Решение по делу № 2а-640/2019 от 18.07.2019

Дело № 2а-640/19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Гагарин                                                    15 августа 2019 года

         Гагаринский районный суд Смоленской области в составе

председательствующего           Гайдук Н.С.,

при секретаре                            Степановой Е.А.,

          рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Смоленской области к Смоленской областной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество спасения на водах» о признании прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключении сведений о нем из Единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

           Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Смоленской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к Смоленской областной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество спасения на водах» о признании прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключении сведений о нем из Единого государственного реестра юридических лиц, указав в обоснование, что 11 мая 2017 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Смоленской области было принято решение о государственной регистрации данной организации, которая, в нарушение абзацев 4 и 8 ч.1 ст. 29 ФЗ от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях», а также приказа Министерства юстиции РФ от 16.08.2018 №170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» и постановления    Правительства РФ от 15.04.2006 г. №212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», не представило в Управление отчет по форме ОН0003 за 2017-2018 гг., за что был в отношении организации составлен протокол об административном правонарушении и И.о. мирового судьи судебного участка №18 в МО «Гагаринский район» Смоленской области вынесено постановление от 11.07.2018 по ст. 19.7 КоАП РФ о привлечении к административной ответственности с назначением штрафа в размере 3000 рублей. Также в нарушение указанных норм законодательства в Управление в 2018-2019 г.г. не была предоставлена административным ответчиком информация о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, в связи с чем 19.04.2019 г. в его адрес направлено предупреждение, однако, до настоящего времени отчет и информация административному ответчику так и не представлена.

           Административный истец -Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Смоленской области, заинтересованное лицо- Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №2 по Смоленской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.

           Представители административного ответчика Смоленской областной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество спасения на водах» - председатель Совета Зуевский Е.В. и адвокат Гасанбегова Л.В., действующая на основании ордера, заявленные требования не признали, просили в них отказать, пояснив в судебном заседании, что организация создана как подразделение Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество спасения на водах», согласно Устава, основной задачей ее деятельности является создание благоприятных условий для отдыха на воде, создание базы для обучения плаванию и культуре поведения граждан на отдыхе, обеспечение безопасности граждан на отдыхе при водоемах. Организация создана в 2017 году, находится на стадии развития, никаких доходов не имеет, декларации в налоговую инспекцию сдаются своевременно, носят нулевой характер. Подтверждением их деятельности является заключенное 29 мая 2017 года соглашение с ФКУ «Центр государственной инспекции по маломерным судам Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Смоленской области», согласно которого предметом их совместной деятельности является обеспечение охраны жизни людей на водных объектах Смоленской области. Создали организацию энтузиасты, которые занимаются регулярным патрулированием водных объектов, изыскивают возможные пути для организации безопасных мест и обустройства пляжей для купания граждан и т.п. Ими заключен договор с ООО «БизнесСпорт», которая занимается их отчетной деятельностью, то, что имеет место не представление указанной в иске информации о деятельности организации и отчета, им стало известно при подаче административного иска, поскольку предупреждение административного истца в их адрес не поступало, однако, в ближайшее время все документы они готовы представить и в будущем обязуются соблюдать все требования закона. В настоящее время данные нарушения носят разовый характер, не являются неоднократными, поэтому считают требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

        Исследовав материалы дела, суд полагает административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

         Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на объединение, в том числе право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, и гарантируя свободу деятельности общественных объединений (часть 1 статьи 30), одновременно предписывает гражданам и их объединениям соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (часть 2 статьи 15).

        В развитие названных конституционных положений статья 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" также обязывает общественное объединение соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами общественного объединения; ежегодно опубликовывать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявшей решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации.

        В соответствии с требованиями части 3 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны предоставлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников.

         В силу подпункта "а" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года N 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" вышеуказанные документы и сведения предоставляются некоммерческой организацией не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

        Ликвидируется общественное объединение по решению суда в случае осуществления им деятельности с нарушением Конституции Российской Федерации либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов (подпункт 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации и часть первая статьи 44 Федерального закона "Об общественных объединениях").

        Федеральный законодатель возлагает на орган, принимающий решение о государственной регистрации общественного объединения, обязанность осуществлять контроль за соответствием деятельности объединения уставным целям.

         При осуществлении данного контроля указанный орган вправе: 1) запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы; 2) направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях; 3) не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции; 4) запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности общественных объединений у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций; 5) в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца.

       Предупреждение, вынесенное органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд (статья 38 Федерального закона "Об общественных объединениях").

11 мая 2017 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Смоленской области было принято решение о государственной регистрации Смоленской областной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество спасения на водах» (учетный номер 2906), сведения о которой внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 17 мая 2017 года под основным государственным регистрационным номером 116733009254 (л.д. 6).

          Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Смоленской области обратилось в Гагаринский районный суд Смоленской области с административным исковым заявлением о признании указанной Организации прекратившей свою деятельность и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц, ссылаясь на то, что в нарушение статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", а также статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", административный ответчик не предоставил отчет по форме ОН0003 за 2017-2018 гг., за что был в отношении организации составлен протокол об административном правонарушении и И.о. мирового судьи судебного участка №18 в МО «Гагаринский район» Смоленской области вынесено постановление от 11.07.2018 по ст. 19.7 КоАП РФ о привлечении к административной ответственности с назначением штрафа в размере 3000 рублей. Кроме этого, административный ответчик не представил в Управление информацию о своей деятельности за 2017-2018 гг.

          За непредставление информации о деятельности административным истцом19 апреля 2019 года (исходящий номер67/03-1257) вынесено предупреждение об устранении имеющихся нарушений в срок до 30 мая 2019 года (л.д.).

          К данному сроку нарушения не были устранены, истребованная информация административным ответчиком не была представлена.

          Письменное предупреждение направлялось по адресу (месту нахождения 215047 Смоленская область, Гагаринский район с. Карманово мкр. Западный д.1 кв.30) Организации (Председателю Совета Зуевскому Е.В., действующему на основании приказа №04/ЦС от 25.01.2017 и Постановления Президиума Центрального Совета ВОСВОД №03/ЦС от 25.01.2017 ), но было возвращено в адрес отправителя - управления Министерства юстиции Российской Федерации по Смоленской области связи с неудачной попыткой вручения (л.д.14,15-18,19).

Таким образом, предупреждение административному ответчику не было доставлено и вручено, в связи с чем вынесенное предупреждение Организацией обжаловано не было.

Доводы стороны административного истца о допущенных Организацией нарушениях закона подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе данными о привлечении ее к административной ответственности по статье 19.7 КоАП РФ за непредоставление сведений в государственный орган, которые стороной административного ответчика не оспорены и признаются судом допустимыми.

Между тем, суд, оценив собранные по делу доказательства, приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Управления о признании ответчика прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц в связи с отсутствием оснований для принятия такого решения.

Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 года № 14-П по делу о проверке конституционности положений статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что отсутствие в пункте 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, т.е. его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных статьей 55 Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Как установлено судом, организация создана как подразделение Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество спасения на водах», из Устава которой следует, что основной задачей ее деятельности является создание благоприятных условий для отдыха на воде, культуре поведения и безопасности граждан на отдыхе при водоемах. Созданная в 2017 году Организация находится на стадии развития, никаких доходов не имеет, декларации в налоговую инспекцию сдаются своевременно, носят нулевой характер. 29 мая 2017 года ими заключено соглашение с ФКУ «Центр государственной инспекции по маломерным судам Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Смоленской области», согласно которого предметом их совместной деятельности является обеспечение охраны жизни людей на водных объектах Смоленской области. Также ими заключен договор с ООО «БизнесСпорт».

Поскольку деятельность организации, как юридического лица, фактически не прекращалась на протяжении всего заявленного административным истцом периода времени, что подтверждается объяснениями представителей административного ответчика и представленными доказательствами, при этом перечисленные в административном иске нарушения являются однократными, не носят характер грубых или неустранимых, а также не повлекли за собой каких-либо негативных последствий, на такие обстоятельства сторона истца не ссылается, указывая лишь на формальную сторону допущенных нарушений, суд приходит к выводу, что приведенные основания для прекращения деятельности общественной организации как неоднократное непредставление информации и отчета не может служить достаточным основанием для признания Организации прекратившей деятельность.

Кроме того, в силу статьи 11 (пункт 2) Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод осуществление права на свободу объединения не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Как указывает Европейский суд по правам человека, положения статьи 11 распространяются на весь период деятельности объединений, и их ликвидация также должна удовлетворять требования вышеуказанной нормы.

Поскольку запрет деятельности общественного объединения может касаться лишь тех объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (часть 5 статьи 13 Конституции Российской Федерации), а создание Смоленской областной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество спасения на водах» - обусловлено общественно полезными целями и задачами, оснований для удовлетворения заявленных Управлением исковых требований не имеется и по данному основанию.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что факты, изложенные в административном исковом заявлении, подтверждаются вышеуказанными материалами дела.

Более того, административным ответчиком не принято мер к устранению нарушений не только в срок, установленный Главным управлением Минюста России по Новосибирской области, но и до настоящего времени.

В соответствии с абзацем 3 статьи 44 Федерального закона "Об общественных объединениях" неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям, является основанием ликвидации общественного объединения.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что допущенные Организацией нарушения закона не являются неоднократными и не могут служить основанием для ее ликвидации. Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства при установленных обстоятельствах не соответствует общеправовому принципу юридической ответственности и не является в данном случае соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

          ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░.

           ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

        ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 16 ░░░░░░░ 2019 ░░░░.

░░░░░:                            ░.░.░░░░░░

2а-640/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление Министерства юстиции РФ по Смоленской области
Ответчики
Смоленская областная организация Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество спасения на водах"
Другие
Межрайонная ИФНС № 2 по Смоленской области
Суд
Гагаринский районный суд Смоленской области
Судья
Гайдук Наталья Сергеевна
Дело на сайте суда
gagarin.sml.sudrf.ru
18.07.2019Регистрация административного искового заявления
18.07.2019Передача материалов судье
19.07.2019Решение вопроса о принятии к производству
19.07.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.07.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.08.2019Судебное заседание
16.08.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.04.2020Регистрация административного искового заявления
08.04.2020Передача материалов судье
08.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
08.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.04.2020Судебное заседание
08.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.12.2019Дело оформлено
23.01.2020Дело передано в архив
23.04.2020Регистрация административного искового заявления
23.04.2020Передача материалов судье
23.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
23.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.04.2020Судебное заседание
23.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее