УИД 16RS0046-01-2023-000326-81
Дело № 2-1726/2023 ~ М-157/2023
Судья Сафин А.Р. 33-13961/2023
Учет № 073г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 декабря 2023 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего Насретдиновой Д.М.,
судей Гиниатуллиной Ф.И., Прытковой Е.В.,
при ведении протокола помощником судьи Суфиевой А.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гиниатуллиной Ф.И. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан – Хадиевой Г.А. на решение Вахитовского районного суда города Казани от 28 апреля 2023 года, которым постановлено: исковые требования Осиповой Т.В. удовлетворить.
Признать период стажа работы Осиповой Т.В. с 5 апреля 2009 года по 12 сентября 2021 года в должности экономиста и с 13 сентября 2021 года по 9 ноября 2022 года в должности инженера зачтенным в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости за работу с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.
Обязать федеральное казенное учреждение «Колония-поселение № 18 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан» направить в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан сведения о стаже работы Осиповой Т.В. с 5 апреля 2009 года по 12 сентября 2021 года в должности экономиста и с 13 сентября 2021 года по 9 ноября 2022 года в должности инженера с отнесением напряженности труда к подклассу 3.1.
Признать решение государственного учреждения Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан от <дата> .... об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы Осиповой Т.В. с 5 апреля 2009 года по 12 сентября 2021 года в должности экономиста производственного отдела адаптации осужденных в федеральном казенном учреждении «Колония-поселение № 18 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан», с 13 сентября 2021 года по 9 ноября 2022 года в должности инженера производственного отдела трудовой адаптации осужденных в федеральном казенном учреждении «Колония-поселение №18 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан».
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан назначить Осиповой Т.В. досрочно страховую пенсию по старости с 10 ноября 2022 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя Осиповой Т.В. – Ильина Т.С., возражавшего доводам жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Осипова Т.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан (ГУ – Отделение ПФР по Республике Татарстан), федеральному казенному учреждению «Колония-поселение № 18 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан» (далее – ФКУ КП-18 УФСИН России по Республике Татарстан) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости. В обоснование исковых требований Осипова Т.В. указала, что 10 ноября 2022 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» как лицу, проработавшему не менее установленного названным пунктом срока на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы и имеющей страховой стаж более 10 лет. Решением пенсионного органа .... от <дата> в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано в связи с отсутствием документально подтвержденного специального стажа требуемой продолжительности 10 лет. При этом в решении было указано, что требуемые для назначения досрочной страховой пенсии по старости продолжительность страхового стажа и величина индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) имеются. Ответчиком в стаж работы, дающей право на досрочную страховую пенсию по старости, не включены следующие периоды: с 5 апреля 2009 года по 12 сентября 2021 года (12 лет 5 месяцев 8 дней) в должности экономиста производственного отдела трудовой адаптации осужденных в ФКУ КП-18 УФСИН России по Республике Татарстан», так как согласно акту документальной проверки от <дата> .... не подтверждается занятость на работах непосредственно с осужденными. Согласно специальной оценки условий труда от <дата> работа в должности экономиста центра трудовой адаптации осужденных имеет итоговый класс условий труда - 2 (допустимый) и право на льготное пенсионное обеспечение отсутствует; с 13 сентября 2021 года по 9 ноября 2022 года (1 год 1 месяц 27 дней) в должности инженера производственного отдела трудовой адаптации осужденных в ФКУ КП-18 УФСИН России по Республике Татарстан, так как согласно акту документальной проверки от <дата> .... не подтверждается занятость на работах непосредственно с осужденными. Согласно специальной оценки условий труда от <дата> работа в должности экономиста центра трудовой адаптации осужденных имеет итоговый класс условий труда - 2 (допустимый) и право на льготное пенсионное обеспечение отсутствует. Указывает, что с решением пенсионного органа истец не согласен, поскольку должности истца «экономист» за период с 5 апреля 2009 года по 12 сентября 2021 года и «инженер» за период с 13 сентября 2021 года по 9 ноября 2022 года входят в Список работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации № 85 от 3 февраля 1994 года. За весь период работы на должностях «экономист» и «инженер» характер работы истца был связан с занятостью в непосредственной близости с осужденными полный рабочий день, что подтверждается, в том числе справкой от <дата>, выданной ФКУ КП-18 УФСИН России по Республике Татарстан, а также спецификой данного исправительного учреждения. Таким образом, истец считает, что фактически ответчик отказал в удовлетворении истцу в заявлении о досрочном выходе на пенсию по старости исключительно из-за отсутствия соответствующих специальных оценок условий труда, предоставляющих право на льготное пенсионное обеспечение, а также неоплатой работодателем взносов, соответствующих особым условиям труда. Руководствуясь изложенным, истец просит суд признать незаконным решение ГУ – Отделения ПФР по Республике Татарстан от <дата> .... об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, обязать ГУ – Отделение ПФР по Республике Татарстан засчитать в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы Осиповой Т.В. с 5 апреля 2009 года по 12 сентября 2021 года (12 лет 5 месяцев 8 дней) в должности экономиста производственного отдела адаптации осужденных в ФКУ КП-18 УФСИН России по Республике Татарстан, с 13 сентября 2021 года по 9 ноября 2022 года (1 год 1 месяц 27 дней) в должности инженера производственного отдела трудовой адаптации осужденных в ФКУ КП-18 УФСИН России по Республике Татарстан, обязать ГУ – Отделение ПФР по Республике Татарстан назначит Осиповой Т.В. досрочно страховую пенсию по старости с 10 ноября 2022 года.
В ходе судебного рассмотрения произведена замена ответчика ГУ – Отделение ПФР по Республике Татарстан правопреемником Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (далее – ОСФР по Республике Татарстан), а также к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФКУ КП-18 УФСИН России по Республике Татарстан.
Также ходе судебного заседания представителем истца дополнительно пояснено о том, что 17 февраля 2023 года истец обратился к ответчику с письменным запросом, в ответ на который получен ответ о том, что периоды работы с 5 апреля 2009 года по 12 сентября 2021 года в должности экономиста и с 13 сентября 2021 года по 9 ноября 2022 года в должности инженера не могут быть применены, поскольку основной причиной не включения данных периодов в специальный стаж на основании документальной проверки от <дата> .... является отсутствие полной, непосредственной занятости на работах с осужденными.
Также был получен ответ от работодателя, согласно которому ФКУ КП-18 УФСИН России по Республике Татарстан разъясняет, что за период работы Осиповой Т.В. до 2013 года каких-либо дополнительных помимо общих взносов работодателем не вносились, так как дополнительный тариф был введен только с 2013 года, а за период с 1 января 2022 года будет вноситься работодателем только по решению суда.
В связи с указанным, истец исковые требования уточнил, просил суд признать период стажа работы Осиповой Т.В. с 5 апреля 2009 года по 12 сентября 2021 года в должности экономиста и с 13 сентября 2021 года по 9 ноября 2022 года в должности инженера зачтенным в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости за работу с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, обязать ФКУ КП-18 УФСИН России по Республике Татарстан направить в ОСФР по Республике Татарстан сведения о стаже работы Осиповой Т.В. с 5 апреля 2009 года по 12 сентября 2021 года в должности экономиста и с 13 сентября 2021 года по 9 ноября 2022 года в должности инженера с отнесением напряженности труда к подклассу 3.1, признать решение ГУ – Отделения ПФР по Республике Татарстан от <дата> .... об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, обязать ОСФР по Республике Татарстан включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы Осиповой Т.В. с 5 апреля 2009 года по 12 сентября 2021 года в должности экономиста производственного отдела адаптации осужденных в ФКУ КП-18 УФСИН России по Республике Татарстан, с 13 сентября 2021 года по 9 ноября 2022 года в должности инженера производственного отдела трудовой адаптации осужденных в ФКУ КП-18 УФСИН России по Республике Татарстан, обязать ОСФР по Республике Татарстан назначить Осиповой Т.В. досрочно страховую пенсию по старости с 10 ноября 2022 года.
В суде первой инстанции представитель Осиповой Т.В. – Федоров А.М. уточненные исковые требования поддержал.
Представитель ОСФР по Республике Татарстан в суд первой инстанции не явился, поступил отзыв на исковое заявление с ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ФКУ КП-18 УФСИН по Республике Татарстан в суд первой инстанции не явился, поступили письменные пояснения по делу.
Судом принято решение в приведённой выше формулировке.
В апелляционной жалобе представитель ОСФР по Республике Татарстан – Хадиева Г.А. просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указывает, что несоблюдение условия о начислении и уплате страховых взносов является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Факт места расположения производственных участков Центра трудовой адаптации и Колонии-поселении на территории исправительного учреждения не является доказательством, постоянной работы с осужденными. Полагает, что выводы суда о том, что осужденные имеют свободный доступ к кабинетам работников колонии без каких-либо ограничений, не подтверждают постоянную занятость в течение полного рабочего дня на работах с осужденными. Также указывает, что работодатель не считает данную профессию льготной в связи с чем не представляет сведения на истца с кодом особые условия труда. Табель учета использования рабочего времени подтверждают только факт работы, но не подтверждает постоянную занятость в течение полного рабочего дня на работах с осужденными.
Представитель ОСФР по Республике Татарстан – Хадиева Г.А. в суд апелляционной инстанции не явилась, до судебного заседания направила ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, в котором поддержала доводы жалобы.
Представитель ФКУ КП-18 УФСИН по Республике Татарстан в суд апелляционной инстанции не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с частью 2.1 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно пункту 17 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 15 лет и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В силу части 2 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях», засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение».
В соответствии с подпунктом «к» пункта 1 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, которые были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, применяется Список работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 года № 85.
Правом на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с указанным списком пользуются руководители, специалисты и служащие, постоянно и непосредственно занятые на работах с осужденными, в том числе инженеры, экономисты (пункт 2 Списка от 3 февраля 1994 года № 85).
Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 20 мая 1994 года № 39 утверждены Разъяснения «О порядке применения списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 года № 85».
Согласно пункту 6 разъяснения, руководители, специалисты и служащие пользуются правом на пенсию на льготных условиях независимо от образования, квалификации и специализации. Например, инженеры по организации управления производством, инженеры по ремонту, техники по планированию, технологи-наставники и т.д.
В соответствии с пунктом 2 разъяснения, правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку пользуются руководители, специалисты и служащие, постоянно и непосредственно занятые на работах с осужденными постоянно и непосредственно в течение полного рабочего дня, в частности инженеры, экономисты.
Аналогичные условия возникновения права на указанный вид пенсии содержатся в пункте 4 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, согласно которому в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 названного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
Частью 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ установлено, что при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 258н.
Согласно статье 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица, обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Если же документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей.
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 10 ноября 2022 года Осипова Т.В. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» как лицу, проработавшему не менее установленного названным пунктом срока на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы и имеющей страховой стаж более 10 лет.
Решением пенсионного органа от <дата> .... истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием документально подтвержденного специального стажа требуемой продолжительности 10 лет. При этом в решении указано, что требуемые для назначения досрочной страховой пенсии по старости продолжительность страхового стажа и величина индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) имеются.
Ответчиком в стаж работы, дающей право на досрочную страховую пенсию по старости, не включены следующие периоды:
- с 5 апреля 2009 года по 12 сентября 2021 года (12 лет 5 месяцев 8 дней) в должности экономиста производственного отдела трудовой адаптации осужденных в ФКУ КП-18 УФСИН по Республике Татарстан, так как согласно акту документальной проверки от <дата> .... не подтверждается занятость на работах непосредственно с осужденными. Согласно специальной оценки условий труда от <дата> работа в должности экономиста центра трудовой адаптации осужденных имеет итоговый класс условий труда 2 (допустимый) и право на льготное пенсионное обеспечение отсутствует;
- с 13 сентября 2021 года по 9 ноября 2022 года (1 год 1 месяц 27 дней) в должности инженера производственного отдела трудовой адаптации осужденных в ФКУ КП-18 УФСИН по Республике Татарстан, так как согласно акту документальной проверки от <дата> .... не подтверждается занятость на работах непосредственно с осужденными. Согласно специальной оценки условий труда от <дата> работа в должности экономиста центра трудовой адаптации осужденных имеет итоговый класс условий труда 2 (допустимый) и право на льготное пенсионное обеспечение отсутствует.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что в оспариваемые периоды с 5 апреля 2009 года по 12 сентября 2021 года и с 13 сентября 2021 года по 9 ноября 2022 года Осипова Т.В. работала в должностях, предусмотренных Списком, в учреждениях, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы, постоянно и непосредственно была занята на работах с осужденными полный рабочий день, в связи с чем пришел к выводу о включении указанных периодов в стаж на соответствующих видах работ для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Между тем суд первой инстанции при рассмотрении настоящего дела нормативные акты, устанавливающие порядок и условия подтверждения стажа, наличие которого дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, к спорным отношениям не применил, вследствие чего пришел к ошибочному выводу о наличии у истца специального стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 17 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.
Как усматривается из материалов дела, 21 июля 1998 года Осипова Т.В. зарегистрирована в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования. По сведениям индивидуального (персонифицированного) учета периоды работы с 5 апреля 2009 года по 12 сентября 2021 года в должности экономиста производственного отдела трудовой адаптации осужденных в ФКУ КП-18 УФСИН по Республике Татарстан и с 13 сентября 2021 года по 9 ноября 2022 года в должности инженера производственного отдела трудовой адаптации осужденных в ФКУ КП-18 УФСИН по Республике Татарстан указаны без кодов особых условий труда.
Помимо этого, положениями части 6 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, имевшие место после 1 января 2013 года засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифами, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 настоящего закона применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
В соответствии с частью 2 статьи 428 Налогового кодекса Российской Федерации для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», применяется дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 6 процентов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи).
Факт не начисления и неуплаты, работодателем дополнительных страховых взносов по дополнительному тарифу за периоды работы истца, имевшие место с 1 января 2013 года сторонами не оспаривался.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определениях от 20 февраля 2007 года № 145-О-О и от 17 декабря 2009 года № 1580-О-О, установление для лиц, которые были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости связывается не с любой работой в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, а лишь с такой, которая непосредственно связана с осужденными и при выполнении которой подвергаются риску жизнь и здоровье работников этих учреждений, учитываются также и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных условиях. Исходя из этого, в утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 года № 85 Списке указаны не только определенные должности, но и условие - постоянная и непосредственная занятость на работах с осужденными.
Статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (часть 1 названной статьи). Безопасные условия труда - это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов (часть 5 статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, на полную и достоверную информацию об условиях труда и о требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.
Указанному праву работника корреспондирует обязанность работодателя обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, исполнять иные обязанности, предусмотренные, в том числе законодательством о специальной оценке условий труда (статьи 22, 212 Трудового кодекса Российской Федерации).
Так, в силу абзаца одиннадцатого части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», вступившим в силу с 1 января 2014 года (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ).
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ).
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ).
Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться в том числе для: разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (статья 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 названного федерального закона, привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям: указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведения специальной оценки условий труда; наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей - общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования; наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных пунктами 1 - 11 и 15 - 23 части 3 статьи 13 названного федерального закона.
Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ).
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 года № 33н утверждены Методика проведения специальной оценки условий труда, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и Инструкция по ее заполнению.
Пунктом 1 Методики проведения специальной оценки условий труда установлены обязательные требования к последовательно реализуемым в рамках проведения специальной оценки условий труда процедурам: идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов; исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов; отнесению условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов; оформлению результатов проведения специальной оценки условий труда.
Из приведенных нормативных положений следует, что специальная оценка условий труда, обязанность по организации и финансированию проведения которой возложена законом на работодателя, проводится в целях создания безопасных условий труда, сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности. Она представляет собой единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. При этом непосредственное проведение специальной оценки условий труда на основании гражданско-правового договора, заключаемого работодателем, осуществляется специальной организацией, основным или одним из видов деятельности которой является проведение специальной оценки условий труда, а также отвечающей иным требованиям, указанным в статье 19 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ.
Согласно статье 5 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ работник вправе: присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте (пункт 1 части 1 статьи 5 закона), обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей специальную оценку условий труда, эксперту организации, проводящей специальную оценку условий труда, с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте (пункт 2 части 1 статьи 5 закона), обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте в соответствии со статьей 26 названного закона (пункт 3 части 1 статьи 5 Закона).
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ разногласия по вопросам проведения специальной оценки условий труда, несогласие работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а также жалобы работодателя на действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда, рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, решения которых могут быть обжалованы в судебном порядке (часть 1 статьи 26 названного закона).
Работодатель, работник, выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников вправе обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда в судебном порядке (часть 2 статьи 26 названного закона).
Таким образом, законом установлен как внесудебный, так и судебный порядок разрешения разногласий и споров, связанных с проведением специальной оценки условий труда, в том числе в случае несогласия работника с результатами специальной оценки условий труда на его рабочем месте.
Между тем, возлагая на работодателя ФКУ КП-18 УФСИН по Республике Татарстан представить в пенсионный орган сведения о стаже работе Осиповой Т.В. за период с 5 апреля 2009 года по 12 сентября 2021 года в должности экономиста и с 13 сентября 2021 года по 9 ноября 2022 года в должности инженера с отнесением напряженности труда к подклассу 3.1., суд первой инстанции положения нормативных правовых актов, устанавливающих порядок осуществления мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусматривающих проведение специальной оценки условий труда, осуществляемой специализированной организацией, а также устанавливающих порядок оспаривания результатов специальной оценки условий труда рабочего места, к спорным отношениям не применил.
Согласно акту документальной проверки ОПФР по Республике Татарстан от <дата>, по результатам проведенной специальной оценки условий труда, карта № .... специальной оценки условий труда на экономиста ЦТАО не соответствовала вредному или опасному классу условий труда, условия труда признаны допустимыми (2 класс), право на досрочное назначение пенсии не установлено. Согласно карте № .... специальной оценки условий труда инженера производственного отдела, итоговый класс условий труда – допустимый, право на досрочное назначение пенсии не установлено.
С результатами специальной оценки условий труда Осипова Т.В. ознакомлена соответственно 24 февраля 2016 года и 25 апреля 2022 года. Результаты проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте в порядке статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» Осиповой Т.В. не обжаловались. В предшествующий и последующий периоды специальная оценка условий труда не проводилась, класс условий труда не устанавливался, сведений об этом по делу не имеется.
Должностной инструкцией экономиста производственного отдела центра трудовой адаптации осужденных предусмотрена работа по осуществлению экономической деятельности Центра, направленной на повышение эффективности и рентабельности производства, выполнение расчетов по материальным, трудовым и финансовым затратам, необходимых для производства и реализации выпускаемой продукции, осуществляет экономический анализ хозяйственной деятельности Центра. Выявляет резервы производства, осуществляет контроль за ходом выполнения плановых заданий по Центру, ведет учет экономических показателей результатов производственной деятельности Центра – подготавливает периодическую отчетность и тому подобное.
Согласно должностной инструкции в обязанности инженера производственного отдела трудовой адаптации осужденных входит осуществление ежедневного учета выпуска товарной продукции, проверка расчетов и нормирование труда осужденных, установление нормы времени и расценок на разовые работы и заказы, осуществление контроля за своевременным доведением до рабочих и служащих новых норм и расценок, введение учета приема на работу и увольнения осужденных Центра, обеспечение предоставления установленной статистической отчетности и тому подобное.
Из представленных ФКУ КП-18 УФСИН России по Республике Татарстан письменных пояснений по делу, следует, что Осипова Т.В. в спорные периоды с 5 апреля 2009 года по 12 сентября 2021 года работала в должности экономиста производственного отдела центра трудовой адаптации ФКУ КП-18 УФСИН России по Республике Татарстан, с 13 сентября 2021 года по 9 ноября 2022 года работала в должности инженера производственного отдела трудовой адаптации осужденных в ФКУ КП-18 УФСИН по Республике Татарстан, при этом работодатель не подтверждает выполнение истцом работы в особых условиях труда.
Таким образом, вывод суда первой инстанции, что работа в спорные периоды осуществлялась истцом в непосредственном контакте с осужденными, полный рабочий день, допустимыми доказательствами не подтвержден.
При отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих занятость истца в качестве специалиста учреждения ФКУ КП-18 УФСИН по Республике Татарстан ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ 5 ░░░░░░ 2009 ░░░░ ░░ 12 ░░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░ ░ 13 ░░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░ 9 ░░░░░░ 2022 ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░, ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ 80 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░-18 ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░ ░ 5 ░░░░░░ 2009 ░░░░ ░░ 12 ░░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░ 13 ░░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░ 9 ░░░░░░ 2022 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ 3.1.
░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ 5 ░░░░░░ 2009 ░░░░ ░░ 12 ░░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░ ░ 13 ░░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░ 9 ░░░░░░ 2022 ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░-18 ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░-18 ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 17 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 30 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░».
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░-18 ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░. ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 328, 330 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 28 ░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░> .... ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░; ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ 5 ░░░░░░ 2009 ░░░░ ░░ 12 ░░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░ 13 ░░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░ 9 ░░░░░░ 2022 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░; ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ 5 ░░░░░░ 2009 ░░░░ ░░ 12 ░░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░-░░░░░░░░░ № 18 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░ 13 ░░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░ 9 ░░░░░░ 2022 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░-░░░░░░░░░ №18 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░»; ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░-░░░░░░░░░ № 18 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ 5 ░░░░░░ 2009 ░░░░ ░░ 12 ░░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░ 13 ░░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░ 9 ░░░░░░ 2022 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ 3.1. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ 10 ░░░░░░ 2022 ░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 21 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░