№ 12-995/20
Басманный районный суд г. Москвы
107078, г. Москва, ул. Каланчевская, д. 11
РЕШЕНИЕ
город Москва 30 сентября 2020 года
Судья Басманного районного суда города Москвы Васин А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны России Беляева О.К. на постановление Главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в городе Москве (ГИТ в г. Москве) Татарникова Е.В. № 77/4-267-20-ППР/12-12247-И/18-1319 от 08 апреля 2020 года, которым Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» министерства обороны России (ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением должностного лица ГИТ в г. Москве № 77/4-267-20-ППР/12-12247-И/18-1319 от 08 апреля 2020 года ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 49 500 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник обратился в суд с жалобой, в которой просит его изменить и назначить Учреждению одно наказание по всем двадцати делам, возбужденным в отношении Учреждения военной прокуратурой Тамбовского гарнизона 25.02.2020 и рассмотренным 08.04.2020 ГИТ в г. Москве.
В обоснование жалобы защитник указал на то, что при вынесении постановления должностным лицом не приняты во внимание наличие смягчающих ответственность Учреждения обстоятельств, а именно то, что Учреждение признает факт несвоевременной оплаты отпуска работнику организации, раскаивается в содеянном. Кроме того, должностным лицом ГИТ не принято во внимание ходатайство Учреждения об объединении дел, тогда как
обстоятельства, послужившие основанием привлечения ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России к административной ответственности, были выявлены в рамках одной проверки. Постановления о возбуждении двадцати дел об административных правонарушениях, вынесены в один день, одним должностным лицом в одно и тоже время. Содеянное полностью охватывается составом одного административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.5.27 КоАП РФ, совершение которого влечет однократное привлечение лица к административной ответственности. Таким образом, Учреждение подлежит привлечению к административной ответственности с вынесением одного постановления и назначением одного наказания, принимая во внимание, что в силу ч.5 ст. 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и тоже административное правонарушение.
Защитник ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по доверенности Титов И.В. в судебное заседание явился, доводы жалобы поддержал.
Представитель административного органа, представитель военной прокуратуры Тамбовского гарнизона в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения жалобы.
Проверив доводы жалобы, выслушав защитника, исследовав материалы административного дела, прихожу к следующим выводам.
Так, в соответствии с ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со ст. 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы; право на отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительностью рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков.
Статья 22 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает, что работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
В силу ст. 136 ТК РФ оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала.
Как установлено в судебном заседании и следует из представленных материалов административного дела приказом Минобороны России от 02.03.2017 № 155 создано ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, основной деятельностью которого определено: содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
ЖКС № 15 (г. Рязань) является структурным подразделением ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, расположенного по адресу: г. Москва, ул. ...».
Военной прокуратурой Тамбовского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами ЖЭ (К) О № 16 (г. Тамбов) филиала «ЦЖКУ» МО РФ (по ЗВО) (в настоящее время ЖКС № 15 (г. Рязань) трудового законодательства, в ходе которой выявлены нарушения требований трудового законодательства.
Так, приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ от 31.08.2017 № 13/3 (с изменениями от 22.03.2018 № 68) утверждены Правила внутреннего трудового распорядка в федеральном государственном бюджетном учреждении «Центральное жилищно-коммунальное учреждение» Министерства обороны Российской Федерации, согласно п. 9.9 которых, оплата отпуска производится не позднее, чем за три дня до его начала.
07.10.2017 ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ в лице начальника ЖКО № 16 (г. Тамбов) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ с ...ым заключен трудовой договор № 585-Т о принятии на должность машиниста (кочегара).
18.04.2019 приказом начальника ЖЭ (К) О № 15 (г. Рязань) филиала «ЦЖКУ» МО РФ (по ЗВО) № 63-о ...у предоставлен ежегодный основной оплачиваемый отпуск на 18 дней с 23.04.2019г.
24.04.2019 платежным поручением № ... ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ произведена ...у оплата отпуска, т.е. с нарушением требований ст. 136 ТК РФ и п. 9.9 указанных Правил внутреннего трудового распорядка в федеральном государственном бюджетном учреждении «Центральное жилищно-коммунальное учреждение» Министерства обороны Российской Федерации.
В этой связи 25 февраля 2020 года военным прокурором Тамбовского гарнизона в отношении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ. Постановление по делу об административном правонарушении направлено для рассмотрения в Государственную инспекцию труда в г. Москве.
По результатам рассмотрения дела 08 апреля 2020г. должностным лицом ГИТ Москвы в отношении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России вынесено постановление о назначении административного наказания.
Факт совершения административного правонарушения и вина ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно судом исследованы:
- постановление военного прокурора Тамбовской области о возбуждении дела об административном правонарушении от 25 февраля 2020 года;
- письменные объяснения представителя ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России данные 25.02.2020 помощнику военного прокурора;
- акт исследования материалов проверки от 20.02.2020;
- трудовой договор с работником ...ым и дополнительные соглашение к нему;
- приказ о предоставлении отпуска работнику ...у от 18.04.2019;
- платежное поручение № ... от 24.04.2019 о выплате отпускных;
- заявка на расходование денежных средств; расчетная ведомость;
- приказ начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 22.03.2018 о внесении изменений в Правила внутреннего трудового распорядка дня в ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России;
- приказ начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 09.08.2019 об утверждении Положения об оплате труда работников ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России;
- приказ о создании ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России;
- выписка из ЕГРЮЛ в отношении ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ;
- перечень филиалов ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России;
- определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении;
- ходатайство об объединении дел в одно производство;
- правовая позиция по делу об административном правонаршуении.
Представленные доказательства обоснованно признаны должностным лицом административного органа допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. В силу ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются, в том числе протоколом об административном правонарушении, иными протоколами и документами.
Должностное лицо, в чьем производстве находилось указанное дело об административном правонарушении, приняло процессуальное решение, исследовав все обстоятельства дела и подтверждающие их доказательства.
Из материалов дела достоверно следует, что юридическое лицо ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России нарушило вышеуказанные требования Трудового законодательства, в связи с чем Учреждение обоснованно привлечено к административной ответственности по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у юридического лица ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России имелась возможность для соблюдения Трудового законодательства, за нарушение которого ч.6 ст. 5.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны: должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес; дата и место рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу; срок и порядок обжалования постановления.
Постановления по делу об административном правонарушении соответствует требованиям закона, в нем содержатся все сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства, исследованные должностным лицом.
Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, не является основанием к отмене постановления должностного лица, постановленного с соблюдением требований КоАП РФ.
Довод жалобы защиты о том, что обстоятельства дела определены неверно, несостоятелен, не основан на материалах дела и поэтому не может служить основаниями для отмены обжалуемого постановления. Не опровергает выводов о совершении административного правонарушения, и по существу сводятся к переоценке доказательств.
Доводы жалобы о наличий оснований к объединению административных дел в одно производство с вынесением одного постановления о привлечении к административной ответственности, поскольку постановления о привлечении к административной ответственности были вынесены административным органом в результате проведения одной проверки и за одно бездействие юридического лица, судом отклоняются.
В соответствии с ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) названного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Вместе с тем, из постановлений о привлечении юридического лица к административной ответственности усматривается, что правонарушения были совершены в одной сфере - сфере трудового законодательства, тогда как сами по себе данные правонарушения являются самостоятельными правонарушениями, совершенными в отношении различных объектов - 20 работников Учреждения и связанными с несвоевременной выплатой данным работникам денежных средств по оплате отпуска.
Административное наказание в виде штрафа назначено в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, с учетом тяжести административного правонарушения и конкретных обстоятельств дела, учитывая, что нарушены права работника. При назначении наказания должностным лицом приняты во внимание смягчающие обстоятельства, а именно устранение правонарушения до вынесения постановления о назначении наказания и обстоятельства, отягчающие административную ответственность – повторное совершение однородного административного правонарушения.
Доводы жалобы о том, что в нарушение части 5 статьи 4.1 КоАП РФ Учреждение привлечено к административной ответственности на основании еще 19 постановлений должностного лица ГИТ в г. Москве в рамках проведения одной прокурорской проверки за одно и то же административное правонарушение, подлежат отклонению, поскольку основаны на не правильном толковании норм действующего законодательства, поскольку административная ответственность по ч.6 ст. 5.27 КоАП РФ наступает за невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений работнику и административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает за нарушение трудового законодательства в отношении каждого работника.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление Главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в городе Москве (ГИТ в г. Москве) Татарникова Е.В. № 77/4-267-20-ППР/12-12247-И/18-1319 от 08 апреля 2020 года, которым Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» министерства обороны России (ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение 10 дней.
Судья А.А. Васин
1