать требованиям санитарных правил для питьевой воды; на участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения необходимо предусмотреть зону зеленых насаждений, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним. Площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование).

Судом установлено, что на территории муниципального образования «поселок Черемисиново» Черемисиновского района имеется открытое общественное кладбище, площадью 2,9 га, расположенное в <адрес>

Однако, органами местного самоуправления муниципального образования «поселок Черемисиново» Курской области специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана, не принят нормативно- правовой акт, регулирующий порядок деятельности указанной службы, чем нарушаются права граждан на предоставление гарантированных услуг по погребению, предусмотренных федеральным законодательством.

Кроме того, органами местного самоуправления муниципального образования «поселок Черемисиново» Курской области ненадлежащим образом осуществляется содержание мест погребения.

Так, на указанном кладбище не предусмотрено хозяйственно - питьевое водоснабжение; отсутствуют урны для сбора мусора, а так же площадки для мусоросборников с подъездами к ним.

Несоблюдение перечисленных требований закона нарушает социальные, эстетические и религиозные права граждан при посещении кладбища, а так же права граждан на охрану здоровья и санитарно- эпидемиологическое благополучие.

В целях устранения указанных нарушений 25.10.2017 года прокурором Черемисиновского района в адрес главы администрации муниципального образования «поселок Черемисиново» Курской области внесено представление об устранении нарушений законодательства о погребении и похоронном деле.

Согласно информации администрации муниципального образования «поселок Черемисиново» Курской области от 01.11.2017 г. , администрация муниципального образования «поселок Черемисиново» Курской области полагает нецелесообразным создание специализированной службы по вопросам похоронного дела, а также обустройство хозяйственно-питьевого водоснабжения кладбища. Вопрос об обустройстве открытого общественного кладбища урнами для сбора мусора, а так же площадками для мусоросборников с подъездами к ним, не рассматривался.

Совокупность установленных по делу фактических обстоятельств свидетельствует о ненадлежащем выполнении ответчиком требований законодательства, в частности Федерального Закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому вопросы местного значения по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения относятся к компетенции городского поселения, в связи с чем, административный иск прокурора Черемисиновского района Курской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, подлежит удовлетворению.

На основании вышеизложенного, суд находит требования прокурора обоснованными.

Частью 9 статьи 227 КАС РФ предусмотрено, что случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.           Заявленный административным истцом срок для исполнения решения, шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, с учетом отсутствия возражений со стороны административного ответчика, суд считает достаточным.

В соответствии со ст. 333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

                                      Р е ш и л:

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.

           ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ 2,9 ░░, ░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░- ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░.

         ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ « ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░.

         ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ « ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ 2,9 ░░, ░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░,

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░- 25 ░░░░░░░ 2017 ░░░░.

                       ░░░░░                                                        ░.░.░░░░░░░░░

2а-242/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Черемисиновского района
Ответчики
Администрация МО "Поселок Черемисиново"
Суд
Черемисиновский районный суд Курской области
Судья
Михайлова Галина Александровна
Дело на сайте суда
cheremisinovsky.krs.sudrf.ru
05.12.2017Регистрация административного искового заявления
05.12.2017Передача материалов судье
07.12.2017Решение вопроса о принятии к производству
07.12.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.12.2017Подготовка дела (собеседование)
18.12.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.12.2017Судебное заседание

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее