Дело № 3а-53/2020 Мотивированное решение
составлено 28 сентября 2020 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 сентября 2020 г. гор. Мурманск
Мурманский областной суд в составе:
председательствующего судьи Тихоновой Ж.В.
при секретаре Синициной М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Гольфстрим плюс» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости и установлении кадастровой стоимости в размере равной его рыночной стоимости,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Гольфстрим плюс» (далее – ООО «Гольфстрим плюс», Общество) обратилось в Мурманский областной суд с административным исковым заявлением к Правительству Мурманской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, установлении кадастровой стоимости в размере равной его рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является долевым собственником объекта недвижимости – здания ресторана «Гольфстрим», назначение: нежилое, общей площадью 1455,7 кв.м., с кадастровым номером *, расположенного по адресу: ...
Постановлением Правительства Мурманской области от 25 декабря 2012 г. № 670-ПП утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории Мурманской области (за исключением земельных участков). При этом стоимость здания с кадастровым номером * по состоянию на 16.04.2014 была определена в размере 55 043 482 рублей.
Между тем, согласно отчету индивидуального предпринимателя Т.М.Ю. от 20 декабря 2019 г. № 143-12/2019 рыночная стоимость указанного объекта недвижимости по состоянию на 16 апреля 2014 г. составляет 30 800 000 рублей.
Просил суд установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером * в размере равном его рыночной стоимости – 30 800 000 рублей, поскольку это влияет на размер налоговых обязательств административного истца и соответственно затрагивает права и законные интересы. Также просил восстановить срок для обращения в суд.
В судебном заседании представитель административного истца ООО «Гольфстрим плюс» Голиков О.В. уточнил заявленные требования, просил суд установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером * в размере его рыночной 32 633 000 рублей по состоянию на 16 апреля 2014 и до даты определения очередной кадастровой оценки 1 января 2019 г., определенном на основании отчета индивидуального предпринимателя Т.М.Ю. 22 сентября 2020 г. № 143-2-12/19.
Представитель административного ответчика Правительства Мурманской области Бондаренко О.В. в судебном заседании не заявила мотивированных возражений относительно установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной на основании откорректированного отчета № 143-2-12/19 от 22 сентября 2020 г. индивидуального предпринимателя Т.М.Ю.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области (далее - Управление Росреестра по Мурманской области) в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежаще. В письменном отзыве оставил вопрос на усмотрение суда, просил о рассмотрении административного дела в свое отсутствие (т.1 л.д. 157-160).
Заинтересованное лицо администрация города Мурманска своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, мнение по административному исковому заявлению не представил.
Заинтересованные лица Ткаченко Р.А., Ткаченко Н.А.. Лепихин М.В. Чубат В.Е. в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежаще.
В соответствии с частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела, учитывая, что неявка вышеуказанных лиц не была признана обязательной.
Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Согласно положениям статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При этом статья 24.18 Закона об оценочной деятельности в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
В судебном заседании установлено, что ООО «Гольфстрим Плюс» на праве собственности владеет 7/10 общей долевой собственности объекта недвижимости – ресторан «Гольфстрим», назначение нежилое, количество этажей 2, в том числе подземных 1, общая площадь 1455,7 кв.м., инвентарный номер *, с кадастровым номером *, расположенного по адресу: ... Дата присвоения кадастрового номера 29.06.2012. Право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 24 сентября 2012 г. (том 1 л.д. 150-154). Заинтересованные лица также являются долевыми собственниками указанного объекта недвижимости: Ткаченко Р.А. – 1/10 (1/20+1/20), Ткаченко Н.А. – 1/12, Лепихин М.В. – 1/60 и Чубат В.Е. – 1/10.
Постановлением Правительства Мурманской области от 25 декабря 2012 г. № 670-ПП утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории Мурманской области (за исключением земельных участков).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером * по состоянию на 16 апреля 2014 г. составила 55 043 482 рублей (т. 1 л.д. 14).
Датой внесения сведений о кадастровой стоимости в реестр объектов недвижимости является 16 апреля 2014 г.
Из пункта 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" следует, что ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ).
Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Поскольку в установленный Законом об оценочной деятельности срок, государственная кадастровая оценка объектов недвижимости проведена не была, то имеются основания для восстановления Обществу срока для обращения в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 25 августа 2020 г. кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером * по состоянию на 1 января 2019 г. определена на основании распоряжения Министерства имущественных отношений Мурманской области от 25 октября 2019 г. № 125 и составила 42 457 629 рублей 16 копеек
Дата начала применения кадастровой стоимости – 1 января 2020 г. Дата внесения изменений сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН 14 февраля 2020 г. (т. 1 л.д. 155).
Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что применение кадастровой стоимости, ставшей архивной, равной рыночной стоимости объекта недвижимости для целей налогообложения имеет существенное значение.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей установленных законодательством.
В соответствии с пунктом 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации") в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
На основании пункта 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации") перерасчет сумм ранее исчисленного налога на имущество физических лиц будет осуществляться не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом.
Поскольку административным истцом оспариваются результаты определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости по состоянию на 16 апреля 2014 и до даты определения очередной кадастровой оценки 1 января 2019 г., которые являются архивными, принимая во внимание, что ООО «Гольфстрим Плюс» не лишено права на перерасчет ранее уплаченного налога, за административным истцом сохраняется право на применение результатов пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером * для целей, установленных законодательством.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что применение кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости объекта недвижимости для целей налогообложения имеет преимущественное значение, и это следует из содержания положений Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
В качестве доказательства, подтверждающего размер рыночной стоимости здания, административным истцом представлен уточненный отчет 143-2-12/19 от 22 сентября 2020 г. индивидуального предпринимателя Т.М.Ю.., согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости - ресторан «Гольфстрим» с кадастровым номером * по состоянию на 16 апреля 2014 г. составила 32 633 000 рублей.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
Оформление и содержание уточненного отчета № 143-2-12/19 от 22 сентября 2020 г. индивидуального предпринимателя Т.М.Ю. соответствует требованиям Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», а также Федеральным стандартам оценки, утвержденным приказами Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации. Выводы оценщика мотивированы.
Так, из содержания отчета № 143-2-12/19 от 22 сентября 2020 г. следует, что оценка определялась индивидуально для конкретного объекта недвижимости, с учетом его специфических индивидуальных характеристик, сравнительным подходом, с учетом анализа внешних факторов и рынка недвижимости, местоположения объекта оценки. На различия между объектом оценки и тремя объектами-аналогами применены соответствующие корректировки и на основе полученных результатов оценщик определил итоговую стоимость объекта недвижимости. Характеристики объектов-аналогов представлены в отчете. Оценщик привел подробное обоснование поправок и расчет их значений. Вносимые корректировки имеют обоснование.
Свидетель Мартинович М.Н., являющаяся специалистом в области оценки объектов недвижимости, в судебном заседании подтвердила, что № 143-2-12/19 от 22 сентября 2020 г. индивидуального предпринимателя Т.М.Ю. соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, замечаний не выявлено. Определенная в отчете рыночная стоимость спорного объекта недвижимости является объективной и может быть признана достоверной.
В подтверждение показаний свидетеля приложено заключение Мартинович М.Н. по результатам рассмотрения отчета № 143-2-12/19 от 22 сентября 2020 г.
Таким образом, обстоятельств, дающих основание сомневаться в объективности и достоверности отчета об оценке, не установлено.
Выводы оценщика объективно не опровергнуты, достоверных данных об иной рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, суду не представлено.
Ходатайств о назначении судебной экспертизы суду не поступало.
При таком положении следует признать рыночную стоимость спорного объекта недвижимости с кадастровым номером *, определенной в отчете № 143-2-12/19 от 22 сентября 2020 г. индивидуального предпринимателя Т.М.Ю. по состоянию на 16 апреля 2014 г. в сумме 32 633 000 рублей, достоверной.
Учитывая, что налоговые обязательства истца, в частности по уплате налога на имущество, прямо зависят от величины кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, ставшей архивной, обоснованное определение кадастровой стоимости, очевидно, затрагивает его права, следовательно, административный истец вправе требовать уточнения кадастровой стоимости принадлежащего ему объекта.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Датой подачи заявления юридическим лицом считается дата обращения в Комиссию (абзац четвертый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Таким образом, в силу положений статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности оспаривание кадастровой стоимости объекта недвижимости порождает для административного истца юридические последствия.
Административный истец ООО «Гольфстрим Плюс» обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Мурманской области 31 декабря 2019 года.
Более того, согласно абзацу 2 пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28, в резолютивной части решения суда должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости, в том случае, если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
В настоящее время результаты очередной государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) Мурманской области по состоянию на 1 января 2019 г. утверждены распоряжением Министерства имущественных отношений Мурманской области от 25 октября 2019 г. № 125, следовательно, до даты внесения сведения данной государственной кадастровой оценки в государственный кадастр недвижимости (то есть до 1 января 2019 г.) подлежит применению кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером *, установленная настоящим решением.
С учетом изложенного, суд удовлетворяет заявленное требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – здания ресторана «Гольфстрим», назначение: нежилое, общей площадью 1455,7 кв.м., с кадастровым номером *, расположенного по адресу: ..., равной его рыночной стоимости в размере 32 633 000 рублей по состоянию на 16 апреля 2014 года и до даты определения очередной кадастровой оценки 01 января 2019 года.
Датой подачи заявления считать 31 декабря 2019 г.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Мурманский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ж.В. Тихонова