Решение по делу № 2а-2239/2020 от 14.07.2020

Дело №2а-2239/2020                     2 октября 2020 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе

председательствующего судьи Аксютиной К.А.

при секретаре судебного заседания Бородиной Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске административное дело по административному исковому заявлению Илатовского Р. А. к администрации муниципального образования «Город Архангельск» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности организовать проведение дополнительного обследования основных конструкций многоквартирного дома,

установил:

Илатовский Р.А. обратился в суд с административным иском к Администрации муниципального образования «Город Архангельск» (далее – Администрация) о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по организации обследования жилого ... в г. Архангельске в целях вынесения межведомственной комиссией одного из решений, предусмотренных пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от <Дата> <№>, возложении обязанности на Администрацию организовать проведение специализированной организацией дополнительного обследования основных конструкций многоквартирного ... в г. Архангельске с целью получения заключения, предусмотренного пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47.

В обоснование административного иска указал, что является нанимателем жилого помещения маневренного фонда, расположенного по адресу: г. Архангельске, .... По обращению государственной жилищной инспекции Архангельской области <Дата> межведомственной комиссией проводилось обследование данного дома и принято решение о необходимости проведения дополнительного обследования дома специализированной организацией. Вместе с тем до настоящего времени вопрос о признании жилого дома в целом непригодным (пригодным) для проживания граждан и аварийным не разрешен, решение не принято. В результате бездействия органа местного самоуправления, являющегося собственником большинства муниципальных жилых помещений в данном доме, нарушены его жилищные права. При указанных обстоятельствах заявлен настоящий административный иск.

Административный истец в судебное заседание не явился, его представитель требования административного иска поддержал.

Представитель Администрации с требованиями не согласилась, просила в удовлетворении административного иска отказать по основаниям, изложенным в отзыве. Пояснила, что административный истец вправе самостоятельно представить заключение специализированной организации в межведомственную комиссию. Кроме того, указала, что возложение обязанности организовать дополнительное обследование основных конструкций дома, только на одного из собственников помещений в данном доме, противоречит требованиям, действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

Заинтересованное лицо Государственная жилищная инспекция Архангельской области о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела без участия своего представителя, ранее представили отзыв на административное исковое заявление, в котором, представитель заинтересованного лица полагала требования истца подлежащими удовлетворению.

Остальные заинтересованные лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

По определению суда дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Заслушав представителей административного истца и административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Таким образом, основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

В силу ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия для осуществления гражданами права на жилище и его безопасность.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Илатовский Р.А. проживает по месту жительства в ... в г. Архангельске на условиях договора найма жилого помещения маневренного фонда.

<Дата> межведомственной комиссией Администрации МО «Город Архангельск» по обращению Государственной жилищной инспекции Архангельской области проведено обследование технического состояния многоквартирного ... в г. Архангельске и принято решение о необходимости собственникам помещений организовать проведение дополнительного обследования основных конструкций дома специализированной организацией для решения вопроса о признании дома аварийным и подлежащим сносу.

<Дата> административный истец обратился в департамент городского хозяйства Администрации МО «Город Архангельск» с заявлением о признании дома аварийным, в ответ на которое <Дата> департамент городского хозяйства уведомил административного истца о том, что для рассмотрения вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции необходимо представить заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее – Положение), которое устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, а многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 1 Положения).

Согласно п. 7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Абзацем третьим названного пункта предусмотрено, что орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В соответствии с п. 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном п. 47 настоящего Положения.

Согласно п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Содержащийся в п. 47 Положения перечень решений, которые может принять межведомственная комиссия, является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит.

Положение «О межведомственной комиссии для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда, расположенных на территории муниципального образования «Город Архангельск» утверждено постановлением мэрии города Архангельска от 22 мая 2015 года № 433 (далее – Положение о межведомственной комиссии).

В силу указания п. 17 Положения о межведомственной комиссии организация работы комиссии возлагается на отдел по работе с межведомственной комиссией управления по организации деятельности городского хозяйства департамента городского хозяйства Администрации муниципального образования «Город Архангельск» и включает в себя, в том числе, подготовку заявок на проведение дополнительных обследований, назначенных межведомственной комиссией.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Оценив представленные доказательства, на основании установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что Администрация как орган публичной власти, неправомерно уклонилась от выполнения обязанности по организации проведения специализированной организацией дополнительного обследования многоквартирного дома, оставила решение указанного вопроса на усмотрение иных собственников жилых помещений в доме, а также нанимателей, вынужденных проживать в жилых помещениях, состояние конструкций которых представляет угрозу для жизни и здоровья проживающих в нем граждан.

В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ для признания решения органа государственной власти незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов административного истца.

Необходимая совокупность указанных условий по настоящему делу имеется.

Представитель административного ответчика ошибочно полагает, что административный истец не вправе заявлять настоящие требования, поскольку является нанимателем маневренного жилищного фонда и его проживание в доме носит временный характер, поскольку вышеназванным Положением каких-либо ограничений по отношению к заявителям не установлено.

Вместе с тем суд также исходит, что требования настоящего иска направлены, прежде всего, на понуждение административного ответчика принять достаточные и эффективные меры для определения юридической судьбы жилого дома, техническое состояние которого не отвечает обязательным требованиям, предъявляемым к жилому помещению.

Так, в соответствии с п. 13 договора найма жилого помещения маневренного фонда от <Дата> наймодатель обязан передать нанимателю пригодное для проживания жилое помещение в состоянии, отвечающем требованиям пожарной безопасности, санитарно-техническим, экологическим и иным требованиям, а также обеспечивать предоставлению нанимателю коммунальных услуг.

Однако спорный многоквартирный дом таким требованиям не отвечает, что не оспаривалось сторонами спора.

Учитывая, что основанием для рассмотрения межведомственной комиссией вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу явилось заключение Государственной жилищной инспекции Архангельской области, при этом значительное большинство жилых помещений в указанном выше доме являются муниципальными, то направление в адрес иных собственников жилых помещений писем о необходимости предоставления в межведомственную комиссию заключения специализированной организации, свидетельствует об уклонении ответчика от исполнения обязанности возложенной законом в сфере решения вопросов местного значения, связанных с содержанием муниципального жилищного фонда.

Таким образом, в целях восстановления нарушенных жилищных прав административного истца на административного ответчика должна быть возложена обязанность в разумный срок организовать проведение специализированной организацией дополнительного обследования основных конструкций многоквартирного дома с целью обеспечения рассмотрения вопроса о признании дома аварийным и подлежащим сносу и принятия межведомственной комиссией соответствующего решения.

Именно бездействие Администрации создает препятствие для рассмотрения межведомственной комиссией вопроса о признании дома аварийным и подлежащим сносу.

С учетом мероприятий, необходимых для устранения допущенных нарушений, суд полагает разумным установление срока – шесть месяцев с даты вступления в законную силу настоящего решения суда.

Кроме того, в порядке ст. 111 КАС РФ в пользу административного истца с административного ответчика подлежит взысканию уплаченная при подаче иска государственная пошлина в сумме 300 руб.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Илатовского Р. А. к администрации муниципального образования «Город Архангельск» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности организовать проведение дополнительного обследования основных конструкций многоквартирного дома удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Архангельск», выразившееся в непринятии мер по организации дополнительного обследования основных конструкций многоквартирного ... в городе Архангельске специализированной организацией в целях вынесения межведомственной комиссией одного из решений, предусмотренных пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47.

Обязать администрацию муниципального образования «Город Архангельск» организовать в течение шести месяцев с даты вступления в законную силу решения суда проведение специализированной организацией дополнительного обследования основных конструкций многоквартирного ... в городе Архангельске с целью обеспечения принятия межведомственной комиссией для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда, расположенных на территории муниципального образования «Город Архангельск» одного из предусмотренных пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, решений в отношении многоквартирного жилого ... в городе Архангельске.

Администрации муниципального образования «Город Архангельск» сообщить об исполнении решения суду, Илатовскому Р. А. в течение десяти дней с момента фактического исполнения решения суда.

Взыскать с администрации муниципального образования «Город Архангельск» в пользу Илатовского Р. А. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 (Триста) руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий

К.А. Аксютина

2а-2239/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Илатовский Руслан Алексеевич
Ответчики
Администрация МО "Город Архангельск"
Другие
Иванов Александр Евгеньевич
Нечаев Александр Николаевич
ГЖИ Архангельской области
департамент городского хозяйства Администрации муниципального образования "Город Архангельск"
Межведомственная комиссия
Суд
Ломоносовский районный суд г. Архангельск
Судья
Аксютина Ксения Александровна
Дело на странице суда
lomonosovsky.arh.sudrf.ru
14.07.2020Регистрация административного искового заявления
14.07.2020Передача материалов судье
14.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
14.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.07.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
12.08.2020Предварительное судебное заседание
02.09.2020Судебное заседание
04.09.2020Судебное заседание
24.09.2020Судебное заседание
02.10.2020Судебное заседание
15.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее