Решение по делу № 2-2840/2020 от 25.06.2020

№2-2840/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 августа 2020 года                      г.Комсомольск-на-Амуре

Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в составе: председательствующего судьи Сердюковой А.Ю.,

при секретаре Андрееве С.Е.,

с участием истцов Старшей Н.Ю., Старшей Ю.Ю.

представителя ответчика Валькова Н.Е., представителя третьего лица Ветрик Н.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению по исковому заявлению Старшей Н. Ю., Старшей Ю. Ю., Старшего В. Ю., Старшей А. И., Старшей Е. Д., действующей за себя и несовершеннолетнего ФИО к Краевому государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре», третьи лица (адрес), Комитет Правительства Хабаровского края по гражданской защите, о признании права на получение мер социальной поддержки в виде предоставления выплаты на строительство или приобретение жилых помещений взамен утраченного гражданами, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле-августе 2019 года на территории Хабаровского края, возложении обязанности, признании членами семьи нанимателя,

УСТАНОВИЛ:

Старшая Н.Ю. Старшая Ю.Ю., Старший В.Ю., Старшая А.И., Старшая Е.Д., действующая за себя и несовершеннолетнего ФИО обратились в суд с вышеназванным иском. В обоснование заявленных требований истцы указали, что квартира, расположенная по адресу: (адрес) является муниципальной. В квартире зарегистрированы и проживают Старшая Н. Ю., Старшая Ю. Ю., Старший В. Ю., Старшая А. И., Старшая Е. Д., ФИО. Старшая Н. Ю. (дата) была признана нанимателем квартиры вместо первоначального нанимателя ФИО 1, умершей (дата). В связи с выпадением обильных осадков и подъемом уровней воды на реках Хабаровского края, распоряжением Правительства Хабаровского края от 29.07.2019 № 623-рп с 29.07.2019 был введен режим чрезвычайной ситуации, в том числе в границах городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре». В результате указанного наводнения, указанная квартира была признана непригодной для проживания согласно заключения (№) от (дата) и постановления Главы администрации города Комсомольска-на-Амуре от (дата). Старшая Н.Ю. обратилась в КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре» с заявлением о предоставлении меры социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации. Было выдано уведомление № (№) от (дата) об отказе во включении в Список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера на территории Хабаровского края в период июля-сентября 2019 года. Полагают, что в вопросе предоставления меры социальной поддержки был проявлен формальный подход, не учитывающий существо законодательного регулирования спорных отношений. Они являлись членами семьи умершего нанимателя, продолжали проживать в жилом помещении после смерти нанимателя, что свидетельствует о том, что договор найма не расторгался не прекращал своего действия до перезаключения его другим членом семьи нанимателя. Смерть нанимателя не изменила объем их прав как членов семьи в отношении жилого помещения, они имеют право на получение мер поддержки в связи с утратой занимаемого жилого помещения даже в отсутствие нанимателя на день введения режима чрезвычайной ситуации в связи с его смертью. Просят признать за истцами право на получение мер социальной поддержки в виде предоставления выплаты на строительство или приобретение жилых помещений взамен утраченного гражданами, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле-августе 2019 на территории Хабаровского каря и возложить обязанность на КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре» в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу включить истцов в список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера на территории Хабаровского края в июле-сентябре 2019 года.

В судебном заседании Старшая Н.Ю. увеличила исковые требования и дополнительно к вышеизложенным просила признать членами ее семьи Старшую Ю.Ю., Старшего В.Ю., Старшую А.И., ФИО, так как они являются ее родственникам, проживают и зарегистрированы с ней вместе в жилом помещении по адресу (адрес) (адрес), имеют общий бюджет, ведут совместной хозяйство.

Определениями от 26.06.2020г., от 16.07.2020г. в качестве третьих лиц привлечены администрация г.Комсомольска-на-Амуре, Министерство социальной защиты населения.

В судебном заседании истцы Старшая Н.Ю. и Старшая Ю.Ю. на исковых требованиях настаивали, доводы изложенные в исковом заявлении подтвердили. Суду пояснили, что они являлись членами семьи умершего нанимателя ФИО 1 После смерти их матери, он не знали, что необходимо было перезаключать договор найма, продолжали проживать в жилом помещении со своими семьями. Все они приходятся друг другу родственниками, живут все вместе, имеют общий бюджет, ведут совместное хозяйство. Квартира четырехкомнатная, места всем хватает. Другой собственности у них нет. После того, как их дом признан непригодным для проживания, они фактически остались без жилья. Ответчик отказал им во включении в списки граждан имеющих право на получение меры социальной поддержки так как договор найма был перезаключен в (дата), после объявления режима ЧС. Считают что их права нарушены, так как они постоянно поживали в данном жилом помещении, не признавались утратившими право пользования данным жилым помещением, фактически они являлись нанимателями весь период после смерти матери до настоящего времени. Просили иск удовлетворить.

Истцы Старший В.Ю., Старшая А.И., Старшая Е.Д. в суд не явились по неизвестной суду причине. О дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлены в установленном законом порядке. Просили рассмотреть дело без их участия. Истец Старшая Е.Д. в предыдущем судебном заседании на иске настаивала.

Суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся истцов в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Представитель ответчика КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре» Вальков Н.Е. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, поскольку договор найма заключен (дата). – после объявления режима ЧС. Не представлены доказательства о признании членами семьи нанимателя Старшей Н.Ю.Старшей Ю.Ю., Старшего В.Ю., Старшей А.И., ФИО

Представители третьих лиц Комитета (дата) Хабаровского края по гражданской защите, Правительства (дата) края, Министерства социальной защиты населения (дата) края в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще.

Представителем третьего лица (адрес) представлены письменные возражения на иск, согласно которым с исковыми требования он не согласен, поскольку Старшая Н.Ю. как наниматель жилого помещения после смерти ее матери Старшой Г.В. заключила договор найма (дата). – после объявления режима ЧС. В связи с чем, она и члены ее семьи не могут претендовать на меру поддержки по порядку №440-пр от 26.10.2019г., поскольку на день введения режима ЧС юридически не обладали данным статусом. Кроме того, оформление прав найма на жилое помещение, которое было признано непригодным для проживания в силу ст. 10, 17, 60-62 ЖК РФ было неправомерным. Так же нет доказательств, подтверждающих статус Старшей Ю.Ю., Старшего В.Д., ФИО, Старшей А.И. как членов семьи Старшей Н.Ю. Просил в удовлетворении иска отказать. Ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Представителем Министерства социальной защиты населения Хабаровского края представлен отзыв на исковое заявление, согласно которому он исковые требования не признает, поскольку истцы не были нанимателями утраченного жилого помещения на день введения режима чрезвычайной ситуации, договор найма заключен Старшей Н.Ю. (дата). – после введения режима ЧС. Просил в удовлетворении иска отказать и рассмотреть дело без его участия.

Суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся третьих лиц в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Представитель третьего лица администрации г.Комсомольска-на-Амуре Ветрик Н.С. возражала против удовлетворения исковых требований, по снованиям изложенным в письменном отзыве. Указала, что истцы не являлись нанимателем утраченного жилого помещения на день введения режима ЧС. Оставила разрешение иска на усмотрение суда.

Свидетель Свидетель №2 в судебном заседании пояснила, что проживает в г(адрес) приходится истцам соседкой, частно ходит к ним в гости, поддерживает дружеские отношения. Она знает истцов с (дата). Они проживают все вместе по адресу (адрес) (дата). Они большая дружная семья, живут все вместе и ведут совместное хозяйство.

Свидетель Свидетель №1 в судебном заседании пояснил, что проживает в (адрес) приходится истца соседом. Истцы проживают в квартире с (дата), раньше там жила их мать, потом она умерла. Он 1-2 раза в месяц приходит к ним в гости и видит, что истцы живут все вместе в данной квартире, ведут совместное хозяйство, общий бюджет. Каких ибо конфликтов между ними, разобщенности он не наблюдал.

Выслушав пояснения сторон, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно ст.2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации, и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.

В соответствии с ч.2 ст.29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

Согласно п.1 ст.18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 названного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Хабаровского края №623-рп от 29 июля 2019 года в связи выпадением обильных осадков и подъемов уровней воды на реках Хабаровского края на территории Хабаровского края, в том числе, в границах городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» введен режим чрезвычайной ситуации регионального характера.

Постановлением администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края №1688-па от 1 августа 2019 года на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» введен режим ЧС.

Постановлением администрации г.Комсомольска-на-Амуре от 2308.2019г. №1826-па «Об определении границ зоны Чрезвычайной ситуации на территории МОГО «г.Комсомольск-на-Амуре» определены границы зоны ЧС на территории городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре»

Выплаты гражданам на приобретение или строительство ими жилых помещений, на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан, являются мерой социальной поддержки, денежные средства на которые поступают в Хабаровский край путем перечисления Российской Федерации на реализацию соответствующих мероприятий.

Порядок получения субъектами Российской Федерации средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации на социальную поддержку граждан, жилье которых утрачено или повреждено из-за чрезвычайных ситуаций, установлен Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.10.2019 N 1327 (далее – Правила №1327).

Трансферты предоставляются из резервного фонда Правительства Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью федерального бюджета и доведенных в установленном порядке до Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации мероприятий.

В соответствии с п. 5, п. «а» п. 6 Правил №1327 трансферты предоставляются, в том числе, на предоставление выплат на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, являвшимся на день введения чрезвычайной ситуации собственниками или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющих на день введения чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания.

    В целях реализации Правил №1327, Постановлением Правительства Хабаровского края от 26.10.2019 №440-пр утвержден Порядок предоставления выплат на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле - августе 2019 г. на территории Хабаровского края (далее по тексту Порядок №440-пр). Настоящий Порядок разработан в целях реализации мер социальной поддержки в виде предоставления выплаты на строительство или приобретение жилых помещений взамен утраченного гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле - августе 2019 г. на территории Хабаровского края, и определяет механизм ее предоставления.

    Согласно п. 1.1 пп. «в» Порядка 440-пр, мера поддержки, установленная настоящим Порядком, не предоставляется гражданам, не являющимся собственниками или нанимателями утраченного жилого помещения на день подачи заявления и документов, указанных в пункте 2.1, 2.2 раздела 2 настоящего Порядка.

    На основании пп. «а», «в» п. 1.2 Порядка №440-пр право на получение мер поддержки имеют граждане Российской Федерации являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания; не являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях на день введения режима чрезвычайной ситуации, относящиеся к членам семьи граждан, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.

Как следует их п. 1.3 Порядка №440-пр, к членам семьи граждан: 1) указанных в подпункте "а" пункта 1.2 настоящего раздела, относятся зарегистрированные по месту жительства либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими в утраченном жилом помещении на день введения режима чрезвычайной ситуации совместно с ними их супруг или супруга, дети и родители этих граждан, а также признанные решением суда членами семей граждан иные лица, если они были вселены в качестве члена семьи в жилое помещение, которое впоследствии было утрачено в результате чрезвычайной ситуации;

Согласно п.3 Постановления Правительства Хабаровского края от 26.10.2019 N 440-пр «О предоставлении мер социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле - августе 2019 г. на территории Хабаровского края» Министерство социальной защиты населения Хабаровского края является органом исполнительной власти Хабаровского края, ответственным за направление в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации списков граждан, являвшихся собственниками поврежденных и утраченных жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации, предусмотренных Правилами, а также заявок о предоставлении трансфертов по форме, установленной соглашением о предоставлении трансфертов.

Из материалов дела следует, Старшая Н.Ю., Старшая Ю.Ю., Старшой В.Ю. приходятся друг другу родными сестрами и братом, а ФИО 1 приходилась им матерью, что подтверждено свидетельствами о рождении (№), (№), (№) (№) и не оспаривалось в судебном заседании.

Кроме того, Старшая А.И. приходится дочерью Старшой Ю.Ю. и племянницей Старшой Н.Ю., что подтверждено свидетельством о рождении (№) от (дата).

Старшая Е.Д. приходится Старшей Н.Ю. дочерью, что подтверждено свидетельством о рождении (№) от (дата)., а несовершеннолетний ФИО приходится сыном Старшей Е.Д. и соответственно внуком Старшей Н.Ю., что подтверждено свидетельством о рождении (№) от (дата).

На основании обменного ордера (№) от (дата). ФИО 1 было предоставлено жилое помещение по адресу г(адрес). Согласно списку лиц, въезжающих по ордеру указаны Старшая Ю.Ю. (дочь), Старшая Н.Ю. (дочь), Старший В.Ю. (сын).

Согласно справке МУП ЕРКЦ (выписке из поквартирной карточки) от (дата). в квартире по адресу (адрес) зарегистрированы и проживают: Старшая Н.Ю. – с (дата)., Старшая Ю.Ю. – с (дата)., Старший В.Ю. – с (дата)., Старшая Е.Д. – с (дата)., ФИО (дата) года рождения - с (дата), Старшая А.И. с (дата).

ФИО 1 умерла (дата)., что подтверждено свидетельством о смерти (№) от (дата).

Старшая Н.Ю. (дата). обратилась в администрацию г.Комсомольска-на-Амуре с заявлением о признании ее нанимателем по ранее заключенному договору социального найма вместо первоначального нанимателя жилого помещения по адресу (адрес) согласия остальных членов семьи Старшей Е.Д., Старшей Ю.Ю., Старшего В.Ю., Старшей А.И., ФИО

Согласно сообщению администрации г.Комсомольска-на-Амуре от (дата)., Старшая Н.Ю. признана нанимателем жилого помещения по адресу (адрес) (адрес) на основании заявления от (дата).

Постановлением администрации от (дата). (№), жилое помещение по адресу (адрес) признан непригодным для проживания на основании заключения (№) от (дата). городской межведомственной комиссии по проведению процедуры оценки индивидуальных жилых домов и многоквартирных жилых домов с количеством квартир не более четырех в индивидуальной жилой застройке на территории МОГО «Город г.Комсомольск-на-Амуре», пострадавших в результате ЧС, вызванной паводком 2019г. Состав комиссии утвержден распоряжением администрации г.Комсомольска-на-Амуре от (дата). (№).

(дата). Старшая Н.Ю. обратилась в КГКУ «Центра социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре» с заявлением о предоставлении ей и членам ее семьи Старшей Ю.Ю., Старшей Е.Д., Старшему В.Д., меры социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате ЧС.

Уведомлением № (№) от (дата) Старшей Н.Ю. было отказано во включении в Список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Хабаровского края в период с июля по сентябрь 2019 года в связи тем, что на день введения режима СЧ он не являлись нанимателями утраченного жилого помещения расположенного по адресу (адрес).

Рассматривая исковые требования истцов о признании за ними права на получение меры государственной поддержки в виде выплаты на строительство или приобретение жилых помещений взамен утраченных, искового требования Старшей Н.Ю. о признании членами ее семьи Старшего Н.Ю.. старшей Ю.Ю., Старшей А.И., ФИО, Старшей Е.Ю. суд приходит к выводу и их обоснованности по следующим основаниям:

Согласно ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

    Статья 69 ЖК РФ устанавливает, что к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения.

    Согласно п. 24, п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности независимо от того, вселялись ли они в жилое помещение одновременно с нанимателем или были вселены в качестве членов семьи нанимателя впоследствии. Члены семьи нанимателя имеют, в частности, следующие права: бессрочно пользоваться жилым помещением (часть 2 статьи 60 ЖК РФ); сохранять право пользования жилым помещением в случае временного отсутствия (статья 71 ЖК РФ); участвовать в решении вопросов: переустройства и перепланировки жилого помещения (пункт 5 части 1 статьи 26 ЖК РФ), вселения в установленном порядке в жилое помещение других лиц (статья 70 ЖК РФ), обмена жилого помещения (статья 72 ЖК РФ), сдачи жилого помещения в поднаем (статья 76 ЖК РФ), вселения временных жильцов (статья 80 ЖК РФ), переселения в жилое помещение меньшего размера (статья 81 ЖК РФ), изменения договора социального найма (статья 82 ЖК РФ), расторжения договора социального найма (часть 2 статьи 83 ЖК РФ).

Разрешая споры, связанные с признанием лица членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, судам необходимо учитывать, что круг лиц, являющихся членами семьи нанимателя, определен частью 1 статьи 69 ЖК РФ. К ним относятся: а) супруг, а также дети и родители данного нанимателя, проживающие совместно с ним; б) другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. К другим родственникам при этом могут быть отнесены любые родственники как самого нанимателя, так и членов его семьи независимо от степени родства как по восходящей, так и нисходящей линии. При определении круга лиц, относящихся к нетрудоспособным иждивенцам, судам надлежит руководствоваться пунктами 2, 3 статьи 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", содержащими перечень нетрудоспособных лиц, а также понятие нахождения лица на иждивении.

Под ведением общего хозяйства, являющимся обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, следует, в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п. Для признания других родственников и нетрудоспособных иждивенцев членами семьи нанимателя требуется также выяснить содержание волеизъявления нанимателя (других членов его семьи) в отношении их вселения в жилое помещение: вселялись ли они для проживания в жилом помещении как члены семьи нанимателя или жилое помещение предоставлено им для проживания по иным основаниям (договор поднайма, временные жильцы). В случае спора факт вселения лица в качестве члена семьи нанимателя либо по иному основанию может быть подтвержден любыми доказательствами (статья 55 ГПК РФ).

Согласно п. 26 и п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" по смыслу находящихся в нормативном единстве положений статьи 69 ЖК РФ и части 1 статьи 70 ЖК РФ, лица, вселенные нанимателем жилого помещения по договору социального найма в качестве членов его семьи, приобретают равные с нанимателем права и обязанности при условии, что они вселены в жилое помещение с соблюдением предусмотренного частью 1 статьи 70 ЖК РФ порядка реализации нанимателем права на вселение в жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи.

С целью обеспечения права несовершеннолетних детей жить и воспитываться в семье (статья 54 СК РФ) частью 1 статьи 70 ЖК РФ установлено, что не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и наймодателя для вселения к родителям их несовершеннолетних детей (это могут быть дети как самого нанимателя, так и других членов его семьи, проживающих в жилом помещении). Судам также следует иметь в виду, что Жилищный кодекс Российской Федерации (часть 1 статьи 70 ЖК РФ) не предусматривает возможности ограничения соглашением сторон права пользования жилым помещением по договору социального найма вселенного члена семьи нанимателя. Вселение в жилое помещение новых членов семьи нанимателя, согласно части 2 статьи 70 ЖК РФ, влечет за собой необходимость внесения соответствующих изменений в ранее заключенный договор социального найма жилого помещения в части указания таких лиц в данном договоре. Вместе с тем несоблюдение этой нормы само по себе не является основанием для признания вселенного члена семьи нанимателя не приобретшим права на жилое помещение при соблюдении установленного частью 1 статьи 70 ЖК РФ порядка вселения нанимателем в жилое помещение других граждан в качестве членов своей семьи.

Статья 60 ЖК РФ определяет, что по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия. Изменение оснований и условий, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещения.

Статья 79 ЖК РФ устанавливает, что договор поднайма жилого помещения, предоставленного по договору социального найма, прекращается по истечении срока, на который он был заключен. Если договор поднайма жилого помещения, предоставленного по договору социального найма, заключен без указания срока, сторона договора - инициатор прекращения договора обязана предупредить другую сторону о прекращении договора поднайма за три месяца.

Согласно ч.2 ст. 82 ЖК РФ дееспособный член семьи нанимателя с согласия остальных членов своей семьи и наймодателя вправе требовать признания себя нанимателем по ранее заключенному договору социального найма вместо первоначального нанимателя. Такое же право принадлежит в случае смерти нанимателя любому дееспособному члену семьи умершего нанимателя.

Как следует из ч.5 ст. 83 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) жилого помещения, со смертью одиноко проживавшего нанимателя.

Из материалов дела следует, что Старшая Н.Ю., Старший В.Ю. и Старшая Ю.Ю. были вселены в жилое помещение по адресу (адрес) ФИО 1 как члены ее семьи (как ее дети) и после ее смерти они продолжали жить в данном жилом помещении одной семьей вплоть до настоящего времени. Администрация г.Комсомольска-на-Амуре не выселяла их из данного жилого помещения, договор социального найма не расторгался и не прекращался после смерти ФИО 1, поскольку умерший наниматель не был одиноким. В данном жилом помещении Старшая Н.Ю., Старший В.Ю. и Старшая Ю.Ю. зарегистрированы, в последствие были зарегистрированы их дети, внук, что не противоречит требованиям закона. Тот факт, что Старшая Н.Ю. признана нанимателем только (дата). на основании ее заявления, не свидетельствует сам по себе, что с (дата) года по (дата). она и члены ее семьи фактически не осуществляли свои права и обязанности как члены семьи умершего нанимателя, они пробрели право пользования данным жилым помещением с момента вселения в жилое помещение и регистрации нанимателем ФИО 1. С учетом положений ст. 82 ч.2 ЖК РФ, Старшая Н.В. фактически признана нанимателем вышеуказанного жилого помещения по ранее заключенному договору социального найма на основании обменного ордера от 10.06.1994г. вместо первоначального нанимателя и ее права и права членов ее семьи не ограничиваются периодом начиная с (дата)., ее права и права членов ее семьи на жилое помещение являются длительными, непрерывными и действуют с (дата) по настоящее время.

Факт того, что Старшая Ю.Ю., Старший В.Ю., Старшая А.И., Старшая Е.Д., ФИО приходятся членами семьи Старшей Н.Ю. нашел свое доказательственное подтверждение материалами дела и показаниями свидетелей в судебном заседании. В связи с чем, исковое требования Старшей Н.Ю. в данной части является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что Старшая Н.Ю. как наниматель, Старшая Ю.Ю., Старший В.Ю., Старшая А.И., Старшая Е.Д., ФИО как члены семьи нанимателя утратили жилое помещение расположенное в (адрес), вследствие чрезвычайной ситуации, вызванной паводком произошедшим в июле-сентябре 2019 года на территории г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, в связи с чем, они, являясь гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими в жилом доме в границах зоны затопления (подтопления), установленных правовым актом органов местного самоуправления, подлежат признанию пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком на территории городского округа «Города Комсомольска-на-Амуре» в июле-сентябре 2019 года и имеют право на получение соответствующих мер социальной поддержки предусмотренной Постановлением Правительства Хабаровского края от 26.10.2019 N 440-пр "О предоставлении мер социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле - августе 2019 г. на территории Хабаровского края" и в данной части иск надлежит удовлетворить. Отказ ответчика и третьих лиц в признании за истцами данного права противоречит ст. 40 Конституции РФ, поскольку в данном случае истцы остаются без жилья.

Требование истцов о возложении на ответчика обязанности включить их в списки семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате ЧС на территории Хабаровского края в июле -сентябре 2019 года не может быть удовлетворено, так как включение граждан в данные списки носит заявительный характер, при решении вопроса о включении, либо не включении граждан в данные списки, ответчик, в силу своей компетенции, проверяет, в том числе и иные обстоятельства, не являвшиеся предметом данного судебного разбирательства, которые должны быть учтены при решении вопроса о предоставлении истцам мер государственной поддержки. Но, данное решение является основанием, для обращения истцов с заявлением о включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории муниципального образования городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре» в июле-сентябре 2019 года, имеющих право на получение выплат в соответствии с действующим законодательством.

Суд, с учетом социальной значимости данного вопроса, окончания 01.10.2020г. сроков принятия заявлений от граждан на предоставлении им мер социальной поддержки в виде предоставления выплаты на строительство или приобретение жилых помещений взамен утраченных в результате ЧС в июле -августе 2019г. на территории Хабаровского края, наступлением зимнего периода в условиях района приравненного к районам Крайнего севера, приходит к выводу о возможности удовлетворить ходатайство истцов и обратить решение суда к немедленному исполнению, поскольку исполнение решения суда может оказаться невозможным.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Старшей Н. Ю., Старшей Ю. Ю., Старшего В. Ю., Старшей А. И., Старшей Е. Д., действующей за себя и несовершеннолетнего ФИО к Краевому государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре» о признании права на получение мер социальной поддержки, возложении обязанности, признании членами семьи нанимателя – удовлетворить.

Признать членами семьи нанимателя Старшей Н. Ю. - Старшую А. И., Старшую Ю. Ю., Старшего В. Ю., ФИО, Старшую Е. Д..

Признать за Старшей Н. Ю., Старшей Ю. Ю., Старшим В. Ю., Старшей А. И., Старшей Е. Д. действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО право на получение мер социальной поддержки предусмотренной Постановлением Правительства Хабаровского края от 26.10.2019 N 440-пр "О предоставлении мер социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле - августе 2019 г. на территории Хабаровского края".

Решение суда является основанием для обращения истцов с заявлением о включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории муниципального образования городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре» в июле-сентябре 2019 года, имеющих право на получение выплат в соответствии с действующим законодательством.

Обратить решение суда к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                        А.Ю. Сердюкова

2-2840/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
Старшая Екатерина Денисовна
Старший Виталий Юрьевич
Старшая Юлия Юрьевна
Старшая Анастасия Игоревна
Старшая Наталья Юрьевна
Ответчики
КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре»
Другие
Правительство Хабаровского края
Министерство социальной защиты населения Хабаровского края
Администрация города Комсомольска-на-Амуре
Комитет Правительства Хабаровского края по гражданской защите
Суд
Центральный районный суд г. Комсомольск-на-Амуре
Судья
Сердюкова Анна Юрьевна
Дело на сайте суда
centralny.hbr.sudrf.ru
25.06.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.06.2020Передача материалов судье
26.06.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.07.2020Подготовка дела (собеседование)
16.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.08.2020Судебное заседание
27.08.2020Судебное заседание
03.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее