Решение по делу № 33-9670/2018 от 25.10.2018

Судья Черных А.В.
Судья-докладчик Амосов С.С. по делу № 33-9670/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

6 ноября 2018 года г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Амосова С.С.,

судей Рукавишникова П.П. и Черемных Н.К.,

при секретаре Степаненко Р.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области в Ангарском муниципальном образовании к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа №3", администрации Ангарского городского округа об устранении нарушений требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии человека

по апелляционным жалобам муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №3" и администрации Ангарского городского округа

на решение Ангарского городского суда Иркутской области от 14 июня 2018 года по данному делу.

Заслушав доклад судьи Амосова С.С., объяснения представителя администрации Ангарского городского округа по доверенности Сгурос Е.В., представителя третьего лица Управления образования администрации Ангарского городского округа по доверенности Лащеновой Т.С., которые поддержали доводы апелляционной жалобы, объяснения представителей Управления Роспотребнадзора по Иркутской области по доверенностям Галкиной Ю.М. и Родионовой Н.Б. о согласии с решением суда первой инстанции, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда

установила:

в обоснование исковых требований, предъявленных в порядке статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору                     в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области в Ангарском муниципальном образовании (далее - Управление Роспотребнадзора по Иркутской области) указал, что Дата изъята территориальным отделом Управления проводилась плановая выездная проверка.

В результате проверки в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа №3" (далее - МБОУ "СОШ №3") выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации. С целью устранения выявленных нарушений было выдано предписание Номер изъят от Дата изъята , должностное лицо привлечено к административной ответственности. Однако требования предписания были исполнены лишь частично, что показали результаты внеплановой проверки, о чем составлен акт.

Выявленные нарушения законодательства ставят в незащищенное положение здоровье и имущество лиц, в том числе несовершеннолетних учащихся, и не обеспечивают гарантии защиты их прав и законных интересов.

В силу закона и положений устава, на МБОУ "СОШ №3" возлагается обязанность по соблюдению обязательных санитарно-эпидемиологических норм. Администрация Ангарского городского округа является главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которой находится рассмотрение и утверждение местного бюджета. Исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности                и защищенности, по выполнению мероприятий, направленных на развитие образовательных учреждений, является не только их обязанностью, но и полномочием органов местного самоуправления.

Изменив предмет иска на основании статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Управление Роспотребнадзора по Иркутской области просило возложить на МБОУ "СОШ №3" обязанности в срок до Дата изъята

- восстановить целостность ограждения территории учреждения                     в соответствии с требованиями пункта 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения                        в общеобразовательных учреждениях" (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10);

- обеспечить гардеробные помещения ячейками для обуви                                в соответствии с требованиями пункта 4.5 СанПиН 2.4.2.2821-10;

- произвести замену составного стеклополотна на цельное в классах № 6, 4, 3, 2, 13, 12, 11, 9, 14, 15, 16, 18, 22, 23, в рекреации 3 этажа, в столярной мастерской в соответствии с требованиями пункта 6.10 СанПиН 2.4.2.2821-10;

- обеспечить оборудование светопроемов учебных помещений №№ 6, 5, 17, 27 регулируемыми солнцезащитными устройствами в соответствии с требованиями п.7.1.8 СанПиН 2.4.2.2821-10;

- обеспечить исправность светильников в кабинетах №№ 5, 2, 12, 7, 16, 15, 22 в соответствии с требованиями п.7.2.9 СанПиН 2.4.2.2821-10;

- обеспечить комплектацию учащихся в соответствии с имеющейся площадью учебных кабинетов не менее 2,5 кв.м. на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий в соответствии с требованиями пунктами          4.9, 10.1 СанПиН 2.4.2.2821-10;

- обеспечить классы №№ 13, 17, 5 ученическими столами с регуляторами наклона поверхности рабочей плоскости в соответствии с требованиями п.5.3 СанПиН 2.4.2.2821-10;

- обеспечить в учебных кабинетах №№ 11, 12, 13, 3, 2 подбор мебели для детей с учетом роста детей в соответствии с требованиями п.5.3 СанПиН 2.4.2.2821-10 (Приложение№1);

- обеспечить кабинеты информатики № 20, 28 рабочими стульями в соответствии с требованиями пунктов 9.6, 9.7 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы" (далее - СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03);

- обеспечить кабинеты физики и химии ученическими столами                          в соответствии с требованиями пункта 5.8 СанПиН 2.4.2.2821-10;

- обеспечить восстановление целостности отделки полов в гардеробе,             в кабинетах №№ 19, 26, 27 в соответствии с требованиями пункта 4.29 СанПиН 2.4.2.2821-10;

- обеспечить отделку стен в кабинетах №№ 6, 11, 25, 19, 26, 21, 28, потолков в кабинетах №№ 6, 3, 2, 13, 11, 17 материалами, допускающими проводить уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств в соответствии с требованиями пункта 4.28 СанПиН 2.4.2.2821-10;

- восстановить целостность отделки производственного стола в горячем цехе, устойчивой к действию моющих и дезинфицирующих средств                         в соответствии с требованиями пункта 4.5 СанПиН 2.4.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся                    в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального                                   и профессионального образования" (далее - СанПиН 2.4.2409-08);

- обеспечить восстановление твердого покрытия въезда на территорию образовательного учреждения в соответствии с требованиями п.3.8 СанПиН 2.4.2.2821-10;

- обеспечить травяной покров футбольного поля в соответствии                         с требованиями п.3.3 СанПиН 2.4.2.2821-10;

- обеспечить спортивные площадки и беговые дорожки дренажом для предупреждения затопления дождевыми водами в соответствии                              с требованиями пункта 3.3 СанПиН 2.4.2.2821-10;

- обеспечить аудиторную недельную нагрузку в 3а, 4а, 4б, 5-х, 6-х, 7-х, 9-х классах в соответствии с требованиями п.10.5 (таблица №3) СанПиН 2.4.2.2821-10;

- обеспечить в 1а и 1в классах общий объем нагрузки в течение дня в соответствии с требованиями п.10.6 СанПиН 2.4.2.2821-10;

- обеспечить в 1-х,7-х,8-х,10-х классах облегченный учебный день в четверг или пятницу в соответствии с требованиями п.10.11 СанПиН 2.4.2.2821-10;

- обеспечить проведение трудных предметов в 1а, 1в, 1б, 2а, 2б, 2в, 3б, 5а, 6а, 6б, 7а, 7б, 8а, 8б, 9б, 9а, 11 классах в соответствии с требованиями п. 10.8 СанПиН 2.4.2.2821-10;

- обеспечить продолжительность перемен между уроками                                в соответствии с п.10.12 СанПиН 2.4.2.2821-10.

Также Управление Роспотребнадзора по Иркутской области просило обязать администрацию Ангарского городского округа в срок до Дата изъята обеспечить выполнение указанных работ в отношении содержания, улучшения состояния имущества МБОУ "СОШ №3".

Решением Ангарского городского суда Иркутской области от 14 июня 2018 года исковые требования удовлетворены частично.

На МБОУ "СОШ №3" возложена обязанность в срок до 01.09.2018 по выполнению мероприятий, указанных в иске, за исключением обязанностей по обеспечению гардеробных помещений ячейками для обуви, исправности светильников в кабинетах №№ 5, 2, 12, 7, 16, 15, 22, укрепления беговых дорожек дренажом.

На администрацию Ангарского городского округа возложена обязанность по обеспечению выполнения работ до 01.09.2018, за исключением работ по обеспечению гардеробных помещений ячейками для обуви, исправности светильников в кабинетах №№ 5, 2, 12, 7, 16, 15, 22, укрепления беговых дорожек дренажом, по обеспечению подбора мебели для детей в кабинетах №11, 12, 13, 3, 2, по обеспечению комплектации учащихся в соответствии с имеющейся площадью кабинетов.

В апелляционной жалобе представитель администрации Ангарского городского округа по доверенности Сгурос Е.В. просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение.

По мнению заявителя апелляционной жалобы, суд допустил нарушения норм материального и процессуального права, поскольку вышел за пределы уточненных исковых требований (пункты 3, 5, 8, 13, 15, 17, 19 - к учреждению), (пункты 1,3. 4, 7, 11, 12, 13, 14, 15, 16 - к администрации).

Заявитель апелляционной жалобы полагает, что МБОУ "СОШ №3" осуществляя образовательную деятельность, является лицом, отвечающим за обеспечение содержания принадлежащих ему на праве оперативного управления зданий и сооружений, обустройство прилегающих к ним территорий, которому представляется финансирование. В силу положений действующего законодательства обязанность по выполнению требований, указанных в уточненном иске, должна быть возложена на МБОУ "СОШ №3".

Финансирование расходов учреждения за счет денежных средств, выделенных администрации Ангарского городского округа, будет являться нецелевым расходованием денежных средств, так как администрация не является главным распорядителем для учреждения, не обладает полномочиями по планированию и выделению средств учреждению.

Администрация Ангарского городского округа только создает условия для составления проекта решения Думы Ангарского городского округа о бюджете, а также для исполнения бюджета. Повлиять на содержание проекта бюджета может управление образования, комитет по экономике и финансам и Дума.

В резолютивной части решения суда не указано, каким образом администрация Ангарского городского округа обязана обеспечить выполнение работ МБОУ "СОШ №3". В связи с чем данное решение является неисполнимым.

В апелляционной жалобе МБОУ "СОШ №3" просит отменить решение суда первой инстанции, и принять по делу новое решение об отказе в иске.

Как считает заявитель этой апелляционной жалобы, суд нарушил нормы материального и процессуального права.

По мнению заявителя жалобы, судом не учтены доводы ответчика             о невозможности исполнения решения по пунктам 3,5,6,13,14,15,16,17,18 в срок до 01.09.2018. В связи с чем решение суда является заведомо неисполнимым. Заявитель жалобы полагает, что суд должен был, с учетом специфики финансирования МБОУ "СОШ №3", указать иной срок исполнения, а именно до 01.09.2019.

Судом не учтено также, что на момент вынесения решения требования пунктов 9, 11, 12 уточненного искового заявления ответчиком исполнены, что было подтверждено в судебном заседании копиями товарных накладных, которые приобщены к материалам дела.

Как считает заявитель апелляционной жалобы, суд вышел за пределы заявленных уточненных требований к МБОУ "СОШ №3" и администрации Ангарского городского округа, и принял решение по требованиям, которые истцом не заявлялись, а именно по пунктам 5, 8, 13, 15, 17 уточненных исковых требований.

Заявитель также полагает, что у представителя Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области в Ангарском муниципальном образовании Галкиной Ю.М. отсутствовали полномочия на представление интересов истца в судебном заседании.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу МБОУ "СОШ №3" Управление Роспотребнадзора по Иркутской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Представитель ответчика МБОУ "СОШ №3", представитель третьего лица, министерства образования Иркутской области надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания. Сведений о причинах неявки не представлено.

Судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрела дело                         в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, рассмотрев его, согласно части 1 статьи 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия оставила без изменения решение Ангарского городского суда Иркутской области.

Судом первой инстанции было установлено и подтверждено материалами дела, что территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в Ангарском городском муниципальном образовании, по результатам проверки в МБОУ "СОШ №3" в октябре 2016 года выявлены нарушения санитарного законодательства.

По результатам проверки в адрес образовательной организации направлено предписание №2/281 от 28.10.2016 об устранении нарушений, которое не было полностью исполнено, в том числе, и на момент рассмотрения данного дела, что подтвердилось в ходе внеплановой проверки.

В частности, не восстановлена целостность ограждения территории школы, не произведена замена составного стеклополотна на цельное в классах, светопроемы учебных помещений не оборудованы регулируемыми солнцезащитными устройствами, не обеспечена исправность светильников в кабинетах, комплектация учащихся в соответствии с имеющейся площадью учебных кабинетов, не установлена необходимая мебель, не восстановлена целостность отделки полов в гардеробе и не произведена отделка стен и потолков в некоторых помещениях, футбольное поле не имело травяного покрова.

    По факту неисполнения предписания Управлением Роспотребнадзора по Иркутской области в Ангарском городском муниципальном образовании                               в отношении МБОУ "СОШ №3" составлен протокол об административном правонарушении №ЮЛ-355/17-16-02.

Разрешая требования иска уполномоченного государственного органа, суд первой инстанции руководствовался статьями 2, 11, 28, 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" о средствах обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, об обязанности юридических лиц в этой сфере, о санитарно-эпидемиологических требованиях к условиям обучения детей, о порядке утверждения санитарных правил.

Суд применил положения статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", которая определяет компетенцию, права, обязанности и ответственность образовательной организации, и статью 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" о целях государственной политики в интересах детей.

Применены судом обязательные положения СанПиН 2.4.2.2821-10, СанПиН 2.4.2409-08 и СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03.

Оценив собранные по делу доказательства на основании статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив обстоятельства дела, суд указал, что факт несоблюдения обязательных санитарных правил при эксплуатации здания школы и прилегающей к ней территории нашел свое подтверждение. Полностью выявленные уполномоченным органом нарушения не были устранены, нарушения исправлены только в части.

Суд исходил из того, что допущенные нарушения, необеспечение надлежащих условий для охраны жизни и здоровья учащихся - несовершеннолетних воспитанников - являются недопустимыми и подлежат устранению.

Обязанность по исполнению требований предписания уполномоченного органа по устранению выявленных нарушений санитарных норм суд возложил на образовательную организацию - МБОУ "СОШ №3",                             а обязанность по обеспечению необходимых работ - на администрацию Ангарского городского округа, исполняющую функции и полномочия учредителя в области бюджетного финансирования.

На основании таких выводов суд частично удовлетворил исковые требования.

Решение Ангарского городского суда Иркутской области судебная коллегия считает правильным, поскольку выводы суда в полной мере согласуются с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам дела, установленным по результатам оценки доказательств на основании статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Доводы апелляционных жалоб судебной коллегией отклонены                      по следующим основаниям.

Частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Между тем, суд первой инстанции рассмотрел дело и принял решение по заявленным требованиям. В решении суда указаны выводы в отношении тех нарушений, которые установлены, и подлежали устранению, указан порядок исправления допущенных нарушений законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, указаны нормы СанПиН, которыми предусматриваются обязательные условия эксплуатации имущества образовательных организаций.

Решение суда принято в отношении тех нарушений, которые не были устранены на день рассмотрения дела, является исполнимым. По мере выполнения обязательных требований, вопрос об учете устраненных недостатков подлежит разрешению в рамках исполнительного производства.

В силу пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"                            к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Проанализировав положения Устава Ангарского городского округа, структуру органов местного самоуправления, положения устава МБОУ "СОШ №3", суд указал на то, что Управление образования администрации Ангарского городского округа в качестве главного распорядителя бюджетных средств может распределять между образовательными организациями только те средства, которые предусмотрены Думой Ангарского муниципального образования в бюджете на очередной финансовый год.

Администрация Ангарского городского округа обеспечивает составление проекта местного бюджета, его исполнение. Следовательно, суд правильно пришел к выводу о наличии оснований для возложения на администрацию Ангарского городского округа обязанности по обеспечению выполнения школой необходимых мероприятий по устранению нарушений.

Срок исполнения такой обязанности суд определил с учетом периода каникул, а также с учетом того, что выявленные Управлением Роспотребнадзора по Иркутской области нарушения носят длительный характер (около двух лет), и до настоящего времени не устранены

Полномочия представителя истца были подтверждены надлежащим образом оформленной доверенностью, заверенная копия которой приобщена к материалам дела.

Доводы апелляционных жалоб основаны на неправильном истолковании закона, и не содержат указания на обстоятельства, влекущие в силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения судебного постановления.

Суд правильно определил юридически значимые обстоятельства                    и оценил доказательства, принял законное и обоснованное решение.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда

определила:

оставить решение Ангарского городского суда Иркутской области от 14 июня 2018 года по данному делу без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.

Судья-председательствующий С.С. Амосов
Судьи П.П. Рукавишников
Н.К. Черемных

33-9670/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Территориальный отдел Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области в Ангарском Городском образовании(Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора)
Ответчики
МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 3
Другие
Управление образования администрации АГО
Администрация АГО
Министерство образования Иркутской области
Суд
Иркутский областной суд
Судья
Амосов Станислав Сергеевич
Дело на сайте суда
oblsud.irk.sudrf.ru
06.11.2018Судебное заседание
19.11.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.11.2018Передано в экспедицию
06.11.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее